Методическая разработка: конспект подгруппового логопедического занятия "Спасение принцессы "Розочки"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
В данной методической разработке содержится конспект занятия с использованием песка "Спасение принцессы Розочки". Данное занятие предназначено для детей речевой группы 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 29.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Мокиной Юлии Михайловны
учителя – логопеда МБДОУ № 41
Конспект подгруппового логопедического занятия
«Спасение принцессы Розочки»
Красноярск- 2018
Аннотация
Методическая разработка представлена конспектом образовательного подгруппового занятия.
Для успешного использования данной методической разработки предстоит предварительная работа по постановке звука [Р], формирование навыка деления слов на слоги, определении позиции звука в слове, развитие речевого дыхания, формирование лексико –грамматических категорий.
В содержание методической разработки включены:
- Конспект подгруппового образовательного занятия «Спасение принцессы Розочки».
- Приложение 1. Игры с использованием песка, направленные на коррекцию звукопроизношения.
Форма данной разработки продиктована требованиями ФГОС ДО, что требует от педагога применения в работе разных форм и способов организации образовательной деятельности с дошкольниками.
Сведения об авторе: Мокина Юлия Михайловна, учитель – логопед МБДОУ № 41, первая квалификационная категория.
Пояснительная записка
«Путь к умной, светлой голове лежит через руки»
Любина Г.А. доктор педагогических наук
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития, а, следовательно, количество детей попадающих в коррекционные группы детских садов также растет. Большинство таких детей имеют грубые речевые нарушения, следствием которых становятся затруднения в возможности использования различных традиционных методик по преодолению трудностей речевого развития. Одним из важнейших звеньев помощи детям с речевыми проблемами является логопедические занятия, которые должны осуществляться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Работать с детьми логопатами обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим детям обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много, но хочется остановиться на одном, который является целесообразным и эффективным: песочная терапия. Метод песочной терапии активно применяется на логопедических занятиях для развития мелкой моторики, работы над фонетической стороной речи, лексической, грамматической стороной речи, работа над формированием фразовой речи, а так же помогает создать положительный эмоциональный настрой на занятие и способствует установлению контакта с ребенком. При проведении логопедических занятий в дошкольном возрасте работа с песком начинается сразу после выявления нарушений речи у ребенка. Мною используются игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи. Занятия с использованием песочной терапии проводятся для детей по 15–20 минут, как правило, по подгруппам или фронтально.
При проведении занятий с детьми с использованием песочной терапии, отмечалась их активность, повышалась работоспособность. У детей значительно возрос интерес к логопедическим занятиям, а так же дети чувствовали себя более успешными на занятиях. Применение метода песочной терапии способствует более полному включению детей в образовательную деятельность, прочному запоминанию и повышению эффективности коррекционного процесса.
В данной методической разработке представлено занятие для детей шести - семи лет с проблемами в автоматизации сонорного звука [р], с проявлениями дизартрического компонента.
Занятие подгрупповое. Дети прошли этап постановки звука.
Предварительная работа: систематические игры на развитие мелкой моторики, коррекция дефектов звукопроизношения, развитие лексико-грамматических конструкций в песочнице; работа по развитию правильного речевого дыхания.
Содержание методической разработки.
Конспект образовательного индивидуального занятия с использованием песка: «Спасение принцессы Розочки»
Цель: автоматизация звука [р] изолированно, в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
- закрепление правильного произношения звука [Р];
- закрепление навыка определять позицию звука в слове; деление слов на слоги;
- развитие фонематического слуха;
- развитие мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного материала (песка);
- развитие навыка самоконтроля за собственной речью.
Методы и приемы: наглядные, словесные, практические, игровые.
Формы организации детской деятельности: подгрупповая.
Виды детской деятельности: игровая.
Планируемый результат: автоматизация звука [р], с помощью игры успешное закрепление навыка определения позиции звука в слоге с использованием фасоли и песка, отработка правильной воздушной струи с использованием трубочки от коктейля и кварцевого песка, развитие грамматических категорий, закрепление умения делить слова на слоги с использованием наглядного материала в виде цифр.
