Каникулы со Смешариками. Дифференциация звуков [С]-[Ш].
план-конспект занятия по логопедии

Шорникова Наталья Александровна

Тип занятия: подгрупповое.

Вид занятия: фонетическое.

Цель: развитие навыков различения и правильного произношения звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  1. Формировать слухо-произносительную дифференциацию фонем, путём различения звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.
  2. Формировать умение опознавать заданный звук в слогах, словах и предложениях.
  3. Закрепить правильную артикуляцию звуков [С] и [Ш].
  4. Упражнять в правильном произношении звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.
  5. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности через упражнения по преобразованию слов с помощью звуков [С] и [Ш].
  6. Упражнять в согласовании числительных с существительными.
  7. Развивать речевую память на основе упражнений на припоминание слов со звуками [С] и [Ш].
  8. Формировать слоговую структуру слов через развитие чувства ритма.
  9. Развивать речевое дыхание.
  10. Осуществлять коррекцию общей моторики через развитие динамической организации движений.
  11. Развивать внимание и логическое мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к занятиям через игру со “Смешариками”.
  2. Воспитывать внимание к обращённой речи.

Ресурсы: магнитофон, аудиозапись, игрушки и маски Совуньи и Нюши из мультфильма “Смешарики”, предметные картинки со звуками [С] и [Ш] (осы, шмели, ландыши, листья, шапка, машина, малыш, шуба, мишка, санки, капуста, собака, ананас, автобус); игра “Рыбалка” (рыбки с картинками и скрепками, удочка с магнитом).

Ход занятия

I. Организационный момент

Звучит музыка из мультфильма “Смешарики”.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Вы узнаёте эту музыку? Правильно! Это музыка из мультфильма “Смешарики”. Как вы думаете, почему она звучит? Может быть вы сами догадаетесь, кто придёт к нам в гости?

Дети: К нам в гости придут Смешарики.

Логопед: Правильно, но не все. Сегодня мы будем заниматься вместе с Совуньей и Нюшей.

Появляются игрушки: Совунья и Нюша.

Логопед: Сейчас у Совуньи и Нюши каникулы: они любят отдыхать на природе, ходить на рыбалку. А вы хотите отдохнуть вместе с ними?

Дети: Да! Хотим!

Логопед: Тогда прямо сейчас вместе с Совуньей и Нюшей отправимся на лесную полянку.

II. Введение в тему

Логопед: Вдруг налетел сильный, холодный ветер. Как он свистит? С-с-с.

Дети: С-с-с.

Логопед: Затем всё стихло, подул лёгкий, тёплый ветерок. Как он шумит? Ш-ш-ш.

Дети: Ш-ш-ш.

Логопед: Дети, вы догадались, с какими звуками мы будем сегодня заниматься?

Дети: Со звуками [С] и [Ш].

Логопед: Правильно. Мы будем различать и произносить звуки [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.

А почему именно Совунья и Нюша будут нам в этом помогать? Какие звуки есть в именах этих Смешариков?

Логопед медленно произносит имена Смешариков, выделяя звуки [С] и [Ш].

Дети: В слове “Совунья” есть звук [С]. А в слове “Нюша” есть звук [Ш].

III. Изучение нового

1. Логопед: Ребята, на лесной полянке очень много места, поэтому “Нюша” и “Совунья” решили поиграть в мяч. Правда они постоянно спорят и хотят сказать всё наоборот. Давайте поиграем с ними в игру с мячом “Скажи наоборот”.

Дети надевают на голову маски Совуньи и Нюши.

Логопед: Я буду называть слог со звуком [С], а вы мне со звуком [Ш].

СА-ША АС-АШ СКА-ШКА

СО-ШО ОС-ОШ СКО-ШКО

СУ-ШУ УС-УШ СКУ-ШКУ

СЫ-ШИ ЫС-ЫШ СКИ-ШКИ

Логопед: А теперь меняем звук [С] на звук [Ш] в словах.

МЫС – МЫШЬ КАСКА – КАШКА

НАС – НАШ МИСКА – МИШКА

УСЫ – УШИ СОК – ШОК

МАСКА – МАШКА СУТКИ – ШУТКИ

Если ребёнок затрудняется самостоятельно заменить звук, то можно просто произносить слова парами.

2. Логопед: Ребята, оглянитесь вокруг. На нашей лесной полянке очень красиво: здесь много зелени, цветов, насекомых. Летают осы и шмели. Давайте поможем Смешарикам их посчитать. Совунья будет считать ос, а Нюша шмелей.

Дети собирают картинки и считают: 1 оса, 2 осы… 5 ос; 1 шмель, 2 шмеля… 5 шмелей.

Так же дети считают ландыши и листья.

