К о н с п е к т « СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА «КОШКА И МЫШКА»
план-конспект занятия по логопедии на тему

Буйвалова Наталья Николаевна

составление рассказа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koshka_myshka.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

           

                           К о н с п е к т    з а н я т и я
                         п о     р а з в и т и ю    р е ч и

  « СОСТАВЛЕНИЕ  РАССКАЗА  «КОШКА И МЫШКА»  
                       по серии сюжетных картин

Тема:  « Составление  рассказа « Кошка  и  мышка » 
            ( по  серии  сюжетных  картин )
»

Цель:    развивать связную  речь детей .
Задачи:
 Образовательная:
-   учить  детей  составлять  рассказ  с опорой  на серию сюжетных картин  -    
   с опорой  на  картинный  план.
Коррекционно-развивающие:
-   развивать  пространственное  восприятие  предметов;
-   расширять   словарный  запас  детей;
-   формировать  навык  составления  картинного  плана  рассказа;    
-   развивать  слуховое  внимание  и  логическое  мышление.
Воспитательная:
-  активизировать  работу  детей  на  занятии.
Оборудование:  серия  сюжетных  картин ( пособие Г.А.Каше  «Кошка  и  мышка»),  
                  разрезные  картинки,  загадки,  дидактическая  игра  «Что к  чему?».
               

                                                 Х о д    з а н я т и я

I.Оргмомент:

Учитель-логопед:  -  Здравствуйте, ребята!  Давайте  послушаем  и  узнаем, кто
                  тише  всех  сядет  на  свои  места, только  садиться  за парты нужно
                  после  моих слов-заданий.          
Логопед  предлагает  сначала  сесть  детей  за  первой  партой  слева,  за  последней  партой  справа  и  т.д.                                    

II.  Основная  часть  занятия

1) Постановка  цели  занятия:

Учитель-логопед: -  Ребята,  вы  любите  слушать  сказки  или  рассказы?
                 Назовите любимые  сказки  и  любимых  сказочных  героев  ( ответы
                 детей). Сегодня  мы  с  вами  сами  попробуем  придумать  и рассказать
                 историю.  

2)  Развитие  пространственного  представления   ( работа  с  разрезными  
    картинками) .
    Логопед  раздаёт  детям  разрезные  картинки  и  предлагает  сложить  и    
    назвать  картинки.  В  случае  затруднения  -  помочь  сложить  изображение  
    из   фрагментов.

3)   Расширение    словаря

     Логопед  предлагает  детям  вспомнить  и  назвать  предметы,  которые они  
    складывали  из  фрагментов  и подобрать  к  ним подходящие по смыслу
    слова –признаки, а  также  слова-действия.
    Например:   БУКЕТ  -  красивый,  праздничный,  душистый   и т.д.

     Предметный  словарь:  трава,  башмак,  подошва,  дырка,  кошка, мышка,
    вражда,  погоня  и т.д.
   
 Словарь  признаков:  зелёная,  мягкая,  пушистая, полосатая, усатая, старый,
    рваный  и  т.д.
   
Словарь  действий:   враждовать,   погнаться,  убегать,  прятаться,  перехитрить
    и т.д.

4)  Составление  картинного  плана  будущего  рассказа   -   определение  
     последовательности  и  выкладывание  серии  сюжетных  картин.

Учитель-логопед: -  Ребята,  сегодня  мы  с  вами  будем  составлять  рассказ.
                  Посмотрите  на  доску  ( логопед  хаотично  выкладывает  на доске
                  три  сюжетные  картинки  из  серии  сюжетных  картин ) -  перед вами
                  три  картинки.  Рассмотрите  их  внимательно  и  ответьте  на  вопросы:
                  -  Кто  на  них изображён?
                  -  Что  делает  мышка?  
                  -  Что  делает  кошка ?
                  -  Как  вы  думаете,  между  кошкой   и  мышкой  дружба  или  вражда?
                  -  Почему  вражда ?  
                  -  Скажите, ребята, можно  по  этим  картинкам  составить  рассказ?
                  -  Прежде, чем  мы  с вами будем  составлять рассказ, хочу  вам
                     напомнить, что  любой  рассказ  делится на три части -  начало,
                     середина и конец.  Поэтому  вам нужно  расставить  картинки по
                     порядку; найти первую, вторую и третью.  Мы  с вами рассмотрим
                     каждую из 3-х картинок, составим  предложения к ним, а после
                     объединим их в  рассказ.    

Ребята  придумывают  и  называют  предложения  к  сюжетным  картинкам,  обсуждают  и  выбирают  первую,  вторую  и  третью  картинку, постепенно  на  доске  появляется  картинный  план  будущего  рассказа.  Дети  придумывают  название  своему  рассказу  « Кошка  и  мышка ».                                              

5)   Физкультминутка   -  выполнение  движений  под  стих – речёвку.  Логопед
объясняет  детям, что нужно выполнять  движения, которые соответствуют словам  речёвки:

У  КАЛИТКИ  -  ЧЁРНЫЙ  КОТ               Изобразить  походку  кота         

ОГЛЯНУЛСЯ,  ПРЫГ  ВПЕРЁД,              
Поворот  головы назад,  прыжок  вперёд 

КОТ  НА  ДЕРЕВО  ПОЛЕЗ,                    
Изобразить, как кот забирается на дерево,
ЗАТАИЛСЯ И  ИСЧЕЗ.                            
Накрыть голову  руками.

