Фронтальное подгрупповое занятие на тему: "Овощи" по р.н.с. "Репка"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Ягодкина Юлия Николаевна

Закрепление знаний об овощах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл repka.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Овощи  по  р.н.с. «Репка»

Цель: закрепить знания об овощах.

Задачи: 

-активизировать и закрепить словарь по теме «Овощи»;

- развивать артикуляционный аппарат;

- учить изменять существительные по падежам;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- учить согласовывать существительные с прилагательными; 
- учить составлять предложения с противительным союзом А;
-
закреплять образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-закрепить понятие «ряд» (начало, середина, конец)

- закрепление предлогов: за, перед, между.
-развитие внимания, памяти, логического мышления.
Оборудование: картинки с изображением овощей, персонажи р.н.с. «Репка», картинки для артикуляционной гимнастики, сухой бассейн с крупами.
                                               Ход занятия:

1. Оргмомент.

- Ребята, я сейчас начну вам читать сказку, а вы отгадаете, что это за сказка, как она называется.

Посадил дед репку… (дети называют сказку «Репка»). Молодцы, сегодня мы с вами вспомним сказку «Репка» и побываем в огороде у деда с бабой.

2. Развитие мелкой моторики рук игра «Сортировка семян»

Прежде , чем посадить репку деду надо было отобрать семена, взять только хорошие, полные, не пустые, а всхожие, чтобы репка обязательно взошла. (Сортировка семян)

3.Артикуляционная гимнастика.

Давайте вместе вспомним с вами сказку, а поможет нам в этом наш язычок. Будем рассказывать сказку, и делать упражнения для язычка.

За забором (упр. «заборчик») у деда был огород.  Входил в огород через калитку – то открывая ее, то закрывая (открыть, закрыть рот несколько раз). Взял дед лопату ( упр. «лопата»), вскопал грядку (упр. «лакает молочко»), взрыхлил  и выровнял  её граблями (упр.«расческа»). Посадил дед в огороде репку. Он ухаживал за репкой полол, поливал.

Выросла репка большая-пребольшая (надуть щеки).

 Стал дед её тянуть. Тянет-потянет – вытянуть не может и задумался: «Что же с этой репкой делать?» (выполнение мимических упражнений), слишком глубоко сидела репка. Позвал дед бабку.

4. Активизация словарного запаса по теме: «Овощи» (отгадывание загадок).

А бабка в это время другие овощи в огороде собирала. Чтобы узнать какие овощи собирала бабка, нужно отгадать загадки:

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (помидор).

Летом в огороде

Свежие, зеленые,

А зимою в банке

Желтые, соленые. (Огурцы).

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я - … (Свекла).

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице (Морковь).

И зелен, и густ

В огороде вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом - … (Картошка).

Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые и дети. (Лук)

- Ребята, давайте назовем все овощи, которые собрала бабушка.

5. Игра «Один – много» (огурец, помидор, картошка, свекла, лук, морковь).

Огурец – огурцы  – много огурцов

Помидор – помидоры – много помидоров и т.д.

6. Игра “Составь предложение” – дети заканчивают предложение, а затем повторяют его полностью (хором и индивидуально)

- Давайте расскажем бабке об овощах, какие они?

Помидор круглый, а морковка …(треугольная)

Огурец овальный, а картофель…(круглый)
Свёкла бордовая, а морковь …(оранжевая)

Огурец растет над землей, а картофель… (в земле)

Лук горький, а свёкла…(сладкая)

Огурец шершавый, а помидор …(гладкий)

Прибежала бабка к деду. Тянут-потянут репку - вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.

7. Пальчиковая гимнастика «Внучка Зиночка»

У внучки Зиночки                         Дети делают ладошку «корзиночкой»

овощи в корзиночке,                                и катают шарик

 Вот пузатый кабачок положила на бочок,   Дети одевают колечко на пальцы,  

Перец и морковку уложила ловко,                   начиная с большого.

Помидор и огурец.                                                                             

Наша внучка – молодец!                         Показывают большой палец.

- Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.

Прибежала внучка на помощь. Решила поиграть с бабушкой и дедушкой.

- А вы хотите поиграть?

8. Игра “Чего не стало”
Дети закрывают глаза, один из овощей убирается. Дети открывают 
глаза.  - Чего не стало?

