Технологическая карта занятия ( педагогического мероприятия) с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Полевик Наталья Геннадьевна

Тема:  «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»

Культурная практика: чтение художественной  литературы.

Культурно – смысловой контекст: пересказать дома родителям рассказ, нарисовать лисят.  

Цель: Формирование умений связно пересказывать текст  по  опорным картинкам (мнемотаблице) отображающим последовательность событий.

Задачи:   

Образовательная: формировать умение  отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов, образовывать родственные слова, пересказывать текст.  

Развивающая: Развивать грамматический строй речи: упражнять в согласовании числительных с существительными (д\и «Посчитай-ка»); развивать связную речь детей посредством мнемотехники, слуховое внимание, конструктивные навыки, мелкую моторику рук, умение работать по образцу.  

Воспитательная: Воспитывать у детей  память, способность воспроизводить услышанное, чуткое отношение к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия ( педагогического мероприятия)  с детьми старшего дошкольного возраста

Подготовила и провела воспитатель Полевик Наталья Геннадьевна

Тема:  «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»

Культурная практика: чтение художественной  литературы.

Культурно – смысловой контекст: пересказать дома родителям рассказ, нарисовать лисят.   

Цель: Формирование умений связно пересказывать текст  по  опорным картинкам (мнемотаблице) отображающим последовательность событий.

Задачи:  

Образовательная: формировать умение  отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов, образовывать родственные слова, пересказывать текст.  

Развивающая: Развивать грамматический строй речи: упражнять в согласовании числительных с существительными (д\и «Посчитай-ка»); развивать связную речь детей посредством мнемотехники, слуховое внимание, конструктивные навыки, мелкую моторику рук, умение работать по образцу.  

Воспитательная: Воспитывать у детей  память, способность воспроизводить услышанное, чуткое отношение к животным.

Активизация словаря: Обогащать словарный запас фразеологизмами,  содержащими  название животных, разъяснить значение слов: ловкачи, за шиворот.

Предварительная работа с детьми: знакомство с произведениями Е.Чарушина, чтение произведений, рассматривание иллюстраций, работа с мнемотаблицами.

Материалы и оборудование:  картинка-путаница «Дикие и домашние животные», портрет Е.Чарушина, презентация произведения «Лисята», аудиозапись динамической паузы «Медвежата», текст рассказа Е.Чарушина «Лисята», аудиозапись - « шум леса», иллюстрации: ёж, лиса, заяц, волк; листы со схемами-«мордочка лисы», набор счётных палочек- на каждого ребёнка.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

Мотивационный этап

приветствие

Введение в ситуацию

«Здравствуйте!»

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

Загадываю загадку:

1,2,3,4,5 -

Как животных нам назвать?

С людьми они не знаются,

В лесу живут они  скрываются? 

Дети повторяют слова и движения

Отгадывают загадку

-Дикие животные

Дети научатся приветствовать друг друга, получат заряд хорошего настроения.

Дети научатся отгадывать загадку

Деятельностный этап

- Дети, злой волшебник заколдовал диких животных. Я предлагаю их расколдовать, вы согласны?  

Игра «Назови диких животных».

-Посмотрите, внимательно на рисунок и назовите,  каких   животных вы видите. Давайте их посчитаем, сколько всего животных заколдовал злой волшебник.

-Молодцы, ребята. Вы расколдовали всех  животных леса.

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся детским писателем Евгением Чарушиным (показ портрета) который писал рассказы о животных и даже рисовал иллюстрации к ним.  Вот одна из них.

Предлагаю вам послушать рассказ, который так и называется- «Лисята»

 

Чтение литературного произведения -  Е. Чарушина «Лисята».

Объяснение непонятных слов.

-Как вы понимаете слово:

«шустрые» - это значит очень быстрые.

 « ловкачи» - это значит очень ловкие, умеют быстро всё делать.

«за шиворот»- уцепиться за воротник или за загривок.

Вопросы по содержанию:

- Как называется это литературное произведение?

- Кто его написал?

- Что я сейчас прочитала сказку, рассказ, или стихотворение?

- Кто жили у охотника?

- Какими были эти зверьки?

- Что они делали днем?

- Когда лисята просыпались?

- Что они делали до самого утра?

- Что увидел охотник,  когда пришел со службы?

- Где охотник искал лисят?

- Где он нашел лисят?

 -Как вы думаете,  почему животные жили у охотника?

- Лисята, жили у охотника, потому что они потерялись и не нашли свою маму.

-Ребята, какие вы молодцы. Слушали меня очень внимательно и поэтому правильно ответили на все вопросы.

-Давайте с вами немного отдохнём.

Динамическая пауза

 – В лесу обитает много разных животных. Я предлагаю поиграть с медвежатами.

Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так – головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)
И вразвалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд)
А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)
Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)

 Повторное чтение рассказа.

- А сейчас послушайте рассказ   еще раз, и будете его пересказывать.

Повторное чтение рассказа Е.Чарушина «Лисята».

-Поможет вам пересказать наша схема (расшифровываю картинки).

По ходу пересказа помогаю детям, задаю наводящие вопросы.

-Молодцы, дети. Вы хорошо запомнили рассказ, очень внимательно пересказывали, следя за последовательностью на мнемотаблице.

-Давайте дадим нашим глазкам немного отдохнуть.

Гимнастика для глаз: (аудиозапись- шум леса)

Какой красивый лес вокруг нас!