3. Логопед: А сейчас вместе с Совуньей и Нюшей мы пришли на речку, в которой очень много рыбы. Совунья и Нюша захватили с собой удочки. Поможем им рыбачить?

Дети: Да!

Логопед: Но рыба у нас не простая, а с картинками.

Игра “Рыбалка”.

С помощью удочек дети “ловят рыбу” и называют картинку, изображённую на ней. Если картинка со звуком [C] – отдают эту рыбу Совунье. А если со звуком [Ш] – то отдают рыбу Нюше.

Картинки со звуком [Ш]: шапка, машина, малыш, мишка, шуба.

Картинки со звуком [С]: санки, капуста, ананас, лиса, собака, автобус.

Логопед: Какие молодцы! Вы очень хорошо порыбачили. Наверное устали. Давайте разомнёмся и сделаем гимнастику “Шарики”. Ведь все Смешарики похожи на шарики.

4. Физминутка “Шарики”.

Дети слушают текст и выполняют движения.

Вот так шарик надуваем

Глубокий вдох – руки поднимаются в стороны и вверх.

И до облака взлетаем.

Встают на носочки.

Шарик лопнул – выдыхаем,

Длительный выдох.

Наши мышцы расслабляем.

Руки опускаем, наклоняем туловище вниз.

Дышится легко, ровно, глубоко

Поднимаем туловище и свободно дышим.

5. Логопед: Ребята, вы наверное заметили, что Нюша очень рассеянная, а Совунья, наоборот, сосредоточенная. Поэтому сейчас мы с вами проверим, кто же из них самый внимательный: Совунья или Нюша.

Игра “Самый внимательный”

Дети надевают маски Совуньи и Нюши.

Логопед читает чистоговорку, дети внимательно слушают и сами определяют, кому она предназначена:

Совунье – со звуком [С],

Нюше – со звуком [Ш].

Каждый ребёнок повторяет “свою” чистоговорку. Параллельно дети выполняют движения руками и ногами.

Чистоговорки со звуком [С] – хлопают.

Чистоговорки со звуком [Ш] – топают.

Са-са-са – на носу оса;

Ша-ша-ша – мама моет малыша;

Су-су-су – я несу косу;

Шу-шу-шу – дам конфету малышу;

Сы-сы-сы – хвостик длинный у лисы;

Ши-ши-ши – на поляне малыши;

Ас-ас-ас – дайте мне ананас;

Аш-аш-аш – где же наш шалаш;

Ушки-ушки-ушки – квакают квакушки;

Иски-иски-иски – в миске молоко для киски.

6. Логопед: Даже на природе Нюша любит читать журналы. Но может быть вы заметили, что Нюша очень легкомысленная: она постоянно всё путает. А мудрой Совунье приходится её исправлять. Давайте поможем Совунье исправить ошибки Нюши.

Подскажите, какие слова перепутала Нюша?

Игра “Путаница”

Мама положила в тарелку манную “каску”.

Пожарный носит “кашку”.

Строитель строит “басню”.

Кошку зовут “маска”.

В Новый Год я надену “Машку”.

Дети вместе с логопедом заменяют “путаные” звуки и слова на правильные.

IV. Обобщение

Логопед: Ребята, вот и закончились наши каникулы со Смешариками. Вам понравилось с ними гулять?

Дети: Да!

Логопед: Совунье и Нюше тоже очень понравилась эта прогулка. Они вас благодарят, но просят напомнить все слова со звуками [С] и [Ш], которые мы использовали на занятии.

Дети вспоминают слова, логопед подсказывает им с помощью картинок.

V. Итог

Логопед: Вы сегодня очень хорошо занимались!

Какое задание вам больше всего понравилось?

А какое задание было самым сложным?

Главное, что мы научились различать звуки [С] и [Ш] на слух и при произношении.

Как вы думаете, Совунья с Нюшей придут к нам в гости ещё раз?

Давайте их пригласим.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тип занятия: подгрупповое.

Вид занятия: фонетическое.

Цель: развитие навыков различения и правильного произношения звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  1. Формировать слухо-произносительную дифференциацию фонем, путём различения звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.
  2. Формировать умение опознавать заданный звук в слогах, словах и предложениях.
  3. Закрепить правильную артикуляцию звуков [С] и [Ш].
  4. Упражнять в правильном произношении звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.
  5. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности через упражнения по преобразованию слов с помощью звуков [С] и [Ш].
  6. Упражнять в согласовании числительных с существительными.
  7. Развивать речевую память на основе упражнений на припоминание слов со звуками [С] и [Ш].
  8. Формировать слоговую структуру слов через развитие чувства ритма.
  9. Развивать речевое дыхание.
  10. Осуществлять коррекцию общей моторики через развитие динамической организации движений.
  11. Развивать внимание и логическое мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к занятиям через игру со “Смешариками”.
  2. Воспитывать внимание к обращённой речи.

