Технологическая карта занятия «Лесные дорожки» с детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Парилова Снежана Васильевна

Технологическая карта занятия с детьми старшего дошкольного возраста " Лесные дорожки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №90» муниципального образования г.Братска

Технологическая карта занятия

с использованием игровой технологии «Лесные дорожки»

с детьми старшего дошкольного возраста

Составила: воспитатель

Парилова Снежанна Васильевна

2024г.

Тема занятия

Лесные дорожки

Цель:

-способствовать развитию познавательной активности детей через создание игровой проблемно-исследовательской ситуации.

Задачи:

-совершенствовать представления детей о характерных особенностях деревьев (берёза, сосна, осина, ель, лиственница) – листья, форма кроны, ствол, кора;

- формировать умение создавать план – схему (карту), наносить условные обозначения на карту,ориентируясь на предложенную инструкцию, ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов;

-способствовать активизации речи для выражения своих суждений, использования разных частей речи для отражения пространственного положения объектов, развитию зрительного внимания, мыслительных операций (анализ, обобщение);

- формировать опыт самостоятельного поиска способов преодоления затруднений, самоконтроля в ходе выполнения и по итогам работы;

- воспитывать позитивное отношение к проблемной ситуации, отзывчивость, желание прийти на помощь в трудной ситуации, работать в команде, сообща.

Активизация словаря

Лиственница, форма кроны, ствол, кора.

Предварительная работа:

1.   Беседы «Деревья сибирского леса», «Для чего деревьям листья», «Правила поведения в лесу».

3.    Чтение художественной литературы: И. Токмакова «Деревья», К. Ушинский «Спор деревьев»Д. Н. Мамин-Сибиряк «Елка».

4. Интерактивная игра  из серии: В гостях у Лесовичка «С какой ветки детки», «Найди лишнее» https://disk.yandex.ru/i/dsgRzh0m2Zc_Sw

5. Экскурсии по экологической тропе детского сада с использование карты.

Материалы и оборудования:

  • игрушка - Лесовичок;

аудиозапись «Звуки природы» (звуковое сопровождение к книге О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»);

  • иллюстрации «Деревья» (берёза, сосна, осина, ель, лиственница);
  • макет плана – схемы (карта) с изображением лесной школы, муравейников, паутины и особенностей ландшафта (ямы, пенька);
  • коллекция коры деревьев;
  • материалы для составления плана - схемы: картинки животных (белочка, зайчонок, лисенок, ёжик, волчонок), деревьев: ель, береза, сосна, осина, карточки «Путь в лесную школу и обратно», маркеры или фломастеры, простые карандаши; заготовки для создания указателей (животные, лесная школа, домики, клей, цветная бумага; бумага для рисования правил поведения в лесу .

Используемая технология

Игровая

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Мотивационный этап

Создание условий возникновения побуждающего мотива к новой деятельности; формулирование целей деятельности, подбор средств.

Сюрпризный момент:

Звучит аудиозапись: звуки шуршащих листьев под ногами, крики улетающих птиц.

Игровая проблемная ситуация. Появляется персонаж игрушка – Лесовичок. Рассказ Лесовичка.

«Все лето лесные зверята любили гулять по лесу и ходили в лесную школу, правильно им выбрать дорогу и не заблудиться помогали деревья. Лесные зверята различали деревья по листьям и форме кроны, но с наступлением осени листья с деревьев осыпались, дорожки скрылись под ковром листьев, и теперь зверятам очень сложно добраться до лесной школы и вернуться домой».

Проблемные вопросы:

«Что произошло?»

«Как раньше лесные зверята находили дорогу в школу?»

«Что мы можем сделать, чтобы лесные звери добрались до школы?»

Возможные варианты решения ситуации: «Подмести дорожки», «Поставить таблички указатели», «Научить различать деревья по стволам», «Сделать карту».

Коммуникативная

Двигательная

Игровая

  1. Основной этап

Игра с затруднением, открытие нового знания, подведение итогов – оценка нового знания, приобретенных умений, достижение детской цели

Исследовательская работа с коллекцией «Кора деревьев»

Цель: уточнить с детьми  понятие «кора», назначение коры; учить различать деревья по коре (цвет, фактура).

