Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме «Следопыты»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Конспект помогает закрепить знания о том, где живут дикие животные и поупражнять детей в образовывании притяжательных прилагательных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sledopyty.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме «Следопыты»
Участники: дошкольники 5-6 лет
Количество: 8-10 детей
Длительность: 25 минут
Учитель-логопед: Захваева Ольга Владимировна
Педагогический замысел:
Образовательная область
Социально-коммуникативное развитие
Задачи:
- совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
- развивать интерес к игровому экспериментированию;
- формировать гуманное отношение к живой природе и формировать представления о связи единой экологической системы (сообщества растений и животных) и неживой природы;
- воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, выполнять творческую работу;
Образовательная область
Познавательное развитие
Задачи:
- содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной основе;
- содействовать развитию логического мышления, навыков исследовательской деятельности, установлению причинно-следственных связей;
- ознакомить детей с основными обитателями зимнего леса: медведем, зайцем, волком, лисой, белкой;
- расширить представления детей об образе жизни этих животных и их приспосабливаемости к выживанию в природе в зимний период;
Образовательная область
Речевое развитие
Задачи:
- упражнять в правильном употреблении имени прилагательного на –ий- при вопросе «чей?»;
- закрепление умения пользоваться в речи простыми распространенными предложениями;
- развивать диалогическую речь, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
- обогащать словарь детей новыми словами такими как: «следопыты», «наст», «мышкование», «линька», «русак», «беляк», «грызуны», «шатун»;
- расширять «читательский» опыт за счёт разных жанров фольклора: загадки и сказки;
- уметь использовать знания из прочитанных произведений для характеристики животных и уметь называть эти произведения;
Образовательная область
Художественно-эстетическое развитие
Задачи:
- закрепление умения правильно пользоваться тампоном с краской для полного закрашивания поверхности;
- содействовать развитию у детей ассоциативного мышления, творческого воображения и попытке в рисунке передавать, полученную информацию;
Образовательная область
Физическое развитие
Задачи:
- проявлять творчество в двигательной деятельности: видоизменять физические упражнения, создавать комбинации из знакомых упражнений, передавать образы персонажей в подвижных играх;
Технологии: ИКТ, здоровьесбережение.
Цель:
Расширить и дополнить знания детей о диких животных, обитающих на территории нашей страны в Северо-Западном регионе в зимний период.
Предварительная работа:
- Разработка проекта на тему: «Путешествие в зимний лес»
- Беседа о том, какие животные живут в наших лесах.
- Рассматривание иллюстраций из жизни диких животных зимой.
- Имитация характерных движений для животных в подвижных играх.
- Рисование на тему «Животные зимнего леса».
- Лепка фигурок животных: медведя, лисы, зайца, волка, белки.
- Анализ особенностей характера диких животных на основе русских народных сказок: «лиса-хитрая», «волк-злой», «медведь-неуклюжий», «заяц-трусливый», «белка-трудолюбивая».
Материал:
- Компьютер.
- Компьютерное сопровождение совместной деятельности.
- Иллюстрации из жизни животных в зимний период.
- Карточки с загадками.
- Рисунки следов животных, нарисованные свечой, губки, мисочки с разведённой краской.
- Листы бумаги и простые карандаши.
Конспект
Ребята, сегодня у нас много гостей к нам прилетела птица. Посмотрите, мы таких птиц кормили, рисовали, лепили.
-Как они называются?
-Снегири.
Они приглашают нас в гости в зимний лес. Хотите! Ну, тогда давайте одеваться потеплее. (Имитация движений).
-А как же нам добраться в лес? Давайте на лыжах. (Едем на лыжах в лес).
Как вы думаете, какие же животные встречаются в зимнем лесу.
-Волк, медведь, заяц, лиса, белка.
Смотрите как в лесу тихо, много снега, а на снегу следы. Станем следопытами. Интересное слово - состоит из двух слов: след пытать, рассматривать, изучать. Давайте определим, чьи же это следы? Давайте возьмём карточки со следами.
-Видно, что-нибудь?
-Нет, наверное, снегом запорошило все следы. Давайте подуем на них, проявились следы? Тоже нет. Тогда сделаем один фокус. Для этого идём к столу с красками. Он тоже весь в снегу. Стряхнём снег со стола. Ребята, давайте наши следы немного протрём краской с водой. Вот и проявился след. Вернёмся обратно в лес, положим следы на снег и присядем рядом.