- Отдохнули, принялись за дело – репку тянуть.

Тянут – потянут – вытянуть не могут. Позвала внучка жучку.

9. Игра «Четвертый – лишний».

А жучка сидит у себя в конуре и мечтает. Давайте узнаем, о чем мечтает жучка – уберем лишнюю картинку.

Логопед выставляет серии картинок:

Сосиска, капуста, картошка, огурец.

Свекла, репа, редис, кабачок.

Прибежала Жучка на помощь. Тянут репку – вытянуть не могут.

Позвала Жучка кошку.

10. А внучка тем временем играла в игру «Вершки – корешки». Давайте и мы с вами поиграем. Если услышите название овоща, который растет над землёй – поднимаете руки  вверх, если это корнеплод –прячете руки под стол.

Перец – редис – горох – чеснок – баклажан – фасоль – редька – укроп – репа

 Прибежала кошка репку тянуть. Тянут – потянут – вытянуть не могут. Позвала кошка мышку.

11. Игра «Назови ласково».

Прибежала мышка на помощь. А мышка-то совсем маленькая. Овощи тоже бывают маленькие. Давайте назовем их:

Большой огурец, а маленький огурчик.

Помидор – помидорчик.

Перец – перчик.

Капуста – капусточка.

Горох – горошек.

Редис – редисочка.

Тыква – тыковка.

Картофель – картошечка.

Тянули – тянули все репку и вытянули! Хоть мышка и маленькая была, а помогла репку вытянуть!

Беседа о дружбе – вытянули репку все вместе.

12. Понятие о ряде, работа с предлогами: за, перед, между.

- Кто стоит в начале; кто – в конце; кто стоит в середине?

- Кто стоит за бабкой? ..(за кошкой, перед внучкой, перед Жучкой, между дедом и внучкой, между мышкой и Жучкой)

13. Дидактическая игра “Повар и овощи” - образование относительных прилагательных от существительных.
Логопед:  Из собранного нами урожая давайте приготовим  что-нибудь вкусное. 
Логопед: Сделаем из овощей салат. Какой получился салат? 
Дети: Получится овощной салат.
Логопед:  Салат из свёклы? 
Дети: Свекольный салат.
Логопед:  Из лука сварим суп. Какой у нас получится суп? 
Дети: Луковый суп.

Логопед: Из моркови сделаем котлеты. Какие получатся котлеты?

Дети: Морковные котлеты.
Логопед:  Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре? 
Дети: Картофельное пюре.
Логопед: Из помидор сделаем сок — томатный сок. 
Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.

13. Итог занятия.

- Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? Герои, какой сказки нам помогали? Что нового вы узнали? Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ фронтально-подгруппового занятия с детьми с ОНР III уровня в старшей логопедической группе (II-ой год обучения) ТЕМА: «Развитие у детей лексико – грамматического строя речи по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка» ».

КОНСПЕКТфронтально-подгруппового занятия с детьми с ОНР III уровня в старшей логопедической группе(II-ой год обучения)ТЕМА: «Развитие у детей лексико – грамматического строя речи по мотивам русск...

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФРОНТАЛЬНЫХ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ В КОМБИНИРОВАННОЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Календарное планирование составлено с учетом требований  «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова (издание 2010...

Перспективное планирование фронтальных (подгрупповых) занятий по преодолению ОНР II уровня у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Представлено перспективное планирование фронтальных занятий для детей с тяжелыми нарушениями речи ( 2 уровень речевого развития), разработанное для работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного обра...

Фронтальное подгрупповое занятие по развитию и совершенствованию звуковой стороны речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

В данном материале представлена организованная образовательная деятельность детей подготовительной к школе группы по подготовке к обучению грамоте на тему: "Дифференциация звуков [р]-[л] в словах...

Фронтальное подгрупповое занятие по развитию речи в средней группе для детей с ОНР

В данном материале представлен конспект занятия по развитию связной речи детей с ОНР среднего дошкольного возраста на материале изучаемой лексической темы "Посуда" с использованием сюжетной ...

Перспективный тематический план фронтальных (подгрупповых) занятий

Перспективный тематический план предназначен для систематизации организованной образовательной деятельности и включает работу по развитию фонематического восприятия, по подготовке к обучению грамоте, ...