Рабочая программа учителя-логопеда на 2014-2015 учебный год в условиях логопункта.
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Рабочая программа учителя-логопеда
на 2014-2015 учебный год
по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи 5-7 летнего возраста
для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учителя-логопеда
на 2014-2015 учебный год
по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи 5-7 летнего возраста
для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.
Составила:
Учитель-логопед Баулина В.М.
г. Тайшет
Содержание программы
Стр.
- Пояснительная записка 2
- Организационные условия деятельности по коррекции нарушений
речевого развития. Интеграция образовательных областей в
логопедической работе по коррекции нарушений речевого развития.
- Содержание деятельности учителя-логопеда по коррекции выявленных недостатков в речевом развитии воспитанников.
- Планируемые результаты логопедической работы с детьми
- Критерии и показатели мониторинга логопедической работы.
- Описание материально-технического обеспечения процесса коррекции выявленных недостатков в речевом развитии воспитанников.
- Список литературы
- Пояснительная записка
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
С целью обеспечения диагностико-коррекционного сопровождения воспитанников, в детском саду функционирует логопункт. Содержание работы и организационные моменты логопункта закреплены Положением о логопедическом пункте, принятом на Совете педагогов и утвержденным руководителем.
Логопедическая работа в МКДОУ детского сада «Белочка» основана на использовании следующих программ:
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием»;
Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой работы детского сада, отвечает Федеральным государственным требованиям (ФГТ) к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации. Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) с нарушениями речи.
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.
В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
- развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
- уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ.
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Характеристика контингента воспитанников
Структура нарушения речи у дошкольников неоднородна. На логопедические занятия зачисляются дети со следующими речевыми заключениями:
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
- фонетическое недоразвитие речи;
- общее недоразвитие речи – 3 уровень речевого развития.
Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)
Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.
Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.
Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого развития.
Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.
Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.
- Организационные условия деятельности по коррекции нарушений
речевого развития. Интеграция образовательных областей в
логопедической работе по коррекции нарушений речевого развития.
Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида. Логопедические занятия проводятся с 16 сентября по 15 мая как в часы, свободные от непосредственно образовательной деятельности, так и во время её проведения. Учитель-логопед берёт детей на свои занятия в любое время, кроме физкультурных и музыкальных занятий.
Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в подгруппе (2-5 человека).
Логопедические занятия проводятся не менее 2 раз в неделю с детьми, имеющими фонетические, фонетико-фонематические нарушения речи, общее недоразвитие речи. По мере формирования у детей произносительных навыков учитель-логопед может объединять детей в подгруппы для автоматизации произношения. Продолжительность индивидуального занятия должна составлять не более 20 мин и подгруппового – не более 25 минут.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий:
индивидуальные - основная цель - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии.
Задачи и содержание индивидуальных занятий:
- развитие артикуляционного праксиса;
- фонационные упражнения;
- уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях;
- вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
- первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.
подгрупповые - основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Для логопедической работы во время подгрупповых занятий 2-5 ребёнка объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется, это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребёнка. Состав подгрупп является открытой системой, меняется в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения.
Задачи и содержание подгрупповых занятий:
- закрепление навыков произношения изученных звуков;
- отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
- воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
- расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
- закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учётом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
Взаимодействие с педагогами ДОУ и родителями
Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, педагог-психолог). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также во время непосредственной образовательной деятельности. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.
При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе взрослых участников образовательного процесса:
* Психолог:
- психодиагностика;
- выявление компенсаторных возможностей;
- тренинговые упражнения.
*Логопед:
- диагностика, постановка и автоматизация звуков;
- развитие фонематического слуха;
- речевое и языковое развитие.
*Родители:
- выполнение рекомендаций всех специалистов;
- закрепление навыков и расширение знаний.
*Музыкальный руководитель:
- элементы логоритмики;
- постановка диафрагмально-речевого дыхания;
- развитие координации движений;
- музыкотерапия;
- развитие общей и мелкой моторики.
*Воспитатель:
- автоматизация звуков;
- развитие фонематического слуха;
- расширение словаря;
- развитие связной речи.
*Инструктор по физической культуре:
- развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях;
- интеграция речевой и двигательной функции;
- развитие основных видов движения.
