Новые подходы к использованию арт- педагогических приемов в проектной деятельности с дошкольниками со сложной структурой дефекта
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zaytsevoy_svanidze.docx | 37.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые подходы к использованию арт- педагогических приемов в проектной деятельности с дошкольниками со сложной структурой дефекта
Зайцева Елена Всеволодовна,
музыкальный руководитель,
Сванидзе Елена Владимировна,
учитель-дефектолог,
ГБДОУ №101 г. Санкт-Петербурга
ГБДОУ № 101 является учреждением компенсирующего вида. Большинство воспитанников ДОУ – дети с ОВЗ, дети – инвалиды со сложной структурой дефекта. Дети с тяжелыми двигательными и речевыми нарушениями, с задержкой психического развития; целиком зависят от окружающих, не могут себя обслужить; могут освоить все разделы образовательной программы частично, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей. Самый частый диагноз этой группы детей – ДЦП.
Дети с ДЦП испытывают специфические трудности в приеме и переработке поступающей информации, что связано не только с нарушением движения, речи, зрения, слуха, но и с недостатками интеллекта, внимания, памяти, с общей пассивностью ребенка, его повышенной утомляемостью.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в мире за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У людей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности в мире доминируют над духовными. В этих условиях мы не можем допустить «потерю поколения», как это уже случалось в истории, мы отвечаем за нашу страну и ее будущее.
Цель воспитания детей в нашем ДОУ состоит в том, чтобы зародить в детских сердцах любовь к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.
Чувство любви к Родине не может возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого ребенка и основывается на деятельном подходе.
Сильными средствами воспитания являются музыка, литература, изобразительное искусство. В нашем ДОУ дети не только знакомятся с лучшими образцами искусства, но и сами участвуют в создании картин, иллюстраций к музыкальным и литературным произведениям, пишут сказки, стихи, участвуют в театральных постановках.
Серьезное направление в воспитании в нашем ДОУ – приобщение к традициям народа, к народному творчеству.
Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость заключается в сказках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку. Использование в работе с дошкольниками всех этих видов народного искусства оживляют педагогический процесс, оказывают особое влияние на воспитание чувств маленького жителя большой страны. Так, недавно в нашем ДОУ был реализован мини проект «Народная игрушка». В начале проекта мы спросили детей, что они знают об игрушках их родителей, бабушек и дедушек. Выяснилось, что почти ничего! Тогда мы расспросили родителей: что знают они о народных игрушках? Почти все родители назвали только матрешку. И тут дети засыпали нас вопросами: во что играли мы, что такое народная игрушка, как в нее играть и где ее купить?
Мы решили действовать сразу по нескольким направлениям:
- Собрать рассказы бабушек и дедушек об игрушках их детства
- Сделать фотоальбом фотографий родителей вместе с их любимыми игрушками
- Собрать материал о народной игрушке
- Создать выставку игрушек разных поколений
- Создать в группе музей народной игрушки
Родители активно включились в наш проект и предложили провести мастер -класс по изготовлению народных кукол.
Работу по реализации проекта мы начали с самого простого: дети принесли в группу свои любимые игрушки и постарались рассказать о них. Так было положено начало выставке «Любимые игрушки разных поколений». Потом все вместе мы постарались разделить игрушки: игрушки, в которые играют мальчики, игрушки, в которые играют девочки и игрушки, в которые играют все. А дальше мы постарались найти аналоги в народных игрушках. Например, сейчас мальчики играют в машинки. Раньше машин не было, ездили на лошадях. Значит, играли в лошадок. Девочки играют в куклы, раньше тоже были куклы, только выглядели они по-другому: были глиняные, деревянные, тряпичные. Мы совершили видео путешествие в прошлое России и посмотрели, во что играли дети тогда. Мы узнали, почему в одних местах страны делали игрушки из дерева, в других из глины, в третьих из ткани, соломы и т.д. Ребята выбрали народную игрушку, которая им понравилась и вместе с родными нашли ее фотографию или нарисовали ее сами, сочинили рассказ о ней, подобрали загадки и пословицы, связанные с этой игрушкой. Так наш музей пополнился фото и видео материалами. Мы узнали, что раньше многие игрушки продавали на ярмарках, и детям и родителям было предложено посетить ближайшую ярмарку. После этого наш музей пополнился замечательными экспонатами.
С этого момента заработала наша мастерская: дети познакомились с росписью народных игрушек, с материалами, из которых их делали. Ребята сами расписывали «свиристелки», лепили из глины «коников», изготавливали ниточные куклы. Для родителей был проведен мастер – класс по изготовлению тряпичных кукол. И у каждого ребенка появилась первая тряпичная куколка на сладкий и здоровый сон.
Дальше мы решили узнать, какое отражение в песенном творчестве нашли народные игрушки. Оказалось, что было создано множество веселых песен, частушек, хороводов с участием матрешек, Петрушек, Ванек – встанек, лошадок и других народных игрушек. Мы с удовольствием разучили и обыграли эти песни, где каждый ребенок выбрал, кем он будет. А сколько народных игр связано с игрушками! Детям особенно понравилась игра «Карусели», где взявшись за яркие разноцветные ленты могли участвовать абсолютно все дети, независимо от сложности нарушений.
