Использование новых подходов к развитию детей дошкольного возраста в практике детского сада.
консультация ( группа) на тему
Предварительный просмотр:
Использование новых подходов
к развитию детей дошкольного возраста в практике детского сада.
Всё, что неожиданно изменяет нашу жизнь, - не случайность.
Оно в нас самих и ждёт лишь внешнего повода
для выражения действием.
Александр Грин
Современный мир, динамичный и постоянно изменяющийся, определяет изменения практически во всех областях жизнедеятельности общества, в том числе и области дошкольного воспитания. Переориентированы цели работы с дошкольниками, что обусловливает изменения в подходах к проблеме воспитания и образования дошкольников. Будущее требует от наших детей инициативности и самостоятельности, уверенности в своих силах, положительного отношения к себе и другим, развитого воображения, способности к волевым усилиям и любознательности.
Наша ДОО работает в режиме региональной инновационной площадки по проблеме апробации и реализации ФГОС ДО, обеспечивающего адекватное использование новых подходов. Основная идея, заложенная в этих подходах - обеспечить развитие личности ребёнка в процессе освоения культурных практик. С этой позиции и было реконструировано содержание воспитательно-образовательной работы в детском саду. По сути, в самих темах комплексно-тематического плана работы нашего детского сада уже заложен компонент формирования ценностного знания, ценностного отношения, ценностной ориентации в окружающем мире, что способствует формированию у ребёнка базиса личностной культуры. Но это изменение с позиции цели. Самым сложным оказалось изменить позицию передачи подготовленных и предлагаемых детям знаний, социальных норм на организацию активной деятельности детей по созиданию, получению, овладению и применению полученных знаний для решения проблем. Да и в позициях ожидаемых результатов и направлении контроля вопрос замены знаниевого подхода на компетентностный пока остаётся проблемой, хотя и решаемой.
Совершенно новым подходом, определяемым стандартом дошкольного воспитания, является субъект – субъектная позиция ребенка в воспитательно-образовательной работе, которая проявляется в его активности, инициативности, любознательности и самостоятельности. Эти личностные качества являются целевыми ориентирами дошкольного образования. И достижение этих ориентиров практически невозможно без создания социальной ситуации развития ребёнка, которая представляет собой совокупность трёх групп условий:
- пространственно-временных (групповая комната, прогулочная площадка, бытовое, игровое, спортивное оснащение и др.)
- социальных (взаимоотношение в детском, взросло-детском коллективе)
- деятельностных.
В практике своей работы основное внимание мы уделяем созданию развивающей предметно-пространственной среды, так как она способствует развитию детской инициативы, основного целевого ориентира ООП ДО.
Следует отметить, что в настоящее время совсем не просто создать развивающую среду, отвечающую требованиям стандарта, обладающую новизной, привлекательностью, откликающуюся на новые образовательные задачи, да ещё и легко трансформирующуюся. И, тем не менее, можем сказать, что с участием родителей воспитанников в основном проблема решается.
На наш взгляд, развивающая среда в нашей группе «Смешарики» достаточно разнообразна, содержательно-насыщенна и соответствует возрастным возможностям детей. Пространство группы зонированно, оборудование и материалы распределены по центрам активности. Оснащение центров активности меняется в соответствии с темой комплексно – тематического плана, что позволяет использовать метод «погружения» детей в определённую тему. Дети принимают активное участие в проектировании и изменении развивающей среды в группе. Коллажи, рисунки, настенные панно, макеты, поделки из бумаги, теста, глины, пластилина, бросового материала занимают должное место в оснащении развивающей среды. Эти предметы, содержащие в себе элемент личного участия ребёнка в его создании, дороги самому ребёнку. И этот факт даёт нам возможность поддерживать интерес детей к развивающей среде в группе и обеспечивает реализацию требования вариативности среды. Требование полифункциональности среды в основном реализуем за счёт ширм, мягких модулей и предметов заместителей. Дети в группе имеют все возможности
выбирать место для игр и дел, игры и игрушки, создавать места уединения. Перестановка ширмы, постройка стенки-модуля, свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, помимо трансформации предметной среды, способствует возникновению новых игр, пробуждает инициативу ребёнка, удовлетворяет его интересы. Кроме того, обеспечивает нашим детям возможность общаться и действовать совместно с взрослыми со всей группой, в малых группах, а также возможность уединиться и заняться любимым делом самостоятельно, поверить в свои силы и способности, в зависимости от индивидуальных особенностей и накопленного опыта воплощать свои творческие замыслы и обогащать свое развитие. Ежегодные смотры-конкурсы на лучшую среду в группах детского сада фиксируют педагогически целесообразные способы её организации.
