Технологическая карта занятия " В гостях у осьминога" с детьми старшей группы
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Технологическая карта занятия, цели, задачи, оборудование, актуальность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_dou.docx | 306.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный этап
Всероссийского конкурса
«Учитель здоровья»
ТЕМА: «В ГОСТЯХ У ОСЬМИНОГА»
Вальдман Нина Сергеевна
Учитель-логопед
Государственного бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада №49
Калининского района
Санкт-Петербурга
LOGOPED49@yandex.ru
9213523546
2019 г.
Оглавление
Содержание | Стр.2 |
| 3 |
| 3 |
| 4 |
| 7 |
| 13 |
Технологическая карта занятия
Учитель-логопед
Тема: «В гостях у осьминога»
Цель: Оптимизировать процесс коррекции речи (обогащать словарный запас по теме «Подводный мир», развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь) и обеспечить оздоровление, поддержание здоровья детей.
Образовательные задачи:
- Расширение и уточнение знаний детей о море и его обитателях.
- Совершенствование и уточнение словарного запаса по теме «Подводный мир».
- Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными).
- Совершенствование звукопроизношения.
- Совершенствование навыков звукового, слогового анализа, представлений.
- Совершенствование артикуляционной моторики.
- Совершенствование мелкой моторики.
- Совершенствование общей моторики.
- Совершенствование творческого воображения.
Развивающие задачи:
- Развитие мелкой моторики .
- Развитие общей моторики (координация речи с движениями).
- Развитие артикуляционной моторики.
- Развитие дыхания.
- Развитие слухового внимания, памяти, воображения.
- Развитие зрительного внимания.
Воспитательные задачи:
- Воспитание познавательного интереса к представителям морской фауны.
- Формирование умения работать и играть в коллективе.
- Воспитание чувства коллективизма, ответственности.
Основное содержание учебного материала в контексте заявленной проблемы:
Здоровьесберегающие технологии в детском саду– это комплекс медицинских, логопедических, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и осознанного отношения к состоянию своего здоровья. Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Работа логопеда в системе оздоровления детей занимает немаловажно е место, так как от логопеда зависит своевременное выявление речевых отклонений у воспитанников, логопед ведет профилактическую работу, следит за соблюдением единого речевого режима в ДОУ и дома, планирует индивидуальную работу, обеспечивает личностно – ориентированную направленность процесса оздоровления детей.
Цель использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда – обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.
С каждым годом увеличивается количество детей с тяжёлыми нарушениями речи, дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием.
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.
Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.
Особенности физического развития:
- нарушение дыхания и голосообразования;
- нарушения общей и мелкой моторики;
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- повышенная утомляемость;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
- нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития:
- нарушения оптико-пространственного праксиса;
- неустойчивость внимания;
- расстройство памяти (особенно слуховой);
- несформированность мышления;
В связи с этим, весьма актуальным становится вопрос внедрения в практику здоровьесберегающих технологий, т.е. такой организации образовательного процесса, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, способствует его укреплению. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Исходя из вышесказанного, поставила перед собой следующую цель: выявить эффективные способы использования здоровьесберегающих технологий, оптимизировать процесс коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.
Для достижения поставленной цели в процессе коррекционно-развивающего обучения выделяю и решаю следующие задачи:
- Охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения;
- Формирование орального праксиса;
- Совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса;
- Повышение резервов дыхательной системы;
- Привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни;
- Выявление, обобщение и распространение педагогического опыта для педагогов ДОУ;
Ожидаемые результаты:
- правильное речевое дыхание у детей;
- сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
- положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
- отсутствие напряжения и скованности у детей;
- улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
- использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.
