Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 5-6 лет, с ФФНР «В гостях у Смешариков. Дифференциация звуков [Ш] - [Ж]».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Мерзликина Галина Николаевна

 « В гостях у Смешариков»

«Дифференциация звуков Ш-Ж»

 

Цель: Дифференциация звуков [Ш-Ж] в слогах и словах.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- закрепить правильное произношение звуков [Ш], [Ж];

        -   закрепить умение давать сравнительную характеристику звуков

      -  закрепить умение сравнивать данные звуки по артикуляции

      -  совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков [ж] - [ш]  в     слогах, словах

       - закрепить навык  определять первый звук в слове

 - формировать навыки построения связного высказывания 

       коррекционно-развивающие:

         - развивать общую и мелкую моторику

         - способствовать развитию мыслительных процессов дошкольников( активизировать   слуховое, зрительное внимание ), память, логическое мышление, воображение

         -  развивать артикуляционную моторику

         -  развивать фонематическое восприятие

         -  развивать пространственную ориентировку

         - способствовать развитию координации речи обучающихся с движением

         коррекционно-воспитательные:

           - воспитывать умение работать в коллективе

           - воспитывать чувство уважения друг к другу, взаимопомощи

           - совершенствовать умение осуществлять самоконтроль

           - воспитывать усидчивость, наблюдательность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgruppovoe_zanyatie.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное дошкольное учреждение детский сад №24»Колобок»

пос. Большие Дворы, Павлово-Посадского района, московской области.

                 Районное методическое объединение учителей-логопедов.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 5-6 лет, с ФФНР

 «В гостях у Смешариков. Дифференциация звуков [Ш] - [Ж]».

                                                                                           Учитель-логопед

                                                                                                 Мерзликина

                                                                                          Галина  Николаевна

                                                               

                                                                30.01. 2015г.

                                                 

                                                                2

 « В гостях у Смешариков»

«Дифференциация звуков Ш-Ж»

Цель: Дифференциация звуков [Ш-Ж] в слогах и словах.

Задачи:

коррекционно-образовательные: 

- закрепить правильное произношение звуков [Ш], [Ж];

        -   закрепить умение давать сравнительную характеристику звуков

      -  закрепить умение сравнивать данные звуки по артикуляции

      -  совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков [ж] - [ш]  в     слогах, словах

       - закрепить навык  определять первый звук в слове

 - формировать навыки построения связного высказывания 

       коррекционно-развивающие: 

         - развивать общую и мелкую моторику

         - способствовать развитию мыслительных процессов дошкольников( активизировать   слуховое, зрительное внимание ), память, логическое мышление, воображение

         -  развивать артикуляционную моторику

         -  развивать фонематическое восприятие

         -  развивать пространственную ориентировку

         - способствовать развитию координации речи обучающихся с движением

         коррекционно-воспитательные: 

           - воспитывать умение работать в коллективе

           - воспитывать чувство уважения друг к другу, взаимопомощи

           - совершенствовать умение осуществлять самоконтроль

           - воспитывать усидчивость, наблюдательность

Оборудование: Игрушки Нюша и Ёжик, ; картинки со звуками [Ш], [Ж] в названиях; картинки раздаточные «Колокольчик», «Наушники»; игрушки (в названии, которых есть звуки [Ж] - [ Ш]),обручи, конверт.

Ход занятия.

·           

 1.Организационный момент.

Красотка, звезда,

И совсем не свинюша!

Узнали кто это?

Конечно же... (Нюша)

 

Колючки, очки,

Пара ручек и ножек.

Узнали кто это?

Конечно же... (Ёжик)

На экране появляются Нюша и Ёжик.

- Нюше и Ёжику пришло письмо из страны звуков (Логопед достаёт конверт). Жители пишут, что у них пропало два звука, и они просят Смешариков помочь им их найти. Давайте вместе с Нюшей и Ёжиком поможем им?!

                                                       3

2. Введение в тему.

Логопед: Прежде всего, Нюше и Ёжику нужно узнать, какие же звуки потерялись? Нам стало известно, что один из этих звуков живёт в начале слов: шапка, шуба, шоколад. Какой же это звук? (Звук [Ш]).

