Новые подходы к использованию арт- педагогических приемов в проектной деятельности с дошкольниками со сложной структурой дефекта
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Елена Сванидзе
Цель воспитания детей в нашем ДОУ состоит в том, чтобы зародить в детских сердцах любовь к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны. Чувство любви к Родине не может возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого ребенка и основывается на деятельном подходе. Сильными средствами воспитания являются музыка, литература, изобразительное искусство. В нашем ДОУ дети не только знакомятся с лучшими образцами искусства, но и сами участвуют в создании картин, иллюстраций к музыкальным и литературным произведениям, пишут сказки, стихи, участвуют в театральных постановках. А помогает нам в этом проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zaytsevoy_svanidze.docx37.14 КБ

Предварительный просмотр:

Новые подходы к использованию арт- педагогических приемов в проектной деятельности с дошкольниками со сложной структурой дефекта

Зайцева Елена Всеволодовна,

музыкальный руководитель,

Сванидзе Елена Владимировна,

учитель-дефектолог,

ГБДОУ №101 г. Санкт-Петербурга

ГБДОУ № 101 является учреждением компенсирующего вида. Большинство воспитанников ДОУ – дети с ОВЗ, дети – инвалиды со сложной структурой дефекта. Дети с тяжелыми двигательными и речевыми нарушениями, с задержкой психического развития; целиком зависят от окружающих, не могут себя обслужить; могут освоить все разделы образовательной программы частично, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей. Самый частый диагноз этой группы детей – ДЦП.

Дети с ДЦП испытывают специфические трудности в приеме и переработке поступающей информации, что связано не только с нарушением движения, речи, зрения, слуха, но и с недостатками интеллекта, внимания, памяти, с общей пассивностью ребенка, его повышенной утомляемостью.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в мире за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У людей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности в мире доминируют над духовными. В этих условиях мы не можем допустить «потерю поколения», как это уже случалось в истории, мы отвечаем за нашу страну и ее будущее.

Цель воспитания детей в нашем ДОУ состоит в том, чтобы зародить в детских сердцах любовь к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.

Чувство любви к Родине не может возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого ребенка и основывается на деятельном подходе.

Сильными средствами воспитания являются музыка, литература, изобразительное искусство. В нашем ДОУ дети не только знакомятся с лучшими образцами искусства, но и сами участвуют в создании картин, иллюстраций к музыкальным и литературным произведениям, пишут сказки, стихи, участвуют в театральных постановках.

Серьезное направление в воспитании в нашем ДОУ – приобщение к традициям народа, к народному творчеству.

Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость заключается в сказках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку. Использование в работе с дошкольниками всех этих видов народного искусства оживляют педагогический процесс, оказывают особое влияние на воспитание чувств маленького жителя большой страны. Так, недавно в нашем ДОУ был реализован мини проект «Народная игрушка». В начале проекта мы спросили детей, что они знают об игрушках их родителей, бабушек и дедушек. Выяснилось, что почти ничего! Тогда мы расспросили родителей: что знают они о народных игрушках? Почти все родители назвали только матрешку. И тут дети засыпали нас вопросами: во что играли мы, что такое народная игрушка, как в нее играть и где ее купить?

Мы решили действовать сразу по нескольким направлениям:

  • Собрать рассказы бабушек и дедушек об игрушках их детства
  • Сделать фотоальбом фотографий родителей вместе с их любимыми игрушками
  • Собрать материал о народной игрушке
  • Создать выставку игрушек разных поколений
  • Создать в группе музей народной игрушки

Родители активно включились в наш проект и предложили провести мастер -класс по изготовлению народных кукол.

Работу по реализации проекта мы начали с самого простого: дети принесли в группу свои любимые игрушки и постарались рассказать о них. Так было положено начало выставке «Любимые игрушки разных поколений». Потом все вместе мы постарались разделить игрушки: игрушки, в которые играют мальчики, игрушки, в которые играют девочки и игрушки, в которые играют все. А дальше мы постарались найти аналоги в народных игрушках. Например, сейчас мальчики играют в машинки. Раньше машин не было, ездили на лошадях. Значит, играли в лошадок. Девочки играют в куклы, раньше тоже были куклы, только выглядели они по-другому: были глиняные, деревянные, тряпичные. Мы совершили видео путешествие в прошлое России и посмотрели, во что играли дети тогда. Мы узнали, почему в одних местах страны делали игрушки из дерева, в других из глины, в третьих из ткани, соломы и т.д. Ребята выбрали народную игрушку, которая им понравилась и вместе с родными нашли ее фотографию или нарисовали ее сами, сочинили рассказ о ней, подобрали загадки и пословицы, связанные с этой игрушкой. Так наш музей пополнился фото и видео материалами. Мы узнали, что раньше многие игрушки продавали на ярмарках, и детям и родителям было предложено посетить ближайшую ярмарку.  После этого наш музей пополнился замечательными экспонатами.

