Фонетическое занятие."Каникулы со Смешариками". Дифференциация звуков [С]-[Ш].
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Романова Елена Валерьевна

Подгрупповое фонетическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Занятие содержит практический материал для развития навыков различенияи правильного произношениязвуков  [С] и  [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kanikuly_so_smesharikami._differentsiatsiya_zvukov_s-_sh.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Каникулы со Смешариками. Дифференциация звуков «С-Ш».

Тип занятия: подгрупповое.

Вид занятия: фонетическое.
Занятие рассчитано на детей 6 лет, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие.

Общая продолжительность занятия: 25 минут.

Цель: развитие навыков различения и правильного произношения звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи: 

Коррекционно-развивающие:

  1. Формировать слухо-произносительную дифференциацию фонем, путём различения звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.
  2. Формировать умение опознавать заданный звук в слогах, словах и предложениях.
  3. Закрепить правильную артикуляцию звуков [С] и [Ш].
  4. Упражнять в правильном произношении звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.
  5. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности через упражнения по преобразованию слов с помощью звуков [С] и [Ш].
  6. Упражнять в согласовании числительных с существительными.
  7. Развивать речевую память на основе упражнений на припоминание слов со звуками [С] и [Ш].
  8. Формировать слоговую структуру слов через развитие чувства ритма.
  9. Развивать речевое дыхание.
  10. Осуществлять коррекцию общей моторики через развитие динамической организации движений.
  11. Развивать внимание и логическое мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к занятиям через игру со «Смешариками».
  2. Воспитывать внимание к обращённой речи.

Предполагаемый результат: дети научатся различать и правильно произносить звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Ресурсы: магнитофон, аудиозапись, игрушки и маски Совуньи и Нюши из мультфильма «Смешарики», предметные картинки со звуками [С] и [Ш] (осы, шмели, ландыши, листья, шапка, машина, малыш, шуба, мишка, санки, капуста, собака, ананас, автобус); игра «Рыбалка» (рыбки с картинками и скрепками, удочка с магнитом).

Ход занятия

I. Организационный момент

Звучит музыка из мультфильма «Смешарики».

Логопед: Здравствуйте, ребята. Вы узнаёте эту музыку? Правильно! Это музыка из мультфильма «Смешарики». Как вы думаете, почему она звучит? Может быть вы сами догадаетесь, кто придёт к нам в гости?

Дети: К нам в гости придут Смешарики.

Логопед: Правильно, но не все. Сегодня мы будем заниматься вместе с Совуньей и Нюшей.

Появляются игрушки: Совунья и Нюша.

Логопед: Сейчас у Совуньи и Нюши каникулы: они любят отдыхать на природе, ходить на рыбалку. А вы хотите отдохнуть вместе с ними?

Дети: Да! Хотим!

Логопед: Тогда прямо сейчас вместе с Совуньей и Нюшей отправимся на лесную полянку.

II. Введение в тему

Логопед: Вдруг налетел сильный, холодный ветер. Как он свистит? С-с-с.

Дети: С-с-с.

Логопед: Затем всё стихло, подул лёгкий, тёплый ветерок. Как он шумит? Ш-ш-ш.

Дети: Ш-ш-ш.

Логопед: Дети, вы догадались, с какими звуками мы будем сегодня заниматься?

Дети: Со звуками [С] и [Ш].

Логопед: Правильно. Мы будем различать и произносить звуки [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.

А почему именно Совунья и Нюша будут нам в этом помогать? Какие звуки есть в именах этих Смешариков?

Логопед медленно произносит имена Смешариков, выделяя звуки [С] и [Ш].

Дети: В слове «Совунья» есть звук [С]. А в слове «Нюша» есть звук [Ш].

III. Изучение нового

1. Логопед: Ребята, на лесной полянке очень много места, поэтому «Нюша» и «Совунья» решили поиграть в мяч. Правда они постоянно спорят и хотят сказать всё наоборот. Давайте поиграем с ними в игру с мячом «Скажи наоборот».

Дети надевают на голову маски Совуньи и Нюши.

Логопед: Я буду называть слог со звуком [С], а вы мне со звуком [Ш].

СА-ША        АС-АШ        СКА-ШКА

СО-ШО        ОС-ОШ        СКО-ШКО

СУ-ШУ        УС-УШ        СКУ-ШКУ

СЫ-ШИ        ЫС-ЫШ        СКИ-ШКИ

Логопед: А теперь меняем звук [С] на звук [Ш] в словах.

МЫС – МЫШЬ                КАСКА – КАШКА

НАС – НАШ                МИСКА – МИШКА

УСЫ – УШИ                СОК – ШОК

МАСКА – МАШКА        СУТКИ – ШУТКИ

Если ребёнок затрудняется самостоятельно заменить звук, то можно просто произносить слова парами.

2. Логопед: Ребята, оглянитесь вокруг. На нашей лесной полянке очень красиво: здесь много зелени, цветов, насекомых. Летают осы и шмели. Давайте поможем Смешарикам их посчитать. Совунья будет считать ос, а Нюша шмелей.

Дети собирают картинки и считают: 1 оса, 2 осы… 5 ос; 1 шмель, 2 шмеля… 5 шмелей.

Так же дети считают ландыши и листья.

3. Логопед: « А сейчас вместе с Совуньей и Нюшей мы пришли на речку, в которой очень много рыбы. Совунья и Нюша захватили с собой удочки. Поможем им рыбачить?»

