К о н с п е к т « СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА «КОШКА И МЫШКА»
план-конспект занятия по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
К о н с п е к т з а н я т и я
п о р а з в и т и ю р е ч и
« СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА «КОШКА И МЫШКА»
по серии сюжетных картин
Тема: « Составление рассказа « Кошка и мышка »
( по серии сюжетных картин )»
Цель: развивать связную речь детей .
Задачи:
Образовательная:
- учить детей составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картин -
с опорой на картинный план.
Коррекционно-развивающие:
- развивать пространственное восприятие предметов;
- расширять словарный запас детей;
- формировать навык составления картинного плана рассказа;
- развивать слуховое внимание и логическое мышление.
Воспитательная:
- активизировать работу детей на занятии.
Оборудование: серия сюжетных картин ( пособие Г.А.Каше «Кошка и мышка»),
разрезные картинки, загадки, дидактическая игра «Что к чему?».
Х о д з а н я т и я
I.Оргмомент:
Учитель-логопед: - Здравствуйте, ребята! Давайте послушаем и узнаем, кто
тише всех сядет на свои места, только садиться за парты нужно
после моих слов-заданий.
Логопед предлагает сначала сесть детей за первой партой слева, за последней партой справа и т.д.
II. Основная часть занятия
1) Постановка цели занятия:
Учитель-логопед: - Ребята, вы любите слушать сказки или рассказы?
Назовите любимые сказки и любимых сказочных героев ( ответы
детей). Сегодня мы с вами сами попробуем придумать и рассказать
историю.
2) Развитие пространственного представления ( работа с разрезными
картинками) .
Логопед раздаёт детям разрезные картинки и предлагает сложить и
назвать картинки. В случае затруднения - помочь сложить изображение
из фрагментов.
3) Расширение словаря
Логопед предлагает детям вспомнить и назвать предметы, которые они
складывали из фрагментов и подобрать к ним подходящие по смыслу
слова –признаки, а также слова-действия.
Например: БУКЕТ - красивый, праздничный, душистый и т.д.
Предметный словарь: трава, башмак, подошва, дырка, кошка, мышка,
вражда, погоня и т.д.
Словарь признаков: зелёная, мягкая, пушистая, полосатая, усатая, старый,
рваный и т.д.
Словарь действий: враждовать, погнаться, убегать, прятаться, перехитрить
и т.д.
4) Составление картинного плана будущего рассказа - определение
последовательности и выкладывание серии сюжетных картин.
Учитель-логопед: - Ребята, сегодня мы с вами будем составлять рассказ.
Посмотрите на доску ( логопед хаотично выкладывает на доске
три сюжетные картинки из серии сюжетных картин ) - перед вами
три картинки. Рассмотрите их внимательно и ответьте на вопросы:
- Кто на них изображён?
- Что делает мышка?
- Что делает кошка ?
- Как вы думаете, между кошкой и мышкой дружба или вражда?
- Почему вражда ?
- Скажите, ребята, можно по этим картинкам составить рассказ?
- Прежде, чем мы с вами будем составлять рассказ, хочу вам
напомнить, что любой рассказ делится на три части - начало,
середина и конец. Поэтому вам нужно расставить картинки по
порядку; найти первую, вторую и третью. Мы с вами рассмотрим
каждую из 3-х картинок, составим предложения к ним, а после
объединим их в рассказ.
Ребята придумывают и называют предложения к сюжетным картинкам, обсуждают и выбирают первую, вторую и третью картинку, постепенно на доске появляется картинный план будущего рассказа. Дети придумывают название своему рассказу « Кошка и мышка ».
5) Физкультминутка - выполнение движений под стих – речёвку. Логопед
объясняет детям, что нужно выполнять движения, которые соответствуют словам речёвки:
У КАЛИТКИ - ЧЁРНЫЙ КОТ Изобразить походку кота
ОГЛЯНУЛСЯ, ПРЫГ ВПЕРЁД, Поворот головы назад, прыжок вперёд
КОТ НА ДЕРЕВО ПОЛЕЗ, Изобразить, как кот забирается на дерево,
ЗАТАИЛСЯ И ИСЧЕЗ. Накрыть голову руками.
6) Составление рассказа « Кошка и мышка » (по серии сюжетных картин)
Учитель-логопед: - Итак, у нас на доске выложены по порядку три картинки.
