Работа учителя-логопеда с ребёнком с РАС в условиях логопункта ДОО
методическая разработка по логопедии на тему
В статье рассматривается опыт работы учителя-логопеда с детьми с РАС в условиях логопункта ДОО. Описана система коррекционно-логопедической помощи аутичным детям и им семьям. Подчеркивается необходимость взаимодействия участников коррекционнного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_uchitelya-logopeda_s_rebyonkom_s_ras_v_doo.docx | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа учителя-логопеда с ребёнком с расстройствами аутистического спектра в условиях логопункта ДОУ
(из опыта работы)
Аннотация:
В статье рассмотрен опыт работы учителя-логопеда с детьми РАС в условиях логопункта детского сада. Раскрыта система коррекционно-педагогической помощи аутичным детям и их семьям. Подчеркивается необходимость взаимодействия участников коррекционного процесса.
Еще недавно диагноз „аутизм" был приговором. Считалось, что ребенок с таким диагнозом никогда не сможет нормально жить и развиваться. Но сегодня аутизм последнее время привлекает все большее внимание специалистов различного профиля. Такой интерес вызван с одной стороны достижениями в области его клинического изучения, а с другой — неотложностью и сложностью практических вопросов диагностики и коррекции.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад № 1 «Гузель с. Бураево» (заведующий Муллаярова Г.Г.) функционирует с 1970 года и в последние годы оказывает помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
Любой семье, имеющей такого ребёнка нужна моральная, практическая и информационная помощь. Именно с оказания помощи семье мы начали свою совместную работу в сельском детском саду. Была разработана совместная программа работы с родителями. Воспитатели и специалисты, работающие с ребёнком с расстройствами аутистического спектра, оказывая своевременную комплексную психолого-педагогическую помощь, помогли детям и их семьям адаптироваться в окружающем их социуме. Оказанная помощь детям с расстройствами аутистического спектра помогла сохранить здоровый психологический климат в семье. Организовывая работу с семьями, имеющими детей с расстройствами аутистического спектра, использовались такие формы работы как беседа, консультации, семинары-практикумы, занятия по освоению информационно-коммуникативных технологий. На сайте учреждения заведена специальная вкладка «Заботливым родителям».
Разработка индивидуальных рабочих и коррекционных программ для детей с расстройствами аутистического спектра, организация обучающих семинаров для воспитателей, консультация для специалистов, составление расписания – всё должно быть согласовано и должно работать на оказание коррекционной помощи. Основными целями совместной работы специалистов и воспитателей являются: обеспечение физического и психического здоровья детей; помощь в адаптации в детском саду; вовлечение детей в совместную (коллективную) деятельность, обучение общению. Психолого-педагогическая коррекция по формированию коммуникативных навыков осуществлялась на основе следующих принципов, разработанных в общей педагогике, дефектологии и специальной психологии:
-комплексного воздействия;
-систематичности;
-наглядности;
-дифференцированного подхода к обучению;
-индивидуального подхода;
-связи речи с другими сторонами психического развития.
Одним из специалистов, оказывающих адресную помощь детям с РАС, является учитель-логопед. После установления доверительных отношений с родителями детей, учителем-логопедом была разработана тактика дальнейших действий. Знакомя родителей с альтернативными методами обучения их детей, мы добивались решений на совместное преодоление «триады нарушений» при расстройствах аутистического спектра: поведения, коммуникации и социального взаимодействия. Выбор направлений работы, целей коррекции, методик коррекции, подбор упражнений, приемов, практического материала для занятий - всё должно быть доступно для родителей. Так как только согласованные действия специалистов и родителей приводят к положительным результатам. Работая с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях логопункта, важно подстроиться под расписание и режимные моменты группы. В дальнейшем надо придерживаться такого же распорядка. Музыкальные и физкультурные занятия дети посещают вместе с основной группой, так как очень важна физическая активность для детей с расстройствами аутистического спектра. У детей с аутизмом наблюдается широкий спектр речевых расстройств, очень часто именно учитель-логопед является тем человеком, который должен провести первичную диагностику развития ребёнка и скоординировать семью для дальнейших действий.
Работа учителя-логопеда с детьми с расстройствами аутистического спектра строится поэтапно.