Педагоги вместе с детьми и родителями создали карту «Страны русских народных игрушек». На этой карте были указаны места (города, деревни, посады и т.д.) – родина определенных игрушек. А ребята украсили эту карту рисунками с этими игрушками, чтобы легче было рассказывать всем желающим о наших замечательных самобытных народных игрушках.
Параллельно родители с детьми стали собирать сказки с участием народных игрушек, а мы с удовольствием не только их читали и рассматривали иллюстрации, но и разыгрывали сказки по ролям, используя куклы и экспонаты нашего мини музея.
Собранный материал оказался таким интересным, что нам захотелось поделиться им со всеми. Так появилась идея представления «Секреты бабушкиного сундука», в котором участвовали и дети, и педагоги. Родители взяли на себя проведение выставки «Любимая семейная игрушка»: они подобрали материалы – игрушки, фотографии, подготовили экскурсоводов.
Проект завершился днем «Народной игрушки». Дети сами нарисовали афишу и пригласили всех желающих.
В ходе проекта мы не только у детей формировали знания о русском народно-прикладном творчестве, народной игрушке, что способствовало приобщению детей к истокам русской народной культуры, мы смогли вовлечь родителей в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, улучшить их взаимопонимание, укрепить семейные связи.
Таким образом, погружаясь в мир народной игрушки посредством проектной деятельности, мы смогли использовать возможности арт-терапевтического подхода (сказкотерапии, музыкотерапии, куклотерапии, цветотерапии, глинотерапии и т.д.) для раскрытия творческого потенциала ребенка и его семьи, осуществить коррекцию психических процессов каждого ребенка, способствовать развитию эмпатии и гармонизации семейного микроклимата.
Проект
«Приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к истокам русской народной культуры. Народный календарь»
Паспорт проекта
Вид проекта: Исследовательско – творческий, модульный.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки проведения: в течение года
Участники: воспитатели, дети, родители, музыкальный работник, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог - психолог.
Особенности проекта: Участие детей группы «Сложные дефекты»; возраст детей: 4-7 лет.
Проблема: «Формирование духовно-нравственных ценностей через приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Цель: Формирование личности ребенка как гражданина России, сознающего личную ответственность за свою Родину, воспитание творчески развитой личности.
Актуальность: Формирование патриотических чувств детей, которые выражаются в уважительном отношении к историческому прошлому своего народа, его труду, достижениям, обычаям и традициям, стремлении быть похожими на них.
Задачи
- Пробудить интерес к истории и культуре России.
- Познакомить с народным календарем, традициями празднования знаменательных событий на Руси.
- Способствовать развитию познавательной, поисково-исследовательской деятельности активности, любознательности.
- Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
- Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество.
- Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь.
- Формировать чувство национального достоинства.
- Оказывать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в группе уютной домашней обстановки с предметно-развивающей средой.
Этапы проекта
Этапы проекта | Деятельность педагогов | Деятельность детей | Деятельность родителей |
Подгото-вительный |
| Вхождение в игровую ситуацию Наблюдение |
|
Основной |
|
|
Конкурс рисунков «Моя Родина – Россия»
|
Заключи-тельный | Показ открытых итоговых занятий в течение года | Участие в итоговых занятиях | Участие в подготовке к итоговым занятиям |
Реализация проекта через образовательные области
Образовательные области | Формы и методы работы |
Познавательное развитие |
Дидактические игры:
|
Речевое развитие |
Дидактические игры:
Чтение художественной литературы
Использование компьютерных программ
|
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетные игры:
Сюжетно-ролевые игры (театрализация- инсценировка сказок):
|
Художественно – эстетическое развитие |
|
Физическое развитие |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный подход к адаптации в логопедической группе детей с тяжелыми нарушениями речи, со сложной структурой дефекта, детей-инвалидов.
Более половины из детей, поступающих в логопедические группы, кроме выраженного речевого нарушения имеют сопутствующие неврологические, соматические заболевания и психологические, личностные особеннос...
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности для детей со сложной структурой дефекта по ИЗО Тема: «Заготовки на зиму. Яблочный компот».
Учим детей рисовать путём оставления оттиска печатками(яблоко). ...
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности для детей со сложной структурой дефекта по аппликации. Тема: «Консервированные огурчики»
Элементарные представления об овощах; цвете овощей; - закрепить знания о месте произрастания; - закрепляем представления детей о заготовке овощей на зиму; - формируем умение наклеивать готовые формы о...
конспект коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с ребенком со сложной структурой дефекта четвертого года обучения по теме: "В гостях у солнца"
Занятие адресовано учителям-дефектологам ДОУ для индивидуальных форм работы.Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Вид деятельности: непосредстве...
Проектная деятельность в группе ОВЗ (сложная структура дефекта)
Проект для детей со сложной структурой дефекта в ДОУ....
Как организовать предметно-пространственную среду в группе для дошкольников со сложной структурой дефекта в рамках художественно-эстетической области с учётом ФГОС ДО
В соответствии с ФГОС целью формирования музыкальной развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Основной задачей РППС является...
Публикация статьи "Развитие восприятия у дошкольников со сложной структурой дефекта через продуктивные виды деятельности".
Данная статья опубликована в комплексном сопровождении психического развития детей с множественными нарушениями (на модели дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №76") В ней...