Конструкт НОД ТРИЗ «Мышка и шарик» (Составление рассказа по серии картинок ) 2 младшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Анчугова Александра Валерьевна

Группа: вторая младшая

Образовательная ситуация: развитие речи.

Тема: «Мышка и шарик» (Составление рассказа по серии картинок )

Образовательная области: речевое развитие, художетвенно-эстетическое развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная.

Формы организации: подгрупповая, индивидуальная.

Форма проведения: Обучение составлению логического рассказа  по серии картинок

Технология: Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ.

Методы:

наглядные: серия картинок «Мышка и шарик»

словесные: беседа, художественное слово, стимулирование занимательным содержанием, рассказ, объяснение.

Планируемый результат: Научить составлять рассказ по серии картинок.

Цель: Научить ребенка выделять последовательность действий, необходимых для составления логически верной версии по серии картинок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt.docx34.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт                                                                                                    

непосредственно - образовательной деятельности

Анчугова Александра Валерьевна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 72»

г. Каменск- уральский

Группа: вторая младшая

Образовательная ситуация: развитие речи.

Тема: «Мышка и шарик» (Составление рассказа по серии картинок )

Образовательная области: речевое развитие, художетвенно-эстетическое развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная.

Формы организации: подгрупповая, индивидуальная.

Форма проведения: Обучение составлению логического рассказа  по серии картинок

Технология: Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ.

Методы:

наглядные: серия картинок «Мышка и шарик»

словесные: беседа, художественное слово, стимулирование занимательным содержанием, рассказ, объяснение.

Планируемый результат: Научить составлять рассказ по серии картинок.

Цель: Научить ребенка выделять последовательность действий, необходимых для составления логически верной версии по серии картинок.

Задачи

Задачи с учётом особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к слушанию рассказа по серии картинок.
  • Воспитывать культуру чувств и переживаний.

Развивающие:

  • Развивать самостоятельность, инициативу, любознательность;
  • Начать формировать умение строить связные монологические высказывания с использованием серии картинок;
  • Развивать диалогическую речь, посредством вопросов.

Обучающие:

  • Учить восприятию рассказа.
  • Обогащать словарь детей за счёт расширения представлений о предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.
  • Совместно с воспитателем пересказывать незнакомый рассказ.

Саша: побуждать вступать в диалог, отвечать полным распространённым предложением.

Диана: развивать связную речь .

Аня: побуждать вступать в диалог, отвечать полным распространённым предложением.

Женя: развивать умение правильно пользоваться силой голоса.

Этапы

(последователь-ность деятельности)

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1. Организационно-мотивацион-ный этап.

Задача этапа: Смотивиро-вать детей на предстоящую деятельность.

-Здравствуйте, ребята! А теперь, давайте ещё раз поздороваемся между собой и улыбнёмся друг другу (приветствие с колокольчиком).

Ведёт диалог с детьми, предлагает детям интересное приветствие.

Развивает умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со сверстниками.

Дети свободно располагаются в группе.

Заинтересованные дети присоединяются  и вступают в диалог с воспитателем.

Дети проявляют интерес к игровому общению.

2. Организация творческого задания

Задача этапа: 

Развить умение понимать обобщенную речь с опорой на наглядность.

-Ребята, посмотрите какие картинки я вам сегодня принесла! Правда красивые?

 А как вы думаете,  про что эти картинки?

(Дети высказывают мнения о том, какие события изображены на картинках)

-Эти картинки покажут нам очень интересную историю, а мы им поможем.

Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание.

Привлекает внимание детей новыми картинками.

Задает вопрос, стимулирующий процесс мышления.

Дети внимательно слушают педагога.

Дети высказывают мнения о событиях на картинках

Демонстри-руют навыки владения связной монологи-ческой речи.

3. Деятельность

3.1. «Паровозик из картинок»

Задача этапа:

Научить ребёнка раскладывать серию картинок слева направо.

Педагог дает детям набор перепутанных картинок.

-Ребята, а теперь сами попробуйте составить рассказ, разложите картинки слева направо, в одну линию, так как вам нравится.

Дети раскладывают картинки в соответствии с инструкцией с помощью педагога.

-Ребята, чтобы вы помнили, что мы сейчас делали, я прикреплю на мольберт вот такой рисунок. (Воспитатель прикрепляет на мольберт схему этапа)

  • Педагог способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникающие проблемы;
  •  наблюдает за детьми, комментирует высказывания.

Работают все вместе, раскладывают картинки в соответствии с инструкцией.

Дети демонстри-руют навыки выкладыва-ния картинок слева направо.

3.2. «Назови место, где происходят события»

Задача этапа:

Научить ребёнка определять место действия объектов на каждой картинке и делать обобщения.