- Действительно, этот звук один из любимых звуков Нюши. А почему?

- Потому что в её имени есть звук [Ш].

 Поэтому Нюша решила, что будет искать именно этот звук.

- Второй же звук живёт в начале слов: жук, жёлудь, жилет. Какой это звук? (Звук [Ж]).

- Этот звук - один из любимых звуков Ёжика. А почему?

- Потому что в его имени есть звук [Ж].

 Поэтому Ёжик будет искать именно его.

3.  Сравнительная характеристика звуков

 - Решили Нюша и Ёжик вспомнить, как эти звуки произносятся, начали их звать. Нюша позвала: «Ш-ш-ш». Губки её округлились в форме окошка, язычок поднялся вверх в форме чашечки. «Я поняла», - сказала Нюша, - «Это согласный твёрдый звук! Ёжик тоже начал звать свой любимый звук: «Ж-ж-ж». Губки его тоже округлились, а язычок стал похож на чашечку. «И я понял!» - воскликнул Ёжик, - «Мой звук тоже согласный, и тоже твёрдый!

«Ой, а ведь эти звуки так похожи! Как же мы их отличим?» - сказала Нюша.

- Ребята, давайте подскажем Смешарикам, как отличить эти звуки. Произнесем звук [Ш] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ш]? Звук [Ш] звонкий или глухой? (Горлышко не дрожит, звук [Ш] - глухой). Давайте вместе произнесем звук [Ж] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ж]? Звук [Ж] звонкий или глухой? (Горлышко дрожит, звук [Ж] - звонкий).

- Правильно! Теперь Ёжик знает, что звук [Ж] - звонкий, поэтому он взял с собой колокольчик. А Нюша взяла зачёркнутый  колокольчик  потому что звук [Ш] – глухой.

Пора отправляться в путь!

      Логоритмическое упражнение

      Мы шагаем,  мы шагаем,          

      Дружно  ноги  поднимаем        

      По сугробам мы пойдём

      Звуки нужные найдём

       Раз, два, не зевай,

Выше ноги поднимай!  

       Мы деревья и кусты змейкой обойдем

       Помогать Смешарикам дружно мы идём

                                                   4

 4.         Дифференциация звуков [ш] — [ж] в произношении.

а)        Дифференциация изолированных звуков.        

Нюша и Ёжик нарисовали звуковую дорожку из звуков [ш] и [ж]. Пройдите по ней, произнесите эти звуки, включая и выключая голос.

б) Дифференциация звуков в слогах и словах.. 

Давайте поиграем в такую игру:  Нюша и Ёжик называют слоги

 Если слышишь [ш] —наушники покажи

 Если слышишь [ж] —колокольчик покажи.

логопед произносит слоги: ша, жа, шо, жё, жи, ши, аш, жна, шка, каш, жла, што, ашка, ажд.

(Дети садятся на стульчики)

в)Игра «Наоборот» (с мячом).Нюша и ёжик очень любят играть……..

 Замените звук [ш] на звук [ж].

ша — шо — шу —                       

ши — ше —аша — аша — ...

 Замените звук [ж] на звук [ш].

жу — жи—же –жо - жа

ужу - ужу —...

5..Физминутка под песню из мультфильма «Смешарики»

6. Дифференциация звуков  в словах.

а) Игра « Подскажи словечко»

Ребята Нюша и Ёжик знают много стихотворений, только всегда забывают как они заканчиваются. Давайте поможем им договорить стихотворения. А вот эти картинки вам помогут. Посмотрите внимательно на картинки, назовите их. А есть ли в этих словах звуки которые мы ищем?

Дети отвечают

Не поедет без бензина

Наша быстрая (машина)

Наша кошка спит и слышит

Как в углу скребутся( мыши)

    В празднике на улицах в руках у детворы

       Блестят ,переливаются воздушные…..

    На деревья на лужок

   Выпал беленький ( снежок)

                                                   5

    Игра « Что пропало»

На  доске картинки-отгадки . Ёжик или Нюша прячут по одной картинке, а ребята отгадывают какой картинки не стало. (шары мышка,машина,флажок,снежок)

  б) Дидактическая игра «Подари игрушку».