Признание ребёнка субъектом образовательных отношений на практике, а не в качестве лозунга, потребовало серьёзной работы по пересмотру отношений «взрослый-ребёнок» и изменения форм взаимодействия, и это несмотря на то, свою модель взаимодействий с детьми мы искренне считали личностно-ориентированной. При ближайшем тщательном рассмотрении оказалось, что таковой она была лишь в моменты организации бытовой и самостоятельной деятельности детей. А в образовательной деятельности дети чаще оказывались в роли объекта педагогического воздействия. Пришлось учиться, не только выстраивать партнёрские отношения с детьми,предусматривать гибкое руководство, ориентированное на каждого ребёнка, но и кардинально изменить модель образовательного пространства. Решение вопросов на основании анализа обстоятельств и проблемных ситуаций, творческое решение творческих заданий ставят педагога перед необходимостью овладеть умением конструктивно общаться, взаимодействовать и в системах «педагог-воспитанник», «педагог-микрогруппа», «детские творческие диады», организовывать межгрупповое взаимообогащающее взаимодействие и др.На мой взгляд, решение этой проблемы дело не одного года. Сложившиеся стереотипы преодолеть трудно, но возможно. Считаю, главное на сегодняшний день сделано. Наш подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий можно считать интерактивным,демократическим, сотрудничающим.
Изменился способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная(партнерская) деятельность взрослого и ребенка.Деятельностный подход к развитию ребенка и организации образовательного процесса, который с необходимостью предполагает, что деятельность всегда субъектна, поскольку ее строит сам ребенок (ставит задачу, ищет способы и средства достижения цели и т.п.). Только в развивающейся деятельности ребенок развивается, поэтому основное наше внимание направляется не столько на достижение результата деятельности (красивый рисунок, аккуратная поделка и т.п.), сколько на организацию самого процесса, который в дошкольном возрасте для самого ребенка имеет самоценное значение, приносит удовлетворение и формирует новые мотивы.Стремимся, чтобы деятельность была социально - значимой и общественно - полезной.Ежедневно мы организуем «интересные дела» - акции, выставки, коллекционирование, путешествия, опыты, исследования и др.
Стандарт ставит во главу угла индивидуализацию воспитательно-образовательной работы. Данная концепция позволяет учитывать собственный вклад ребёнка в процесс обучения, развития и саморазвития.
Действительно, не существует в мире двух детей, которые могли бы развиваться одинаково. Если мы относимся к детям как к субъектам, то это даёт нам право утверждать, что каждый из них обладает уникальным индивидуальным социокультурным опытом, который мы не можем не принимать во внимание при взаимодействии. Пониманию индивидуальности каждого ребёнка нам помогает диагностическая карта «Социальный портрет ребёнка», которая помогает учитывать индивидуальные особенности малыша, как личностные(темперамент, способ восприятия информации, лидерство, инициативность, уверенность, решительность и т.п.), так и различия в возможностях и в темпе выполнения заданий и др. Мы выявили склонности, предпочитаемые формы и виды деятельности, предпочитаемых партнёров в общении, игре и других видах деятельности,интересы, потребности, способности, наличие одарённости, творческий потенциалкаждого ребенка. В соответствии с этим разработали индивидуальную траекторию развития, которые и реализуем в процессе своей педагогической деятельности.
Стандарт ориентирует на взаимодействие с родителями. Сейчас это взаимодействие в основном направлено на решение задачи, сделать родителей активными участниками образовательного процесса. Обсудили с родителями нормативные документы, определяющие их главную роль в воспитании, образовании и развитии ребёнка, роль ДОО как их компетентного помощника, пути и методы взаимодействия. Главное, научились советоваться с родителями, а рекомендовать.В настоящее время родители воспитанников с желанием участвуют во всех наших проектах и начинаниях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности использования «пальчиковых» игр в развитии детей раннего возраста в детском саду и семье.
СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I Психолого-педагогические особенности игровой деятельности ребенка – дошкольника………………..…………….. 1.1 Генетические корни игры…………..……………………………… 1.2 Игра – ведущий вид де...
Консультация для воспитателей и родителей « Создание предметно – развивающей среды для гармоничного развития детей дошкольного возраста в детском саду и дома».
Моя консультация предназначена прежде всего тем родителям и педагогам, которые интересуются методиками, помогающими гармонично, интересно, познавательно – развлекательно развивать логическ...
Из опыта работы "Новые подходы в оздоровлении детей дошкольного возраста на занятиях по физическому воспитанию и ритмике."
В связи с ухудшением динамики здоровья детей в последние годы, возникает необходимость в использовании в работе с детьми дошкольного возраста, новых технологий, программ, направленных на...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Современная педагогика, встав на путь гуманизации воспитания и образования, борется за возвращение в нашу жизнь идеалов добра, терпимости, ненасилия, вместе с этими идеалами важно возвращение истинног...
Использование технологии ТРИЗ в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста в детском саду и дома
Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми, а вот как конкретно это сделать, чтобы получилось привычно и легко? Что может вдохнуть в нашу педагогику? Новый импульс- эфф...
Консультация для педагогов «Факторы, определяющие характер, степень тяжести и длительность привыкания детей к новым условиям. Организация адаптации детей раннего возраста к детскому саду»
Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает обстановка: большая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые-педагоги, медицинская сестра, музыкальный руко...
Этнокультурный компонент в музыкальном развитии детей дошкольного возраста в детском саду.
Методы и приёмы, помогающие в разучивании песен, сценок и сказок на коми языке в детском саду....