Дети: Да!

Логопед: Но рыба у нас не простая, а с картинками.

Игра «Рыбалка».

С помощью удочек дети «ловят рыбу» и называют картинку, изображённую на ней. Если картинка со звуком [C] – отдают эту рыбу Совунье. А если со звуком [Ш] – то отдают рыбу Нюше.

Картинки со звуком [Ш]: шапка, машина, малыш, мишка, шуба.

Картинки со звуком [С]: санки, капуста, ананас, лиса, собака, автобус.

Логопед: Какие молодцы! Вы очень хорошо порыбачили. Наверное устали. Давайте разомнёмся и сделаем гимнастику «Шарики». Ведь все Смешарики похожи на шарики.

4. Физминутка «Шарики».

Дети слушают текст и выполняют движения.

Вот так шарик надуваем

Глубокий вдох – руки поднимаются в стороны и вверх.

И до облака взлетаем.

Встают на носочки.

Шарик лопнул – выдыхаем,

Длительный выдох.

Наши мышцы расслабляем.

Руки опускаем, наклоняем туловище вниз.

Дышится легко, ровно, глубоко

Поднимаем туловище и свободно дышим.

5. Логопед: Ребята, вы наверное заметили, что Нюша очень рассеянная, а Совунья, наоборот, сосредоточенная. Поэтому сейчас мы с вами проверим, кто же из них самый внимательный: Совунья или Нюша.

Игра «Самый внимательный»

Дети надевают маски Совуньи и Нюши.

Логопед читает чистоговорку, дети внимательно слушают и сами определяют, кому она предназначена:

Совунье – со звуком [С],

Нюше – со звуком [Ш].

Каждый ребёнок повторяет «свою» чистоговорку. Параллельно дети выполняют движения руками и ногами.

Чистоговорки со звуком [С] – хлопают.

Чистоговорки со звуком [Ш] – топают.

Са-са-са – на носу оса;

Ша-ша-ша – мама моет малыша;

Су-су-су – я несу косу;

Шу-шу-шу – дам конфету малышу;

Сы-сы-сы – хвостик длинный у лисы;

Ши-ши-ши – на поляне малыши;

Ас-ас-ас – дайте мне ананас;

Аш-аш-аш – где же наш шалаш;

Ушки-ушки-ушки – квакают квакушки;

Иски-иски-иски – в миске молоко для киски.

6. Логопед: Даже на природе Нюша любит читать журналы. Но может быть вы заметили, что Нюша очень легкомысленная: она постоянно всё путает. А мудрой Совунье приходится её исправлять. Давайте поможем Совунье исправить ошибки Нюши.

Подскажите, какие слова перепутала Нюша?

Игра «Путаница»

Мама положила в тарелку манную «каску».

Пожарный носит «кашку».

Строитель строит «басню».

Кошку зовут «маска».

В «Новый год» я надену «Машку».

Дети вместе с логопедом заменяют «путаные» звуки и слова на правильные.

IV. Обобщение

Логопед: Ребята, вот и закончились наши каникулы со Смешариками. Вам понравилось с ними гулять?

Дети: Да!

Логопед: Совунье и Нюше тоже очень понравилась эта прогулка. Они вас благодарят, но просят напомнить все слова со звуками [С] и [Ш], которые мы использовали на занятии.

Дети вспоминают слова, логопед подсказывает им с помощью картинок.

V. Итог

Логопед: Вы сегодня очень хорошо занимались!

Какое задание вам больше всего понравилось?

А какое задание было самым сложным?

Главное, что мы научились различать звуки [С] и [Ш] на слух и при произношении.

Как вы думаете, Совунья с Нюшей придут к нам в гости ещё раз?

Давайте их пригласим.

Список литературы:

  1. З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи». С-П. «Детство-Пресс» 2012 г.
  2. Е.И. Шибалко «Коррекция нарушений произношения свистящих звуков». М. «Сфера» 2012 г.
  3. «Дошкольная академия» Хабаровск 2013 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логоритмике Тема "Дифференциация звуков и букв С-Ц"

Логоритмика - это система музыкально-двигательных, рече-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений,осуществляемых в целях логопедической коррекции. Логопедическая ритмика развивает неречевые п...

План -конспект занятия "Индивидуальное занятие по автоматизации и дифференциации звуков[ р] и [л] в предложениях удетей старшего дошкольного возраста с использованием коллажа."

В данном конспекте  предлагается подробный план проведения индивидуального  логопедического занятия для воспитанника,у которого поставленные звуки уже автоматизируются и дифференциируются,но...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 5-6 лет, с ФФНР «В гостях у Смешариков. Дифференциация звуков [Ш] - [Ж]».

laquo; В гостях у Смешариков»«Дифференциация звуков Ш-Ж» Цель: Дифференциация звуков [Ш-Ж] в слогах и словах.Задачи:коррекционно-образовательные:- закрепить правильное пр...

Фонетическое занятие "Прогулка с Нюшей". Автоматизация звука [Ш].

Микрогрупповое фонетическое занятие для детей старшего дошкольного возраста. Содержит практический материал,  направленный на развитие навыка правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах и...

Каникулы со Смешариками. Дифференциация звуков [С]-[Ш].

Тип занятия: подгрупповое.Вид занятия: фонетическое.Цель: развитие навыков различения и правильного произношения звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.Задачи:Коррекционно-раз...

Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]

Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...