С этого момента заработала наша мастерская: дети познакомились с росписью народных игрушек, с материалами, из которых их делали. Ребята сами расписывали «свиристелки», лепили из глины «коников», изготавливали ниточные куклы. Для родителей был проведен мастер – класс по изготовлению тряпичных кукол. И у каждого ребенка появилась первая тряпичная куколка на сладкий и здоровый сон.

Дальше мы решили узнать, какое отражение в песенном творчестве нашли народные игрушки. Оказалось, что было создано множество веселых песен, частушек, хороводов с участием матрешек, Петрушек, Ванек – встанек, лошадок и других народных игрушек. Мы с удовольствием разучили и обыграли эти песни, где каждый ребенок выбрал, кем он будет. А сколько народных игр связано с игрушками! Детям особенно понравилась игра «Карусели», где взявшись за яркие разноцветные ленты могли участвовать абсолютно все дети, независимо от сложности нарушений.  

Педагоги вместе с детьми и родителями создали карту «Страны русских народных игрушек». На этой карте были указаны места (города, деревни, посады и т.д.) – родина определенных игрушек. А ребята украсили эту карту рисунками с этими игрушками, чтобы легче было рассказывать всем желающим о наших замечательных самобытных народных игрушках.

Параллельно родители с детьми стали собирать сказки с участием народных игрушек, а мы с удовольствием не только их читали и рассматривали иллюстрации, но и разыгрывали сказки по ролям, используя куклы и экспонаты нашего мини музея.

Собранный материал оказался таким интересным, что нам захотелось поделиться им со всеми. Так появилась идея представления «Секреты бабушкиного сундука», в котором участвовали и дети, и педагоги. Родители взяли на себя проведение выставки «Любимая семейная игрушка»: они подобрали материалы – игрушки, фотографии, подготовили экскурсоводов.

Проект завершился днем «Народной игрушки». Дети сами нарисовали афишу и пригласили всех желающих.

В ходе проекта мы не только у детей формировали знания о русском народно-прикладном творчестве, народной игрушке, что способствовало приобщению детей к истокам русской народной культуры, мы смогли вовлечь родителей в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, улучшить их взаимопонимание, укрепить семейные связи.

Таким образом, погружаясь в мир народной игрушки посредством проектной деятельности, мы смогли использовать возможности арт-терапевтического подхода (сказкотерапии, музыкотерапии, куклотерапии, цветотерапии, глинотерапии и т.д.) для раскрытия творческого потенциала ребенка и его семьи, осуществить коррекцию психических процессов каждого ребенка, способствовать развитию эмпатии и гармонизации семейного микроклимата.


Проект

«Приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к истокам русской народной культуры. Народный календарь»

Паспорт проекта

Вид проекта: Исследовательско – творческий, модульный.

Продолжительность: долгосрочный.

Сроки проведения: в течение года

 Участники: воспитатели, дети, родители, музыкальный работник, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог - психолог.

Особенности проекта: Участие детей группы «Сложные дефекты»; возраст детей: 4-7 лет.

Проблема: «Формирование духовно-нравственных ценностей через приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Цель:  Формирование личности ребенка как гражданина России, сознающего личную ответственность за свою Родину, воспитание творчески развитой личности.

Актуальность:  Формирование патриотических чувств детей, которые выражаются в уважительном отношении к историческому прошлому своего народа, его труду, достижениям, обычаям и традициям, стремлении быть похожими на них.

Задачи

  1. Пробудить интерес к истории и культуре России.
  2. Познакомить с народным календарем, традициями празднования знаменательных событий на Руси.
  3. Способствовать развитию познавательной, поисково-исследовательской деятельности активности, любознательности.
  4. Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
  5. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество.
  6. Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь.
  7. Формировать чувство национального достоинства.
  8. Оказывать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в группе уютной домашней обстановки с предметно-развивающей средой.