Давайте вспомним всё то, что мы придумали и составим рассказ.
Дети, глядя на картинки, составляют рассказ, последовательно переходя от картинки к картинке.
Вариант рассказа
Кошка мышка
Однажды летом кошка увидела на улице мышку.
Кошка погналась за мышкой. Мышка стала убегать от кошки. На дороге лежал старый башмак. Башмак лежал на боку, и мышка спряталась внутри. Кошка подбежала к башмаку и перевернула его. Кошка подумала, что мышка попалась. Она запустила в башмак передние лапы, чтобы схватить мышку. Башмак был старый и дырявый. Нос башмака отошёл от подошвы, и там была большая дыра. В неё и мышка вылезла наружу, обманула кошку и спаслась.
Кошка осталась ни с чем.
7) Развитие внимания и логического мышления
а) Отгадывание загадок ( развитие слухового внимания и логического
мышления)
Учитель-логопед: - Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Тогда
слушайте и отгадывайте, помните, что в загадках есть подсказки.
ЕСЛИ СПОКОЙНА - МЯГКИЕ ЛАПКИ,
ЕСЛИ СЕРДИТА - ЛАПКИ-ЦАРАПКИ… ( кошка )
СЕРАЯ МАЛЫШКА, СПАСАЙСЯ,
КОШКА БЛИЗКО!... ( мышка )
б) Развитие слухового и зрительного внимания, логического
мышления - игра « Что к чему? »
Учитель-логопед: - Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Что к чему?»
В этой коробке лежат пазлы, я раздам вам «половинки», а вторые
«половинки» будут у меня. Нужно внимательно слушать и
смотреть, чтобы не пропустить «свою половинку» и уметь
объяснить, почему нужна именно эта картинка.
Далее логопед даёт образец: « Кому нужна батарейка?» - « Мне, потому что у меня фонарик». Дети получают пазлы, подбирают пары и объясняют свой выбор. Игра закончена, когда у детей на столах будут выложены парные пазлы.
III. Итог занятия
Учитель-логопед: - Сегодня на занятии вы выполнили много разных
заданий: собирали разрезные картинки, отгадывали загадки и
складывали пары пазлов . Самое главное – мы с вами составили
картинный план и придумали по нему рассказ, который назвали
«Кошка и мышка ». Теперь вы точно знаете, что в любом рассказе
есть порядок: начало, середина и конец. Если картинки разложить
по порядку, тогда и рассказ обязательно получится. Вы все очень
хорошо работали. Молодцы. Занятие окончено
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие. Развитие речи. Младшая группа. Тема. Магазин игрушек. ( Звуковая культура речи: звуки б, бь. Составление описательного рассказа об игрушках — кошке, мишке, мышке.)
Речевое развитие. Развитие речи. Младшая группа.Тема. Магазин игрушек. ( Звуковая культура речи: звуки б, бь. Составление описательного рассказа об игрушках — кошке, мишке, мышке.)...
Конструкт НОД ТРИЗ «Мышка и шарик» (Составление рассказа по серии картинок ) 2 младшая группа
Группа: вторая младшаяОбразовательная ситуация: развитие речи.Тема: «Мышка и шарик» (Составление рассказа по серии картинок )Образовательная области: речевое развитие, художетвенно-эстетическое развит...
Конспект НОД по речевому развитию (составление рассказа по серии картинок ) в младшей группе на тему «Мышка и шарик»
Цель: Научить ребенка выделять последовательность действий, необходимых для составления логически верной версии по серии картинок....
Речевое развитие .Составление рассказа ,,Кошка с котятами,,
Речевое развитие .Составление рассказа,,Кошка с котятами,,...
Конспект образовательно – игровой ситуации по развитию речи во 2 младшей с элементом регионального компонента по теме: « Составление описательного рассказа об игрушках – кошке, мишке, мышке».
Задачи:Связная речь: обучение составлять с помощью взрослого короткий рассказ;Словарь и грамматика: закрепление в речи названия известных им животным; учить использовать слова, обозначающие качества, ...
Конспект занятия по "Развитию речи" во второй младшей группе "Составление описательного рассказа об игрушках: кошке, мишке. мышке"
Конспект занятия по "Развитию речи" во второй младшей группе "Составление описательного рассказа об игрушках: кошке, мишке, мышке"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе.Тема: «Составление описательного рассказа об игрушках – кошке, мишке, мышке»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе....