Рабочая программа учителя-логопеда на 2014-2015 учебный год в условиях логопункта.
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Баулина Валентина Михайловна

 

Рабочая программа учителя-логопеда

на 2014-2015 учебный год

 

 

по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи 5-7 летнего возраста

для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учителя-логопеда

на 2014-2015 учебный год

по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи 5-7 летнего возраста

для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.

                                                                                                   Составила:

Учитель-логопед   Баулина В.М.

г. Тайшет

Содержание программы

                                                                                                                      Стр.

  1. Пояснительная записка                                                                                2
  2. Организационные условия деятельности по коррекции нарушений

     речевого развития. Интеграция образовательных областей в

     логопедической работе по коррекции нарушений речевого развития.

  1. Содержание деятельности учителя-логопеда по коррекции выявленных недостатков в речевом развитии воспитанников.                                                            
  2. Планируемые результаты  логопедической работы с детьми
  3. Критерии и показатели мониторинга логопедической работы.
  4. Описание материально-технического обеспечения процесса коррекции выявленных недостатков в речевом развитии воспитанников.
  5. Список литературы

     

  1. Пояснительная записка

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

С целью обеспечения диагностико-коррекционного сопровождения воспитанников, в детском саду  функционирует  логопункт. Содержание работы и организационные моменты логопункта закреплены Положением о логопедическом пункте, принятом на Совете педагогов и утвержденным руководителем.

Логопедическая работа в МКДОУ детского сада «Белочка» основана на использовании следующих программ:

- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием»;

Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой работы детского сада, отвечает Федеральным государственным требованиям (ФГТ) к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации. Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) с нарушениями речи.

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

 В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
  • развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
  • уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ.
  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  •   максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

  1. принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;
  2. принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
  3. принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
  4. принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
  5. принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
  6. принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

Характеристика контингента воспитанников 

Структура нарушения речи у дошкольников неоднородна. На логопедические занятия зачисляются дети со следующими речевыми заключениями:

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

- фонетическое недоразвитие речи;

- общее недоразвитие речи – 3 уровень речевого развития.

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)

Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.

Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого  развития.

Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

  1. Организационные условия деятельности по коррекции нарушений

     речевого развития. Интеграция образовательных областей в

     логопедической работе по коррекции нарушений речевого развития.

Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида. Логопедические  занятия проводятся с 16 сентября по 15 мая как в часы, свободные от непосредственно образовательной деятельности, так и во время её проведения. Учитель-логопед берёт детей на свои занятия в любое время, кроме физкультурных и музыкальных занятий.

Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в подгруппе (2-5 человека).

 Логопедические занятия проводятся не менее 2 раз в неделю с детьми, имеющими фонетические, фонетико-фонематические нарушения речи, общее недоразвитие речи. По мере формирования у детей произносительных навыков учитель-логопед может объединять детей в подгруппы для автоматизации произношения. Продолжительность индивидуального занятия должна составлять не более 20 мин и подгруппового – не более 25 минут.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий:

индивидуальные - основная цель  - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии.

Задачи и содержание индивидуальных занятий:

  • развитие артикуляционного праксиса;
  • фонационные упражнения;
  • уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях;
  • вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
  • первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

подгрупповые - основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Для логопедической работы во время подгрупповых занятий 2-5 ребёнка объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется, это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребёнка. Состав подгрупп является открытой системой, меняется в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения.

Задачи и содержание подгрупповых занятий:

  • закрепление навыков произношения изученных звуков;
  • отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
  • воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
  • расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
  • закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учётом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

Взаимодействие с педагогами ДОУ  и родителями

Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, педагог-психолог). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также во время непосредственной образовательной деятельности. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.

При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе взрослых участников образовательного процесса:

*   Психолог:

  • психодиагностика;
  • выявление компенсаторных возможностей;
  • тренинговые упражнения.

*Логопед:

  • диагностика, постановка и автоматизация звуков;
  • развитие фонематического слуха;
  • речевое и языковое развитие.

*Родители:

  • выполнение рекомендаций всех специалистов;
  • закрепление навыков и расширение знаний.

*Музыкальный руководитель:

  • элементы логоритмики;
  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  • развитие координации движений;
  • музыкотерапия;
  • развитие общей и мелкой моторики.

*Воспитатель:

  • автоматизация звуков;
  • развитие фонематического слуха;
  • расширение словаря;
  • развитие связной речи.