Интеграция образовательных областей в логопедической работе
Образовательная область | Задачи | Вид деятельности |
Физическая культура | Развивать координированность и точность действий. | - пальчиковая гимнастика - речь с движением - физкультминутки |
Здоровье | Формировать правильную осанку при посадке за столом. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании. | - беседа |
Коммуникация | Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. | - игровые ситуации - мини инсценировки |
Чтение детям художественной литературы | Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать своё отношение к прочитанному. Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках | - автоматизация поставленных звуков в стихотворных текстах, рассказах |
Познание | Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами. Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике. | - составление описательных рассказов - автоматизация поставленных звуков в словах - дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия - игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами - пальчиковая гимнастика |
Музыка | Развивать умение слышать ритмический рисунок. Учить передавать ритмический рисунок. | - дидактические игры и упражнения |
Художественное творчество | Развивать графомоторные навыки. | - штриховка |
Социализация | Развивать в игре коммуникативные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки. | - настольно-печатные дидактические игры - театрализованные игры - автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи |
Труд | Расширять представление детей о труде взрослых, прививать интерес к труду взрослых. Прививать желание поддерживать порядок на своём рабочем месте. | - беседа - автоматизация поставленных звуков в связной речи - поручения |
Безопасность | Учить соблюдать технику безопасности. Закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами. | - игры с мелкими предметами - автоматизация звуков в связной речи (пересказ или составление рассказов) - беседа |
- Содержание деятельности учителя-логопеда по коррекции выявленных недостатков в речевом развитии воспитанников.
Так как на логопункт зачисляются дети, имеющие различные речевые нарушении, коррекционная работа включает основные направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.( по рекомендации Ю.А.Афонькиной, Н.А.Кочуговой)
Нарушения устной речи | Направления коррекционной работы |
Фонетическое недоразвитие речи | - Коррекция звукопроизношения |
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи | - Развитие фонематического восприятия -Совершенствование слоговой структуры слов - Коррекция звукопроизношения |
Общее недоразвитие речи | -Пополнение словаря -Совершенствование грамматического строя -Совершенствование связной речи -Развитие фонематического восприятия -Совершенствование слоговой структуры слов - Коррекция звукопроизношения |
При фонетическом недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы:
I. Подготовительный – 4-12 занятий;
II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков – 20-50 занятий;
III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков – 2-4 занятий.
Работа на подготовительном этапе направлена на:
- выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.
На данном этапе кроме артикуляционной гимнастики используются подготовительные упражнения:
для всех звуков: “Забор”, “Окно”, “Мост”;
для свистящих: “Лопата”, “Холодный воздух”, “Фокус”;
для шипящих: “Трубочка”, “Вкусное варенье”, “Чашечка”, “Грибок”, “Тёплый воздух”;
для Р, Р': “Маляр”, “Индюк”, “Лошадка”, “Грибок”, “Молоток”, “Гармошка”, “Дятел”;
для Л: “Лопата”, “Накажем язык”, “Пароход”, “Пароход гудит”.
- развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи:
«Что спрятано?», «Вьюга», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Листопад», «Пропеллер».
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:
1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.
Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:
свистящие С, 3, Ц, С', 3'
шипящий Ш
сонор JI
шипящий Ж
соноры Р, Р'
шипящие Ч, Щ
Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей.
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.
2. Автоматизация поставленных звуков:
1) изолированного произношения;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
3. Дифференциация:
1) изолированных звуков;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.
При фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.
В коррекционную работу, кроме выше перечисленных, включаются следующие этапы:
I. Развитие слухового восприятия, внимания (осуществляется одновременно с подготовительным этапом);
На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:
1) упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голос», «Найди пару», «Улови шёпот», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили?»;
2) воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Хлопни как я»,
II. Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков);
Этап развития фонематического слуха включает:
1) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях: «Хлопни, когда услышишь звук», «Определи место звука в слове»;
2) упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два, три - за мною повтори»
III. Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков).
Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:
1) последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто за кем?», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»;
2) последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Весёлый поезд», «Пуговицы»,
«Пирамидка»;
3) обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи наоборот»;
4) составление условно-графических схем: «Телеграфист».
При общем недоразвитии речи помимо выше перечисленных включаются следующие направления работы:
Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):
- номинативный словарь;
- предикативный словарь;
- словарь признаков;
- числительные и местоимения;
- навыки словообразования.
