Конструкт НОД ТРИЗ «Мышка и шарик» (Составление рассказа по серии картинок ) 2 младшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему
Группа: вторая младшая
Образовательная ситуация: развитие речи.
Тема: «Мышка и шарик» (Составление рассказа по серии картинок )
Образовательная области: речевое развитие, художетвенно-эстетическое развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная.
Формы организации: подгрупповая, индивидуальная.
Форма проведения: Обучение составлению логического рассказа по серии картинок
Технология: Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ.
Методы:
наглядные: серия картинок «Мышка и шарик»
словесные: беседа, художественное слово, стимулирование занимательным содержанием, рассказ, объяснение.
Планируемый результат: Научить составлять рассказ по серии картинок.
Цель: Научить ребенка выделять последовательность действий, необходимых для составления логически верной версии по серии картинок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт
непосредственно - образовательной деятельности
Анчугова Александра Валерьевна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 72»
г. Каменск- уральский
Группа: вторая младшая
Образовательная ситуация: развитие речи.
Тема: «Мышка и шарик» (Составление рассказа по серии картинок )
Образовательная области: речевое развитие, художетвенно-эстетическое развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная.
Формы организации: подгрупповая, индивидуальная.
Форма проведения: Обучение составлению логического рассказа по серии картинок
Технология: Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ.
Методы:
наглядные: серия картинок «Мышка и шарик»
словесные: беседа, художественное слово, стимулирование занимательным содержанием, рассказ, объяснение.
Планируемый результат: Научить составлять рассказ по серии картинок.
Цель: Научить ребенка выделять последовательность действий, необходимых для составления логически верной версии по серии картинок.
Задачи | Задачи с учётом особенностей воспитанников группы |
Воспитательные:
Развивающие:
Обучающие:
| Саша: побуждать вступать в диалог, отвечать полным распространённым предложением. Диана: развивать связную речь . Аня: побуждать вступать в диалог, отвечать полным распространённым предложением. Женя: развивать умение правильно пользоваться силой голоса. |
Этапы (последователь-ность деятельности) | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1. Организационно-мотивацион-ный этап. Задача этапа: Смотивиро-вать детей на предстоящую деятельность. | -Здравствуйте, ребята! А теперь, давайте ещё раз поздороваемся между собой и улыбнёмся друг другу (приветствие с колокольчиком). | Ведёт диалог с детьми, предлагает детям интересное приветствие. Развивает умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со сверстниками. | Дети свободно располагаются в группе. Заинтересованные дети присоединяются и вступают в диалог с воспитателем. | Дети проявляют интерес к игровому общению. |
2. Организация творческого задания Задача этапа: Развить умение понимать обобщенную речь с опорой на наглядность. | -Ребята, посмотрите какие картинки я вам сегодня принесла! Правда красивые? А как вы думаете, про что эти картинки? (Дети высказывают мнения о том, какие события изображены на картинках) -Эти картинки покажут нам очень интересную историю, а мы им поможем. | Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание. Привлекает внимание детей новыми картинками. Задает вопрос, стимулирующий процесс мышления. | Дети внимательно слушают педагога. Дети высказывают мнения о событиях на картинках | Демонстри-руют навыки владения связной монологи-ческой речи. |
3. Деятельность 3.1. «Паровозик из картинок» Задача этапа: Научить ребёнка раскладывать серию картинок слева направо. | Педагог дает детям набор перепутанных картинок. -Ребята, а теперь сами попробуйте составить рассказ, разложите картинки слева направо, в одну линию, так как вам нравится. Дети раскладывают картинки в соответствии с инструкцией с помощью педагога. -Ребята, чтобы вы помнили, что мы сейчас делали, я прикреплю на мольберт вот такой рисунок. (Воспитатель прикрепляет на мольберт схему этапа) |
| Работают все вместе, раскладывают картинки в соответствии с инструкцией. | Дети демонстри-руют навыки выкладыва-ния картинок слева направо. |
3.2. «Назови место, где происходят события» Задача этапа: Научить ребёнка определять место действия объектов на каждой картинке и делать обобщения. | -Ребята, как вы думаете, в каком месте происходят события? Дети предполагают. -Ребята, а место, где мышка нашла шарик, будет обозначать вот такой рисунок. (Воспитатель прикрепляет на мольберт схему этапа) |
| Дети осваивают умения диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения взрослого. | Дети находят место действия объектов. |