*Инструктор по физической культуре:

  • развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях;
  • интеграция речевой и двигательной функции;
  • развитие основных видов движения.

Интеграция образовательных областей в логопедической работе

Образовательная область

Задачи

Вид деятельности

Физическая культура

Развивать координированность и точность действий.

- пальчиковая гимнастика

- речь с движением

- физкультминутки

Здоровье

Формировать правильную осанку при посадке за столом. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании.

- беседа

Коммуникация

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

- игровые ситуации

- мини инсценировки

Чтение детям художественной литературы

Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать своё отношение к прочитанному.

Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках

- автоматизация поставленных звуков в стихотворных текстах, рассказах

Познание

Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами. Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.

- составление описательных рассказов

- автоматизация поставленных звуков в словах

- дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия

- игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами

- пальчиковая гимнастика

Музыка

Развивать умение слышать ритмический рисунок. Учить передавать ритмический рисунок.

- дидактические игры и упражнения

Художественное творчество

Развивать графомоторные навыки.

- штриховка

Социализация

Развивать в игре коммуникативные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки.

- настольно-печатные дидактические игры

- театрализованные игры

- автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи

Труд

Расширять представление детей о труде взрослых, прививать интерес к труду взрослых. Прививать желание поддерживать порядок на своём рабочем месте.

- беседа

- автоматизация поставленных звуков в связной речи

- поручения

Безопасность

Учить соблюдать технику безопасности. Закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами.

- игры с мелкими предметами

- автоматизация звуков в связной речи (пересказ или составление рассказов)

- беседа

  1. Содержание деятельности учителя-логопеда по коррекции выявленных недостатков в речевом развитии воспитанников.

Так как на логопункт зачисляются дети, имеющие различные речевые нарушении,    коррекционная работа включает основные направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.( по рекомендации Ю.А.Афонькиной, Н.А.Кочуговой)

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи

- Коррекция звукопроизношения

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

- Развитие фонематического восприятия

-Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения

Общее недоразвитие речи

-Пополнение словаря

-Совершенствование грамматического строя

-Совершенствование связной речи

-Развитие фонематического восприятия

-Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения

При фонетическом недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы:

I. Подготовительный – 4-12 занятий;

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков – 20-50 занятий;

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков – 2-4 занятий.

Работа на подготовительном этапе направлена на:

- выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.

На данном этапе кроме артикуляционной гимнастики используются подготовительные упражнения:

для всех звуков: “Забор”, “Окно”, “Мост”;

для свистящих: “Лопата”, “Холодный воздух”, “Фокус”;

для шипящих: “Трубочка”, “Вкусное варенье”, “Чашечка”, “Грибок”, “Тёплый воздух”;

для Р, Р': “Маляр”, “Индюк”, “Лошадка”, “Грибок”, “Молоток”, “Гармошка”, “Дятел”;

для Л: “Лопата”, “Накажем язык”, “Пароход”, “Пароход гудит”.

- развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи:

«Что спрятано?», «Вьюга», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Листопад», «Пропеллер».

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.

Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:

свистящие С, 3, Ц, С', 3'

шипящий Ш

сонор JI

шипящий Ж

соноры Р, Р' 

шипящие Ч, Щ

Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей.

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.

2. Автоматизация поставленных звуков:

1) изолированного произношения;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

3. Дифференциация:

1) изолированных звуков;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.

В коррекционную работу, кроме выше перечисленных, включаются следующие этапы:

I. Развитие слухового восприятия, внимания (осуществляется одновременно с подготовительным этапом);

На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:

1) упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голос», «Найди пару», «Улови шёпот», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили?»;

2) воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Хлопни как я»,

II. Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков);

 Этап развития фонематического слуха включает:

1) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях: «Хлопни, когда услышишь звук», «Определи место звука в слове»;

2) упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два, три - за мною повтори»

III. Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков).

Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:

1) последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто за кем?», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»;

2) последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Весёлый поезд», «Пуговицы»,

«Пирамидка»;

3) обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи наоборот»;

4) составление условно-графических схем: «Телеграфист».

При общем недоразвитии речи помимо выше перечисленных включаются следующие направления работы:

Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

  1. номинативный словарь;
  2. предикативный словарь;
  3. словарь признаков;
  4. числительные и местоимения;
  5. навыки словообразования.

Совершенствование грамматического строя (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

  1. словоизменение;
  2. согласование.

Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

  1. пересказ;
  2. рассказ по серии сюжетных картин;
  3. рассказ по сюжетной картине.

  1. Планируемые результаты  логопедической работы с детьми.

     

Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы дошкольного образования описывают целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного воспитания.

  При успешном освоении Программы достигается следующий показатель развития целевых ориентиров:

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения  своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

       Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

Ребёнок может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:

  • ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;
  • ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
  • ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;

5. Критерии и показатели мониторинга логопедической работы.

Мониторинг логопедической работы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволяет осуществить оценку динамики достижений в коррекции речевого развития. Мониторинг речевого развития детей  проводится учителем-логопедом: с 1 по 15 сентября – входное,  промежуточное – 3-неделя января, контрольное -  3-4 неделя мая.

Цель обследования:

  1. Выявить детей, имеющих нарушения речи.
  2. Зачислить детей на логопункт, с учетом выявленных нарушений.
  3. Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.

В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:

  1. Фонематическое восприятие
  2. Артикуляционная моторика
  3. Звукопроизношение
  4. Сформированность звуко-слоговой структуры
  5. Навыки языкового анализа
  6. Грамматический строй речи
  7. Навыки словообразования
  8. Понимание логико-грамматических конструкций
  9. Связная речь

Используемые методики: 

  • Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование  детей 2-4 лет;
  • Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.
  • Иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего возраста Иншаковой О.Б.,

  Мониторинг проводится в целях:

  • развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.
  • качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логопункта;

Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ реализуется по следующим направлениям:

  1. направление - работа со всеми воспитанниками. В рамках службы сопровождения

ДОУ.

  1. направление - работа с детьми логопункта.

  1. направление:

Обследование по заявкам. Обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители, и т.д.). Обязательное обследование проводиться всех детей старших и подготовительных групп (достигших 4,5  и  5-6 летнего возраста). По результатам обследования составляется список детей, нуждающих в логопедической помощи, на основании которого формируется группа детей для зачисления на логопункт.

  1. направление: С целью выявления динамики речевого развития обследуются дети посещающие логопункт. По результатам обследования составляется отчет о логопедической работе и речевом развитии дошкольников занимающихся на логопункте.

Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логопункта заполняются речевые карты воспитанников.

  1. Описание материально-технического обеспечения процесса коррекции выявленных недостатков в речевом развитии воспитанников.

1.Методическая литература учителя - логопеда

  1. Агранович З.Е.  Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.-СПб.: Детство-Пресс, 2009.
  2. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. - М.: Просвещение, 1971г.,
  3.  Гуськова А.А. Развитие монологической речи детей 6-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2010.
  4. Емельянова Н.В., Житкова Л.И., Капицына Г.А. Коррекция звукопроизношщения у детей 5-6 лет с фонетическими нарушениями речи в условиях логопункта ДОУ. - СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013г.;
  5. Залмаева  Р.А.  «Сам  себе  логопед», СПб, «XXI век»  1997 г.
  6. Каше  Г.А. « Подготовка  к  школе  детей  с  недостатками  речи», М., «Просвещение», 1985г.,
  7.  Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практическое пособие. – СПб.: КОРОНА, 2004.
  8. Максаков  А.И.  «Правильно  ли говорит  ваш  ребёнок», М., «Просвещение» 1989 г.,
  9. Лопухина И.С. Логопедия.
  10. Нищева Н.В. « Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  11.  Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  12. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство.- М.: Айрис-пресс, 2006.
  13. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4–5 (6–7) лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  14. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  15. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

2. Рабочие тетради.

  1. Новоторцева Н.В. Рабочие тетради по развитию речи.- Ярославль: Академия развития, 1996.
  2. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. В 4-х альбомах. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006.

2.Демонстрационные материалы

Примечания

1.Таблицы с изображением артикуляционных профилей для постановки звуков

2.Картинки – символы артикуляционных упражнений

3.Фотографии правильных артикуляционных укладов

4.Кукла – игрушка «Мила» для автоматизации исправленных звуков

5. Рабочие тетради с упражнениями для постановки разных групп звуков

В одном экземпляре на каждую группу звуков ( используются при составлении индивидуальных домашних заданий)

3.Дидактические пособия

Примечания

1.Картотека предметных картинок

2.Картотека упражнений для развития общей моторики, координации речи с движением

3. Дидактическая игра «Волшебные цветы»

