Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.
статья по коррекционной педагогике на тему

Митенкова Татьяна Владимировна

В связи с введением ФГОС дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основных задач:

- сохранение здоровья ребенка;

- развитие базовых качеств личности;

- построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей  в условиях  реализации ФГОС

дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками

В связи с введением ФГОС дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания  и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено  на решение следующих основных  задач:

  • сохранение здоровья ребенка;
  • развитие базовых качеств личности;
  • построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

В настоящее время перед ДОУ поставлена задача - разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегрированный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области. Это принципиально новый подход к дошкольному образованию. Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании  заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Объясняется, прежде всего, биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики.

Главная   цель    взаимодействия     специалистов –    повышение      эффективности коррекционно-развивающей     работы  в  условиях  ДОУ. Учитывая это, возникает необходимость интеграции образовательных областей «Речевое развитие» и «Физическое развитие», что обусловливает необходимость взаимосвязи в работе логопеда и инструктора по физической культуре. Содержание образовательной области  «Речевое развитие»  предполагает овладение дошкольниками чистой и правильной речью, подготовку к речевой грамотности в школьном обучении, правильной орфоэпии и орфографии. Содержание образовательной области  «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью  легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И, наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.           Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.  Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы  подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдаются недостаточное развитие общей и мелкой моторики, двигательной активности, быстрая утомляемость [3, с. 198].

В системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи большое значение придается моторному развитию ребенка. Поскольку группа детей с нарушениями речи очень неоднородна по своему составу, то и двигательное и психомоторное развитие детей этой категории варьируется в достаточно широких рамках. Так, у детей с дислалией, как правило, не наблюдается серьезных нарушений общей моторики, отмечаются лишь незначительные нарушения тонкой моторики рук и пальцев. При ринолалии наблюдаются значительные нарушения общей, тонкой произвольной, лицевой и речевой моторики. У этих детей отмечаются астенизация организма, сниженный мышечный тонус, нарушения координации, плавности движений. У детей с дизартрией встречаются разной степени выраженности нарушения мышечного тонуса, гиперкинезы, стертые парезы, приводящие к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости. При разных формах заикания отмечается разное состояние моторной функции. У части заикающихся наблюдается опережение моторного развития, у других - отставание в развитии моторных функций. Движения этих детей характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, неуверенностью; выявляются затруднения в точном удержании позы, темповые расстройства, слабое развитие чувства ритма, нарушения одновременности движений, страдает выразительность движений, быстрота двигательной реакции; имеют место неточность, суетливость при выполнении мелких движений, патологические движения, синкинезии. Дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых с явлениями отвлекаемости, нетерпеливости, неустойчивости, а также заторможенных с явлениями вялости, адинамичности.

Во всех коррекционных программах обучения и воспитания детей с нарушениями речи обязательно выделяется работа по разделу «моторное развитие». В этом разделе предусматривается формирование полноценных двигательных навыков, овладение точно координированными и специализированными движениями рук. В процессе правильно организованных занятий устраняются некоординорованные, скованные, недостаточно ритмичные движения; дети обучаются дифференцированным навыкам. Коррекция особенностей моторного развития осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма. Особое внимание уделяется развитию тонкой моторики пальцев рук [5, с. 32].

Использование физических упражнений как средств коррекции речи у дошкольников обосновывается следующими утверждениями:

  • тело и психика развиваются неразрывно друг от друга. Движение, прежде совершенно простое, а потом всё более и более сложное, предоставляет ребёнку возможность постигать мир, взаимодействовать с окружающими, а значит, учиться и овладевать;
  • движение как сложная, многослойная система, с одной стороны, – «зеркало» состояния ребёнка, а с другой — «окошко», через которое можно влиять на его развитие [4, с. 36].

