Конспект интегрированной НОД по теме: «Насекомые. Звук Ж в слогах и в словах в позиции в начале и в середине слова»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_na_zvuk_zh.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного НОД по теме:
«Насекомые. Звук Ж в слогах и в словах в позиции в начале и в середине слова»
(индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)
Цель: автоматизировать звук Ж в позиции в начале и в середине слова.
Задачи:
коррекционно – развивающие:
- коррегировать произношение;
- коррегировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
- коррегировать и развивать слуховое восприятие;
- коррегировать речевое дыхание;
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- коррегировать и развивать мелкую моторику кистей рук (развитие зрительно – моторной координации);
- развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
- развивать память, внимание и логическое мышление;
- коррегировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
образовательные:
- уточнить и расширить словарь по теме: «Насекомые»;
- систематизировать и обобщить знания по теме: «Насекомые»;
- упражнять в правильном согласовании имен существительных и числительных;
- уточнить представления ребёнка о звуке [Ж].
воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность;
- воспитание бережного отношения к природе;
- воспитывать нравственные качества (трудолюбие).
здоровьесберегающие
- соблюдать режим охраны зрения;
- чередовать статические и динамические задания;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- соблюдать правильную посадку ребенка.
Оборудование: насекомые на ниточках; предметные картинки для артикуляционной гимнастики; предметные картинки с изображением насекомых и слов со звуком Ж; компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», пособие «Цветочная поляна».
Ход ОД.
Этапы | Виды работы на этапе | Деятельность педагога | Деятельность ребёнка | Какие задачи решались в ходе выполнениязаданий |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I.Оргмомент в стихах. | Логопед приглашает ребёнка на индивидуальное занятие Приложение 1. | Ребёнок проявляет интерес | Организация ребёнка, создание поло жительного, благоприятного, психологическо го настроя. | |
II. Основной этап. | ||||
II.1. Проверка домашнего задания | Логопед проверяет домашнее задание в тетради по теме «Автоматиза ция звука Ж в начале слова». | Педагог просит назвать слова на звук Ж. За правильно выполненное задание приклеивает в тетрадь наклейку. | Ребёнок называет слова. | Выяснить, насколько скоррегировано произношение звука Ж в позиции в начале и в середине слова |
II.2. Актуализация знаний | Отгадывание загадки о жуке. | Логопед загадывает загадку и задаёт вопрос. Приложение 2. | Ребёнок отгадывает загадку. | Привлечь внима ние и вызвать интерес к занятию. |
II.3. Изучение нового материала. Сообщение темы занятия. | Объяснение материала Дыхательное упражнение «Полетим над цветочной полянкой» | Логопед сообщает ребёнку, что сегодня мы отправимся вместе с жуком Жорой на цветочную поляну искать куда спрятались друзья-насекомые и будем продолжать правильно произносить звук Ж. Логопед просит назвать насекомых летающих и нелетающих. Логопед предлагает взять картинку с изображени ем цветочной полянки. Через нос сделать вдох, не подни мая плечи. Подуть через коктельную трубочку на жука не надувая щёк. | Ребёнок вспоминает, как правильно произносится звук Ж. Ребёнок называет разные виды насекомых. Ребёнок выполняет упражнение 4-5 раз. (Жук перемещается по полянке) | Определить уровень осведомлен ности ребенка о правильном произношении звука Ж. Обогащать словарь по теме занятия. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением. Формирование направленной воздушной струи. |
II. 4. Закрепление изученного материала. | Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика Д/и «Далеко – близко» Компьютер ная логопе дическая программа «Игры для Тигры», блок «Просодика»модуль «Ритм», упражнение «Мозаика». | Педагог открывает первый цветок и сообщает, что божья коровка предлагает выполнить артикуляцион ные упражнения. Логопед открывает второй цветок и предлагает ребёнку выполнить упражнения пальчиковой гимнастики. Приложение 3. Логопед сообщает, что над из третьего цветка вылетела жужелица и жужжит то громче, то тише. В четвертом цветке находится жук-олень. Логопед предлагает ребёнку выполнить задание на компьютере. Надо произнести в микрофон слоги со звуком Ж и открыть картинку. | Ребёнок находит там божью коровку. Ребенок выполняет артикуляционные упражне ния с опорой на картинки. («Улыбка», «Вкусное варенье», «Чашечка» «Грибок», «Гармошка», «Качели», «Маляр»). Ребёнок находит сороконожку. Ребёнок выполняет вместе с педагогом. Ребёнок произносит звук Ж громко -тихо или тихо –громко. Ребёнок произносит в микрофон слоги ЖА, ЖО, ЖУ, ЖЫ на экране исчезают пазлы и открывается целая картинка. | Развивать артикуляцион ную моторику. Развивать мелкую моторику. Отрабатывается изолированное произношение звука Ж. Закрепление темпа, ритма и четкости произношения звука Ж в слогах. |
Динамическая пауза и зрительная гимнастика. | Логопед предлагает ребенку выполнить движения и следить за движениями глазками. Приложение 4. | Ребёнок выполняет движения вместе с педагогом. | Развивать общую моторику, координировать речь с движением. Соблюдать режим охраны зрения | |
II.4.Закрепление изученного материала | Д/и «Посчитай-ка» | Логопед предлагает открыть пятый цветок и выполнить задание. Посчитать от 1 до 10 со словами: жук, жужелица. Педагог обращает внимание ребёнка на то, как меняется окончание слов.
