Методическая разработка "Конспект подгруппового логопедического занятия "Цветик-семицветик. Автоматизация звука Ш"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Петрова Марина Валентиновна

Материал представляет собой разработку подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР и нарушением зрения по автоматизации в речи звука Ш. Занятие выстроено в форме сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetik-semitsvetik._avt._sh.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР и нарушением зрения

Тема: "Цветик-семицветик. Автоматизация звука Ш".

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, сказкотерапия.

Подготовила

Петрова Марина Валентиновна,

учитель-логопед.

Цель: автоматизация звука [ш] в словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные :

1. Закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ш];

2. Закрепление умения чётко произносить звук [ш] в словах;

3.Развитие фонематического восприятия и слуха;

4. Формирование навыка звукового анализа через нахождение места звука в слове, нахождение и замену первого и последнего звука в словах;

5. Расширение и активизация словарного запаса, словаря антонимов.

6. Закрепление знания цветов спектра.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать артикуляционную и мелкую моторику;

2. Развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление.

3. Развитие аналитико-синтетических способностей

4. Развитие лексико-грамматического строя речи, умения образовывать прилагательные от существительных

5. Развитие неречевого дыхания, общеречевых навыков.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитание навыков самоконтроля;

2. Воспитание активности и внимательности на занятии;

3. Воспитание потребности в речевом общении;

4. Воспитание интереса к занятиям;

Оборудование: картинки к заданиям, лепестки и цветок из бумаги, ватные шарики, игрушечная мышка, сушки.

Ход занятия

Организационный момент.

Цель: привлечение внимания детей, создание положительной мотивации

Приветствие. Дети рассаживаются на свои места и рассказывают о своём настроении. Настраиваются на работу. Логопед сообщает, чем дети будут заниматься.

Учитель-логопед: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на полянку в страну  Шушляндию. Но это будет не простое путешествие. Мы должны будем с вами собрать цветик-семицветик! Только с ним нас пустят на полянку. За каждый лепесток мы с вами должны будем выполнить задание. Поехали!

                                      Основная часть.

Учитель-логопед:  Чтобы нам легче всё удавалось, нам нужно будет сделать разминку.

Дыхательная гимнастика

Цель: развитие неречевого дыхания, общеречевых навыков.

1. «Загони мяч».

Вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в «ворота» (между двумя карандашами).

2. «Фокус».

- Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок).

- Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.

- Сделай вдох через нос.

- Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Артикуляционная гимнастика.

Цель: развитие артикуляционной моторики.

"Блинчик"

"Грибок"

"Змея"

"Вкусное варенье"

«Чашечка»

Характеристика звука Ш.

Учитель-логопед:   Разминка закончена, отправляемся в путь. А в дорогу мы с собой возьмём звук …    Какой звук я произношу? (Дети узнают звук «Ш» по беззвучной артикуляции и произносят его.)

Правильно, это звук «Ш». Давайте расскажем о звуке «Ш» (характеристику звука по артикуляционным признакам):

-Что делают наши губки, когда произносим звук (вытягиваются трубочкой).

-Где находится язык? Какой он – узкий или широкий? (Язык широкий, «чашечкой» поднят вверх).

-Как мы произносим звук «Ш» с голосом или без голоса? Он звучит твердо или мягко? Это гласный или согласный звук? Загибай пальчики и повтори, какой звук «Ш» (согласный, твердый, глухой).

Задание №1. "Разберем картинки"

Цель: автоматизация звука Ш в словах, совершенствование звукового анализа слов.

Описание задания: дети должны назвать картинки, где звук Ш в середине, в начале, в конце.

Учитель-логопед: ребята, вы хорошо справились с заданием, поэтому можем взять красный лепесток для нашего цветика-семицветика.

Задание №2. "Скажи наоборот".

Цель: автоматизация звука Ш в словах, актуализация словаря антонимов.

Описание задания: дети должны ответить наоборот логопеду.

 Узкий – (широкий), маленький –( большой), гладкий –(шершавый), Плохой – (хороший), зашла – (вышла), тихий – (шумный), грустный – (веселый), тонкий – (толстый), короткий –( длинный)

После выполнения задания логопед хвалит детей,  дети получают оранжевый лепесток.

Учитель-логопед: А теперь дадим отдохнуть нашим глазкам.

Зрительная гимнастика «Цветик-семицветик».

Цель: охрана зрения, способствовать развитию глазодвигательных мышц, улучшению кровообращения в тканях глаза, повышение зрительной работоспособности.

Педагог

Дети

Лети-лети, лепесток,

Через запад – на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Дети следят взглядом за «лепестком».

Взгляд влево-вправо.

Взгляд вверх-вниз.

Круговые движения глазами.

Моргание.

Задание №3. "Что лишнее?"

Цель: развитие аналитико-синтетических способностей, автоматизация звука Ш в словах.