Совершенствование грамматического строя (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):
- словоизменение;
- согласование.
Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):
- пересказ;
- рассказ по серии сюжетных картин;
- рассказ по сюжетной картине.
- Планируемые результаты логопедической работы с детьми.
Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы дошкольного образования описывают целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного воспитания.
При успешном освоении Программы достигается следующий показатель развития целевых ориентиров:
Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
Ребёнок может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.
Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:
- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;
- ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;
5. Критерии и показатели мониторинга логопедической работы.
Мониторинг логопедической работы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволяет осуществить оценку динамики достижений в коррекции речевого развития. Мониторинг речевого развития детей проводится учителем-логопедом: с 1 по 15 сентября – входное, промежуточное – 3-неделя января, контрольное - 3-4 неделя мая.
Цель обследования:
- Выявить детей, имеющих нарушения речи.
- Зачислить детей на логопункт, с учетом выявленных нарушений.
- Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.
В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:
- Фонематическое восприятие
- Артикуляционная моторика
- Звукопроизношение
- Сформированность звуко-слоговой структуры
- Навыки языкового анализа
- Грамматический строй речи
- Навыки словообразования
- Понимание логико-грамматических конструкций
- Связная речь
Используемые методики:
- Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет;
- Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.
- Иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего возраста Иншаковой О.Б.,
Мониторинг проводится в целях:
- развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.
- качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логопункта;
Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ реализуется по следующим направлениям:
- направление - работа со всеми воспитанниками. В рамках службы сопровождения
ДОУ.
- направление - работа с детьми логопункта.
- направление:
Обследование по заявкам. Обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители, и т.д.). Обязательное обследование проводиться всех детей старших и подготовительных групп (достигших 4,5 и 5-6 летнего возраста). По результатам обследования составляется список детей, нуждающих в логопедической помощи, на основании которого формируется группа детей для зачисления на логопункт.
- направление: С целью выявления динамики речевого развития обследуются дети посещающие логопункт. По результатам обследования составляется отчет о логопедической работе и речевом развитии дошкольников занимающихся на логопункте.
Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логопункта заполняются речевые карты воспитанников.
- Описание материально-технического обеспечения процесса коррекции выявленных недостатков в речевом развитии воспитанников.
1.Методическая литература учителя - логопеда
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.-СПб.: Детство-Пресс, 2009.
- Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. - М.: Просвещение, 1971г.,
- Гуськова А.А. Развитие монологической речи детей 6-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Емельянова Н.В., Житкова Л.И., Капицына Г.А. Коррекция звукопроизношщения у детей 5-6 лет с фонетическими нарушениями речи в условиях логопункта ДОУ. - СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013г.;
- Залмаева Р.А. «Сам себе логопед», СПб, «XXI век» 1997 г.
- Каше Г.А. « Подготовка к школе детей с недостатками речи», М., «Просвещение», 1985г.,
- Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практическое пособие. – СПб.: КОРОНА, 2004.
- Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребёнок», М., «Просвещение» 1989 г.,
- Лопухина И.С. Логопедия.
- Нищева Н.В. « Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
- Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство.- М.: Айрис-пресс, 2006.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4–5 (6–7) лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
- Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
2. Рабочие тетради.
- Новоторцева Н.В. Рабочие тетради по развитию речи.- Ярославль: Академия развития, 1996.
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. В 4-х альбомах. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006.
