"Новые подходы в использовании дидактических сенсорных игр и игр математического содержания для логопедической работы"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка. Речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка. Включение речи в познавательную деятельность перестраивает основные психические процессы ребенка. Нарушения речи отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности, социальную адаптацию ребенка.В настоящее время наблюдается увеличение детей с различными нарушениями речи. Поэтому поиск новых форм организации коррекционной индивидуальной и подгрупповой организованной деятельности детей дошкольного возраста становится приоритетным направлением на сегодняшний день.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_portala.docx | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые подходы в использовании дидактических сенсорных игр и игр математического содержания для логопедической работы.
Абубекирова А. Р., учитель – логопед
высшей квалификационной категории,
частное общеобразовательное
учреждение «Татнефть – школа»
г. Альметьевск, РТ
Наша жизнь стремительно изменяется. Современные дети отличаются от нас, они очень привязаны к современным гаджетам, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом. Также в последнее время отмечаются трудности при автоматизации звуков. Это связано не только с особенностями артикуляционного аппарата, но и с тем, что родители мало общаются и играют со своими детьми, а также с тем, что детей тяжело чем – то заинтересовать, поэтому они часто проявляют негативизм. И, учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать этим переменам.
Ведущее место в дошкольном обучении занимают наглядные и практические методы, а также игровые приемы в сочетании со словом педагога.
Для привлечения внимания детей к занятиям, я использую дидактические(сенсорные) игры и пособия, игры математического содержания, готовые альбомы для аппликации и художественного творчества. Опираюсь на методики, которые используются при преодолении заикания – ручной труд. Мне очень нравится, когда дети что – то делают своими руками (развивается мелкая моторика), одновременно проговаривая действия (расширяется глагольный словарь), описывают признаки предметов (согласовывают прилагательные с существительными), пересчитывают предметы (согласовывают числительные с существительными) и автоматизируют звуки, а также учатся планировать свою деятельность и повышают самоконтроль.
Игры и пособия как сенсорные, так и с математическим содержанием я разбила на несколько видов, каждый из которых нацелен на достижение определенных логопедических целей и задач. Причем почти каждое пособие имеет несколько, порой не связанных между собой целей.
Дидактические сенсорные игры и игры с математическим содержанием направлены на решение задач:
- по накоплению и активации словаря,
- отработки лексико-грамматических категорий (согласованию числительных с существительными в роде, числе, падеже, словоизменению существительных, прилагательных и глаголов, закреплению надежных конструкций),
- коррекции звукопроизношения,
- развитие чувства ритма и выразительности речи,
- совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза,
- устранения недостатков слоговой структуры речи,
- обучению связной речи,
- развитие психических процессов.
Хотелось бы поделиться с некоторыми играми, которые очень заинтересовывают детей.
Игра « Волшебный коврик».
Цель: развитие фонематического слуха у ребенка (формирование умения выделять в словах первый звук, соотносить первые звуки в разных словах с первыми звуками слов, обозначающих тот или иной цвет);
Задачи:
-упражнять в согласовании порядковых и количественных числительных с существительными; в согласовании прилагательных с существительными; развитие внимания; развитие тонкой моторики.
Необходимый материал: распечатанный бланк со словами
(словосочетаниями, предложениями) цветные палочки с отверстиями (красный, синий, зеленый, желтый, фиолетовый, оранжевый), подложка ( коврик) с дырочками, шнурки.
Инструкция:
У взрослого к каждому коврику заготовлен определенный список разнообразных слов, первые буквы которых должны совпадать с первыми буквами, обозначающими тот или иной цвет.
Взрослый зачитывает ребенку по очереди слова из списка к каждому коврику, а ребенок должен найти к первому звуку палочку соответствующего цвета. То есть, например, если взрослый называет слово “капуста” – ребенок должен поставить палочку красного цвета, “жираф” – желтого цвета и т.д. Работать надо начинать с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, потом третий... Ребенку предварительно нужно сказать, что если он будет внимательно слушать слова и правильно подбирать цвета, то в результате у него получится красивый "волшебный коврик". После того как коврик «построен», ребёнок должен пропустить шнурок через все отверстия палочек.
Коврик №1: забор, завод, желток, капуста, занавес, коньки, жарить, замок, забияка, задумал, жевать, космос, свитер, жмуриться, свинина, кукла, железо, закрывать, жизнь, курица, солнце, жалюзи, жадина, слива, корень.
Коврик № 2:
желать, крыжовник, скатерть, женщина, сладости, ждать, светофор, карты, застежка, жаворонок, серьги, компас, сапоги, жук, зайчишка, клад, свистеть, жидкий, складывать, жаба, санки, карандаш, жираф, камень, сирень.
Планшет «Логико – малыш».