-Давайте найдем похожие следы? Вот такие.
Сейчас я загадаю вам загадку, вы её отгадаете, и мы узнаем, кому он принадлежит.
Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг
По снежочку тык-тык
-Так чьи же это следы?
-Заячьи.
Бедному зайчишке в лесу очень тяжело. У него есть враги.
-Кто это?
-Волк, лиса, сова, охотники.
-А как заяц приспосабливается к зимним условиям жизни? Как он маскируется?
-Он линяет, изменяет цвет шубки?
-Правильно, про зайца говорят: «летом серый, а зимой – белый». Летом у него серая шубка – это заяц русак, а зимой шубка белая – это беляк. След зайца может запутать любого врага, он бежит, как будто петляет.
-Как завяжет он петельку - не распутать и недельку.
-А как называются детёныши зайчихи?
-Зайчата.
-А в каких же сказках мы встречаем зайца?
-«Колобок», «Теремок», «Заяц, кот и лиса».
-А какой по характеру зайчик?
-Трусливый, быстрый, робкий, добрый.
-Правильно, молодцы следопыты. Прыгаем как зайчики по снежной полянке. Вдруг насторожился заяц, где-то лиса и присел на полянку на снег.
-Где ещё есть похожие следы? Правильно вот эти.
Смотрим на эти следы и слушаем загадку.
Хвост пушистый
Мех золотистый
В лесу живет
В деревне кур крадёт
-Чьи это следы?
-Лисьи.
-Как мы узнаем, что это лиса?
-У неё пушистый хвост, ярко рыжая шуба.
-А почему лису называют хитрой?
-У неё вздернутый нос, хитрые глаза.
-Как у лисы называют детенышей?
-Лисята.
-А есть у лисы враги?
-Волк, медведь, охотники.
-А в каких сказках мы встречаем лису?
- «Колобок», «Теремок», «Волк и лиса», «Кот, лиса и петух».
-А какая лиса по характеру?
-Хитрая, плутоватая, умная, коварная.
-А теперь приготовим свои носики – мы стали лисицами, принюхиваемся и ходим очень изящно на своих лапах по снегу. (Двигаемся по кругу). Присели лисицы передохнуть.
-А вот под елкой ещё следы. Найдите им пару. Давайте следопыты посмотрим и загадку отгадаем? День и ночь по лесу рыщит
День и ночь добычу ищет
Ходит-бродит он молчком
Уши серые-торчком
-Так чьи это следы?
-Волчьи.
Волк опасный и очень сильный хищник. К зиме у волка шуба не меняется, но он её утепляет. Зимой волк ведет бродячий образ жизни, выходя на поиски добычи в сумерки и по ночам.
-А как вы думаете, ребята, волки зимой живут по - одиночке или стаей?
-Правильно, стаей.
-А как вы понимаете поговорку «волка ноги кормят»?
-Чтобы прокормить себя волки пробегают большие расстояния.
-Весной у мамы волчицы появляются детёныши. Как они называются?
-Волчата.
-А в каких сказках мы можем встретить волка?
-«Волк и семеро козлят», «Волк и лиса», «Теремок».
-Какой у него характер, вспоминаем сказки?
-Злой, кровожадный, сильный, глупый.
-Всё правильно молодцы.
-А вы знаете, что значит волк «рыщет»?
-Правильно, ищет добычу? Давайте изобразим волка, который рыщет по лесу. Волк наш бегал-бегал по лесу и устал. (Садимся на полянку).
-Ой, смотрите, а кто это столько шишек нагрыз и следы такие маленькие? Отгадываем загадку.
Хожу в пушистой шубе
Живу в густом лесу
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу
-Итак, все правильно отгадали это белка.
-Чьи следы по елкой?
-Беличьи.
К зиме белка линяет и у неё вырастает густая пушистая серая шерсть. Это ей помогает прятаться от врагов, так как на фоне темно-серых ветвей беличья шубка заметна меньше.
-Давайте вспомним от кого же надо прятаться белочке?
-От куницы, совы, рыси.
-В каких сказках мы встречаем белок?
-«Два глупых бельчонка», «Сказка о царе Салтане».
А какая по характеру белочка?
-Запасливая, быстрая, юркая.