3.3. «Определи время событий» Задача этапа: Научить детей определять время событий, изображённых на картинках, с уточнением времени года. | Ребята, а кто из вас быстрее всех скажет, в какое время года происходит это событие? Дети предполагают (летом) А в какое время суток: утром, днем или вечером? Дети предполагают (днем) -Ребята, а время, когда мышка нашла шарик, будет обозначать этот рисунок. (Воспитатель прикрепляет на мольберт схему этапа) | Педагог побуждает детей отвечать на вопросы. | Дети выражают своё мнение по вопросу педагога. | Дети определяют время событий. |
3.4. «Найди общее на всех картинках» Задача этапа: Научить ребёнка находить сквозных героев и объекты на всех картинках серии | -Ребята, посмотрите на каждую картинку, и скажите, что общее на всех картинках? Какой герой присутствует на всех картинках? (Мышка) - Ребята, а каких ещё героев вы видите на картинках? (Дети перечисляют) -Ребята, этот этап мы обозначим таким рисунком (Воспитатель прикрепляет на мольберт схему этапа) | Педагог ведёт диалог с детьми. | Дети определяют и называют главного героя | Дети находят сквозных героев и объекты на всех картинках серии |
3.5. «Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает» Задача этапа: Научить называть действия героев, делать умозаключе-ния, обобщения | -Ребята, а давайте рассмотрим картинки внимательно. -Кто на них изображен, что они делают? Для чего? (Дети отвечают, объясняют действия героев) -Ребята, а действия мышки мы можем увидеть на таком рисунке. (Воспитатель прикрепляет на мольберт схему этапа) |
| Дети осваивают умения диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения взрослого. Дети выражают своё мнение по вопросу педагога. | Дети называют действия героев, делают умозаключения, обобщения. |
3.6«Что за чем?» Задача этапа: Научить устанавливать логическую последова-тельность действий, опираясь на сюжет каждой картинки | -Ребята, давайте возьмем любую картинку и рассмотрим ее внимательно. (Дети берут, рассматривают) -Как вы думаете, что раньше делала мышка? (высказывают предположения) -Найдите такую картинку (Находят) -Куда мы эту картинку поставим? До или после выбранной картинки? Почему? (высказывают предположения, обосновывают ответ) -Какая картинка будет последней? Почему? (высказывают предположения, обосновывают ответ) -А теперь давайте разложим картинки, так что бы было понятно, о чем наш рассказ. О чем получилась наша история? Хорошо поступила мышка? Почему? (высказывают предположения, обосновывают ответ) Ребята, а том как мышка нашла шарик и что было дальше мы можем изобразить вот таким рисунком. (Воспитатель прикрепляет на мольберт схему этапа) |
| Дети раскладывают картинки в логическом порядке. | Дети устанавли-вают логическую последова-тельность действий, опираясь на сюжет каждой картинки. |
3.7 Артикуляционная гимнастика Задача этапа: Развивать речевой аппарат. | -Ребята, наш язычок много работал, говорил. Сейчас он устал, теперь он хочет немного отдохнуть. -Поиграем с язычком? (Да) Артикуляционная гимнастика «Весёлая прогулка»: -Жил был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел какая погода, а потом опять в домик спрятался. (Улыбнуться, открыть рот, сильно высунуть язык и затем спрятать его.) -Посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: не гуляют ли детки? (Тянуться язычком то клеевому уголку рта, то к правому.) -После этого посмотрел Язычок вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко? (Опустить язык вниз к подбородку, а потом поднять к носу.) -Ах! Как хорошо поиграл наш язычок! | Педагог вовлекает детей в совместную деятельность. Показывает последовательность действий. | Дети включаются в совместную деятельность, повторяя за педагогом элементы артикуляционной гимнастики. | Развитие речевого аппарата. |
3.8. «Составление рассказа» Задача этапа: Научить детей составлять связный рассказ на основе последова-тельно выложенной серии картинок | -Ребята, а кто попробует сам рассказать нашу историю, а картинки в этом помогут. Воспитатель предлагает одному или двум детям попробовать рассказать сюжет по серии картинок. -Вот какие молодцы, вы ребятки! Какую интересную историю нам рассказали! - Как мы ее назовем? (предлагают варианты) -Ребята, а вот эта картинка напомнит нам о том, как мы составляли рассказ. (Воспитатель прикрепляет на мольберт схему этапа) | Педагог помогает составлять рассказ используя базовую модель: 1. однажды….(указывается время года, части суток) 2. в …(указывается место) 3….указывается субъект 4.делал ….(указываются его действия) 5.потом….(указываются действия переходя от картинки к картинке) 6. получилось… (указывается результат действия) | Дети рассказывают сюжет, опираясь на разложенные в хронологическом порядке картинки | Дети вырази-тельно рассказы-вают рассказ по серии картинок с помощью воспитателя |
