Фронтальное подгрупповое занятие на тему: "Овощи" по р.н.с. "Репка"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Овощи по р.н.с. «Репка»
Цель: закрепить знания об овощах.
Задачи:
-активизировать и закрепить словарь по теме «Овощи»;
- развивать артикуляционный аппарат;
- учить изменять существительные по падежам;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- учить согласовывать существительные с прилагательными;
- учить составлять предложения с противительным союзом А;
- закреплять образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
-закрепить понятие «ряд» (начало, середина, конец)
- закрепление предлогов: за, перед, между.
-развитие внимания, памяти, логического мышления.
Оборудование: картинки с изображением овощей, персонажи р.н.с. «Репка», картинки для артикуляционной гимнастики, сухой бассейн с крупами.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
- Ребята, я сейчас начну вам читать сказку, а вы отгадаете, что это за сказка, как она называется.
Посадил дед репку… (дети называют сказку «Репка»). Молодцы, сегодня мы с вами вспомним сказку «Репка» и побываем в огороде у деда с бабой.
2. Развитие мелкой моторики рук игра «Сортировка семян»
Прежде , чем посадить репку деду надо было отобрать семена, взять только хорошие, полные, не пустые, а всхожие, чтобы репка обязательно взошла. (Сортировка семян)
3.Артикуляционная гимнастика.
Давайте вместе вспомним с вами сказку, а поможет нам в этом наш язычок. Будем рассказывать сказку, и делать упражнения для язычка.
За забором (упр. «заборчик») у деда был огород. Входил в огород через калитку – то открывая ее, то закрывая (открыть, закрыть рот несколько раз). Взял дед лопату ( упр. «лопата»), вскопал грядку (упр. «лакает молочко»), взрыхлил и выровнял её граблями (упр.«расческа»). Посадил дед в огороде репку. Он ухаживал за репкой полол, поливал.
Выросла репка большая-пребольшая (надуть щеки).
Стал дед её тянуть. Тянет-потянет – вытянуть не может и задумался: «Что же с этой репкой делать?» (выполнение мимических упражнений), слишком глубоко сидела репка. Позвал дед бабку.
4. Активизация словарного запаса по теме: «Овощи» (отгадывание загадок).
А бабка в это время другие овощи в огороде собирала. Чтобы узнать какие овощи собирала бабка, нужно отгадать загадки:
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (помидор).
Летом в огороде
Свежие, зеленые,
А зимою в банке
Желтые, соленые. (Огурцы).
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я - … (Свекла).
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице (Морковь).
И зелен, и густ
В огороде вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом - … (Картошка).
Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые и дети. (Лук)
- Ребята, давайте назовем все овощи, которые собрала бабушка.
5. Игра «Один – много» (огурец, помидор, картошка, свекла, лук, морковь).
Огурец – огурцы – много огурцов
Помидор – помидоры – много помидоров и т.д.
6. Игра “Составь предложение” – дети заканчивают предложение, а затем повторяют его полностью (хором и индивидуально)
- Давайте расскажем бабке об овощах, какие они?
Помидор круглый, а морковка …(треугольная)
Огурец овальный, а картофель…(круглый)
Свёкла бордовая, а морковь …(оранжевая)
Огурец растет над землей, а картофель… (в земле)
Лук горький, а свёкла…(сладкая)
Огурец шершавый, а помидор …(гладкий)
Прибежала бабка к деду. Тянут-потянут репку - вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.
7. Пальчиковая гимнастика «Внучка Зиночка»
У внучки Зиночки Дети делают ладошку «корзиночкой»
овощи в корзиночке, и катают шарик
Вот пузатый кабачок положила на бочок, Дети одевают колечко на пальцы,
Перец и морковку уложила ловко, начиная с большого.
Помидор и огурец.
Наша внучка – молодец! Показывают большой палец.
- Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.
Прибежала внучка на помощь. Решила поиграть с бабушкой и дедушкой.
- А вы хотите поиграть?
8. Игра “Чего не стало”
Дети закрывают глаза, один из овощей убирается. Дети открывают
глаза. - Чего не стало?
- Отдохнули, принялись за дело – репку тянуть.
Тянут – потянут – вытянуть не могут. Позвала внучка жучку.