Первый этап - установление контакта.
Второй этап – формирование первичных учебных навыков, коммуникативных навыков.
Третий этап – работа над указательным, утвердительным и отрицательным жестами, над формированием звукопроизносительных навыков.
Четвёртый этап – обучение чтению.
Проблемы аутичных детей нужно решать постепенно, ставя перед собой ближайшие цели: помочь избавиться от страхов, научиться реагировать на вспышки самоагрессии, подключить к общим занятиям. Велась работа над коррекцией агрессивного поведения комплексно. Использовались приёмы поощрения отсутствия нежелательного поведения, блокирование и переключение, визуальное расписание с правом выбора заданий и визуальная схема для поощрения спокойного поведения ( использовались изображения смайликов с различной мимикой).
В работе с детьми с расстройствами аутистического спектра на начальном этапе растормаживания речи необходимы:
- постепенный переход от установления контакта к совместной деятельности;
- развитие взаимодействия, подражания, имитации действий и движений («Сделай как я»);
- закрепление связи «звук-символ» (бим-бом – звенит колокольчик, гоп-гоп – скачет лошадка и т.д.)
- ротовое внимание, игры с артикуляцией («аааам» - дракон, «а-а-а» - индеец, «б-б-б – б-б-б» - барабан и т.д.)
- игры с использованием микрофона на развитие дыхания, формирования воздушной струи;
- подражание неречевым и речевым звукам;
- формирование фразы – дай мяч, дай кубик и т.п.
Большую помощь на данном этапе работы оказали интерактивные игры логопедического портала Мерсибо. Активное использование игр на развитие звукоподражания, формирования фонематического слуха, глагольного словаря и т.п. на занятиях учителя-логопеда дало свои результаты: неговорящие дети стали повторять за героями небольшие слова и звукоподражания (пока-пока, бим-бом, чух-чух и т.д.). Особенно понравились детям такие игры, как «Игрозвуки» (игра на подражание речевым звукам), «Тик-так-звуки» (упражнения на звукоподражание), «Кто сказал Му? (игра на различение голосов животных), «Грибники» (игра на развитие звукоподражания и слухового внимания), «Бежит – лежит» (игра на формирование фразы).
В работе над простым предложением мы активно использовали картинки-схемы для формирования вербального оформления мысли. Большую помощь на данном этапе оказало приложение для планшетов IPad «Аутизм: Общение», разработанный отечественными и израильскими специалистами. Данное коммуникативное приложение на русском языке помогает аутичному ребёнку научиться общаться с окружающими и развить навыки спонтанной речи. Приложение содержит коммуникатор, при помощи которого ребёнок может обозначать желаемые предметы, так и составлять полноценные предложения-просьбы. Звуковое сопровождение изображений позволяет ребёнку озвучить собственные желания. В нашем случае дети научились составлять предложения после второго занятия. Применяли компьютерные игры и приложения в конце занятия.
Работая с аутичными детьми, приходится создавать всё новые и новые пособия, так как интерес к играм, как к пройденному материалу быстро теряется. Игры и упражнения необходимо использовать через некоторое время для закрепления материала и для диагностики учебных навыков. В работе с детьми использовались такие игры и пособия как «Парные картинки» (по лексическим темам), «Подбери узор», «Последовательность действий», «Четвёртый лишний», «Противоположности», «Подбери по контуру», «Чья тень?» и т.д. Очень эффективны игры с песком (пересыпание, рисование пальцами), рисование маркером геометрических фигур и обведение их пальцем, рисование лиц с различной мимикой. Также использовались музыкальные инструменты ( губная гармошка, различные свистульки) и мыльные пузыри при работе над артикуляционным праксисом. Металлофон с цветными клавишами применялся нами ещё и для изучения основных цветов. Дети называли цвета девяти клавиш, хотя до этого ни разу не озвучивали. Интерес к музыкальным инструментам дал потенциальную возможность и для построения коммуникативного взаимодействия «сначала ты, потом я», «сейчас – потом». Если дети чем-то заинтересовались, то мы искали возможность для налаживания коммуникативного процесса с последующим переносом закрепленного навыка в малую группу (специалисты, семья), для обучения навыкам просьбы и отказа.