Пособие состоит из планшета с разноцветными передвижными фишками и комплектов карточек. Каждый комплект содержит 8 иллюстрированных карточек по конкретной теме. Ребенок поочередно вставляет карточки в планшет и, передвигая фишки, отвечает на поставленные вопросы - подбирает пары изображений (объект и его признак, аналог, символ, этап развития, ракурс и т.д.). Оборотная сторона содержит ответы для самопроверки, дополнительные вопросы и темы бесед по иллюстрации. "Логико-малыш" позволяет:
- Быстро осуществлять контроль уровня знаний и развития детей;
- В игровой форме закреплять и систематизировать освоенный материал, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка;
- Комплексно развивать логическое мышление, внимание, память, воображение и речь;
- Долгие годы использовать планшет, постепенно пополняя комплект новыми карточками.
Как работать с планшетом « Логико – малыш».
1. Все фишки располагаются в нижнем ряду планшета.
2. Выбирается карточка из комплекта.
3. Вставляется карточка в планшет вопросной стороной к себе (сверху зеленая полоса с вопросом).
4. Внимательно рассматривается карточка. Видим 6 изображений на основном поле (они отмечены кружками, стрелочками или другими знаками в цвет фишек) и 6 изображений в правом вертикальном ряду. Между ними нужно найти логическую связь - подобрать пары.
5. Выбирается одно изображение основного поля, находится фишка соответствующего цвета и передвигается к правильному ответу в правом ряду карточки. Таким образом, выполняются остальные задания.
6. Переворачиваете карточку для проверки результата. Цвета фишек на планшете и кружков на карточке должны совпасть.
7. В случае ошибки возвращаете фишку на исходное место, переворачиваете карточку и находите правильное решение.
8. Снова проверяете результат на ответной стороне.
Игра « Разноцветная башня».
Игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете, форме и ориентировки в пространстве, закреплению лексико – грамматических категорий и автоматизации звуков.
Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу(ковре), ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
Как работать с конструктором « Разноцветная башня».
В отверстие вставляется вертикальная палочка, а в пазл - карточка, где изображена последовательность геометрических форм. Ребёнок по образцу собирает башню, одновременно проговаривая свои действия (например: я беру (вставляю, взял) синий цилиндр (фигуру), в зависимости от автоматизации звука. Затем, ребёнок может пересчитать предметы, согласовывая числительное с существительным (одна фигура, две фигуры и т. д.). Есть разные варианты заданий: « Между какими фигурами»,
« Посчитай по порядку» и т. д.
Пособие « Математический планшет».
Многофункциональное пособие позволяет эффективно решать задачи познавательно-речевого развития детей, содействовать развитию фонематического слуха, интереса к чтению, успешности ребёнка в целом. Математический планшет – это дидактическая игра в виде квадратного поля со столбцами, на которые натягиваются разноцветные резиночки. Нацепляя резиночки на штырьки, ребёнок совершенствует мелкую моторику рук. Математический планшет можно использовать для изучения чисел и букв алфавита(изобразить на нем буквы и цифры, посчитать сколько для изображения той или иной буквы/цифры было затрачено резинок), закрепления геометрических фигур, ориентировки в пространстве, автоматизации звуков.
Варианты игр.
Изображаем с помощью линий знакомые предметы и явления (например, дождик, солнышко, кораблик); «оживляем» геометрические фигуры: так, квадрат превращается в домик, треугольник – в вазу с цветами.
Отгадываем загадки – а отгадки ребенок «рисует» резиночками на планшете.
Сочиняем сказку в картинках. В этой игре участвует сразу несколько ребят: каждый создает на планшете свою сцену, а затем все объединяются и рассказывают историю целиком.
Таким образом, сенсорные дидактические игры и игры математического содержания являются мощным средством речевого развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. Это положение и делает их значимыми для комплексной коррекции отклонений при речевых нарушениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование математических представлений у детей, новые подходы
Консультация для воспитателей...
Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста
Новые подхода к организации логико - математического развития детей дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей "Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО".
Консультация "Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошколного возраста согласно требованиям ФГОС ДО" предназначена для воспитателей ДОУ. Данная консультация поможет ...
Выступление «Новые подходы в использовании модульной аппликации в ДОУ. Цветочная фантазия»
В своем выступлении я описываю новые подходы в использовании модульной аппликации в ДОУ. Как нам уже давно известно, что мелкая моторика способтвует развитию интеллекта. Также развитие мелкой моторики...
Новые подходы к использованию арт- педагогических приемов в проектной деятельности с дошкольниками со сложной структурой дефекта
Цель воспитания детей в нашем ДОУ состоит в том, чтобы зародить в детских сердцах любовь к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны. Чувство любви к Родине не может возникну...
Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»
Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...