Давайте, как белочки погрызём орешки и будем держать их двумя лапками. Спустимся и елки вниз. (Садимся на ковер).
-А вот на эти большие следы есть похожие?
Сейчас я прочитаю вам загадку, и вы догадаетесь, кто же это.
Кто в лесу огромней всех
Кто богатый носит мех
Кто в берлоге до весны
Днём и ночью видит сны
-Это медведь.
-Значит, чьи следы?
-Медвежьи.
-Зимой у медведицы появляются детёныши, как их называют?
-Медвежата.
Сон медведя чуток, при шуме возле берлоги он просыпается. Выглянет из берлоги и опять засыпает, но если летом и осенью медведь плохо питается и у него мало жира, то он ходит по лесу в поисках пищи. Такой медведь опасен для животных и человека. Он называется медведь-шатун.
-А как вы думаете, медведь правда сосёт в берлоге лапу?
-Правда.
-Верно, он сосёт лапу, чтобы кожа на ней не стала грубой и жёсткой, а весной когда пригреет солнце, медведь выходит на свою первую весеннюю прогулку.
-А теперь вспомним, в каких сказках медведь один их героев?
-«Теремок», «Маша и медведь», «Краденое солнце».
-Какой медведь по характеру?
-Неуклюжий, сильный, голодный.
-Молодцы. Какой вам медведь представляется, давайте изобразим. (Имитация движения).
-А теперь мы поиграем в игру «Чей домик?».
-Где живет белка?
-В дупле.
-А чем она питается?
-Запасами: грибами, ягодами. Шишками, орехами.
-А где живет заяц?
-Под кустом.
-Кто знает, что кушает заяц?
-Он глодает ветки осины и березы.
-А волк где живет, чем питается?
-В логове. Волк охотится на зайца, лося, собаку, иногда нападает даже на людей.
-А у лисы как называю дом?
-Нора.
-Чтобы сытно спать в норе, что может скушать лиса?
-Зайца, но чаще лисица ест мышей. Зимой лиса мышкует. Норы мышей скрыты снегом, но лиса ходит, прислушивается и по писку и шороху определяет, где находится мышь. Она быстро подпрыгивает и быстро разрывает мышиное гнездо.
-А медведь, где спит?
-В берлоге.
-А чем он питается?
-Своими запасами жира, который он копит за лето и осень.
-Молодцы, всё вы знаете про диких животных.
-Ну, вот и заканчивается наше путешествие. Скажите, ребята, чьи же следы мы видели на снегу?
-Заячьи, лисьи, волчьи, беличьи и медвежьи.
-Ой, у меня нос уже замёрз пора возвращаться к дому. Мы вернёмся из леса в нашу группу и попытаемся нарисовать убежища, в которых проживают наши звери.
Где же наши лыжи? (Имитация ходьбы на лыжах).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывно образовательной деятельности на тему: «Вся правда о шоколаде» Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное» «Художественно – эстетическое»Возраст детей: 6- 7лет, подготовительная к школе группа.Формы непоср...
Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Экзамен для водителя» (старшая группа) по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича
Цель: вызвать интерес к предстоящей деятельности, уметь работать в команде. Задачи: § Знать виды транспорта и его части, отличительные особенности, названия профессий, свя...
Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему"Моя семья"по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"(для младшего дошкольного возраста)
Конспект непрерывной образовательной деятельности На тему:»Моя мама»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему"Зайка в гостях"по образовательной области "речевое развитие"(для раннего возраста)
Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста. Тема: «Зайка в гостях » Цель: Формирование активного и пассивного словаря детей;Закрепление знаний детей об игрушке...
Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему"Котик в гостях у ребят"по образовательной области "физическое развитие"( ранний возраст)
Конспект занятия по физическому развитию в группе раннего возраста «Котик в гостях у ребят»Конспект открытого занятия по физическому развитию в группе раннего возраста «Котик в...
Конспект непрерывной образовательной деятельности На тему: «Гнездо для птички» по образовательной области «художественно-эстетическое развитие»
Конспект непрерывной образовательной деятельностиНа тему: «Гнездо для птички»по образовательной области «художественно-эстетическое развитие»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности На тему: «Гнездо для птички» по образовательной области «художественно-эстетическое развитие»
Конспект непрерывной образовательной деятельностиНа тему: «Гнездо для птички»по образовательной области «художественно-эстетическое развитие»...