Программа кружка
рабочая программа по логопедии (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей №75»
Рабочая программа кружка коррекции речи «Говоруша»
(средняя группа)
Составила:
учитель – логопед ДОУ №75
Спиридонова Ольга Евгеньевна
г. Нижнекамск
Пояснительная записка
Среди детей, имеющих те или иные недостатки речевого развития, на первом месте стоят дети с общим недоразвитием речи различной степени выраженности.
Недоразвитие речи дошкольника проявляется в нарушении звукопроизношения, в низкой способности различать звуки, сходные по акустическим признакам, в затруднении звукового анализа слова, в выраженном отставании в развитии в развитии лексико-граммматического строя речи. У некоторых детей отмечается недостаточная чёткость и выразительность речи. Для детей с недоразвитием речи характерны неустойчивость внимания, снижение памяти, несформированность мыслительных операций.
Тем не менее, при своевременном выявлении нарушений речевого развития и организации специального коррекционного обучения большинство детей могут успешно обучаться в школе, получать полноценное общение со сверстниками.
Задачи:
- расширение словаря по всем лексическим темам, предусмотренным программой в данной возрастной группе и активизация употребления в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они сделаны;
- развитие умения использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги;
- закрепление правильного произношения гласных и согласных звуков, отработка произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков (р, л);
- развитие артикуляционного аппарата;
- работа над дикцией;
- формирование умения употреблять существительные с обобщающим значением;
- введение в словарь детей существительных, обозначающих профессии; глаголов, обозначающих трудовые действия
Помимо развивающих задач, данная программа включает в себя коррекционные задачи:
- развитие фонематического слуха: различение на слух и называние слов, начинающихся на определённый звук;
- совершенствование интонационной выразительности речи;
- развитие умения рассказывать: описывать предмет, картину;
- упражнять в составлении рассказов по картине с использованием раздаточного дидактического материала;
- совершенствование умения определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток;
- упражнять в правильном употреблении в речи слов-антонимов;
- формирование умения согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята – лисят, медвежата – медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, туфель).
Занятия по развитию речи в коррекционных группах общего недоразвития речи и фонетико-фонематического недоразвития проводятся в соответствии с лексическими темами. С учётом этого принципа построена данная программа. Каждой теме уделяется одна неделя (т.е. 2 занятия). Основная задача первого занятия – расширение словаря по данной теме. Цель же второго занятия – развитие коммуникативных навыков или навыков связной речи.
В соответствии с действующим СанПиН 2.4.1.2660-10 занятия в кружке по дополнительному образованию проводятся 2 раза в неделю в подгруппах по 6 детей продолжительностью 20-25 минут.
Включение в занятие комплекса артикуляционной гимнастики способствует развитию и укреплению мышц артикуляционного аппарата, что служит хорошей базой для дальнейшего развития правильного звукопроизношения у детей. Каждый такой комплекс обязательно включает одно упражнение на развитие речевого дыхания.
Упражнения на развитие правильного речевого дыхания способствуют выработке правильного речевого выдоха и укрепляют здоровье часто болеющих детей, развивают дыхательную систему.
Планируемые результаты коррекционной работы:
- правильно артикулировать все гласные звуки в разных позициях;
- чётко дифференцировать гласные звуки (дифференцированно и в односложных словах);
- правильно определять количество слогов в слове;
- правильно согласовывать существительные с другими частями речи в свободной речи;
- правильно употреблять в речи предлоги;
- использовать в речи слова, обозначающие обобщающие понятия;
- использовать в речи слова во множественном числе;
- использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- использовать в речи слова с противоположным значением;
- составлять небольшие описательные рассказы по опорным картинкам и без них;
- составлять небольшие рассказы по сюжетным картинам и по серии сюжетных картин;
- пересказывать небольшие рассказы и сказки.
Результаты коррекционно-развивающей деятельности фиксируются в диагностической речевой карте по итогам диагностики (первичной, итоговой).
Содержание программы представлено в виде таблицы.
Литература
Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера. 2008.
Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить/Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.:Вентана-Графф, 2003.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез.2012.
Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 03.08. «Дошкольное воспитание». – М.: Просвещение.1989.
Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду.Занятия с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез. 2007.