5.Дидактические игры для автоматизации звуков («Улитка», «Счёты», «Пирамидка», «Жёлуди для кабанчика», «Лото-мозаика», «Счётные палочки»)

6. Игры для развития мелкой моторики ( пазлы, шнуровки, штриховки, игры с крупами, с бусинами, с пуговицами, с прищепками, суджок)

7. Игры для развития дыхания (бабочки, пушинки, осенние листья, снежинки, мыльные пузыри)

8. Диски с мультимедийными  презентациями по программе

На каждый звук (речевой материал подобран таким образом, чтобы данный звук находился в разных позициях в слове: начало, середина, конец)

4.Специальное оборудование

1.Зеркало большое, настенное.

2.Зеркала индивидуальные.

3.Медицинские одноразовые шпатели.

4.Ватные палочки.

5.Бумажные салфетки.

5.Учебное оборудование

1.Стол учительский.

2.Магнитная доска.

3.Столы детские.

4.Стул учительский.

5.Стулья детские

6.Шкаф книжный

(Кол-во 4) с соответствующей ростовой маркировкой

(Кол-во 6) с соответствующей ростовой маркировкой

(Кол-во 1)

(

Образовательная область

Автор, название,( место издания, издательство, год издания уч. литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов- см. в приложении дополнительно)

Учебно-методические пособия

Учебно-наглядные пособия

Настольно-печатные игры

Видео- и аудиоматериалы

Познание и Коммуникация 

Коррекция нарушений фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи и связной устной речи

Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4–5 (6–7) лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей – М.: Мозаика-Синтез, 2006

Коненкова И. Д. Развиваем мышление. Учебно-методическое пособие. / Протасова Ю. А. – Дмитров: ИД «Карапуз», 2004

Демонстрационный материал: Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушением речи (ФФНР и ОНР) / Сост. В. П. Глухов, В. Б. Атрепьева, Т. И. Контрактова .– М.: АРКТИ, 2003.

Лото «Сравни и подбери» развивающая игра для детей 3–6 лет – Киров: Радуга, 2002. Настольная игра для дома и д/с «Зайчата в лесу» – Киров: Весна-Дизайн, 2004. Игра-лото «В саду, на поле, в огороде». – Киров: Весна-Дизайн, 2004.

Игра-лото «Мир вокруг нас

Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. – СПб.:

Раздаточный дидактический материал

Индивидуальное развитие детей в дошкольных 

Рассказы  в картинках:

Рабочие тетради:

Иллюстрированные альбомы:

  1. Литература

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. ,Программа  обучения и воспитания детей с фонетико - фонематическим недоразвитием. – М.: МГОПИ, 1993.
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Туманова Т.В.Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008г.
  3. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  4. Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  5. Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  6. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  7. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ч,Щ в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  8. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
  9. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
  10. Лазаренко О.И. Логопедический альбом для автоматизации произношения звука [л]. – М.: Айрис-пресс,2006.
  11. Лазаренко О.И. Логопедический альбом для автоматизации произношения звука [р]. – М.: Айрис-пресс,2006.
  12. Лазаренко О.И. Логопедический альбом для автоматизации произношения звука [с]. – М.: Айрис-пресс,2006.
  13. Нищева Н.В. примерная программа коррекионно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  14. Нищева Н.В. Занимаемся вместе.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
  15. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. В 4-х альбомах. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006.
  16. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  17. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей подготовительного дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2015 - 2016 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопедапо исправлению речевых нарушенийу детей подготовительного дошкольного возрастав условиях логопункта (по ФГОС)на 2015 - 2016 учебный год...

Рабочая программа учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2015-2016 учебный год

Аннотацияк  Рабочей программе учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта...

Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонетическим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладе­ние ими учебным материалом в школе. ...

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда ДОУ по логопедической работе с детьми 4-7 летнего возраста, имеющими ФНР, ФФНР, ОНР 2 и 3 уровня в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда ДОУпо логопедической работе с детьми 4-7 летнего возраста, имеющими ФНР, ФФНР, ОНР 2 и 3 уровняв условиях логопунктана 2017-2018 учебный год...

«Рабочая программа учителя – логопеда Пушкаревой Надежды Сергеевны по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2018 - 2019 учебный год

Рабочая  программа  учителя – логопеда  по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) интересна будет начинающим логопедам...

Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа учителя-логопеда группы компенсирующей направленности (1 год обучения) на 2018-2019 учебный год...