Учёные института физиологии детей и подростков АПН в своих исследованиях доказали, что существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость моторной и речевой деятельности, следовательно, при наличии речевого нарушения у ребёнка пристальное внимание стоит уделять развитию двигательной сферы [1, с. 8]. Рассмотрим возможность использования физических упражнений как средства коррекции речи в старшем дошкольном возрасте. Развитие двигательных качеств наиболее интенсивно происходит в возрасте 5 – 6 лет. Поэтому в процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяют следующим разделам работы:

  • развитию основных движений (ходьбы, бега, лазания, метания, прыжков равновесия);
  • выполнению общеразвивающих упражнений для разных групп мышц;
  • развитию статической и динамической координации движений, пространственной ориентировки;
  • развитию быстроты двигательной реакции, точности движений, пластичности, гибкости;
  • нормализации мышечного тонуса;
  • совершенствованию дыхательных функций;
  • развитию мелких мышц рук и пальцев;
  • развитию артикуляционной моторики [7, с.186].

При различных нарушениях речи в коррекционной работе широко используются занятия логопедической ритмикой, подробно рассмотренные Г. А. Волковой [2, с.56]. Логопедическая ритмика - это одна из форм своеобразной активной терапии, ее понимание основано на использовании слова, музыки, движения в реабилитационных целях. Занятия логоритмикой укрепляют мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, силу, выносливость, координацию движений, силу и тембр голоса. В логоритмике можно выделить два основных звена. Первое - развитие и коррекция неречевых процессов у детей с речевой патологией.  Второе - развитие речи и коррекция речевых нарушений, воспитание темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха. Основной принцип всех видов работы - тесная связь движения с музыкой, включение речевого материала. В упражнениях большое внимание уделяется слову. Введение слова дает возможность создавать целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным режимом, а режимом в стихотворной форме, позволяющим сохранить при этом принцип ритмичности в движениях. Обязательным условием проведения логоритмики является включение большого количества речевых заданий. Музыкальное сопровождение выполняет не только «ритмическую» функцию, но и создает определенное эмоциональное настроение, помогает ощутить всю красоту произведения. Здесь важен как четкий ритмический рисунок, так и художественное содержание.

Моторная и двигательная активность очень важны для речевого развития, а степень их формирования непосредственно влияет на характер речи. Физическое воспитание детей связано с развитием речи и речевого общения. Выполнение движений сопровождается использованием речевых инструкций. Дошкольники усваивают слова, обозначающие движения, игрушки, учатся применять их в подвижных играх, упражнениях.

Формирование полноценных двигательных навыков, активная деятельность, овладение тонко координированными движениями рук – необходимые звенья в общей системе коррекционного воздействия. Для успешной коррекции речевых нарушений недостаточно только усилий логопеда. Необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей.

 Хотелось бы отметить, что если занятия физическими упражнениями для ребенка без речевых недостатков – способ активного развития, то для дошкольника с нарушениями речи физкультура – одно из основных средств устранения отклонений в двигательной сфере.

Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляется за счет
специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она
направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз,
развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений,
синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии
двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие
тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков
письма.

           Результатом интеграции речевой и двигательной деятельности   является следующее:

  • улучшается качество звукопроизношения, речевого слуха; качество слухового внимания, зрительной памяти, что оказывает огромное влияние на восприятие любого вида информации в целом;
  • положительная динамика в развитии дикции, силы голоса, темпа речи;
  • заметно улучшается как мелкая, так и общая моторика;
  • у большинства дошкольников наблюдается значительное обогащение словарного запаса, большое количество слов переходит из пассивного словаря в  активный;
  • творческие способности детей проявляются намного активнее.

            Таким образом, можно утверждать, что работа по внедрению речедвигательной деятельности во все процессы воспитания и обучения дошкольников  необходима. А главное, эти занятия очень нравятся детям и, следовательно, дают прекрасный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА»

Современное дошкольное образование в настоящее время претерпевает изменения. Они связаны с отказом от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращению к личностно-ориентированному стилю общения с д...

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС в ДОУ. Непосредственная образовательная деятельность «На лесной полянке».

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы «На лесной полянке»Цель: помочь детям увидеть многообразие картин осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира. Закрепить зна...

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования....

Доклад "Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО"

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми....

"Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО"

В статье пре5дставлен опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО.Описаны формы и методы работы по экологическому восп...

статья «Преодоление педагогических затруднений в организации совместной деятельности педагогов и детей с учетом интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образо

статья «Преодоление педагогических затруднений в организации совместной деятельности педагогов и детей с учетом интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО"...

Доклад на тему:Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...