Использование здоровьесберегающих технологий - в моей логопедической деятельности стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Оборудование, используемый методический инструментарий:
- Иллюстрация моря
- USB-флеш-накопитель с записью звуков моря
- Осьминог, покрывало
- Беспроводная колонка
- Емкости с водой комнатной температуры ( с морскими звездами и ракушками)
- Скатерть, полотенца
- Изображение злой акулы
- Картинный материал с изображениями предметов, в названии которых есть звук А
- Изображение кита
- Изображения обитателей подводного мира
- Конфеты для поощрения
- Изображение солнца
Формы организации учебной деятельности обучающихся: подгрупповая совместная деятельность с детьми (путешествие)
Возраст: старший (5-6 лет)
Используемые здоровьесберегающие технологии:
- Артикуляционная гимнастика
- Дыхательная гимнастика
- Аквагимнастика
- Психогимнастика
- Релаксация
- Развитие общей моторики (физминутка)
- Развитие мелкой моторики (движения пальцев в воде)
- Слуховая гимнастика (развитие слухового внимания)
Ход занятия
№ этапа | Этапы работы | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Планируемые результаты | Здоровьесберегающие образовательные технологии |
1. | Организационный этап | -Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу (как солнышко на картинке), возьмемся за руки и повторим: Возьмемся за руки, друзья! Друг другу улыбнемся, Мы пожелаем всем добра и скажем: «Здравствуй, солнце!» -Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие к морю и познакомимся с подводными обитателями. Скажите, а море можно увидеть? Посмотрите на фото моря. А можно его услышать?(звучит шум прибоя, голос дельфина, чаек). Закройте глаза и представьте море. -Чтобы отправится к морю, нужно сказать волшебные слова и 3 раза обернуться вокруг себя: «Вокруг себя обернись, на берегу моря окажись!» | Дети берутся за руки, улыбаются, встают в круг и повторяют слова логопеда. Дети садятся на стульчики. Дети отвечают. Дети слушают. Закрывают глаза. Дети кружатся и повторяют слова | Подготовка детей к занятию, дети веселы и доброжелательны друг к другу. Снятие психического напряжения и скованности у детей. | Психогимнастика Релаксация (шум моря) |
2. | Целеполагание | -Дети, посмотрите, у берега моря кто-то прячется. Кто это? Ты со мною незнаком, Я живу на дне морском, Голова и восемь ног, Кто, скажи я? (осьминог) -Посмотрите на осьминога. Он какой? (красивый, красный, шершавый, …) Где живет осьминог? -Посмотрите, осьминог приготовил для вас задания, он хочет узнать, чему вы научились в детском саду. Когда вы выполните все задания, вас ждет сюрприз от осьминога. -Осьминог приглашает нас к себе в гости на дно моря. | Дети отгадывают загадку. Отвечают. Дети отвечают. -На дне моря и океана. | Дети формулируют цель занятия – выполнить задания осьминога. | |
3. | Актуализация знаний |
-Внимание, погружаемся! (логопед считает секунды и смотрит, кто лучший ныряльщик).
-Достаньте из воды такое количество морских звезд и ракушек, сколько слогов в слове. Слова: медуза(3), конек (2), краб (1), дельфин (2), акула (3), кит (1).
Посмотрите на фотографию кита, которую нам приготовил осьминог. - Покажем кита, который выныривает из воды: откроем широко рот, максимально выдвинем узкий язык вперед, подержим немного и уберем вглубь рта. -А теперь покажем, как «кит плавает» в воде: рот широко открыт, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней десен.
Логопед называет морских обитателей, бросает кубик детям поочередно. -Молодцы, справились с этим заданием осьминога.
Море очень широко Море очень глубоко Рыбки там живут, друзья А вот воду пить нельзя!
- Дети, я буду называть вам слова. Если это животное относится к морским обитателям, вы должны хлопнуть в ладоши, а, если это животное, которое обитает на суше – топнуть ногой. Слова: осьминог, дельфин, мышь, кит, лиса, волк, заяц, морской конек, кот, медуза и т.д.