| Ребёнок открывает пятый цветок. Там спрятался муравей. Ребёнок считает и проговаривает слова. | Упражнять в правильном согласовании имен существитель ных и числительных. Закрепить правильное произношение звука Ж в позиции в середине слова. |
II. 5.Контроль знаний и умений. | Д\и «Подарочки» | Логопед предлагает открыть шестой цветок и найти следующего насекомого. Логопед сообщает, что надо выбрать подарки для жука Жоры. Ведь он так старался, чтобы найти своих друзей. Надо найти картинки в названии которых есть звук Ж в начале слова, а затем в середине слова. | Ребёнок находит бабочку. По заданию он выбирает из стопки картинок только те, в названии которых есть звук Ж и называет их. | Проверить навык сформи рованности правильного произношения звука Ж в позиции в начале и в середине слова. |
III. Итог занятия. | ||||
III. 1 | Опрос. | Логопед предлагает ребенку вспомнить какие насекомые играли с нами в прятки и произношение какого звука он сегодня закрепил. | Ребенок вспоминает и произносит звук Ж, уточняет его правильную артикуляцию. | Обобщить тему занятия. Развивать память. |
Оценка деятельности ребенка | Педагог оценивает работу ребенка и дарит ему жука Жору. | |||
III. 2 | Домашнее задание. | Логопед предлагает использовать жука для дыхательных упражнений. Поговаривать слоги и слова по пройденной теме. | Ребенок слушает объяснение домашнего задания. | Закрепить пройденную тему во время домашних заданий. |
Литература:
1. З.Е. Агранович Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006.
3. Е.Н. Краузе материалы курса «Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения»: лекции 5-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2013.
4. Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР ». - СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007.
5. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р у детей 5 – 7 лет». Издательство «ГНОМ», 2013.
Приложение 1. Говорим всегда красиво, тихо и не торопливо Ясно чётко говорим, потому что не шумим. Наши ушки внимательно слушают, Наши глазки внимательно смотрят, Наши ручки и ножки нам не мешают, а помогают. | Приложение 2. (2) Тёплым днем, весною, в мае |
Приложение 3. (4) Пальчиковая гимнастика Жук жужжит, (дети загибают пальцы на правой руке, рассказывая) Звенит комар, Ищет бабочка нектар, Муравей несет травинку, А паук сплел паутинку. (пальцы правой руки сжимают в кулак) Стрекоза вокруг летает, (делают небольшие круговые движения указательного пальца левой руки вокруг сжатых в кулак пальцев правой руки) Насекомых всех хватает. Разлетайтесь, разбегайтесь, В лапки ей не попадайтесь! (резко разжимают кулак) . | Приложение 4 (4) Физминутка и зрительная гимнастика В группу к нам жук влетел, Зажужжал и запел: ж-ж-ж, Вот он вправо полетел, каждый вправо посмотрел. Вот он влево полетел, каждый влево посмотрел. Жук наш приземлился, Зажужжал и закружился- Ж-ж--ж-ж-ж-ж Жук, вот правая ладошке, посиди на ней немножко. Жук, вот левая ладошка, посиди и здесь немножко. Жук наверх полетел, и на потолок сел. На носочки мы привстали, но жука мы не достали. Хлопнем дружно – хлоп-хлоп-хлоп, Чтоб в окошко улететь он смог. (Дети выполняют движения глазами по тексту). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по теме:"Автоматизация звука [р] в слогах,словах,словосочетаниях и предложениях".
В данном конспекте использованы игры созданные мной самостоятельно,а также игры других авторов, которые я часто использую на своих занятиях....
Конспект логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах. Развитие фонетико-фонематических представлений на материале «Фрукты и овощи»
конспект занятия на автоматизацию звука (Р)...
Автоматизация звука [Р] в середине слова (интервокальная позиция)
Презентация может быть использована на индивидуальных и/или подгрупповых занятиях, посвящённых автоматизации звука [Р] в середине слова. Более 40 слов общеупотребительной лексики помогут закрепить зву...
Конспект интегрированного занятия по теме: «Звук Р в слогах и в словах в позиции в середине слова. Образование относительных прилагательных на основе лексической темы «Ягоды и фрукты»
( индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)Цель: автоматизировать звука [Р] в слогах и в словах в позиции в середине слова. Задачи:1. Коррекционно-разви...
Конспект интегрированного занятия по теме: «Звук [С] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в рассказе «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом.»
Конспект интегрированного занятия по теме: «Звук [С] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в рассказе «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом.»(итоговое занятие)(фрон...
Конспект интегрированного занятия по теме: «Транспорт. Звук Р в слогах и в словах в позиции в середине слова» ( индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)
Открыток занятие для родителей....
Конспект развивающей деятельности в малой подгруппе. Старшая группа. «Клоун Логоша. Автоматизации звука [л] в начале и в середине слова».
Конспект корекционно-развивающей деятельности в малой подгруппе. Старшая группа.Цель данного занятия: автоматизация звука [л] в слогах, словах в начале и в середине слова....