Ход занятия:
этап НОД | содержание | действия |
Мотивационно-побудительный | Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы научились красиво говорить звук [р]. И в награду я приглашаю вас в небольшое путешествие – в сказочный волшебный город. Вы согласны? Итак, в одном волшебном городе текла река (логопед проводит по песку рукой). Покажите, как он текла На берегу реки жила принцесса Розочка. Жила она в чудесном доме. В доме том была труба. Дым из нее валил всегда. Было и окно, нарисуйте, какое оно. Жила принцесса, не грустила. Бегала, прыгала, скакала, весело играла. | Звучит фонограмма Ответы детей. Дети и логопед располагаются около стола с песком. Показывает куклу – тролля. Ребенок рисует дом, трубу и окно. каждый ребенок пальчиками водит по песку, имитируя бег, затем прыжки. |
Основной | Логопед: и вдруг стряслась большая беда – злой волшебник принцессу захватил и в палочку превратил (логопед незаметно меняет куклу на палочку). Что делать? И куда бежать? Надо принцессу выручать! Логопед: там испытания суровы Заданья надо выполнять, Заданья надо выполнять Чтоб колдовство то разгадать! А поможет нам звук [р], который мы научились произносить. Итак, первое задание: Я тебе буду вам говорить разные слоги и слова, а вы как только услышите слог со звуком [р] – спрячьте руки в песок, на другие звуки держите руки над песочницей:
В волшебном песочном городе часто бывают ураганы. Песок засыпает все вокруг. Сейчас и вам нужно сдуть песок (с помощью коктейльной трубочки) и найти картинку. - Ты картинки ищи, Из песка доставай Что нарисовано, называй И первый звук определяй. Логопед: нам нужно выполнить следующее задание, оно называется «Раздели слова на слоги». Логопед: как мы с тобой уже узнали, в волшебном городе часто бывают ураганы, и вы сейчас, как песочный ураган, засыплете наши картинки песком. Возьмите в ладошку песка и засыпайте картинки. Скажите, чего не стало? Логопед: Звук [р] продолжает нам помогать принцессу Розочку выручать. Ребята, определите, где находится звук [р] в слове и правильно положите фасолинку. Логопед: Теперь с тобой мы у горы Здесь заклинания томятся, Злого короля они боятся. Их надо нам освободить И правильно их повторить. Как только мы их повторим Злые горы рухнут в пыль И принцессу мы освободим! Ра-ра-ра – вот крутая гора Ро-ро-ро – вместе едем на метро Ры-ры-ры – тут летают комары Логопед незаметно меняет палочку на куклу Розочку. Логопед: кого же мы расколдовали? | Ответы детей Сдувая песок, каждый ребенок находит изображение, называет и определяет первый звук: ракета, робот, радуга и т.д. На стол ставится контейнер с песком, в котором муляжи цифр 1,2,3,4. Ребенок делит слова на слоги (из предыдущего задания) и кладет к соответствующей цифре. Ребенок: не стало радуги, не стало ромашки и т.д. каждому ребенку дается «Волшебный мешочек», из которого он достает фигурки животных. Определяет, где находится заданный звук и кладет фасолинку в заранее подготовленный поднос с песком, разделенным на три части (начало, середина, конец слова). ребенок повторяет за логопедом. Дети: принцессу Розочку. |
Рефлексия | Логопед: Вот и закончилось наше сказочное путешествие! Ребята, вы – молодцы! Вы спасли принцессу, выполняя сложные задания. А что вам понравилось больше всего? | Ответы детей. |
Приложение 1.
Игры с использованием песка, направленные на коррекцию и исправление речевых дефектов.
- «Нарисуй, как я»: логопед на небольшом подносе рисует картинки в соответствии с текстом. Ребенок повторяет.
- «Спрячь ручки» (на развитие фонематического слуха). Логопед говорит слоги и слова, а ребенок прячет руки в песок, если слышит слоги и слова с заданным звуком (в частности, звук [р]).
- «Песочный ураган» (на развитие плавной воздушной струи). Ребенок дует через трубочку для коктейля на кварцевый песок и находит заранее спрятанные картинки.
- «Раздели слова на слог». В контейнер с кинестетическим песком (плотный по текстуре) вставляются деревянные или пластмассовые цифры (1,2,3,4). Ребенок делит слова – картинки на слоги и кладет картинку к соответствующей цифре.
- «Развитие грамматических категорий, в частности Родительного падежа: ребенок засыпает песком предлагаемую картинку и говорит, чего не стало.
- «Где находится звук». Контейнер с кинестетическим песком с помощь палочек разделен на три части (начало, середина, конец слова). Ребенок на слух определяет, где находится заданный звук и кладет фасолинку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка - Конспект подгруппового логопедического занятия по звуковой культуре речи с детьми старшей группы с логопедическим заключением общее недоразвитие речи (III у.р.р.).
Занятие по ознакомлению детей с согласным звуком [м], буквой М....
Методическая разработка Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР III уровня с использованием песочной терапии на тему «Звуки [С] — [Ш]»
Методическая разработкаКонспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР III уровня с использованием песочной терапии на тему «Звуки [С] — [Ш]»...
Методическая разработка "Конспект подгруппового логопедического занятия "Цветик-семицветик. Автоматизация звука Ш"
Материал представляет собой разработку подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР и нарушением зрения по автоматизации в речи звука Ш. Занятие выстроено в форм...
Методическая разработка: конспект подгруппового логопедического занятия с детьми средней группы
Развитие артикуляционных навыков...
Методическая разработка: конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы
Автоматизация звука [л]...
Методическая разработка "Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Дикие животные». Звук [з]. "
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Дикие животные». Звук [з]. Коррекционно-образовательные задачи: -закреплять представления у детей ...
Методическая разработка конспекта подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы, страдающими общим недоразвитием речи и стёртой дизартрией с использованием современных образовательных технологий: здоровье сберегающих и моделирования.
Лексическая тема: «Цветы». «В гостях у ФЕИ ЦВЕТОВ»...