Этапы проекта

Этапы проекта

Деятельность

педагогов

Деятельность

детей

Деятельность родителей

Подгото-вительный

  1. Постановка цели и задачи
  2. Подготовка дидактического материала
  3. Обогащение предметно-развивающей среды

Вхождение в игровую ситуацию

Наблюдение

  • Вхождение в проблему.
  • Дополнение задач проекта.
  • Выполнение заданий по замыслу педагогов
  • Подбор для домашнего использования: книги об обычаях русского народа, о русском народном творчестве

Основной

  1. Проведение с детьми бесед
  2. Проведение дидактических, подвижных, пальчиковых, сюжетно-ролевых игр, психологичес-ких, музыкальных игр, игр-драматизаций

  1. Чтение художественных произведений.

  1. Проведение коррекционной работы.

  1. Организация продуктивной деятельности детей

  • Участие в  беседах.
  • Участие в играх

  • Совместные игры, театрализации

  • Участие в занятиях

  • Продуктивная деятельность (рисование, лепка, раскрашивание, аппликация)
  • Конструирование

  • Просмотр и обсуждение с детьми презентаций, телепередач о народных промыслах, знакомство с устным народным творчеством.

Конкурс рисунков

«Моя Родина – Россия»

  • Составление вместе с детьми  загадок –описаний
  • Совместное чтение сказок и художественных произведений
  • Рассматривание книг и иллюстраций.
  • Закрепление изученного материала.
  • Предложить родителям схемы- опоры для составления рассказа с детьми дома на тему «Моя родина – Россия»
  • Творческие совместные работы «Ремесла Руси»

Заключи-тельный

Показ открытых итоговых занятий в течение года

Участие в итоговых занятиях

Участие в подготовке к итоговым занятиям

Реализация проекта через образовательные области

Образовательные области

Формы и методы работы

Познавательное

развитие

  • Беседы на темы: «Моя семья и мой дом» (члены семьи, их занятия, разнообразие домов, части дома), «Моя Родина - Россия» (Знакомство со страной и её символикой), «Народные промыслы и устное народное творчество» (Закрепление представлений о народных промыслах, о разнообразии пословиц, поговорок, загадок).
  • «Народный календарь. Народные праздники» (по сезонам)
  • Беседа с использованием личного опыта детей
  • Составление рассказов о родителях, о родной стране и родном городе
  • Составление загадок о русском быте
  • Рассматривание фотографий, иллюстраций
  • Рассматривание и сравнение разных народных промыслов
  • Рассматривание картин из серии «Россия», «Семья», «Русская изба», «Урожай», «На лесной полянке», «Русские промыслы» и др.

Дидактические игры:

  •  «Подбери пословицу». Подбор пословицы к изображённой на картинке ситуации. Развитие связной речи и мышления.
  • «Найди отгадку». Подбор картинки к загадке. Развитие связной речи и мышления.
  •  «Путешествие» Активизация словаря за счет слов, обозначающих названия улиц и достопримечательностей города, названий гор, рек, городов, видов транспорта.
  •  «Собери по образцу» Составление изображений предметов с учетом цвета, формы и количества
  •  «Построй домик» Умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, развитие умения создавать постройки по словесной инструкции, образцу.
  •  «Волшебный мешочек» Умение определить предмет тактильно
  •  «Сколько стоит?» Соотнесение количества, цифры и числа.
  •  «Найди и назови» Выбор цифры, буквы, предмета по словесной инструкции.
  • "Четвертый лишний" Выбор предмета другой тематической группы
  • "Узнай по описанию" Умение найти предмет по описанию его существенных признаков
  • "Что как звучит?" Умение определить предмет на слух
  • «Собери картинку» и др.