Программа по коррекции речи в кружке «Говоруша»
№ п/п | Тема | Кол. час. | Образовательные и коррекционные задачи | Содержание занятия | Литература | Примечание |
Октябрь | ||||||
1 | Я и мои друзья. Части тела. | 2 | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Образование глаголов множественного числа Согласование местоимений (мой, моя, моё, мои) с существительными Развивать артикуляционную моторику Развивать связную речь | РИ «Назови имя ласково» РФВ «Кто позвал?» Пи «Делай как я» РИ «Что мы делаем» РИ Жадина» АГ: Улыбка Рассердились Прятки Ветерок *Составление рассказа по предметным картинкам «Что мы делаем в детском саду» | ||
2 | Осень. Деревья. | 2 | Употребление предлогов (на, под, со, с) Образование множественного числа существительных Развивать артикуляционную и общую моторику Развивать связную речь | РИ «Где я взял листочек?» РИ «Повтори дружные слова» РИ «Один – много» РФВ «Топай-хлопай» АГ: Улыбка – рассердились Прятки Чистим зубки Сдуй листочек с ладошки П/и «Дождик» *Составление рассказа «Осень» по опорным картинкам | ||
3 | Фрукты | 2 | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Обогащение словаря прилагательных Слоговой анализ слов Развивать артикуляционную моторику Развивать связную речь | РИ «Назови ласково» РФВ «Разложи по полочкам» АГ: Чистим зубки Качели Вкусное варенье Чем пахнут фрукты РИ «Разложи по полочкам» *Составление описательного рассказа по опорным картинкам | ||
4 | Овощи | 2 | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Слоговой анализ слов Развивать артикуляционную моторику Развивать связную речь | РИ «Назови ласково» РИ «Разложи по полочкам» АГ: Хомяк Вкусное варенье Непослушный язычок Чем пахнут овощи *Составление описательного рассказа по опорным картинкам | ||
Ноябрь | ||||||
5 | Овощи-фрукты | 2 | Дифференциация овощей и фруктов Подбор слов с противоположным значением Употребление существительных в винительном падеже Развивать артикуляционную и мелкую моторику Развивать связную речь | ПИ «Овощи – фрукты» РИ «Договори предложение» П/и «Солим капусту» АГ: Хомяк Вкусное варенье Чашечка Непослушный язычок РИ « У кого что?» *Составление сравнительного описательного рассказа по предметным картинкам | ||
6 | Дикие птицы | 2 | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Образование существительных множественного числа Употребление предлогов (на) Развивать артикуляционную и общую моторику Называние детёнышей Развивать связную речь | РИ «Назови ласково» РИ «Один – много» РИ «Друзья птиц» РИ «Где сидит птица?» РФВ «Птицы по домам» АГ: Дятел Прятки Качели Улетают птицы *Составление описательного рассказа о птице по опорным картинкам «Расскажи о птичке» | ||
7 | Домашние птицы | 2 | Называние детёнышей Обогащение глагольного словаря Образование существительных множественного числа Развивать артикуляционную и общую моторику Развивать связную речь | РИ « Один - много» РИ «У кого какая птица?» РИ «Что умеют птицы?» АГ: Индюк Чашечка Лошадка ПИ «Как у наших у ворот» РФВ «Птицы по домам» *Составление описательного рассказа о домашней птице по опорным картинкам | ||
8 | Я и моя семья | 2 | Подбор прилагательных Употребление сложных предложений Развивать артикуляционную и общую моторику Развивать связную речь | РИ «Моя мамочка самая …» РИ «За что я люблю свою мамочку» АГ: Поцелуй для мамочки Блинчик Чашечка Согрей ладошки *Составление рассказа «Моя мама» по опорным картинкам | Праздник «День матери» | |
Декабрь | ||||||
9 | Домашние животные | 2 | Называние детёнышей Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Развивать артикуляционную моторику Развивать связную речь | РИ «Чьи детки?» РИ «Назови ласково» АГ: Лошадка Индюк Чашечка *Пересказ сказки Л.Н. Толстого «Жучка и кошка» | ||
10 | Дикие животные | 2 | Называние детёнышей Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Развивать навыки ориентировки в пространстве Развивать артикуляционную моторику Развивать связную речь | РИ «Чьи детки» РИ «Назови ласково» РИ «Назови кто справа(слева)» АГ: Дятел Лошадка Зарядка *Составление описательного рассказа о диком животном по опорным картинкам | ||
11 | Зима | 2 | Употребление в речи предлогов Употребление в речи сложных предложений Дифференциация понятий «зима – лето» Развивать артикуляционную и общую моторику Развивать связную речь | РИ «Закончи предложение» РИ «Где взял снежинку?» РИ «Когда это бывает» АГ: Горка Саночки Лошадка Снегопад ПИ «Снег идёт» *Пересказ отрывка из рассказа «Снежинка» по опорным предметным картинкам | ||
