Конспект НОД по речевому развитию (составление рассказа по серии картинок ) в младшей группе на тему «Мышка и шарик»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Цель: Научить ребенка выделять последовательность действий, необходимых для составления логически верной версии по серии картинок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_3.docx | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по речевому развитию (составление рассказа по серии картинок ) в младшей группе на тему
«Мышка и шарик»
с использованием современных образовательных технологий.
(игровые технологии, личностно-ориентированная технология, педагогическая технология, основанная на ТРИЗ).
Цель: Научить ребенка выделять последовательность действий, необходимых для составления логически верной версии по серии картинок.
Задачи
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к слушанию рассказа по серии картинок.
• Воспитывать культуру чувств и переживаний.
Развивающие:
• Развивать самостоятельность, инициативу, любознательность;
• Начать формировать умение строить связные монологические высказывания с использованием серии картинок;
• Развивать диалогическую речь, посредством вопросов.
Обучающие:
• Учить восприятию рассказа.
• Обогащать словарь детей за счёт расширения представлений о предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.
Совместно с воспитателем пересказывать незнакомый рассказ.
Методы:
наглядные: серия картинок «Мышка и шарик»
словесные: беседа, художественное слово, стимулирование занимательным содержанием, рассказ, объяснение.
Ход НОД
Часть НОД | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1. Организационно-мотивационный этап. Задача этапа: Смотивиро-вать детей на предстоящую деятельность. | -Здравствуйте, ребята! А теперь, давайте ещё раз поздороваемся между собой и улыбнёмся друг другу (приветствие с колокольчиком). | Дети свободно располагаются в группе. Заинтересованные дети присоединяются и вступают в диалог с воспитателем. |
2. Организация творческого задания Задача этапа: Развить умение понимать обобщенную речь с опорой на наглядность. | -Ребята, посмотрите какие картинки я вам сегодня принесла! Правда красивые? А как вы думаете, про что эти картинки? (Дети высказывают мнения о том, какие события изображены на картинках) -Эти картинки покажут нам очень интересную историю, а мы им поможем. | Дети внимательно слушают педагога. Дети высказывают мнения о событиях на картинках |
3. Деятельность 3.1. «Паровозик из картинок» Задача этапа: Научить ребёнка раскладывать серию картинок слева направо. | Педагог дает детям набор перепутанных картинок. -Ребята, а теперь сами попробуйте составить рассказ, разложите картинки слева направо, в одну линию, так как вам нравится. Дети раскладывают картинки в соответствии с инструкцией с помощью педагога. -Ребята, чтобы вы помнили, что мы сейчас делали, я прикреплю на мольберт вот такой рисунок. (Воспитатель прикрепляет на мольберт схему этапа) | Работают все вместе, раскладывают картинки в соответствии с инструкцией. |
3.2. «Назови место, где происходят события» Задача этапа: Научить ребёнка определять место действия объектов на каждой картинке и делать обобщения. | -Ребята, как вы думаете, в каком месте происходят события? Дети предполагают. -Ребята, а место, где мышка нашла шарик, будет обозначать вот такой рисунок. (Воспитатель прикрепляет на мольберт схему этапа) | Дети осваивают умения диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения взрослого. |
3.3. «Определи время событий» Задача этапа: Научить детей определять время событий, изображённых на картинках, с уточнением времени года. | Ребята, а кто из вас быстрее всех скажет, в какое время года происходит это событие? Дети предполагают (летом) А в какое время суток: утром, днем или вечером? Дети предполагают (днем) -Ребята, а время, когда мышка нашла шарик, будет обозначать этот рисунок. (Воспитатель прикрепляет на мольберт схему этапа) | Дети выражают своё мнение по вопросу педагога. |
3.4. «Найди общее на всех картинках» Задача этапа: Научить ребёнка находить сквозных героев и объекты на всех картинках серии | -Ребята, посмотрите на каждую картинку, и скажите, что общее на всех картинках? Какой герой присутствует на всех картинках? (Мышка) - Ребята, а каких ещё героев вы видите на картинках? (Дети перечисляют) -Ребята, этот этап мы обозначим таким рисунком (Воспитатель прикрепляет на мольберт схему этапа) | Дети определяют и называют главного героя |
3.5. «Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает» Задача этапа: Научить называть действия героев, делать умозаключе-ния, обобщения | -Ребята, а давайте рассмотрим картинки внимательно. -Кто на них изображен, что они делают? Для чего? (Дети отвечают, объясняют действия героев) -Ребята, а действия мышки мы можем увидеть на таком рисунке. (Воспитатель прикрепляет на мольберт схему этапа) | Дети осваивают умения диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения взрослого. Дети выражают своё мнение по вопросу педагога. |
3.6«Что за чем?» Задача этапа: Научить устанавливать логическую последова-тельность действий, опираясь на сюжет каждой картинки | -Ребята, давайте возьмем любую картинку и рассмотрим ее внимательно. (Дети берут, рассматривают) -Как вы думаете, что раньше делала мышка? (высказывают предположения) -Найдите такую картинку (Находят) -Куда мы эту картинку поставим? До или после выбранной картинки? Почему? (высказывают предположения, обосновывают ответ) -Какая картинка будет последней? Почему? (высказывают предположения, обосновывают ответ) -А теперь давайте разложим картинки, так что бы было понятно, о чем наш рассказ. О чем получилась наша история? Хорошо поступила мышка? Почему? (высказывают предположения, обосновывают ответ) Ребята, а том как мышка нашла шарик и что было дальше мы можем изобразить вот таким рисунком. (Воспитатель прикрепляет на мольберт схему этапа) | Дети раскладывают картинки в логическом порядке. |