6)    Составление  рассказа  « Кошка  и  мышка » (по серии сюжетных картин)
Учитель-логопед
:  -  Итак, у  нас на  доске  выложены по порядку три  картинки.
                  Давайте  вспомним  всё  то, что мы  придумали  и составим  рассказ.
Дети,  глядя  на  картинки,  составляют  рассказ, последовательно  переходя  от  картинки  к  картинке.
Вариант  рассказа                
                                           
 Кошка      мышка

  Однажды   летом  кошка  увидела  на  улице  мышку.
            Кошка  погналась  за  мышкой.  Мышка  стала  убегать от  кошки.  На  дороге  лежал   старый  башмак.  Башмак  лежал  на  боку,  и  мышка спряталась  внутри.  Кошка  подбежала  к  башмаку  и перевернула  его. Кошка  подумала,  что  мышка  попалась.  Она  запустила  в башмак передние  лапы,  чтобы  схватить  мышку.  Башмак  был  старый  и  дырявый.  Нос  башмака  отошёл  от  подошвы, и  там была большая  дыра.  В  неё  и  мышка   вылезла  наружу,  обманула  кошку  и  спаслась.  
              Кошка  осталась  ни  с  чем.

7)    Развитие  внимания  и  логического  мышления

а)  Отгадывание  загадок ( развитие  слухового  внимания и логического
   мышления)
  Учитель-логопед:
  -   Ребята,  а вы  любите  отгадывать  загадки?  Тогда
                     слушайте  и отгадывайте, помните, что в загадках  есть подсказки.


       ЕСЛИ  СПОКОЙНА  -  МЯГКИЕ  ЛАПКИ,
      ЕСЛИ  СЕРДИТА  -  ЛАПКИ-ЦАРАПКИ…              ( кошка )

     СЕРАЯ  МАЛЫШКА,  СПАСАЙСЯ,
     КОШКА  БЛИЗКО!...                                               ( мышка )

    б
) Развитие  слухового  и  зрительного  внимания,  логического
          мышления  -  игра  «  Что к  чему? »

Учитель-логопед:  -  Ребята, я предлагаю  вам  поиграть в игру «Что к чему?»
                  В этой коробке лежат  пазлы, я  раздам  вам «половинки», а  вторые
                   «половинки»  будут у меня.  Нужно внимательно  слушать   и
                   смотреть, чтобы  не пропустить  «свою половинку»  и  уметь  
                  объяснить,  почему нужна  именно  эта картинка.
           Далее  логопед  даёт  образец:  « Кому  нужна  батарейка?»  - « Мне, потому что  у  меня  фонарик».  Дети  получают  пазлы,  подбирают пары  и  объясняют  свой  выбор. Игра  закончена,  когда у детей на столах будут  выложены  парные пазлы.

III.  Итог  занятия

Учитель-логопед:  -  Сегодня  на  занятии  вы  выполнили  много  разных
                 заданий: собирали  разрезные  картинки,  отгадывали  загадки   и                            
                 складывали  пары  пазлов . Самое  главное – мы   с  вами  составили
                 картинный  план и придумали  по нему  рассказ, который  назвали
                 «Кошка и мышка ». Теперь вы  точно знаете, что  в  любом  рассказе  
                 есть порядок:  начало, середина  и  конец. Если  картинки разложить
                 по  порядку, тогда  и  рассказ  обязательно  получится. Вы  все  очень  
                 хорошо  работали.  Молодцы.  Занятие  окончено
         


       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие. Развитие речи. Младшая группа. Тема. Магазин игрушек. ( Звуковая культура речи: звуки б, бь. Составление описательного рассказа об игрушках — кошке, мишке, мышке.)

Речевое развитие. Развитие речи. Младшая группа.Тема. Магазин игрушек. ( Звуковая культура речи: звуки б, бь. Составление описательного рассказа об игрушках — кошке, мишке, мышке.)...

Конструкт НОД ТРИЗ «Мышка и шарик» (Составление рассказа по серии картинок ) 2 младшая группа

Группа: вторая младшаяОбразовательная ситуация: развитие речи.Тема: «Мышка и шарик» (Составление рассказа по серии картинок )Образовательная области: речевое развитие, художетвенно-эстетическое развит...

Конспект НОД по речевому развитию (составление рассказа по серии картинок ) в младшей группе на тему «Мышка и шарик»

Цель: Научить ребенка выделять последовательность действий, необходимых для составления логически верной версии по серии картинок....

Речевое развитие .Составление рассказа ,,Кошка с котятами,,

Речевое развитие .Составление рассказа,,Кошка с котятами,,...

Конспект образовательно – игровой ситуации по развитию речи во 2 младшей с элементом регионального компонента по теме: « Составление описательного рассказа об игрушках – кошке, мишке, мышке».

Задачи:Связная речь: обучение составлять с помощью взрослого короткий рассказ;Словарь и грамматика: закрепление в речи названия известных им животным; учить использовать слова, обозначающие качества, ...

Конспект занятия по "Развитию речи" во второй младшей группе "Составление описательного рассказа об игрушках: кошке, мишке. мышке"

Конспект занятия по "Развитию речи" во второй младшей группе "Составление описательного рассказа об игрушках: кошке, мишке, мышке"...