Работа учителя-логопеда с ребёнком с РАС в условиях логопункта ДОО
методическая разработка по логопедии на тему

Нурмухаметова Лариса Рафиловна

В статье рассматривается опыт работы учителя-логопеда с детьми с РАС в условиях логопункта ДОО. Описана система коррекционно-логопедической помощи аутичным детям и им семьям. Подчеркивается необходимость взаимодействия участников коррекционнного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_uchitelya-logopeda_s_rebyonkom_s_ras_v_doo.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа учителя-логопеда с ребёнком с расстройствами аутистического спектра в условиях логопункта ДОУ

(из опыта работы)

Аннотация:

В статье рассмотрен опыт работы учителя-логопеда с детьми   РАС  в условиях логопункта  детского сада. Раскрыта система коррекционно-педагогической помощи  аутичным детям и их семьям.  Подчеркивается необходимость взаимодействия участников коррекционного процесса.

      Еще недавно диагноз „аутизм" был приговором. Считалось, что ребенок с таким диагнозом никогда не сможет нормально жить и развиваться. Но сегодня  аутизм последнее время привлекает все большее внимание специалистов различного профиля. Такой интерес вызван с одной стороны достижениями в области его клинического изучения, а с другой — неотложностью и сложностью практических вопросов диагностики и  коррекции.  

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад № 1 «Гузель с. Бураево» (заведующий Муллаярова Г.Г.) функционирует с 1970 года и в последние годы оказывает помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.

Любой семье, имеющей такого ребёнка нужна  моральная,  практическая и информационная помощь.  Именно с оказания помощи семье мы начали свою совместную работу в сельском детском саду. Была разработана совместная программа работы с родителями. Воспитатели и специалисты, работающие с ребёнком с расстройствами аутистического спектра, оказывая своевременную комплексную психолого-педагогическую помощь, помогли детям и их семьям адаптироваться в окружающем их социуме. Оказанная помощь детям с расстройствами аутистического спектра помогла сохранить здоровый психологический климат в семье. Организовывая работу с семьями, имеющими  детей  с расстройствами  аутистического спектра, использовались такие формы работы как беседа, консультации, семинары-практикумы, занятия по освоению информационно-коммуникативных технологий.  На сайте учреждения заведена специальная вкладка «Заботливым родителям».

Разработка индивидуальных рабочих и коррекционных программ для   детей с расстройствами  аутистического спектра, организация обучающих семинаров для воспитателей, консультация для  специалистов, составление расписания – всё должно быть согласовано и должно работать на оказание коррекционной помощи. Основными целями совместной работы специалистов и воспитателей являются: обеспечение физического и психического здоровья детей; помощь в адаптации в детском саду; вовлечение детей в совместную (коллективную) деятельность, обучение общению. Психолого-педагогическая коррекция по формированию коммуникативных навыков осуществлялась на основе следующих принципов, разработанных в общей педагогике, дефектологии и специальной психологии:

-комплексного воздействия;

-систематичности;

-наглядности;

-дифференцированного подхода к обучению;

-индивидуального подхода;

-связи речи с другими сторонами психического развития.

Одним из специалистов, оказывающих адресную помощь детям с РАС, является учитель-логопед. После установления доверительных отношений с родителями детей, учителем-логопедом была разработана тактика дальнейших действий. Знакомя родителей с альтернативными методами обучения их детей, мы добивались решений на совместное преодоление «триады нарушений» при расстройствах аутистического спектра: поведения, коммуникации и социального взаимодействия. Выбор направлений работы, целей коррекции, методик коррекции, подбор упражнений, приемов, практического материала для занятий - всё должно быть доступно для родителей. Так как только согласованные действия специалистов и родителей приводят к положительным результатам. Работая с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях логопункта, важно подстроиться под расписание и режимные моменты группы.  В дальнейшем надо придерживаться такого же распорядка.  Музыкальные и физкультурные занятия дети посещают вместе с основной  группой, так как очень важна физическая активность для детей с расстройствами аутистического спектра. У детей с аутизмом наблюдается широкий спектр речевых расстройств, очень часто именно учитель-логопед является тем человеком, который должен провести первичную диагностику развития ребёнка и скоординировать семью для дальнейших действий.

