Фронтальное подгрупповое занятие по развитию и совершенствованию звуковой стороны речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
В данном материале представлена организованная образовательная деятельность детей подготовительной к школе группы по подготовке к обучению грамоте на тему: "Дифференциация звуков [р]-[л] в словах и предложениях". Данное занятие организовано в форме квест-игры. Дети в поисках посылки от кондитера, которую спрятал Карлсон, выполняют интересные задания со звуками и буквами. Занятие построено на материале лексической темы "Профессии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_igra-kvest_v_poiskah_posylki.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
ООД: Фронтальное подгрупповое занятие по развитию и совершенствованию звуковой стороны речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Виды деятельности: речевая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Тема: Дифференциация звуков [р] - [л] в словах и предложениях
(занятие - квест «В поисках посылки» на основе изучаемой лексической темы «Профессии»)
Цели: - расширять представления детей о профессиях, учить правильно произносить звуки [р] - [л], сравнивать их и различать на материале слов;
совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слов, слогового анализа, понимание предложно-падежных конструкций;
- развивать все компоненты устной речи (лексическую сторону, грамматический строй речи, произносительную сторону речи, связную речь), фонематического восприятия развивать речеслуховой и речедвигательный анализаторы, речеслуховое внимание и память, развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, воспитывать внимательное отношение детей к словам педагога; формировать личностные качества, умение работать в коллективе; формировать навыки самоконтроля.
Планируемый результат: - овладение умением различать звуки [р] - [л] в словах и предложениях;
- овладение умением определять позицию звука в слове, выполнять звуковой анализ слова;
- овладение умением строить правильное предложение и выполнять его разбор.
Оборудование: - предметные картинки с изображением людей разных профессий, в том числе «кондитер», «почтальон», костюм почтальона; конверт с письмом от Карлсона, предметные картинки для каждого ребенка, в названии которых присутствуют звуки [р] - [л] в начале, в середине и в конце слова, а также для выполнения звукового анализа слов; схемы для анализа предложения и звукового анализа слов; буквы – подсказки, посылка от кондитера.
Организация деятельности
I Организационный момент
Логопед: Скажите, какую тему мы изучаем на этой неделе? (профессии) Назовите, какие профессии вы знаете?
(дети перечисляют знакомые им профессии людей)
Логопед: Отгадайте загадку и мы узнаем, знакома ли вам профессия этого человека?
Торты готовит и пирожные,
Бизе, печенья всевозможные.
Творит шедевры он из сладостей,
Его изделия покупают с радостью.
(кондитер)
Выставляется картинка с изображением кондитера
Логопед: Вчера я получила сообщение от кондитера. Он узнал, что мы изучаем профессии людей и захотел, чтобы его профессию мы выучили лучше всех. Поэтому кондитер выслал нам посылку с его изделиями. Почтальон должен с минуты на минуту ее доставить.
Стук в дверь. Входит почтальон, у него в руках вместо посылки письмо.
Логопед в недоумении открывает письмо и читает:
Здравствуйте, ребята! Ждёте посылку со сладостями? Я ее спрятал в надежном месте. Ведь я тоже очень люблю вкусненькое и сладенькое. Я знаю, что вы многому в этом году научились, многое узнали. Если вы выполните все мои задания, то получите буквы –подсказки и сможете отыскать посылку. Тогда, так и быть, отдам вам вашу посылку. А если не справитесь, я сам съем все сладости.
Карлсон.
Логопед: Ну, что, ребята. Будем искать нашу посылку?
Дети: Да
Логопед: Тогда вот первое задание.
II Основная часть
1. Определение позиции звуков [р] - [л] в словах
Игровое упражнение «Покажи картинку»
Детям раздаются предметные картинки
Логопед: Вы получили картинки. Произнесите слово и определите, у кого в слове звук [р] стоит в середине, назовите слово, звук [л] – в начале слова, назовите его, звук [р] – в начале слова, звук [л] – в конце слова, звук [р] – в конце слова, звук [л] – в середине слова.
Логопед: Какие звуки мы искали в словах? Дайте им характеристику:
Дети: Звуки [р] и [л]. Звук [р] – согласный, звонкий, твердый, звук [л] – согласный, звонкий, твердый. Есть ли у них мягкие пары? (да - [р’] и [л’])
Логопед: Молодцы! Вы заслужили первую букву-подсказку. Ее и следующее задание мы можете найти в речевом уголке, где «живет» весна. (буква-подсказка «Р»)
2. Игровое упражнение «Вставь нужную букву»
Логопед: В словах «потерялись» буквы. Нужно вставить подходящую букву Р или Л.
…АК ГО…ОД
…АМА ИГ…А
ГО…ОД …АК
ИГ…А ЖА…КО
ЖА…КО …АМА
Логопед: Найдите слова, которые звучат похоже, соедините их в пары и прочитайте их. Объясните их значение.