12 | Новый год | 2 | Подбор определений (прилагательных) к слову ЁЛОЧКА Развивать навыки слогового анализа Употребление существительных в родительном и творительном падежах Развивать артикуляционную моторику Развивать связную речь | РИ «Какая ёлочка?» РИ «Кто без чего остался?» РИ «Чем украсим ёлочку?» АГ: Горка Саночки Карусель Снегопад ПИ «Ёлочка» * Составление рассказа «Праздник ёлки» | Праздник «Новый год» | |
Январь | ||||||
13 | Сказки | 2 | Употребление в речи сложных предложений Обогащение глагольного словаря Развивать артикуляционную моторику Развивать связную речь | РИ «Узнай сказку» АГ: Ветерок Карусель Пирожок Волшебное пёрышко *Пересказ сказки по опорным сюжетным картинкам | ||
14 | Зимние забавы (и зимние виды спорта) | 2 | Составление предложений по сюжетным картинкам Подбор однокоренных слов Употребление предлогов (на, за, около, перед) Развивать артикуляционную и общую моторику Развивать связную речь | РИ «Зимние забавы – это…» РИ «Кто где спрятался?» «Найди картинку», название которой начинается с части СНЕ- АГ: Горка Саночки Снежки Подуй на снежинку ПИ «Снеговик» *Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы» | ||
15 | Игрушки | 2 | Подбор прилагательных Образование и склонение в родительном падеже существительных множественного числа Употребление сложных предложений с союзом А Слоговой анализ слова Развивать артикуляционную моторику Развивать связную речь | РИ «Какая игрушка?» РИ «Один – много» РИ «Что делают игрушки?» РИ «Где игрушка?» РИ «Игрушки по полочкам» АГ: Вкусное варенье Чашечка Лошадка Забей мяч в ворота *Составление описательного рассказа об игрушке (по схеме) | ||
16 | Зимующие птицы | 2 | Упражнять в употреблении предлогов Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Употребление существительных множественного числа в винительном падеже Развивать глагольный словарь Развивать слуховое внимание Развивать артикуляционную и общую моторику Развивать связную речь | РИ «Назови ласково» РИ «Где птичка?» РИ «Один – много» ПИ «Птички в гнёздышки» АГ: Дятел Лошадка Зарядка Подуй на пёрышко * Составление описательного рассказа о птице | ||
Февраль | ||||||
17 | Одежда | 2 | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Употребление существительных множественного числа в винительном падеже Развивать навыки слогового анализа Развивать артикуляционную моторику Развивать связную речь | РИ «Один – много» РИ «Назови ласково» РИ «Разложи по полочкам» АГ: Зарядка Чашечка Блинчик – пирожок Ветерок * Составление описательного рассказа об одежде (по схеме) | ||
18 | Обувь | 2 | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Развивать навыки слогового анализа Развивать артикуляционную моторику Развивать связную речь | РИ «Один – много» РИ «Назови ласково» РИ «Разложи по полочкам» РИ «Что лишнее?» АГ: Зарядка Лошадка Ветерок *Составление описательного сравнительного рассказа по предметным картинкам | ||
19 | Головные уборы | 2 | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Слоговой анализ слов Развивать слуховое внимание Развивать навыки слогового анализа Развивать артикуляционную моторику Развивать связную речь | РИ «Один – много» РИ «Разложи по полочкам» РИ «Повтори парочки» АГ: Прятки Непослушный язычок Трубочка Ветерок *Составление описательного сравнительного рассказа «Платок – косынка» | ||
20 | Защитники Отечества | 2 | Подбор прилагательных Согласование числительных (1,2,5) с существительными Развивать артикуляционную моторику Развивать слуховое внимание Развивать связную речь | РИ «Мой папа самый…» РИ «Сосчитай» ПИ «Выполняй команду!» АГ: Зарядка Футбол Лошадка Сильный ветер *Составление сравнительного описательного рассказа «Самолёт и вертолёт» | Праздник, посвящённый Дню защитника Отечества | |
Март | ||||||
21 | Наши мамы | 2 | Подбор прилагательных Употребление существительных в винительном падеже Развивать артикуляционную и общую моторику Развивать связную речь | РИ «Моя мама самая …» РИ «Что подаришь маме?» АГ: Вкусное варенье Блинчик – пирожок Чашечка Ветерок на язычок ПИ «Подснежник» *Составление рассказа «Моя мама лучше всех» | Праздник 8 Марта | |
22 | Наш дом | 2 | Усвоение категории предложного падежа с предлогом В; существительных с обобщающим значением Развивать слуховое внимание Развивать артикуляционную и общую моторику Развивать связную речь | РИ «Что нужно дому?» РИ «Что есть в доме?» РИ «Повтори слова парами» ПИ «Строим дом» РИ «Для кого этот дом?» АГ: Молоточек Заборчик Ветерок на язычок *Пересказ р.н.с. «Лиса и заяц» | ||