Работа учителя-логопеда с детьми с расстройствами аутистического спектра строится поэтапно.

Первый этап -  установление контакта.

Второй этап – формирование первичных учебных навыков, коммуникативных навыков.

Третий этап – работа над указательным, утвердительным и отрицательным жестами, над формированием звукопроизносительных навыков.

Четвёртый этап – обучение чтению.

Проблемы аутичных детей нужно решать постепенно, ставя перед собой ближайшие цели: помочь избавиться от страхов, научиться реагировать на вспышки самоагрессии, подключить к общим занятиям.  Велась работа над коррекцией агрессивного поведения комплексно. Использовались приёмы поощрения отсутствия нежелательного поведения, блокирование и переключение, визуальное расписание с правом выбора заданий и визуальная схема для поощрения спокойного поведения ( использовались изображения  смайликов с различной мимикой).

В работе с  детьми с расстройствами аутистического спектра на начальном этапе растормаживания речи необходимы:

- постепенный переход от установления контакта к совместной деятельности;

- развитие взаимодействия, подражания, имитации действий и движений («Сделай как я»);

- закрепление связи «звук-символ» (бим-бом – звенит колокольчик, гоп-гоп – скачет лошадка и т.д.)

- ротовое внимание, игры с артикуляцией («аааам» - дракон, «а-а-а» - индеец, «б-б-б – б-б-б» - барабан и т.д.)

- игры с использованием микрофона на развитие дыхания, формирования воздушной струи;

- подражание неречевым и речевым звукам;

- формирование фразы – дай мяч, дай кубик и т.п.

 Большую помощь на данном этапе работы оказали интерактивные игры логопедического портала Мерсибо. Активное использование  игр на развитие звукоподражания, формирования фонематического слуха, глагольного словаря и т.п. на занятиях учителя-логопеда дало свои результаты: неговорящие дети стали повторять за героями небольшие слова и звукоподражания (пока-пока, бим-бом, чух-чух и т.д.). Особенно понравились детям такие игры, как «Игрозвуки» (игра на подражание речевым звукам), «Тик-так-звуки» (упражнения на звукоподражание), «Кто сказал Му? (игра на различение голосов животных), «Грибники» (игра на развитие звукоподражания и слухового внимания), «Бежит – лежит» (игра на формирование фразы).

В работе над простым предложением мы активно использовали картинки-схемы для формирования вербального оформления мысли. Большую помощь на данном этапе оказало приложение для планшетов IPad «Аутизм: Общение», разработанный отечественными и израильскими специалистами. Данное коммуникативное приложение на русском языке помогает аутичному ребёнку научиться общаться с окружающими и развить навыки спонтанной речи. Приложение содержит коммуникатор, при помощи которого ребёнок может обозначать желаемые предметы, так и составлять полноценные предложения-просьбы. Звуковое сопровождение изображений позволяет ребёнку озвучить собственные желания. В нашем случае дети научились составлять предложения после второго занятия. Применяли компьютерные игры и приложения в конце занятия.

Работая с аутичными  детьми, приходится создавать всё новые и новые пособия, так как интерес к играм, как к пройденному материалу быстро теряется. Игры и упражнения необходимо использовать через некоторое время для закрепления материала и для диагностики учебных навыков. В  работе с детьми использовались такие игры и пособия как «Парные картинки» (по лексическим темам), «Подбери узор», «Последовательность действий», «Четвёртый лишний», «Противоположности», «Подбери по контуру», «Чья тень?» и т.д. Очень эффективны игры с песком (пересыпание, рисование пальцами), рисование маркером геометрических фигур и обведение их пальцем, рисование лиц с различной мимикой. Также использовались музыкальные инструменты ( губная гармошка, различные свистульки) и мыльные пузыри при работе над артикуляционным  праксисом. Металлофон с цветными клавишами применялся нами ещё и для изучения основных цветов. Дети называли цвета девяти клавиш, хотя до этого ни разу не озвучивали. Интерес к музыкальным инструментам дал потенциальную возможность и для построения коммуникативного взаимодействия  «сначала ты, потом я», «сейчас – потом». Если дети чем-то заинтересовались, то мы искали возможность для налаживания коммуникативного процесса с последующим переносом закрепленного навыка в малую группу (специалисты, семья), для обучения  навыкам просьбы и отказа.