Дети: Лак-рак, голод-город, жалко-жарко, игла-игра, рама-лама.
Логопед: Молодцы! Вторую букву-подсказку и следующее задание вы можете найти в книжном уголке (буква-подсказка «Ч»).
3. Совершенствование навыка слогового анализа
Игра «Веселый поезд»
На магнитную доску вывешивается картинка с изображением поезда, в котором 4 вагончика с разным количеством окон, а также предметные картинки, в названии которых есть звуки [р] и [л].
Логопед: Помогите пассажирам отправиться в путешествие на веселом поезде. Определите количество слогов в каждом слове, и вы узнаете, кто в каком вагоне поедет (количество слогов совпадает с количеством окошек вагончика).
Дети: КЛО-УН. В этом слове 2 слога, значит клоун поедет во втором вагончике. и т.д.
Каждый ребенок выполняет задание и составляет предложение.
Логопед: Молодцы! Третью букву-подсказку и следующее задание вы можете найти в театрализованном уголке у дедушки и бабушки, которые испекли колобок (буква-подсказка «П»)
4. Физкультминутка
Игра на внимание «Хлопни - топни»
Логопед: Если вы услышите звук [р] – хлопните в ладоши над головой, а если звук [л] – топните прыжком двумя ногами.
Логопед называет сначала звуки изолированно, затем слоги и слова со звуками [р] - [л]
Логопед: Молодцы! И с этим заданием справились. Четвертую букву – подсказку и следующее задание вы можете найти среди цифр на магнитной доске (буква–подсказка «А»).
5. Работа с деформированным предложением
Игра «Исправь ошибку»
Логопед: Карлсон решил подшутить и прислал нам неправильные предложения. Нужно найти ошибку, исправить предложение и составить к нему схему.
Рубашка стирает Рому.
Стол поставили на лампу.
Бревно ползёт по муравью.
На белке сидит ёлка.
Ватрушка кушает старушку.
Халат надел маму.
В розах растут сады.
Красный шарф надел Егора.
Дети: Рома стирает рубашку. В этом предложении три слова: первое – Рома, второе – стирает, третье – рубашку. В этом предложении нет предлога.
Каждый ребенок читает предложение, исправляет ошибку и составляет к нему схему.
Логопед: Молодцы! Пятую букву-подсказку и следующее задание можете найти в бочонке у медведя (Буква-подсказка «К»)
6. Совершенствование навыка звукового анализа
Упражнение «Звуковая схема слова»
Логопед: Каждый из вас получит картинку. Вам необходимо составить звуковую схему к названию картинки. Кто первый выполнит задание правильно, тот и получит последнюю букву-подсказку («А»), ее можно будет отыскать в игровом уголке «Кухня».
Слова для звукового анализа: мармелад, пирог, печенье, ватрушка, рогалик, плюшка, торт и т.п.
Дети: Слово «плюшка» - звуки [п][л'][у][ш][к][а]. В этом слове всего шесть звуков, из них два гласных и 4 согласных звука. В слове «плюшка», два слога, т.к. два гласных звука.
Аналогично каждый ребенок выполняет звуковой анализ своего слова.
Логопед: Молодцы! Вы собрали все буквы – подсказки. А теперь сложите из них слово, и вы узнаете, где нужно искать посылку от кондитера: П Р А Ч К А
III Итог занятия
Дети идут в помещение прачечной комнаты, узнают, кто там работает, какие трудовые действия выполняет. Находят там посылку от кондитера со сладостями и все вместе угощаются.
Список литературы:
- З. Е. Агранович. В помощь логопедам и родителям Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. Издательство: Детство-Пресс, 2001
- О.С. Гомзяк Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
- Н.В. Нищева. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по совершенствованию лексико - грамматической компетенции в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Фронтальное занятие по совершенствованию лексико - грамматической компетенции в подготовительной к школе группе для детей с ОНР...
Конспект занятия по развитию ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук в средней группе.
Цель: - освоение действия интонационного выделения звука в слове;Задачи: - развивать умения подбирать слова с заданным звуком...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной к школе группе
Звук и буква А.Цель: учить выделять на слух звук А....
Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной к школе группе «Звук К-КЬ. Цветы»
Занятия по звуковой культуре речи позволит совершенствовать фонематическое восприятие детей, и создать условия для формирования звуковой культуры речи....
Конспект занятия образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН и ОНР по теме: «Обувь. Головные уборы».
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ООД: Активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи.В ходе образовательной деятельности необходимо:Активизировать и расширять словарь по темам: «...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР "Школа. Школьные принадлежности" (с использованием технологии пакетмод)
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое раз...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, по теме: « Покупка автомобиля» (на материале лексической темы «Транспорт».)
Цель: составление описательных рассказов о транспорте с использованием схемы...