9. Игра «Четвертый – лишний».
А жучка сидит у себя в конуре и мечтает. Давайте узнаем, о чем мечтает жучка – уберем лишнюю картинку.
Логопед выставляет серии картинок:
Сосиска, капуста, картошка, огурец.
Свекла, репа, редис, кабачок.
Прибежала Жучка на помощь. Тянут репку – вытянуть не могут.
Позвала Жучка кошку.
10. А внучка тем временем играла в игру «Вершки – корешки». Давайте и мы с вами поиграем. Если услышите название овоща, который растет над землёй – поднимаете руки вверх, если это корнеплод –прячете руки под стол.
Перец – редис – горох – чеснок – баклажан – фасоль – редька – укроп – репа
Прибежала кошка репку тянуть. Тянут – потянут – вытянуть не могут. Позвала кошка мышку.
11. Игра «Назови ласково».
Прибежала мышка на помощь. А мышка-то совсем маленькая. Овощи тоже бывают маленькие. Давайте назовем их:
Большой огурец, а маленький огурчик.
Помидор – помидорчик.
Перец – перчик.
Капуста – капусточка.
Горох – горошек.
Редис – редисочка.
Тыква – тыковка.
Картофель – картошечка.
Тянули – тянули все репку и вытянули! Хоть мышка и маленькая была, а помогла репку вытянуть!
Беседа о дружбе – вытянули репку все вместе.
12. Понятие о ряде, работа с предлогами: за, перед, между.
- Кто стоит в начале; кто – в конце; кто стоит в середине?
- Кто стоит за бабкой? ..(за кошкой, перед внучкой, перед Жучкой, между дедом и внучкой, между мышкой и Жучкой)
13. Дидактическая игра “Повар и овощи” - образование относительных прилагательных от существительных.
Логопед: Из собранного нами урожая давайте приготовим что-нибудь вкусное.
Логопед: Сделаем из овощей салат. Какой получился салат?
Дети: Получится овощной салат.
Логопед: Салат из свёклы?
Дети: Свекольный салат.
Логопед: Из лука сварим суп. Какой у нас получится суп?
Дети: Луковый суп.
Логопед: Из моркови сделаем котлеты. Какие получатся котлеты?
Дети: Морковные котлеты.
Логопед: Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре?
Дети: Картофельное пюре.
Логопед: Из помидор сделаем сок — томатный сок.
Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.
13. Итог занятия.
- Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? Герои, какой сказки нам помогали? Что нового вы узнали? Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ фронтально-подгруппового занятия с детьми с ОНР III уровня в старшей логопедической группе (II-ой год обучения) ТЕМА: «Развитие у детей лексико – грамматического строя речи по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка» ».
КОНСПЕКТфронтально-подгруппового занятия с детьми с ОНР III уровня в старшей логопедической группе(II-ой год обучения)ТЕМА: «Развитие у детей лексико – грамматического строя речи по мотивам русск...
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФРОНТАЛЬНЫХ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ В КОМБИНИРОВАННОЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Календарное планирование составлено с учетом требований «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова (издание 2010...
Фронтально – подгрупповое занятие по развитию лексико – грамматического строя речи. Тема «Семья».
Занятие для детей старшего дошкольного возрвста...
Перспективное планирование фронтальных (подгрупповых) занятий по преодолению ОНР II уровня у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Представлено перспективное планирование фронтальных занятий для детей с тяжелыми нарушениями речи ( 2 уровень речевого развития), разработанное для работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного обра...
Фронтальное подгрупповое занятие по развитию и совершенствованию звуковой стороны речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
В данном материале представлена организованная образовательная деятельность детей подготовительной к школе группы по подготовке к обучению грамоте на тему: "Дифференциация звуков [р]-[л] в словах...
Фронтальное подгрупповое занятие по развитию речи в средней группе для детей с ОНР
В данном материале представлен конспект занятия по развитию связной речи детей с ОНР среднего дошкольного возраста на материале изучаемой лексической темы "Посуда" с использованием сюжетной ...
Перспективный тематический план фронтальных (подгрупповых) занятий
Перспективный тематический план предназначен для систематизации организованной образовательной деятельности и включает работу по развитию фонематического восприятия, по подготовке к обучению грамоте, ...