ИНТЕГРАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по логопедии на тему
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 30.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное Казенное Детское Образовательное Учреждение
Детский сад № 459 город Новосибирск
ИНТЕГРАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учитель – логопед
Великжанина Ксения Геннадьевна
Первая квалификационная категория
Новосибирск 2017 г.
ИНТЕГРАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения и осуществляется всеми специалистами, ее содержание – это психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в их физическом и психическом развитии.
В содержании коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями отражено взаимодействие всех педагогов и специалистов ДОУ, которые участвуют в разработке и реализации коррекционных мероприятий, в том числе учителей-логопедов и музыкальных руководителей. Аспекты этого взаимодействия рассмотрим более подробно.
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей логопатов.
Музыкальный работник и логопед работают в тесном контакте. При подборе материала для каждого занятия музыкальный руководитель должен учитывать корригирующее значение выбранных видов работы для тех дефектов, которые присутствуют при данном речевом нарушении. Так, например, у детей алаликов нередко отмечается слабая ориентировка в пространстве, нарушение координации движений, равновесия. У детей с дизартрией можно наблюдать вялость движений, а иногда насильственные (гиперкинезы) или напряженные (спастические) движения.
Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей логопатов, что активизирует их познавательную активность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Музыкальные занятия с использованием комплекса логоритмических коррекционно-развивающих игр и упражнений также, как и логопедические занятия, имеют общие цели – расширение словаря детей, отработка грамматических тем, автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия, с той лишь разницей, что весь речевой материал подкрепляется ритмическими движениями или музыкально-двигательными упражнениями.
Музыкальная деятельность включает в себя различные элементы, являющиеся компонентами языка. Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами. Интеграция музыки и речи охватывает все виды деятельности: слушание музыки, пение, движение, игру на детских музыкальных инструментах.
Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, особенно твердых, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Я хочу рассказать о некоторых способах совместной коррекционно-развивающей деятельности логопеда и музыкального руководителя ,которая с одной стороны – устраняет нарушенные речевые функции, а с другой – развивает функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание , процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Как показывает практика многие логопедические задания, которые мы используем на наших занятиях, успешно можно применять и на музыкальных занятиях.
Коррекционные задачи | Виды деятельности на логопедическом занятии | Виды деятельности на музыкальном занятии |
Развитие мелкой моторики Включает в себя: пальчиковый самомассаж, пальчиковые игры с речевым сопровождением, игры с различными предметами | Чтобы справиться с жарою, | - «Есть у меня волшебный веер. Да не один, вот как много». (Детям раздаются веера). - «Он может превращаться в различные предметы. Подумайте, как его можно сложить? В этой игре нам поможет музыка. Итак, если вы услышите вальс, веер останется веером, если марш – сложим из веера прямую дорожку, если полька – веер превратится в юбочку, а если зазвучит песенка - веер станет гармошкой”. |
Развитие речевого дыхания Прежде всего необходимо сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. | Игра «Музыкальный клубочек» Детям выносится коробочка, в котором находится клубочек с нитками. Ребёнок тянет за верёвочку и пропевает любой гласный звук. Когда ребёнок остановится, верёвочку отрезаем. Из верёвочки ребёнок может сложить любой рисунок и попробовать изобразить его голосом. Играть можно в группе детей и составлять совместную картину, которую в итоге пропевают все дети в группе. | Набрать через нос воздух и на выдохе под музыку петь песенку. Ступени лада поются со словами (песенка-попевка «Лесенка») 1) «вверх иду», «вниз иду»; 2) «вверх я иду», «вниз я иду»; 3) «вот иду я вверх», «вот иду я вниз» 4)"вот иду я вверх по дорожке", "вот иду вниз по дорожке" 5)"вот иду я вверх по широкой дорожке" |
Развитие фонематического слуха и восприятия Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного или спетого. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том" Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. | Логопед читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её. Мама с бочками (дочками) пошла По дороге вдоль села. Сели в ложку (лодку) и – ай-да! По реке туда-сюда. Мишка плачет и ревет: Просит пчел, чтоб дали лед (мед). Доски на гору везем, Будем строить новый ком (дом).