-Ребята, как вы думаете,  в каком месте происходят события? Дети предполагают.

-Ребята, а место, где мышка нашла шарик, будет обозначать вот такой рисунок. (Воспитатель прикрепляет на мольберт схему этапа)

  • Педагог ведёт диалог с детьми.

Дети осваивают умения диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения взрослого.

Дети находят место действия объектов.

3.3. «Определи время событий»

Задача этапа:

Научить детей определять время событий, изображённых на картинках, с уточнением времени года.

Ребята, а кто из вас быстрее всех скажет, в какое время года происходит это событие? Дети предполагают (летом)

А в какое время суток: утром, днем или вечером? Дети предполагают (днем)

-Ребята, а время, когда мышка нашла шарик, будет обозначать этот рисунок. (Воспитатель прикрепляет на мольберт схему этапа)

Педагог побуждает детей отвечать на вопросы.

Дети выражают своё мнение по вопросу педагога.

Дети определяют время событий.

3.4. «Найди общее  на всех картинках»

Задача этапа:

Научить ребёнка находить сквозных героев и объекты на всех картинках серии

-Ребята, посмотрите на каждую картинку, и скажите, что общее на всех картинках? Какой герой присутствует на всех картинках? (Мышка)

- Ребята, а каких ещё героев вы видите на картинках? (Дети перечисляют) 

-Ребята, этот  этап мы обозначим таким рисунком (Воспитатель прикрепляет на мольберт схему этапа)

Педагог ведёт диалог с детьми.

Дети определяют и называют главного героя

Дети находят сквозных героев и объекты на всех картинках серии

3.5. «Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает»

Задача этапа:

Научить называть действия героев, делать умозаключе-ния, обобщения

-Ребята, а давайте рассмотрим картинки внимательно.

-Кто на них изображен, что они делают? Для чего?

(Дети отвечают, объясняют действия героев)

-Ребята, а действия мышки мы можем увидеть на таком рисунке. (Воспитатель прикрепляет на мольберт схему этапа)

  • Педагог ведёт диалог с детьми.

Дети осваивают умения диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения взрослого.

Дети выражают своё мнение по вопросу педагога.

Дети называют действия героев, делают  умозаключения, обобщения.

3.6«Что за чем?»

Задача этапа:

Научить устанавливать логическую последова-тельность действий, опираясь на сюжет каждой картинки

-Ребята, давайте возьмем любую картинку и рассмотрим ее внимательно.

(Дети берут, рассматривают)

-Как вы думаете, что раньше делала мышка? (высказывают предположения)

-Найдите такую картинку (Находят)

-Куда мы эту картинку поставим? До или после выбранной картинки? Почему? (высказывают предположения, обосновывают ответ)

-Какая картинка будет последней? Почему? (высказывают предположения, обосновывают ответ)

-А теперь давайте разложим картинки, так что бы было понятно, о чем наш рассказ.

О чем получилась наша история? Хорошо поступила мышка? Почему?

(высказывают предположения, обосновывают ответ)

Ребята, а том как мышка нашла шарик и что было  дальше мы можем изобразить  вот таким рисунком.

(Воспитатель прикрепляет на мольберт схему этапа)

  • Воспитатель вместе с детьми контролирует правильность логического ряда, в случае ошибки напоминает последовательность действий, предлагает исправить ошибку самостоятельно

Дети раскладывают картинки в логическом порядке.

Дети устанавли-вают  логическую последова-тельность действий, опираясь на сюжет каждой картинки.

3.7 Артикуляционная гимнастика

Задача этапа: Развивать речевой аппарат.

-Ребята, наш язычок много работал, говорил. Сейчас он  устал, теперь он хочет немного отдохнуть.

-Поиграем с язычком? (Да)

Артикуляционная гимнастика «Весёлая прогулка»:

-Жил был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел какая погода, а потом опять в домик спрятался. (Улыбнуться, открыть рот, сильно высунуть язык и затем спрятать его.)

-Посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: не гуляют ли детки? (Тянуться язычком то клеевому уголку рта, то к правому.)

-После этого посмотрел Язычок вниз:  нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко? (Опустить язык вниз к подбородку, а потом поднять к носу.)

-Ах! Как хорошо поиграл наш язычок!

Педагог вовлекает детей в совместную деятельность.

Показывает последовательность действий.

Дети включаются в совместную деятельность, повторяя за педагогом элементы артикуляционной гимнастики.

Развитие речевого аппарата.

3.8. «Составление рассказа»

Задача этапа:

Научить детей составлять связный рассказ на основе последова-тельно выложенной серии картинок

-Ребята, а кто попробует сам рассказать нашу историю,  а картинки в этом помогут. Воспитатель предлагает одному или двум детям попробовать рассказать сюжет по серии картинок.

