Открытое занятие на тему: " Дифференциация звуков с-ш. Каникулы со смешариками"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Материал поможет логопедам в ДОУ закрепить произношение звуков с - ш, а также дифференцировать их в слогах, словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект логопедического занятия на дифференциацию звуков с - ш. | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 г. Пугачёва Саратовской области»
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С] - [Ш]. Каникулы со Смешариками.»
Выполнила: учитель – логопед
Седова Т.В.
Цель: развитие навыков различения и правильного произношения звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- Формировать слухо - произносительную дифференциацию фонем, путём различения звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.
- Формировать умение опознавать заданный звук в слогах, словах и предложениях.
- Закрепить правильную артикуляцию звуков [С] и [Ш].
- Упражнять в правильном произношении звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.
- Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности через упражнения по преобразованию слов с помощью звуков [С] и [Ш].
- Упражнять в согласовании числительных с существительными.
- Развивать речевую память на основе упражнений на припоминание слов со звуками [С] и [Ш].
- Формировать слоговую структуру слов через развитие чувства ритма.
- Развивать речевое дыхание.
- Осуществлять коррекцию общей моторики через развитие динамической организации движений.
- Развивать внимание и логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к занятиям через игру со “Смешариками”.
- Воспитывать внимание к обращённой речи.
Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, игрушки Совуньи и Нюши из мультфильма “Смешарики”, предметные картинки со звуками [С] и [Ш] (осы, шмели, ландыши, листья, шапка, машина, малыш, шуба, мишка, санки, капуста, собака, ананас, автобус); игра “Рыбалка” (картинки в виде рыбок на магнитной доске).
Ход занятия
I. Организационный момент
Звучит музыка из мультфильма “Смешарики”.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Вы узнаёте эту музыку? Правильно! Это музыка из мультфильма “Смешарики”. Как вы думаете, почему она звучит? Может быть вы сами догадаетесь, кто придёт к нам в гости?
Дети: К нам в гости придут Смешарики.
Логопед: Правильно, но не все. Сегодня мы будем заниматься вместе с Совуньей и Нюшей.
Появляются игрушки: Совунья и Нюша.
Логопед: Сейчас у Совуньи и Нюши каникулы: они любят отдыхать на природе, ходить на рыбалку. А вы хотите отдохнуть вместе с ними?
Дети: Да! Хотим!
(звучат звуки леса)
Логопед: Тогда прямо сейчас вместе с Совуньей и Нюшей отправимся на лесную полянку.
II. Введение в тему
Логопед: Вдруг налетел сильный, холодный ветер. Как он свистит? С-с-с.
Дети: С-с-с.
Логопед: Затем всё стихло, подул лёгкий, тёплый ветерок. Как он шумит? Ш-ш-ш.
Дети: Ш-ш-ш.
Логопед: Дети, вы догадались, с какими звуками мы будем сегодня заниматься?
Дети: Со звуками [С] и [Ш].
Логопед: Правильно. Мы будем различать и произносить звуки [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.
А почему именно Совунья и Нюша будут нам в этом помогать? Какие звуки есть в именах этих Смешариков?
Логопед медленно произносит имена Смешариков, выделяя звуки [С] и [Ш].
Дети: В слове “Совунья” есть звук [С]. А в слове “Нюша” есть звук [Ш].
III. Изучение нового
1. Логопед: Ребята, на лесной полянке очень много места, поэтому “Нюша” и “Совунья” решили поиграть в мяч. Правда они постоянно спорят и хотят сказать всё наоборот. Давайте поиграем с ними в игру с мячом “Скажи наоборот”.
Логопед: Я буду называть слог со звуком [С], а вы мне со звуком [Ш].
СА - ША АС-АШ СКА-ШКА
СО-ШО ОС - ОШ СКО-ШКО
СУ - ШУ УС-УШ СКУ-ШКУ
СЫ-ШИ ЫС-ЫШ СКИ-ШКИ
Логопед: А теперь меняем звук [С] на звук [Ш] в словах.
МЫС – МЫШЬ КАСКА – КАШКА
НАС – НАШ МИСКА – МИШКА
УСЫ – УШИ СОК – ШОК
МАСКА – МАШКА СУТКИ – ШУТКИ
Если ребёнок затрудняется самостоятельно заменить звук, то можно просто произносить слова парами.
2. Логопед: Ребята, оглянитесь вокруг. На нашей лесной полянке очень красиво: здесь много зелени, цветов, насекомых. Летают осы и шмели. Давайте поможем Смешарикам их посчитать. Совунья будет считать ос, а Нюша шмелей.
Дети собирают картинки и считают: 1 оса, 2 осы… 5 ос; 1 шмель, 2 шмеля… 5 шмелей.
Так же дети считают ландыши и листья.
3. Логопед: А сейчас вместе с Совуньей и Нюшей мы пришли на речку, в которой очень много рыбы. Совунья и Нюша захватили с собой удочки. Поможем им рыбачить?
Дети: Да!
Логопед: Но рыба у нас не простая, а с картинками.
Игра “Рыбалка”.