Изготовление плана – схемы «Дорога в лесную школу»

Цель: формировать умение создавать план – схему (карту), наносить условные обозначения на карту, ориентируясь на предложенную инструкцию, ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов; развивать умение располагать детали на плане, взаимодействовать друг с другом. 

При организации заданий используются задания-ловушки:

на пути у волчонка и лисенка расположены  муравейники, у зайчика паутина, у ежика холм,  у белочки пенек, направленное на обнаружение способа составления схемы маршрута при помощи ориентиров.

Лесовичок раздает детям

карточки с изображением животных: белочка, ежик, зайчик, лисёнок (с помощью этих карточек дети распределяются на подгруппы), волчок (образец воспитателя), предлагает с помощью карточек с маршрутом зверей составить план – схему  (карту), по которой лесные жители легко найдут дорогу в школу

Рассматривание план-схемы (карты): месторасположение объектов (лесная школа, дома животных, деревья и т.д.)

Совместное выполнение с воспитателем (образец).

На карточке изображены деревья и стрелочки, указывающие направления (влево, вправо, вперед, назад).

Читают карточку.

Ребята, давайте посмотрим, каким маршрутом шел волчонок (направо, мимо осины, огибая (обходя) муравейник, мимо березы, двух елей, мимо сосны).

Воспитатель вместе с детьми наносят в виде линий маршрут (дорогу) для волчонка, ориентируясь на силуэты деревьев, другие объекты, нанесенные на план-схему (карту).

Воспитатель предлагает каждой подгруппе рассмотреть (прочитать) карточку маршрута их животного. После обсуждения нанести маршрут (дорогу) на карту.

Самостоятельная деятельность детей.

В ходе самостоятельной деятельности воспитатель использует акцентные вопросы:

- Что вы сейчас будете делать?

- Как будете выполнять задание?

- С чего вы начнете?

После выполнения детьми задания проводится самоконтроль. Детям предлагается сверить маршрут на карточке с нанесенным на карту.

Самоконтроль проводит подгруппа, выполнившая задание, остальные дети слушают, в случае возникновения спорных ситуаций по обращению педагога могут высказать свою точку зрения.

В случае необходимости дети изменяют маршрут на карте, исправляют неточности, обводят маршруты маркером.

Воспитатель: Ребята, как еще можно помочь лесным зверятам в поиске дороги?

Что Лесовичок может разместить в лесу? (указатели, таблички).

Воспитатель предлагает изготовить таблички с изображением животного, лесной школы и направления движения.

Детям предлагаются наборы: животное, стрелки, лесная школа. Необходимо приклеить на таблички указатель, отразив направление движения из дома в школу и из школы домой, использую стрелки.

Изготовленные таблички Лесовичок забирает в лес.

Познавательно - исследовательская

Коммуникативная

Игровая

Коммуникативная

Игровая

Продуктивная

  1. Рефлексивный этап

Выражение своих эмоций по итогам деятельности.

Беседа:

- «Что мы с вами делали?»

- «У нас получилось помочь лесным жителям найти дорогу в школу?»

- «Что было самым трудным? Самым легким?»

Цель: формировать элементарные навыки самоконтроля, самооценку.

Коммуникативная

Рефлексивная

  1. Перспективный этап

Выход на самостоятельную деятельность.

«Что еще можно сделать для лесных зверей, чтобы они не заблудились в лесу и не попали в беду?»

Рисование картинок «Правила поведения в лесу»

Коммуникативная

Продуктивная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Формула здоровья »

Цель: поддержать здоровьесберегающую компетенцию детей, позволяющую им самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасности поведения. Задачи:Образовательные: Сформиров...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативной технологии по теме: «По страницам книги. В чём загадка»

Форма проведения мероприятия: интегрированное музыкальное занятие с применением икт.Образовательные области:  «Художественно – эстетическое развитие»; «Социально – к...

Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Патруль здоровья»

Создание положительного эмоционального настроя, побуждение к бережному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, удовлетворение потребности в двигательной активности, получение опыта взаимоде...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у Лесовичка»

Образовательные технологии: информационно-коммуникативная, игровая, рефлексия, личностно-ориентированная.Цель: расширение и закрепление знаний о жизни диких животных осенью, развитие познавательной и ...