-Подойдите к столу, опустите руки в воду и покажите «Медузу» (кисти рук под водой, пальцы собраны вместе, раскрываем кисть и опять закрываем) «Морскую звезду» (кисти лежат на дне, пальцы разведены в стороны; в хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности миски) «Рака» (кисти под водой; мизинец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения делаем со всеми пальцами.) «Дельфина» (ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх под водой.) «Акулу» (пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался под водой. Выполняем волнистые движения.) «Рыбку» (кисти рук лежат на поверхности воды, бьют кистями по воде)
- Пока мы с вами играли, на наших морских обитателей напала злая акула (показ картинки). Чтобы их спасти, мы должны подарить акуле картинки, названия которых начинаются с ее любимого звука А. | Дети стоят, задерживают дыхание. Дети подходят к столу, достают из воды нужное количество морских звезд и ракушек, выкладывают на стол. Вытирают руки и встают в круг. Дети стоят, повторяют артикуляционные упражнения за логопедом. Дети ловят кубик и называют морского обитателя с выпавшей на кубике цифрой («2 кита, 5 осьминогов») Дети стоят, повторяют слова и движения за логопедом (2 раза). Дети широко разводят руки в стороны. Приседают, коснувшись руками пола. Выполняют движения «Рыбка». Разводят руки в стороны, приподняв плечи. Дети стоят, слушают, хлопают или топают. Дети подходят к столу к мискам с водой. Показывают друзей осьминога по образцу логопеда. Дети смотрят на картинку акулы. Дети выбирают из предложенных картинок только те, названия которых начинаются со звука А. | Правильное дыхание у детей (при нырянии). Дети определяют правильное количество слогов в словах, достают морские звезды и ракушки. Сформированные движения артикуляционного аппарата: растягивание подъязычной связки языка, поднятие и опускание кончика языка. Дети правильно согласовывают существительные с числительными от 1 до 6. Дети восстановили физические силы, сняли утомляемость и сонливость. Дети дифференцируют на слух названия подводных обитателей и других животных. Дети совершенствуют мелкую моторику рук, закаливаются, стабилизируют психо-эмоциональное состояние, улучшают соматическое здоровье. Совершенствуют навыки фонематического анализа и представлений. | Дыхательная гимнастика Аквагимнастика, развитие мелкой моторики Артикуляционная гимнастика Развитие общей моторики (координация движений рук – поймать кубик и бросить логопеду) Физминутка (речь с движениями) Слуховая гимнастика Аквагимнастика |
4. | Систематизация знаний. Рефлексия | - Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания осьминога. Какое задание вам очень понравилось? Какое задание было самым трудным? Осьминог вас благодарит и дарит вам подарки (конфеты с морскими обитателями). _ Спасибо, дорогой осьминог! А нам нужно возвращаться в наш детский сад. Повернемся вокруг себя и произнесем волшебные слова: «Вокруг себя обернись и в детском саду окажись!». - До свидания, ребята! | Дети отвечают. Принимают подарки осьминога. Поворачиваются вокруг себя. | Дети вспоминают, выявляют и осознают основные компоненты деятельности, способы и пути их решения, полученные результаты. |
Литература:
- Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2012
- Гомзяк О.С. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». – М., 2009
- Деева Н.В. «Игровые здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, зарядка для глаз, пальчиковые игры, физкультминутки». – М.: Учитель, 2017
Козырева О.А. «Логопедические технологии. Формирование речевого дыхания. Коррекция голоса. Развитие речи.» - М.: Феникс, 2018
- Мальгавко Н.В. «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР» – Журнал «Логопед», 2012- №1.
Павлова М.А.,Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий» - М.: Учитель, 2016
- Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста». – СПб., КАРО, 2007.
- Панфёрова И.В. «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике». – Журнал «Логопед», 2011 - №2.
Стефанко А.А, Степченкова С.К. «Здоровьесбережение в коррекционной и образовательной деятельности с дошкольниками с ТНР 4-7 лет. Парциальная адаптированная программа.». – Детство-Пресс, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей группы. Тема: «В гостях у хозяйки научной осенней лаборатории»
МБДОУ НМР РТ № 11Группа№5Старшая группа«Познавательное», «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».«В гостях у хозяйки научной осенней л...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по формированию элементарных математических представлений
Тема: «Человек в народной культуре»Применение Сингапурских приёмов обучения: МЭНЭДЖ МЭНТ, МИКС ФРИЗ ГРУПП, ТАЙМ МЭНЭДЖМЭНТ....
Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы на тему: «В гости к Лесовичку»
Занятия по региональному компоненту позволяет развивать у детей умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края....
Самоанализ, технологическая карта организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Волшебный мир магнитов»
Самоанализ, технологическая карта организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Волшебный мир магнитов»...
Технологическая карта занятия ( педагогического мероприятия) с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»
Тема: «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»Культурная практика: чтение художественной литературы.Культурно – смысловой контекст: пересказать дома родителям рассказ...
технологическая карта занятий по констрированию с детьми старшей группы детского сада.
Развитие познавательной активности, творческого воображения, умения строить дом из деревянного конструктора....
Технологическая карта занятия «Лесные дорожки» с детьми старшего дошкольного возраста
Технологическая карта занятия с детьми старшего дошкольного возраста " Лесные дорожки"...