| Игра «Чебурашка» Детям предлагается услышать и выделить в небольшой распевке слова с заданным звуком и назвать их, определить его место в слове |
Развитие артикуляционной моторики Включает в себя: артикуляционную гимнастику, чистоговорки, песени и стихи со звукоподражанием, музыкальные распевки | Игра «Бусы" (этап автоматизации звука в словах)
| В качестве первых заданий в этой музыкальной игре можно использовать простые слоги и всем известные мелодии, например, "В траве сидел кузнечик" будет звучать в таком исполнении как ЛА –ЛА –ЛА –ЛА –ЛА -ЛАЛА. Впоследствии задания можно усложнить и предлагать уже шипящие или свистящие звуки и более трудные |
Развитие грамматического строя речи Включает в себя: формирование навыков словообразования и словоизменения, устранение аграматизмов в речи. | Лексическая тема: музыкальные инструменты Вот семейство деревянных духовых. Знаем много интересного про них. Группа медных духовых: есть загадки и про них! Струнно-смычковых – большая бригада. Я вам открою секрет. Инструменты многочисленные эти не случайно все ударными зовут. | Проводится после раскрытия данной лексической темы логопедом Игра «На чем играю?" Дети должны узнать звучание инструменты и назвать его (С возрастом можно усложнять: назвать инструмент и сказать какой он ударный, струнный, клавишный и т.д.) |
Развитие темпо- ритмической стороны речи Включает в себя: развитие ритмического слуха, слуховой памяти. | Игра «Передай ритм». Описание: дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши. | «Прогулка» В качестве игрового материала используются музыкальные молоточки по числу играющих. Дети рассаживаются полукругом. Музыкальный руководитель предлагает отправиться (мысленно) на прогулку с молоточками. По ходу рассказа педагог ударяет молоточком, дети повторяют ритмический рисунок. Спуск по лестнице – удары по ладони; бег – частые удары; медленные удары мячом о землю – медленные удары молоточком; прыжки через скакалку – удары молоточком ускоряются; редкие капли дождя – редкие удары молоточком; сильный ливень – частые удары молоточком; дети бегут под крышу – быстрые, ритмичные удары молоточком. В дальнейшем дети могут сами придумывать рассказ с использованием молоточка. |
Развитие монологической и диалогической речи Включает в себя: развитие номинативного, предикативного и адъективного словаря Формирование навыков составления диалога. Развитие у ребенка желания говорить.
| Игра-диалог: Музыкальный магазин Ребенок-покупатель просит «продать» ему музыкальный инструмент не называя его, а описывая. Ребенок – продавец должен догадаться, что за инструмент был описан. | Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный магазин» Ребенок-покупатель просит прослушать звучание инструмента, который он хочет купить. Ребенок-продавец должен сыграть на нем ритмический рисунок или мелодию знакомой песни. Ребенок- покупатель повторяет мелодию |
Во всех формах взаимодействия специалистов заложена вариативность. К тому же, кажется правильным, когда у специалистов, сопровождающих ребенка, есть право совместно выбирать и решать, какие из форм взаимодействия приемлемы и доступны в конкретных образовательных условиях и в работе с конкретной группой детей!
Использование музыкально-речевых упражнений позволяет более эффективно корректировать имеющиеся у детей нарушения развития, что даёт возможность более легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.
Список литературы
1. Волкова Г.А. Логоритмическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 272с.
2.Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб.: Владос, 2009. – 246с.
3.Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи/ Под ред. Л.И. Беляковой . М.: Книголюб, 2004. – 56 с.;
4.Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб.: Владос, 2009. – 246с.
5.Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей до- школьного возраста на основе логопедической ритмики. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 80 с
6.Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей / авт.-сост. о.в. Клезович. - мн.: Аверсэв, 2005. - 152 с.
7.Новиковская О. А. Логоритмика . СПб.: Корона Принт, 2005. – 230с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательных областей "Здоровье" и "Физическая культура" в условиях реализации ФГОС дошкольного образованя.
В статье представлены цели и задачи ФГОС дошкольного образования,а также некоторые особенности интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования из опыта работы де...
СЕМИНАР «ИНТЕГРАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
СЕМИНАР «ИНТЕГРАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ...
Комплексная коррекционная работа в логопедических группах ДОУ коррекционной направленности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Предлагается материал по взаимосвязи специалистов логопедических групп детского сада коррекционной направленности в соответствии с требованиями ФГОС. Главная цель данной работы - учитывать особен...
Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.
В связи с введением ФГОС дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основн...
«Методическая работа как средство профессионального развития педагога в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Всероссийская профессиональная олимпиадаработников дошкольного образования«Методическая работа как средство профессионального развития педагога в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...
Доклад на тему:Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...