23 | Продукты питания. Посуда. | 2 | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Развивать навыки ориентировки в пространстве Употребление существительных в родительном падеже Развивать артикуляционную моторику Развивать связную речь | РИ «Назови ласково» РИ «Где что лежит?» РИ «Из чего это сделано?» РИ «Чем будет?» АГ: Блинчик – пирожок Вкусное молоко Большая конфета Ароматные булочки *Составление рассказа «Откуда хлеб приходит» по опорным картинкам | ||
24 | Комнатные растения | 2 | Употребление существительных во множественном числе Обогащать словарный запас Развивать слуховое внимание Развивать артикуляционную и общую моторику Развивать связную речь | РИ: «Какое слово не подходит?» РИ: «Один – много» РУ: «Как ухаживать за растением?» АГ: Зарядка Улыбка Чашечка Понюхаем цветочки *Составление описательного рассказа «Цветок на окошке» по опорным картинкам | ||
|
| Апрель | ||||
25 | Весна | 2 | Употребление сложных предложений с союзом И Развивать слуховое внимание Развивать артикуляционную и общую моторику Развивать связную речь | РИ «Что сначала, что потом?» РИ «Ответь правильно» РИ «Пришла весна и …» ПИ «Зима прошла» РИ «Назови ласково» АГ: Заборчик Дятел Непослушный язычок Полетели птички *Составление рассказа «Пришла весна» по сюжетной картине | ||
26 | Перелётные птицы | 2 | Развивать глагольный словарь Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Употребление существительных множественного числа Развивать слуховое внимание Развивать артикуляционную и общую моторику Развивать связную речь | РИ «Что умеют птицы?» РИ «Назови ласково» РИ «Один – много» АГ: Дятел Прятки Непослушный язычок Полетели птицы ПИ «Птички в гнёздышки» *Составление описательного рассказа «Я сегодня видел птичку» | ||
27 | Спорт (летние виды спорта) | 2 | Обогащать глагольный словарь Слоговой анализ слова Употребление существительных во множественном числе Развивать артикуляционную и общую моторику Развивать связную речь | РИ «Что я буду делать с этим?» ПИ «Выполняй мои команды!» РИ «Разложи по полочкам» РИ «Один – много» АГ: Зарядка Прятки Футбол Ветерок *Составление сравнительного описательного рассказа по картинкам
| ||
28 | Транспорт | 2 | Усвоение категорий предложного падежа Употребление сложных предложений с союзом А Усвоение категорий творительного падежа Развивать слуховое внимание Слоговой анализ Развивать артикуляционную и общую моторику Развивать связную речь | РИ «Едем в гости» РИ «Договори предложение» РИ «Дружит – не дружит?» ПИ «Транспорт по домам» АГ: Пароход Быстрые колёса Заведи моторчик *Составление сравнительного описательного рассказа «Автобус и трамвай» | ||
Май | ||||||
29 | День победы | 2 | Подбор прилагательных Развивать слуховое внимание Развивать артикуляционную и общую моторику Развивать связную речь | РИ «Наши солдаты» ПИ «Мы солдаты» АГ: Зарядка Футбол Качели Непослушный язычок *Пересказ рассказа «Мой дедушка» | ||
30 | Растения. Деревья. | 2 | Усвоение категорий предложного падежа с предлогами (в, на) Подбор синонимов Развивать артикуляционную и общую моторику Развивать связную речь | РИ «Что где растёт?» РИ «Наоборот» ПИ «Не рви цветы» АГ: Дятел Зарядка Грибок *Составление рассказа-сравнения «Дуб и берёза» | ||
31 | Насекомые | 2 | Согласование местоимений и прилагательных с существительными в предложении Развивать слуховое внимание Употребление существительных множественного числа в винительном падеже Развивать артикуляционную и общую Моторику Развивать связную речь | РИ «Бабочка и цветок» РИ «Назови ласково» РИ «Кого ты видел?» РФВ «Исправь ошибку» ПИ «Бабочка» АГ: Хоботок Вкусный нектар Грибочек Полетели пчёлки *Составление рассказа «Зверюшки – малютки» по опорным картинкам | ||
32 | Здравствуй, лето! | 2 | Усвоение категорий родительного падежа множественного числа Употребление предложений с предлогами Развивать слуховое внимание Подбор синонимов Развивать артикуляционную моторику | РИ «Чего (кого) много летом?» РИ «Найди и расскажи» РИ «Что делают летом?» РИ «Наоборот» АГ: Индюк Прятки Футбол Понюхай цветочки *Составление рассказа по сюжетной картине «Лето» |
Условные обозначения:
АГ – комплекс артикуляционной гимнастики
РИ – речевая игра
ПИ – подвижная игра
ПаИ – пальчиковая игра на развитие мелкой моторики пальцев рук
* усложнение для второго занятия по данной теме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"
Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие - днем, в соответствии с Прог...
ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»
Пояснительная записка. Изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...
Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"
Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет
Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...