2.Демонстрационные материалы | Примечания | |
1.Таблицы с изображением артикуляционных профилей для постановки звуков 2.Картинки – символы артикуляционных упражнений 3.Фотографии правильных артикуляционных укладов 4.Кукла – игрушка «Мила» для автоматизации исправленных звуков 5. Рабочие тетради с упражнениями для постановки разных групп звуков | В одном экземпляре на каждую группу звуков ( используются при составлении индивидуальных домашних заданий) | |
3.Дидактические пособия | Примечания | |
1.Картотека предметных картинок 2.Картотека упражнений для развития общей моторики, координации речи с движением 3. Дидактическая игра «Волшебные цветы» 5.Дидактические игры для автоматизации звуков («Улитка», «Счёты», «Пирамидка», «Жёлуди для кабанчика», «Лото-мозаика», «Счётные палочки») 6. Игры для развития мелкой моторики ( пазлы, шнуровки, штриховки, игры с крупами, с бусинами, с пуговицами, с прищепками, суджок) 7. Игры для развития дыхания (бабочки, пушинки, осенние листья, снежинки, мыльные пузыри) 8. Диски с мультимедийными презентациями по программе | На каждый звук (речевой материал подобран таким образом, чтобы данный звук находился в разных позициях в слове: начало, середина, конец) | |
4.Специальное оборудование | ||
1.Зеркало большое, настенное. 2.Зеркала индивидуальные. 3.Медицинские одноразовые шпатели. 4.Ватные палочки. 5.Бумажные салфетки. | ||
5.Учебное оборудование | ||
1.Стол учительский. 2.Магнитная доска. 3.Столы детские. 4.Стул учительский. 5.Стулья детские 6.Шкаф книжный | (Кол-во 4) с соответствующей ростовой маркировкой (Кол-во 6) с соответствующей ростовой маркировкой (Кол-во 1) ( |
Образовательная область | Автор, название,( место издания, издательство, год издания уч. литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов- см. в приложении дополнительно) | |||
Учебно-методические пособия | Учебно-наглядные пособия | Настольно-печатные игры | Видео- и аудиоматериалы | |
Познание и Коммуникация Коррекция нарушений фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи и связной устной речи | Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4–5 (6–7) лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей – М.: Мозаика-Синтез, 2006 Коненкова И. Д. Развиваем мышление. Учебно-методическое пособие. / Протасова Ю. А. – Дмитров: ИД «Карапуз», 2004 | Демонстрационный материал: Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушением речи (ФФНР и ОНР) / Сост. В. П. Глухов, В. Б. Атрепьева, Т. И. Контрактова .– М.: АРКТИ, 2003. | Лото «Сравни и подбери» развивающая игра для детей 3–6 лет – Киров: Радуга, 2002. Настольная игра для дома и д/с «Зайчата в лесу» – Киров: Весна-Дизайн, 2004. Игра-лото «В саду, на поле, в огороде». – Киров: Весна-Дизайн, 2004. Игра-лото «Мир вокруг нас | |
Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. – СПб.: | Раздаточный дидактический материал | |||
Индивидуальное развитие детей в дошкольных | Рассказы в картинках: | |||
Рабочие тетради: | ||||
Иллюстрированные альбомы: |
- Литература
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. ,Программа обучения и воспитания детей с фонетико - фонематическим недоразвитием. – М.: МГОПИ, 1993.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Туманова Т.В.Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008г.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука Ч,Щ в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
- Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
- Лазаренко О.И. Логопедический альбом для автоматизации произношения звука [л]. – М.: Айрис-пресс,2006.
- Лазаренко О.И. Логопедический альбом для автоматизации произношения звука [р]. – М.: Айрис-пресс,2006.
- Лазаренко О.И. Логопедический альбом для автоматизации произношения звука [с]. – М.: Айрис-пресс,2006.
- Нищева Н.В. примерная программа коррекионно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
- Нищева Н.В. Занимаемся вместе.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. В 4-х альбомах. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006.
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
- Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей подготовительного дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2015 - 2016 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопедапо исправлению речевых нарушенийу детей подготовительного дошкольного возрастав условиях логопункта (по ФГОС)на 2015 - 2016 учебный год...
Рабочая программа учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2015-2016 учебный год
Аннотацияк Рабочей программе учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта...
Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонетическим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. ...
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда ДОУ по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими ФНР, ФФНР, ОНР 2 и 3 уровня в условиях логопункта на 2018-2019 учебный год
Моя рабочая программа!!!...
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда ДОУ по логопедической работе с детьми 4-7 летнего возраста, имеющими ФНР, ФФНР, ОНР 2 и 3 уровня в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда ДОУпо логопедической работе с детьми 4-7 летнего возраста, имеющими ФНР, ФФНР, ОНР 2 и 3 уровняв условиях логопунктана 2017-2018 учебный год...
«Рабочая программа учителя – логопеда Пушкаревой Надежды Сергеевны по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2018 - 2019 учебный год
Рабочая программа учителя – логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) интересна будет начинающим логопедам...
Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа учителя-логопеда группы компенсирующей направленности (1 год обучения) на 2018-2019 учебный год...