Справа лисья нора,

Слева медвежья берлога, внизу под осинкой ежиная нора.

А высоко на дереве –

Беличье дупло.

-Отдохнули наши глазки. И сейчас я вам предлагаю, поиграть в очень интересную игру.

 Игра «Подбери картинку».

- В  старину люди смотрели на животных  и сравнивали поведение животных с поведением и характером людей. И придумывали разные выражения. Например: «Колюч как….( выбираю картинку – ежа -)  Получается выражение : «Колюч, как еж». Дальше мы объясняем,  что значит это выражение. (Человек злой на язык, насмешливый).  

1)Хитер как… лиса - хитрый человек, который постоянно изворачивается.

2)Труслив как… заяц - отсутствие смелости у человека.

3)Голоден как… волк - очень проголодался.

-Молодцы!

-Сейчас мы с вами будем помогать лисятам искать их маму, и перед тем как мы начнём это непростое задание, давайте разомнём наши пальчики

Пальчиковая гимнастика

Лиса, лисонька, красавица,
Всем она очень нравится.
(потирают руки)
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
(растопыривают пальчики, поворачивают и поглаживают их)
По лесу важно бродит,
(«ходят» пальцами по столу)
Страх на зайцев наводит.
(стучат кулаками по столу)

Выкладывание «Лисичек»

- Дети, в рассказе Е. Чарушина  лисята потеряли свою маму, им без мамы очень грустно. Вы хотели бы им помочь найти маму? Я предлагаю сейчас выложить маму-лису из счётных палочек.

-Присаживайтесь, за столы. Перед вами лежит лист бумаги, слева у вас изображена схема, а справа пусто. Справа вам нужно выложить мордочку лисы по схеме.

 

-Молодцы, умницы! Вы помогли лисятам найти маму, и теперь у всех ваших лисят есть мама.

Эмоционально откликаются на слова воспитателя

Рассматривают рисунок и называют  и пересчитывают диких животных

 9

Слушают чтение литературного произведения «Лисята»

Слушают объяснение непонятных слов

Отвечают на вопросы воспитателя по содержанию рассказа

- «Лисята»

- Е.Чарушин

-Рассказ

Слушают воспитателя

Выполняют динамическую паузу вместе с воспитателем под музыкальное сопровождение

Слушают разъяснения воспитателя по предстоящей деятельности

Слушают повторное чтение рассказа

Слушают внимательно, по очереди пересказывают по мнемотаблице.

Эмоционально откликаются на одобрение воспитателя и разъяснения.

Выполняют вместе с воспитателем гимнастику для глаз

Слушают разъяснения воспитателя

Слушают объяснения воспитателя о правилах игры.

Выполняют игровые действия

-Лиса

-Заяц

-Волк

Слушают воспитателя

Выполняют пальчиковую гимнастику вместе с воспитателем

Соглашаются помочь найти маму-лису.

Выкладывают из счётных палочек маму лису.

Дети научатся распознавать и называть диких и домашних животных

Дети научатся внимательно слушать произведение, узнают значение ранее неизвестных слов (ловкачи, шустрые), научатся отвечать на вопросы по содержанию рассказа.

Научатся выполнять движения в соответствии с текстом, под музыкальное сопровождение

Научатся пересказывать рассказ опираясь на мнемотаблицу.

Научатся выполнять гимнастику для глаз.

Узнают о значении выражений: «Колюч, как ёж», «Труслив, как заяц», «Голоден, как волк», «Хитёр, как лиса»

Научатся выполнять пальчиковую гимнастику

Научатся выкладывать лисичку из счётных палочек по образцу.

Рефлексивный этап

Самооценка деятельности на занятии

-Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

-Что вам запомнилось? Какое задание было для вас сложным?

Сюрпризный момент:

-Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали и прекрасно справлялись со всеми задания и за это я вас хочу наградить вот такими медальками.

Пересказывали рассказ «Лисята», играли в медвежат, выкладывали из счетных палочек маму для лисят

-Отвечают

Слушают внимательно воспитателя

Получают награды.

Дети дополнят имеющиеся знания  о повадках и жизни  лисят, научатся строить простые предложения, пересказывать текст с опорой на  мнемотаблицу.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста Интегрированное занятие «Масленица»

Тема: «Масленица»Цель: познакомить с русским народным праздником, традициями, обычаями, самобытной культурой. Задачи:Образовательные задачи:Дать детям знания о русском народном п...

Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста Интегрированное занятие «Удивительный конструктор»

Тема: «Удивительный конструктор»Цель: Формировать умение детей самостоятельно моделировать и конструировать на заданную тему, в умении находить собственное решение. Задачи:Образовател...

Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста Интегрированное занятие «Масленица»

Тема: «Масленица»Цель: познакомить с русским народным праздником, традициями, обычаями, самобытнойкультурой....

Технологическая карта занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста "Рассказ о путешествии по маршруту доктора Айболита с помощью современного транспорта"

Социальная потребность в повышении качества обучения и воспитаниядетей дошкольного возраста обуславливает актуальность использованияинформационных технологий в ДОУ.Компьютер, обладая огромным потенциа...

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "«Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»

Технологическая карта занятия по речевому развитию, с прописанными методами и приемами, самоанализом занятиям....

Технологическая карта занятия «Лесные дорожки» с детьми старшего дошкольного возраста

Технологическая карта занятия с детьми старшего дошкольного возраста " Лесные дорожки"...