Ёжик и Нюша очень любят играть. Посмотрите- сколько здесь игрушек! Давайте раздадим их нашим друзьям. Только не забывайте игрушки в названии ,которых есть звук [Ш] отдадим –кому? (Нюше),а в названии которых  звук[ Ж ]–кому? (Ёжику).

. Словарный материал: мышка, ,лягушка погремушка, чебурашка жук, флажок, ёжик, жираф.

Пальчиковая гимнастика

в) А теперь Нюша и Ёжик предлагают вам поиграть “Найди лишний предмет”. Перед вами картинки:

Шуба, рубашка, шорты, жилет. (Какой предмет лишний? Почему? Где в слове жилет стоит звук [Ж]?

Ежик, кошка, жираф, жеребенок.

Шумовка, чашка, ножик, кувшин.

г)Нюша и Ёжик нарисовали картинки-невидимки (контурные), в названии которых есть звуки [ш] и [ж] (пушка, лошадь, дождь, жук, шишка, лягушка, мороженое журавль).

На ковре лежат буквы Ш и Ж, дети берут картинки, под музыку ходят по кругу вокруг букв, как только музыка перестает играть дети выстраиваются в два ряда (с картинками в названии  которых есть звук Ш, возле буквы Ш и с картинкам в названии  которых звук Ж возле буквы Ж).

Вот мы и помогли Нюше и Ёжику,  нашли их любимые звуки!

 7.Итог занятия. 

 

Наши приключения подошли к концу. Ёжик и Нюша помогли своим друзьям найти потерявшиеся звуки! Давайте вспомним какие? Ёжик и Нюша от всей души благодарят вас, ребята, потому что вы им сегодня очень помогли, без вас бы они не справились.

-

                                                                6                                  

 ЛИТЕРАТУРА

  1. Большакова СЕ. Речевые нарушения и их преодоление.
    М., 2005.

2. .        Борисова Е.П. Лексический материал для закрепления

правильного произношения звуков // Логопед. 2008. № 1.

3.Выявление и преодоление речевых нарушений в до
школьном возрасте / Сост. И.Ю. Кондратенко. М., 2005.

  1. Дошкольная логопедическая служба / Под ред. О.А. Степановой. Кн. 1. М., 2006; Кн. 2. М., 2008.

5.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М., 2000.

6.Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. М., 1991.

7.Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина ИЛ. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2003.

8.Богомолова А.И. «Нарушение произношения у детей» (пособие для логопедов).- М.: «Просвещение»-1979

9.Пожиленко Е.А «Волшебный мир звуков и слов» .М., «Владос» -1999.

10. Таинственный мир звуков. (Фонетика и культура речи в играх и упражнениях). Калмыкова Л.Р. Яр. «Академия развития» 1998 г.

11.  Звуки на все руки. 50 логопедических игр. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г., С-П. Детство- Пресс. 2003 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы "Дифференциация звуков З - Ж в слогах и словах"

Задачи: уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах;формировать умение дифференцировать звуки [З] - [Ж];развива...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы «Дифференциация звуков З – Ж в слогах и словах»

Задачи:·        уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;·        отработать отчетливое произ...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста на тему: "Знакомство со звуком [c]".

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Знакомство со звуком [c]"....

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы «Дифференциация звуков З – Ж в слогах и словах»

Задачи:уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах;формировать умение дифференцировать звуки [З] - [Ж];развиват...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего возраста. Тема занятия: "Транспорт. Звук и буква "Т""

Цели занятия:Закрепить представления детей о видах городского транспорта; развивать обобщающие понятия.Расширить словарь детей за счет имен существительных – названий транспорта, названий частей...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР « Поможем Марсику вернуться на свою планету» Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР « Поможем Марсику вернуться на свою планету». Автоматизация звука [Р] в словах и пр...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы (6-7 года жизни) «В зоопарке». Дифференциация звуков [с]-[ш]»

Цель: Дифференциация звуков С, Ш. Развитие связной речи.Задачи:Образовательные:- Закрепить произношение звуков С – Ш;- закрепить навыки звукобуквенного анализа и синтеза на основе...