Ресурсы: магнитофон, аудиозапись, игрушки и маски Совуньи и Нюши из мультфильма “Смешарики”, предметные картинки со звуками [С] и [Ш] (осы, шмели, ландыши, листья, шапка, машина, малыш, шуба, мишка, санки, капуста, собака, ананас, автобус); игра “Рыбалка” (рыбки с картинками и скрепками, удочка с магнитом).

Ход занятия

I. Организационный момент

Звучит музыка из мультфильма “Смешарики”.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Вы узнаёте эту музыку? Правильно! Это музыка из мультфильма “Смешарики”. Как вы думаете, почему она звучит? Может быть вы сами догадаетесь, кто придёт к нам в гости?

Дети: К нам в гости придут Смешарики.

Логопед: Правильно, но не все. Сегодня мы будем заниматься вместе с Совуньей и Нюшей.

Появляются игрушки: Совунья и Нюша.

Логопед: Сейчас у Совуньи и Нюши каникулы: они любят отдыхать на природе, ходить на рыбалку. А вы хотите отдохнуть вместе с ними?

Дети: Да! Хотим!

Логопед: Тогда прямо сейчас вместе с Совуньей и Нюшей отправимся на лесную полянку.

II. Введение в тему

Логопед: Вдруг налетел сильный, холодный ветер. Как он свистит? С-с-с.

Дети: С-с-с.

Логопед: Затем всё стихло, подул лёгкий, тёплый ветерок. Как он шумит? Ш-ш-ш.

Дети: Ш-ш-ш.

Логопед: Дети, вы догадались, с какими звуками мы будем сегодня заниматься?

Дети: Со звуками [С] и [Ш].

Логопед: Правильно. Мы будем различать и произносить звуки [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.

А почему именно Совунья и Нюша будут нам в этом помогать? Какие звуки есть в именах этих Смешариков?

Логопед медленно произносит имена Смешариков, выделяя звуки [С] и [Ш].

Дети: В слове “Совунья” есть звук [С]. А в слове “Нюша” есть звук [Ш].

III. Изучение нового

1. Логопед: Ребята, на лесной полянке очень много места, поэтому “Нюша” и “Совунья” решили поиграть в мяч. Правда они постоянно спорят и хотят сказать всё наоборот. Давайте поиграем с ними в игру с мячом “Скажи наоборот”.

Дети надевают на голову маски Совуньи и Нюши.

Логопед: Я буду называть слог со звуком [С], а вы мне со звуком [Ш].

СА-ША АС-АШ СКА-ШКА

СО-ШО ОС-ОШ СКО-ШКО

СУ-ШУ УС-УШ СКУ-ШКУ

СЫ-ШИ ЫС-ЫШ СКИ-ШКИ

Логопед: А теперь меняем звук [С] на звук [Ш] в словах.

МЫС – МЫШЬ КАСКА – КАШКА

НАС – НАШ МИСКА – МИШКА

УСЫ – УШИ СОК – ШОК

МАСКА – МАШКА СУТКИ – ШУТКИ

Если ребёнок затрудняется самостоятельно заменить звук, то можно просто произносить слова парами.

2. Логопед: Ребята, оглянитесь вокруг. На нашей лесной полянке очень красиво: здесь много зелени, цветов, насекомых. Летают осы и шмели. Давайте поможем Смешарикам их посчитать. Совунья будет считать ос, а Нюша шмелей.

Дети собирают картинки и считают: 1 оса, 2 осы… 5 ос; 1 шмель, 2 шмеля… 5 шмелей.

Так же дети считают ландыши и листья.

3. Логопед: А сейчас вместе с Совуньей и Нюшей мы пришли на речку, в которой очень много рыбы. Совунья и Нюша захватили с собой удочки. Поможем им рыбачить?

Дети: Да!

Логопед: Но рыба у нас не простая, а с картинками.

Игра “Рыбалка”.

С помощью удочек дети “ловят рыбу” и называют картинку, изображённую на ней. Если картинка со звуком [C] – отдают эту рыбу Совунье. А если со звуком [Ш] – то отдают рыбу Нюше.

Картинки со звуком [Ш]: шапка, машина, малыш, мишка, шуба.

Картинки со звуком [С]: санки, капуста, ананас, лиса, собака, автобус.

Логопед: Какие молодцы! Вы очень хорошо порыбачили. Наверное устали. Давайте разомнёмся и сделаем гимнастику “Шарики”. Ведь все Смешарики похожи на шарики.

4. Физминутка “Шарики”.

Дети слушают текст и выполняют движения.