Речевое развитие

  • Рассказ педагога;
  • Рассказывание по картине: «Русская изба»;
  • Составление рассказов о родителях, о родной стране и родном городе
  • Составление загадок о русской избе, предметах быта, овощах и фруктах, грибах и ягодах, признаках времен года, животных

Дидактические игры:

  • «Хозяюшкины помощники» Использование в речи существительных в единственном и множественном числе, определение по грамматической форме глаголов, кому принадлежит совершаемое действие (одному или многим лицам)
  •  «Подумаю немножко, хлопну в ладошки». Образование прилагательных от существительных.
  •  «Слова наоборот». Подбор слов с противоположным значением, согласование существительных с прилагательными в роде.
  •  «Большой — маленький». Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных  
  •  «Один - много». Образование форм существительных множественного числа .
  •  «Чего не хватает?» Образование форм существительных родительного падежа единственного числа, развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
  •  «Разные ремесла» Употребление в речи возвратной формы глаголов 3 лица настоящего времени.
  •  «Помоги Ване» Составление сериационного ряда из слов – антонимов (длинный, еще длиннее, самый длинный, короткий, еще короче, самый короткий)
  •  «Уроки Домового» Образование слов при помощи приставок
  •  «Подбери картинку» Подборка прилагательных, глаголов с противоположным значением.

Чтение художественной литературы

  • Русские народные сказки «Мужик и медведь», «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и Медведь», «Три медведя», «Теремок», «Как грибы с ягодами воевали», «Зимовье зверей» и др.;
  • Т.Д. Нуждина Энциклопедия для малышей «Чудо – всюду. Мир людей».
  • «Преданья русской старины»
  • Сборник русских пословиц, поговорок и загадок
  •  «Рассказы по русской истории для малышей»
  • «Народный календарь. Осень. Зима. Весна. Лето»

Использование компьютерных программ

  • «Баба Яга учится читать»
  • «Школа Маши и Медведя»
  • «Уроки тетушки Совы» и др.

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетные игры:

  • «Хозяюшкины помощники»
  • «Я по городу гуляю»
  • «В русской избе»
  • «Ярмарка»
  • «Лесные тропинки»
  • «Кто в лесу живет»
  • «Русское подворье»

Сюжетно-ролевые игры (театрализация- инсценировка сказок):

  • «Гуси-лебеди»
  • «Репка»
  • «Зимовье зверей»
  • «Теремок» и т.д.
  • Беседы с детьми на тему: «Безопасное поведение в лесу, дома, у водоема»
  • Просмотр фильмов «Уроки Домового», «Русские народные сказки»
  • Просмотр презентаций по лексическим темам

Художественно – эстетическое  развитие

  • Рисование персонажей сказок, плакатов к праздникам, открыток, народных игрушек и др.
  • Лепка и аппликация «Афиша сказок- спектаклей», «Персонажи народных сказок», «Ремесла Руси» и др.
  • Аппликация «Моя Семья», «Богатый урожай», «Кто в лесу живет»,  «Золотая осень», «Зимушка Зима», «Скоро Новый год», «Мой город» и др.
  • Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, народным праздникам, выполненных разными художниками

Физическое развитие

  • Пальчиковые игры со стихами
  • Динамические паузы по теме
  • Подвижные, хороводные игры
  • Народные игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к адаптации в логопедической группе детей с тяжелыми нарушениями речи, со сложной структурой дефекта, детей-инвалидов.

Более половины из детей, поступающих в логопедические группы, кроме выраженного речевого нарушения имеют сопутствующие неврологические, соматические заболевания и психологические, личностные особеннос...

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности для детей со сложной структурой дефекта по аппликации. Тема: «Консервированные огурчики»

Элементарные представления об овощах; цвете овощей; - закрепить знания о месте произрастания; - закрепляем представления детей о заготовке овощей на зиму; - формируем умение наклеивать готовые формы о...

конспект коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с ребенком со сложной структурой дефекта четвертого года обучения по теме: "В гостях у солнца"

Занятие адресовано учителям-дефектологам ДОУ для индивидуальных форм работы.Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Вид деятельности: непосредстве...

Проектная деятельность в группе ОВЗ (сложная структура дефекта)

Проект для детей со сложной структурой дефекта в ДОУ....

Как организовать предметно-пространственную среду в группе для дошкольников со сложной структурой дефекта в рамках художественно-эстетической области с учётом ФГОС ДО

В соответствии с ФГОС целью формирования музыкальной развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Основной задачей РППС является...

Публикация статьи "Развитие восприятия у дошкольников со сложной структурой дефекта через продуктивные виды деятельности".

Данная статья опубликована в комплексном сопровождении психического развития детей с множественными нарушениями (на модели дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №76") В ней...