Чтобы  формирующиеся навыки не оказались нефункциональными, изолированными от ежедневно возникающих социальных ситуаций, использовался метод «сопровождающего обучения», который был основан на применении естественно возникающих ситуаций, эпизодов с целью формирования коммуникативных навыков. В процессе коррекционной работы необходимо комбинировать выполнение учебных заданий и упражнений с использованием повседневных ситуаций. Это позволяет ребенку осуществить перенос формирующихся коммуникативных навыков в различные социальные контексты. Позволяет детям  понять, что произнесенная фраза приводит к определенному результату; что с помощью речевого высказывания можно повлиять на поведение других людей, что способствует решению создавшейся ситуации.

Закреплению результатов обучения  ребёнка способствовали речевая и развивающая среда в семье, наглядное расписание, дневник развития ребёнка, блок заданий на неделю (поведение, речь и другие навыки), выполнение домашних заданий.

На занятиях учителя-логопеда также использовались альтернативные коммуникативные системы коррекции:

– социальные игры (имитационные игры, игры перед зеркалом, ролевые игры);

–упражнения (вербальная имитация, комментирование изображений на картинках);

– проведение индивидуальных бесед на доступном для детей уровне.

В ходе игровых ситуаций формировались умения попросить предмет, повтор действия, умение выразить приветствие, отказ, согласие, удовольствие или недовольство.

В логопедической работе использовались следующие методики коррекции:

- прикладной анализ поведения («Развитие речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии» - статья С.С. Морозовой);

- методика Л.Г.Нуриевой («Развитие речи у аутичных детей»);

- методика глобального чтения Б.Д.Корсунской;

- методика коммуникации PECS;

- элементы методики М.Монтессори.

В практической деятельности мы старались изменить не детей, а изменить их поведение, обучить новому поведению; уменьшить нежелательное поведение и обучить навыкам во всех областях развития детей. Работа с детьми расстройствами  аутистического спектра, в условиях логопункта, имеет свои плюсы и минусы. Главное правильно и рационально выстроить  расписание  занятий, циклограмму работы логопеда  и следовать принципу систематичности и комплексного подхода в работе с  детьми расстройствами  аутистического спектра.

Список  литературы:

  1.   Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи/ Под научной ред. И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2014.
  2. Морозова Т.И. Методические рекомендации по коррекции нарушений речевого развития при детском аутизме. Аутизм: методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции. Под ред. С.А. Морозова. –М.,2001.
  3. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжёлых и осложнённых формах. – М., 2007.
  4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М.: Теревинф, 2014.
  5. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. – М.: Теревинф, 2014.  
  6.  Питерс, Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. Педагогам-дефектологам / Т. Питерс. - М.: Владос, 2015.
  7.  Стиллмэн, Уильям Дар аутизма. Раскрытие секретов мудрых сердцем / Уильям Стиллмэн. - М.: ИГ "Весь", 2010.
  8. Хаустов А.В. Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом. Под ред. Т.Е.Волосовец, Е.Н.Кутеповой. – М., 2007.
  9. Хаустов А.В. Развитие речевой коммуникации у детей с аутистическими нарушениями // Детский аутизм: исследования и практика. – М.; 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда на 2014-2015 учебный год в условиях логопункта.

Рабочая программа учителя-логопедана 2014-2015 учебный год  по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи 5-7 летнего возрастадля групп общеразвивающей направленности в ус...

Содержание работы учителя-логопеда с обучающимися с нарушениями речи в условиях введения ФГОС ОВЗ».

В статье освещаются основные направления деятельности учителя-логопеда в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ....

"Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с неговорящим ребёнком".

Презентация "Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда  с неговорящим ребёнком"....

«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ»

laquo;Взаимосвязь в работе  учителя-логопеда, воспитателей и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ в условиях логопункта (в соответствии с ФАОП ДО и ФОП ДО)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО и ФОП...

Особенности работы учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения

Роль родителей в формировании речи детей переоценить трудно. Учитель-логопед должен тесно контактировать с родителями, применять разнообразные формы и методы общения с родителями детей с ОВЗ, посещающ...