Ребенок называет каждый предмет, правильно проговаривая автоматизируемый звук. Затем называет лишний предмет, объясняя почему. При этом обобщает оставшиеся предметы.

Пример: Шлем, шапка, шарф, шляпа. Лишний шарф, т. к. это не головной убор,

Машинка, уши, неваляшка, мишка.

Шкаф, шмель, мышь, петушок.

Шуба, шорты, подушка, рубашка.

Чашка, кувшин, ложка, шашки.

После выполнения задания логопед хвалит детей,  дети получают желтый лепесток.

Задание №4. "Поймай звук"

Цель: развитие фонематического слуха и восприятия, моторики рук.

Учитель-логопед:  А сейчас мы, ребята, поиграем в игру «Поймай звук», с помощью которой будем учиться выделять звук [ш] среди других звуков. Я буду говорить звуки и если я произнесу звук [ш], вы рукой ловите его.

[п]-[ш]-[с]-[к]-[п]-[ф]-[ш]-[ш]-[м]-[ш]

Теперь мы будем выделять звук [ш] среди слогов: [ма]-[ша]-[са]-[по]-[ши]-[пу]-[ка]-[шу]-[ша]  

После выполнения задания логопед хвалит детей,  дети получают зеленый лепесток.

Учитель-логопед:  А теперь, ребята, давайте выйдем на середину и поиграем.

Физкультминутка «Цветки».

Цель: снятие физического и эмоционального напряжения, развитие общей моторики, координация речи с движением.

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)

Стебель наклони слегка —

Вот зарядка для цветка. (Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.» (Встряхивания кистями рук.)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе. (Дети садятся)

Задание №5. "Замена в начале слова"

Цель: развитие фонематического слуха и восприятия, автоматизация звука Ш в словах.

Описание задания: дети должны заменить в словах первый звук на звук Ш

тапки –

губы –

топот –

мыло –

пар –

споры–

После выполнения задания логопед хвалит детей,  дети получают голубой лепесток

Задание №6. "Замена в конце слова"

Цель: развитие фонематического слуха и восприятия, автоматизация звука Ш в словах.

Описание задания: дети должны заменить в словах последний звук на звук Ш.

дуб –

идёт –

поёт –

едет –

дышит –

падает –

После выполнения задания логопед хвалит детей,  дети получают синий лепесток

Задание №7. "Ответы на вопросы"

Цель: развитие связной речи, умения образовывать прилагательные от существительных, автоматизация звука Ш в предложениях.

Описание задания: дети должны ответить на вопросы, отчетливо произнося звук Ш.

Каша из пшена какая?

Сок из вишни какой?

Слон не маленький, а какой?

Компот из груш какой?

Конфеты из шоколада какие?

Шоссе не узкое, а какое?

Шапка из шерсти какая?

После выполнения задания логопед хвалит детей,  дети получают фиолетовый лепесток.

Учитель-логопед: Вот мы с вами и собрали цветик-семицветик, и теперь можем попасть в волшебную страну Шушляндию. Там нас встречает мышка Шуша и дарит нам сушки. (Дети здороваются с мышкой Шушей и благодарят ее)

Заключительная часть (подведение итогов занятия).

Учитель-логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться в группу.

-А какой звук с нами путешествовал? (Звук Ш)

-Что вам больше всего запомнилось?

Дети прощаются с мышкой Шушей и уходят в группу.

Список использованной литературы:

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада.  Коррекционная работа в детском саду» М., «Экзамен», 2003.

От рождения до школы». Общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. М., 2011.

«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)». Под ред. Плаксиной Л.И. М., 2006.

Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду» М., «Мозаика-синтез»,2003.

Лиманская О.Н.»Конспекты логопедических занятий в детском саду. Второй год обучения» М., ТЦ «Сфера», 2009.

Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников», М., «Детство-пресс», 2004

О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно!»СПб.: Литера,2005

С.В. Коноваленко, В.В. Коноваленко «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика» М.: Гном и Д, 2005

Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 6-7 лет с ОНР».- М., 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия на автоматизацию звука Л в словах

Конспект подгруппового логопедического занятияВозраст: 6 летКоличество: 3 детейЛогопедическое заключение: ФНР, параламбдацизм замена[Л] на [W].Тема: Звук [Л]Этап: автоматизация в словахЦель:  зак...

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Ш с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий

Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях "В гости к Мишк...

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука С в слогах, словах, предложениях».

Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшей группы , включающее в себя упражнения, задания и игры, будет интересным не только педагогам, но ,в первую очередь детям....

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях с помощью Лэпбука «Карта Острова сокровищ»

Данное занятие направлено на автоматизацию звука Р в слогах, словах и предложениях. На занятии я использовала Лэпбук, с помощью которого дети выполняли задания и искали пиратский клад....