Чтобы формирующиеся навыки не оказались нефункциональными, изолированными от ежедневно возникающих социальных ситуаций, использовался метод «сопровождающего обучения», который был основан на применении естественно возникающих ситуаций, эпизодов с целью формирования коммуникативных навыков. В процессе коррекционной работы необходимо комбинировать выполнение учебных заданий и упражнений с использованием повседневных ситуаций. Это позволяет ребенку осуществить перенос формирующихся коммуникативных навыков в различные социальные контексты. Позволяет детям понять, что произнесенная фраза приводит к определенному результату; что с помощью речевого высказывания можно повлиять на поведение других людей, что способствует решению создавшейся ситуации.
Закреплению результатов обучения ребёнка способствовали речевая и развивающая среда в семье, наглядное расписание, дневник развития ребёнка, блок заданий на неделю (поведение, речь и другие навыки), выполнение домашних заданий.
На занятиях учителя-логопеда также использовались альтернативные коммуникативные системы коррекции:
– социальные игры (имитационные игры, игры перед зеркалом, ролевые игры);
–упражнения (вербальная имитация, комментирование изображений на картинках);
– проведение индивидуальных бесед на доступном для детей уровне.
В ходе игровых ситуаций формировались умения попросить предмет, повтор действия, умение выразить приветствие, отказ, согласие, удовольствие или недовольство.
В логопедической работе использовались следующие методики коррекции:
- прикладной анализ поведения («Развитие речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии» - статья С.С. Морозовой);
- методика Л.Г.Нуриевой («Развитие речи у аутичных детей»);
- методика глобального чтения Б.Д.Корсунской;
- методика коммуникации PECS;
- элементы методики М.Монтессори.
В практической деятельности мы старались изменить не детей, а изменить их поведение, обучить новому поведению; уменьшить нежелательное поведение и обучить навыкам во всех областях развития детей. Работа с детьми расстройствами аутистического спектра, в условиях логопункта, имеет свои плюсы и минусы. Главное правильно и рационально выстроить расписание занятий, циклограмму работы логопеда и следовать принципу систематичности и комплексного подхода в работе с детьми расстройствами аутистического спектра.
Список литературы:
- Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи/ Под научной ред. И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2014.
- Морозова Т.И. Методические рекомендации по коррекции нарушений речевого развития при детском аутизме. Аутизм: методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции. Под ред. С.А. Морозова. –М.,2001.
- Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжёлых и осложнённых формах. – М., 2007.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М.: Теревинф, 2014.
- Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. – М.: Теревинф, 2014.
- Питерс, Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. Педагогам-дефектологам / Т. Питерс. - М.: Владос, 2015.
- Стиллмэн, Уильям Дар аутизма. Раскрытие секретов мудрых сердцем / Уильям Стиллмэн. - М.: ИГ "Весь", 2010.
- Хаустов А.В. Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом. Под ред. Т.Е.Волосовец, Е.Н.Кутеповой. – М., 2007.
- Хаустов А.В. Развитие речевой коммуникации у детей с аутистическими нарушениями // Детский аутизм: исследования и практика. – М.; 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда на 2014-2015 учебный год в условиях логопункта.
Рабочая программа учителя-логопедана 2014-2015 учебный год по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи 5-7 летнего возрастадля групп общеразвивающей направленности в ус...
Содержание работы учителя-логопеда с обучающимися с нарушениями речи в условиях введения ФГОС ОВЗ».
В статье освещаются основные направления деятельности учителя-логопеда в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ....
"Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с неговорящим ребёнком".
Презентация "Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с неговорящим ребёнком"....
«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ»
laquo;Взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ в условиях логопункта (в соответствии с ФАОП ДО и ФОП ДО)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО и ФОП...
Особенности работы учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения
Роль родителей в формировании речи детей переоценить трудно. Учитель-логопед должен тесно контактировать с родителями, применять разнообразные формы и методы общения с родителями детей с ОВЗ, посещающ...
Практикум для воспитателей ДОУ.«Применение игровой технологии «Круги Луллия» в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта»
Практикум для воспитателей ДОУ " Круги Луллия как игровая технология развития речи дошкольников "...