Дети подходят к магнитной доске, “ловят рыбу” и называют картинку, изображённую на ней. Если картинка со звуком [C] – отдают эту рыбу Совунье. А если со звуком [Ш] – то отдают рыбу Нюше.
Картинки со звуком [Ш]: шапка, машина, малыш, мишка, шуба.
Картинки со звуком [С]: санки, капуста, ананас, лиса, собака, автобус.
Логопед: Какие молодцы! Вы очень хорошо порыбачили. Наверное устали. Давайте разомнёмся и сделаем гимнастику “Шарики”. Ведь все Смешарики похожи на шарики.
4. Физминутка “Шарики”.
Дети слушают текст и выполняют движения.
Вот так шарик надуваем | Глубокий вдох – руки поднимаются в стороны и вверх. |
И до облака взлетаем. | Встают на носочки. |
Шарик лопнул – выдыхаем, | Длительный выдох. |
Наши мышцы расслабляем. | Руки опускаем, наклоняем туловище вниз. |
Дышится легко, ровно, глубоко | Поднимаем туловище и свободно дышим. |
5. Логопед: Ребята, вы наверное заметили, что Нюша очень рассеянная, а Совунья, наоборот, сосредоточенная. Поэтому сейчас мы с вами проверим, кто же из них самый внимательный: Совунья или Нюша.
Игра “Самый внимательный”
Логопед читает чистоговорку, дети внимательно слушают и сами определяют, кому она предназначена:
Совунье – со звуком [С],
Нюше – со звуком [Ш].
Каждый ребёнок повторяет “свою” чистоговорку. Параллельно дети выполняют движения руками и ногами.
Чистоговорки со звуком [С] – хлопают.
Чистоговорки со звуком [Ш] – топают.
Са-са-са – на носу оса;
Ша-ша-ша – мама моет малыша;
Су-су-су – я несу косу;
Шу-шу-шу – дам конфету малышу;
Сы-сы-сы – хвостик длинный у лисы;
Ши-ши-ши – на поляне малыши;
Ас-ас-ас – дайте мне ананас;
Аш-аш-аш – где же наш шалаш;
Ушки-ушки-ушки – квакают квакушки;
Иски-иски-иски – в миске молоко для киски.
6. Логопед: Даже на природе Нюша любит читать журналы. Но может быть вы заметили, что Нюша очень легкомысленная: она постоянно всё путает. А мудрой Совунье приходится её исправлять. Давайте поможем Совунье исправить ошибки Нюши.
Подскажите, какие слова перепутала Нюша?
Игра “Путаница”
Мама положила в тарелку манную “каску”.
Пожарный носит “кашку”.
Строитель строит “басню”.
Кошку зовут “маска”.
В Новый Год я надену “Машку”.
Дети вместе с логопедом заменяют “путаные” звуки и слова на правильные.
IV. Обобщение
Логопед: Ребята, вот и закончились наши каникулы со Смешариками. Нам нужно возвращаться с лесной поляны в наш детский сад. ( Звучат звуки леса). Вам понравилось с ними гулять?
Дети: Да!
Логопед: Совунье и Нюше тоже очень понравилась эта прогулка. Они вас благодарят, но просят напомнить все слова со звуками [С] и [Ш], которые мы использовали на занятии.
Дети вспоминают слова, логопед подсказывает им с помощью картинок.
V. Итог
Логопед: Вы сегодня очень хорошо занимались! Молодцы, ребята!
Какое задание вам больше всего понравилось?
А какое задание было самым сложным?
Главное, что мы научились различать звуки [С] и [Ш] на слух и при произношении.
Как вы думаете, Совунья с Нюшей придут к нам в гости ещё раз?
Давайте их пригласим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".
Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной группы по дифференциации сонорных звуков. Занятие построено с применением сюрпризного момента, в виде музыкальной загадки. Игры, задания вып...
Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".
Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы детского сада....
Конспект открытого занятия на тему "Дифференциация звуков Ч и Ть".
Конспект открытого занятия на тему...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по теме: « Дифференциация звуков Ш и Щ».
Оборудование: Цветные буквы Ш(синяя) и Щ(зелёная), зеркала, отдельно напечатанные слова, камень, верёвка, речевые профили, логопедические зонды для постановки правильного речевого выдоха, предме...
Конспект открытого занятия по теме «Дифференциация звуков р, р’» в подготовительной группе.
Конспект открытого занятия по теме «Дифференциация звуков р, р’» в подготовительной группе....
Конспект открытого логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [ С ] и [ З ] (для детей подготовительной к школе группы)
Цели:- Различие звуков С и З на слух и в произношении в словах, фразах и сказке.- Образование сложных прилагательных и согласование их с существительными и числительными- Закрепление навыков звукового...
Конспект открытого занятия на тему «Дифференциация звуков Ч и Ть»
Конспект открытого занятия на тему «Дифференциация звуков Ч и Ть»Тема занятия «Дифференциация звуков Ч-ТЬ»Цели занятия:- упражнять детей в дифференциации звуков ч-ть на слух и ...