3.7 Артикуляционная гимнастика Задача этапа: Развивать речевой аппарат. | -Ребята, наш язычок много работал, говорил. Сейчас он устал, теперь он хочет немного отдохнуть. -Поиграем с язычком? (Да) Артикуляционная гимнастика «Весёлая прогулка»: -Жил был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел какая погода, а потом опять в домик спрятался. (Улыбнуться, открыть рот, сильно высунуть язык и затем спрятать его.) -Посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: не гуляют ли детки? (Тянуться язычком то клеевому уголку рта, то к правому.) -После этого посмотрел Язычок вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко? (Опустить язык вниз к подбородку, а потом поднять к носу.) -Ах! Как хорошо поиграл наш язычок! | Дети включаются в совместную деятельность, повторяя за педагогом элементы артикуляционной гимнастики. |
3.8. «Составление рассказа» Задача этапа: Научить детей составлять связный рассказ на основе последова-тельно выложенной серии картинок | -Ребята, а кто попробует сам рассказать нашу историю, а картинки в этом помогут. Воспитатель предлагает одному или двум детям попробовать рассказать сюжет по серии картинок. -Вот какие молодцы, вы ребятки! Какую интересную историю нам рассказали! - Как мы ее назовем? (предлагают варианты) -Ребята, а вот эта картинка напомнит нам о том, как мы составляли рассказ. (Воспитатель прикрепляет на мольберт схему этапа) | Дети рассказывают сюжет, опираясь на разложенные в хронологическом порядке картинки |
4. Продуктивная деятельность | -Ребята, вспомним ещё раз: какую историю мы сегодня с вами рассказывали? (ответы детей) | Дети ведут диалог с педагогом. |
4.1 Пальчиковая гимнастика Задача этапа: Развитие мелкой моторики. Подготовка детей к дальнейшей продуктивной деятельности. | -А вы хотите поиграть в эту сказку с вашими пальчиками? (Да) Надуваем быстро шарик (Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить) Он становится большой (Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут) Вдруг шар лопнул, воздух вышел (Соприкосаем ладошки друг с другом полностью) Стал он тонкий и худой! (Смыкаем вместе пальчики) | Дети играют с педагогом в пальчиковую игру. |
4.2. Коллективное раскрашивание. Составление коллажа. Задача этапа: Продолжить формировать сенсорный опыт. Развивать интерес к продуктивной деятельности, желанию раскрашивать и делать аппликации совместно со взрослым и самостоятельно | -Ребята, посмотрите, а у меня тоже есть шарик. -Давайте, раскрасим шарики и сделаем красивую работу, которую покажем родителям. -На столах вы видите шарики, которые нужно раскрасить. -Ребята, выберите себе по одному шарику, который вам понравился большего всего. А теперь выберите цвет краски, которым бы вы хотели раскрасить свой шарик. Раскрашивать мы будем пальчиками. -А я тоже возьму шарик и украшу его. (Дети по инструкции педагога раскрашивают шарик) -Ребята, а теперь давайте подарим наши шарики мышке. (Дети совместно с воспитателем приклеивают шарики к мышке на основу.) | Дети раскрашивают его и приклеивают в общий коллаж. |
5. Этап рефлексии. Задача этапа: Сориентировать детей на самостоятель-ную деятельность в режимных моментах и семье | -Ребята, мы сегодня с вами научились придумывать истории по картинкам. А еще мы с вами изготовили красивый коллаж, его мы повесим в приемной, а вы расскажите родителям нашу историю. Ребята, мне очень сегодня с вами понравилось играть.Вы были такие внимательные, старательные, любознательные. А вам, понравилось сегодня со мной играть? (Дети отвечают) -Ребята, эту историю про мышку и шарик вы можете рассказать своим друзьям и родителям. | Дети соглашаются с педагогом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по позновательно-речевому развитию «Составление рассказов по серии сюжетных картин «Ай да малыши»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие».Образовательная область – «По...
Конспект НОД ОО "Речевое развитие" Составление рассказа по картине «Осень» в средней группе
Тема: Составление рассказа по картине «Осень»Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстет...
Методическая разработка по обучению детей c ОНР, III уровнем речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин с использованием природного материала
Конспект 2 подгрупповых логопедических занятий по обучению составлению рассказа по серии сюжетных картин В. Сутеева «Три Котёнка» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, III уровнем речевого ра...
Конструкт НОД ТРИЗ «Мышка и шарик» (Составление рассказа по серии картинок ) 2 младшая группа
Группа: вторая младшаяОбразовательная ситуация: развитие речи.Тема: «Мышка и шарик» (Составление рассказа по серии картинок )Образовательная области: речевое развитие, художетвенно-эстетическое развит...
Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»
Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...
Конспект занятия по речевому развитию «Составление рассказа по серии картинок» в средней группе
Конспект занятия по речевому развитию «Составление рассказа по серии картинок» в средней группе...
Технологическая карта ООД по образовательной области "Речевое развитие" Составление рассказа по серии сюжетных картин "Тяп и Топ варили компот" в подготовительной к школе группе
Технологическая карта ООД по образовательной области "Речевое развитие" Составление рассказа по серии сюжетных картин "Тяп и Топ варили компот" в подготовительной к шко...