-Вот какие молодцы, вы ребятки! Какую интересную историю нам рассказали!

- Как мы ее назовем? (предлагают варианты)

-Ребята, а вот эта картинка напомнит нам о том, как мы составляли рассказ.

(Воспитатель прикрепляет на мольберт схему этапа)

Педагог помогает составлять рассказ используя базовую модель:

1. однажды….(указывается время года, части суток)

2. в …(указывается место)

3….указывается субъект

4.делал ….(указываются его действия)

5.потом….(указываются действия переходя от картинки к картинке)

6. получилось… (указывается результат действия)

Дети рассказывают сюжет, опираясь на разложенные в хронологическом порядке картинки

Дети вырази-тельно рассказы-вают рассказ по серии картинок с помощью воспитателя

4. Продуктивная деятельность

-Ребята, вспомним ещё раз: какую историю  мы сегодня с вами рассказывали? (ответы детей)

Педагог ведёт диалог с детьми.

Дети ведут диалог с педагогом.

Развитие связной речи, логического мышления

4.1 Пальчиковая гимнастика

Задача этапа:

Развитие мелкой моторики.

Подготовка детей к дальнейшей продуктивной деятельности.

-А вы хотите поиграть в эту сказку с вашими пальчиками? (Да)

Надуваем быстро шарик  (Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)

Он становится большой  (Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)

Вдруг шар лопнул, воздух вышел  (Соприкосаем ладошки друг с другом полностью)

Стал он тонкий и худой!  (Смыкаем вместе пальчики)

Педагог проводит пальчиковую игру.

Дети играют с педагогом в пальчиковую игру.

Развитие мелкой моторики.

Подготовка детей к дальнейшей продуктив-ной деятель-ности.

4.2. Коллективное раскрашивание. Составление коллажа.

Задача этапа:

Продолжить формировать сенсорный опыт.

Развивать интерес к продуктивной деятельности, желанию раскрашивать и делать аппликации совместно со взрослым и самостоятельно

-Ребята, посмотрите, а у меня тоже есть шарик.

-Давайте, раскрасим шарики и сделаем красивую работу, которую покажем родителям.

-На столах вы видите шарики, которые нужно раскрасить.

-Ребята, выберите себе по одному шарику, который вам понравился большего всего. А теперь выберите цвет краски, которым бы вы хотели раскрасить свой шарик. Раскрашивать мы будем пальчиками.

-А я тоже возьму шарик и украшу его. (Дети по инструкции педагога раскрашивают шарик)

-Ребята,  а теперь давайте подарим наши шарики мышке. (Дети совместно с воспитателем приклеивают шарики к мышке на основу.)

Педагог эмоционально настраивает детей на дальнейшую деятельность.

Дети раскрашивают  его и приклеивают в общий коллаж.

Дети

развивают  интерес к продуктив-ной деятель-ности, желанию раскраши-вать и делать аппликации совместно со взрослым и самостоя-тельно.

5. Этап рефлексии.

Задача этапа:

Сориентировать детей на самостоятель-ную деятельность в режимных моментах и семье

-Ребята, мы сегодня с вами научились придумывать истории по картинкам.

 А еще мы с вами изготовили красивый коллаж, его мы повесим в приемной, а вы расскажите родителям нашу историю.

Ребята, мне очень сегодня с вами понравилось играть.Вы были такие внимательные, старательные, любознательные. А вам, понравилось сегодня со мной играть? (Дети отвечают)

-Ребята, эту историю про мышку и шарик вы можете рассказать своим друзьям и родителям.

Педагог беседует с детьми. Советует им поделиться новыми впечатлениями с родителями.

Дети соглашаются с педагогом.

Сориенти-ровать детей на самостоя-тельную деятель-ность в режимных моментах и семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказа по серии картинок «Кормушка» (подготовительная группа)

План конспект образовательной деятельности по развитию речи детей подготовительной группы. Составление рассказа по серии картинок «Кормушка». Цель: продолжать учить детей составлять рассказы...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по серии картинок "Находка"

Занятия по составлению рассказов по серии картинок не только повышают речевую активность детей, но и дают образцы построения высказываний....

Конспект НОД по речевому развитию (составление рассказа по серии картинок ) в младшей группе на тему «Мышка и шарик»

Цель: Научить ребенка выделять последовательность действий, необходимых для составления логически верной версии по серии картинок....

Конспект занятия по речевому развитию «Составление рассказа по серии картинок» в средней группе

Конспект занятия по речевому развитию «Составление рассказа по серии картинок» в средней группе...