Вот так шарик надуваем

Глубокий вдох – руки поднимаются в стороны и вверх.

И до облака взлетаем.

Встают на носочки.

Шарик лопнул – выдыхаем,

Длительный выдох.

Наши мышцы расслабляем.

Руки опускаем, наклоняем туловище вниз.

Дышится легко, ровно, глубоко

Поднимаем туловище и свободно дышим.

5. Логопед: Ребята, вы наверное заметили, что Нюша очень рассеянная, а Совунья, наоборот, сосредоточенная. Поэтому сейчас мы с вами проверим, кто же из них самый внимательный: Совунья или Нюша.

Игра “Самый внимательный”

Дети надевают маски Совуньи и Нюши.

Логопед читает чистоговорку, дети внимательно слушают и сами определяют, кому она предназначена:

Совунье – со звуком [С],

Нюше – со звуком [Ш].

Каждый ребёнок повторяет “свою” чистоговорку. Параллельно дети выполняют движения руками и ногами.

Чистоговорки со звуком [С] – хлопают.

Чистоговорки со звуком [Ш] – топают.

Са-са-са – на носу оса;

Ша-ша-ша – мама моет малыша;

Су-су-су – я несу косу;

Шу-шу-шу – дам конфету малышу;

Сы-сы-сы – хвостик длинный у лисы;

Ши-ши-ши – на поляне малыши;

Ас-ас-ас – дайте мне ананас;

Аш-аш-аш – где же наш шалаш;

Ушки-ушки-ушки – квакают квакушки;

Иски-иски-иски – в миске молоко для киски.

6. Логопед: Даже на природе Нюша любит читать журналы. Но может быть вы заметили, что Нюша очень легкомысленная: она постоянно всё путает. А мудрой Совунье приходится её исправлять. Давайте поможем Совунье исправить ошибки Нюши.

Подскажите, какие слова перепутала Нюша?

Игра “Путаница”

Мама положила в тарелку манную “каску”.

Пожарный носит “кашку”.

Строитель строит “басню”.

Кошку зовут “маска”.

В Новый Год я надену “Машку”.

Дети вместе с логопедом заменяют “путаные” звуки и слова на правильные.

IV. Обобщение

Логопед: Ребята, вот и закончились наши каникулы со Смешариками. Вам понравилось с ними гулять?

Дети: Да!

Логопед: Совунье и Нюше тоже очень понравилась эта прогулка. Они вас благодарят, но просят напомнить все слова со звуками [С] и [Ш], которые мы использовали на занятии.

Дети вспоминают слова, логопед подсказывает им с помощью картинок.

V. Итог

Логопед: Вы сегодня очень хорошо занимались!

Какое задание вам больше всего понравилось?

А какое задание было самым сложным?

Главное, что мы научились различать звуки [С] и [Ш] на слух и при произношении.

Как вы думаете, Совунья с Нюшей придут к нам в гости ещё раз?

Давайте их пригласим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастер – класс» интегрированной НОД по дифференциации звуков [с], [ш] в слогах, словах, во фразовой речи с использованием ИКТ. На тему: «В гости к Смешарикам»

В ходе проведения НОД созданы все необходимые условия для формирования и развития:- фонематического восприятия и представлений;- закрепление навыка правильного звукопроизношения;- навыков различения з...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по теме: Дифференциация звуков [ р - л ]. «Смешарики в зоопарке».

Разработка по дифференциации звуков (р-л) участники персонажи Крош и Лосяш, они отправляются на экскурсию в зоопарк....

Конспект подгрупповой непосредственной образовательной деятельности «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» «В гости к Смешарикам»

Ход занятия1. Организационный момент.- Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы отправимся в гости к Смешарикам. А к кому именно, отгадайте.Сварит вкусное варенье,Всем поднимет настроениеПо хозяйст...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 5-6 лет, с ФФНР «В гостях у Смешариков. Дифференциация звуков [Ш] - [Ж]».

laquo; В гостях у Смешариков»«Дифференциация звуков Ш-Ж» Цель: Дифференциация звуков [Ш-Ж] в слогах и словах.Задачи:коррекционно-образовательные:- закрепить правильное пр...

Фонетическое занятие."Каникулы со Смешариками". Дифференциация звуков [С]-[Ш].

Подгрупповое фонетическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Занятие содержит практический материал для развития навыков различенияи правильн...

Дифференциация звуков С-Ш со смешариками

Дифференциация звуков С-Ш. Презентация содержит игры на развитие логического мышления, внимания, зрительной памяти, формирование фонематического слуха....

Открытое занятие на тему: " Дифференциация звуков с-ш. Каникулы со смешариками"

Материал поможет логопедам в ДОУ закрепить произношение звуков с - ш, а также дифференцировать их в слогах, словах....