4. Продуктивная деятельность | -Ребята, вспомним ещё раз: какую историю мы сегодня с вами рассказывали? (ответы детей) | Педагог ведёт диалог с детьми. | Дети ведут диалог с педагогом. | Развитие связной речи, логического мышления |
4.1 Пальчиковая гимнастика Задача этапа: Развитие мелкой моторики. Подготовка детей к дальнейшей продуктивной деятельности. | -А вы хотите поиграть в эту сказку с вашими пальчиками? (Да) Надуваем быстро шарик (Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить) Он становится большой (Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут) Вдруг шар лопнул, воздух вышел (Соприкосаем ладошки друг с другом полностью) Стал он тонкий и худой! (Смыкаем вместе пальчики) | Педагог проводит пальчиковую игру. | Дети играют с педагогом в пальчиковую игру. | Развитие мелкой моторики. Подготовка детей к дальнейшей продуктив-ной деятель-ности. |
4.2. Коллективное раскрашивание. Составление коллажа. Задача этапа: Продолжить формировать сенсорный опыт. Развивать интерес к продуктивной деятельности, желанию раскрашивать и делать аппликации совместно со взрослым и самостоятельно | -Ребята, посмотрите, а у меня тоже есть шарик. -Давайте, раскрасим шарики и сделаем красивую работу, которую покажем родителям. -На столах вы видите шарики, которые нужно раскрасить. -Ребята, выберите себе по одному шарику, который вам понравился большего всего. А теперь выберите цвет краски, которым бы вы хотели раскрасить свой шарик. Раскрашивать мы будем пальчиками. -А я тоже возьму шарик и украшу его. (Дети по инструкции педагога раскрашивают шарик) -Ребята, а теперь давайте подарим наши шарики мышке. (Дети совместно с воспитателем приклеивают шарики к мышке на основу.) | Педагог эмоционально настраивает детей на дальнейшую деятельность. | Дети раскрашивают его и приклеивают в общий коллаж. | Дети развивают интерес к продуктив-ной деятель-ности, желанию раскраши-вать и делать аппликации совместно со взрослым и самостоя-тельно. |
5. Этап рефлексии. Задача этапа: Сориентировать детей на самостоятель-ную деятельность в режимных моментах и семье | -Ребята, мы сегодня с вами научились придумывать истории по картинкам. А еще мы с вами изготовили красивый коллаж, его мы повесим в приемной, а вы расскажите родителям нашу историю. Ребята, мне очень сегодня с вами понравилось играть.Вы были такие внимательные, старательные, любознательные. А вам, понравилось сегодня со мной играть? (Дети отвечают) -Ребята, эту историю про мышку и шарик вы можете рассказать своим друзьям и родителям. | Педагог беседует с детьми. Советует им поделиться новыми впечатлениями с родителями. | Дети соглашаются с педагогом. | Сориенти-ровать детей на самостоя-тельную деятель-ность в режимных моментах и семье. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/03/picture-678633-1443838322.jpg)
Конспект занятия по развитию связной речи подготовительная группа " Составление рассказа по серии картинок «Находчивый мышонок».
Конспект занятия по развитию связной речи подготовительная группа...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/19/picture-834127-1476902471.jpg)
Составление рассказа по серии картинок «Кормушка» (подготовительная группа)
План конспект образовательной деятельности по развитию речи детей подготовительной группы. Составление рассказа по серии картинок «Кормушка». Цель: продолжать учить детей составлять рассказы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/08/picture-507553-1439041031.jpg)
ООД «Возвращение птиц» Составление рассказа по серии картинок о весне в старшей группе и пересказ составленного рассказа, с опорой на план – схему (мнемотаблицу).
Конспект по речевому развитию для детей старшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/16/picture-757719-1694839685.jpg)
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии картинок "Скворцы прилетели"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17134767","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"275","width":"480"}}]]...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/30/picture-1096195-1548866406.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по серии картинок "Находка"
Занятия по составлению рассказов по серии картинок не только повышают речевую активность детей, но и дают образцы построения высказываний....
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/14/picture-185812-1715682063.jpg)
Конспект НОД по речевому развитию (составление рассказа по серии картинок ) в младшей группе на тему «Мышка и шарик»
Цель: Научить ребенка выделять последовательность действий, необходимых для составления логически верной версии по серии картинок....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-748158-1454606414.jpg)
Конспект занятия по речевому развитию «Составление рассказа по серии картинок» в средней группе
Конспект занятия по речевому развитию «Составление рассказа по серии картинок» в средней группе...