«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ»
презентация по коррекционной педагогике
«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда,
воспитателей и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6»
г. Назарово Красноярского края
«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда,
воспитателей и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ»
Учитель – логопед Емельянова Е.В.
2021-2022 г
«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателей
и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ»
Слайд 1
Цель коррекционно – развивающей работы с умственно отсталыми детьми:
Их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни в обществе.
Современные исследования показывают - нет необучаемых детей, их можно научить, используя:
- методы, приемы и средства обучения;
- организуя «пошаговое» обучение, дифференциацию и индивидуализацию обучения;
- обязательное включение родителей в педагогический процесс.
Слайд 2
Особенности речи ребенка с УО:
Речевое развитие ребенка соответствует степени умственной отсталости.
Медленно, запаздывая на 3—5 лет, развиваются понимание и использование речи, а окончательное ее формирование ограниченно.
Экспрессивная речь ограничивается отдельными словами или короткими предложениями.
Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в быту слов и выражений.
Произносительная сторона речи дефектна, речь смазанная, не понятная окружающим.
Нарушения структуры многих слов, особенно страдает связная речь.
Слайд 3
В связи с этим ставятся следующая цель и задачи коррекционно-логопедической работы:
-расширение понимания обращенной речи,
-осуществление постановки звуков,
-совершенствование фразовой речи,
-развитие понимания грамматических форм существительных и глаголов, работа по словоизменению и словообразованию, развитию связной речи.
В процессе коррекционной работы по формированию речи, особое внимание уделяется ведущей деятельности ребенка. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами.
Дидактические игры, направленные на развитие слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционные упражнения ведут к формированию правильной речи.
Дидактические игры, упражнения, использование ИКТ: интерактивные игры, компьютерные «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно», игры Мерсибо, позволяют совершенствовать фразовую речь, развивать понимание грамматических форм существительных и глаголов, работать над словоизменением и словообразованием.
Слайд 4
Успешное преодоление нарушений речевого развития умственно отсталого дошкольника возможно при установлении взаимосвязи с воспитателями.
Цель взаимодействия с воспитателями - создание единого коррекционно-образовательного пространства, способствующего преодолению трудностей, связанных с нарушением речи у ребенка с ОВЗ.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
- Ознакомить педагогов с результатами логопедического обследования, выявленных особенностях речевого развития ребенка;
- Способствовать развитию компетентности воспитателей в вопросах создания оптимальных условий для преодоления трудностей, связанных с нарушением речи с учетом возрастных и индивидуальных образовательных потребностей воспитанницы.
Слайд 5
Развитие речи у ребенка с умственной отсталостью отрабатывается в процессе игр и упражнений. Они помогают развивать речь и моторику ребенка в доступной для него игровой форме, сформировать активный словарный запас, усвоить основные формы построения предложений, развивать связную речь, закрепить знания об окружающей действительности и сделать обучение веселым и интересным занятием.
Коррекционно-логопедическую работу по развитию слухового внимания и восприятия воспитатели проводят в виде игровых упражнений. «Найди картинку», «Хлопки», «Кто летит».
В работе по обогащению словарного запаса особого внимания требует предикативный словарь (глаголы и прилагательные). Для этого воспитатели использую различные игры: «Кто как, передвигается» «Кто как голос подает», «Подбери действие», «Продолжи фразу».
В работе над прилагательными, используют такие приемы работы как: описание предметов (по цвету, форме, величине). Упражнение «Какой? Какая?», «Из чего игрушка». Добавление прилагательных в предложение с использованием упражнения «Продолжи предложения». группа вопросов направлена на описание предметов: Кто (что) изображено? Что делает? Кто он? На что (кого) похож? Во что одет? и т.д.
Формирование грамматического строя речи осуществляется в усвоении практических навыков словоизменения и словообразования: работа над усвоением форм слова проводится с использованием игровых приемов, картинок, вопросов, таких игр, как: «Один – много», «Кому это нужно?», «Помоги животным найти свой домик», «Мой, моя, мои, мое», «Назови ласково».
В работе по развитию связной речи воспитатели используют наглядность.
Слайд 6
В группе создан коррекционный центр, в котором много дидактических игр, наглядного материала, игр для развития мелкой моторики.
Слайд 7
Организовано взаимодействие с воспитателями группы комбинированной направленности через журнал взаимодействия, в котором мною рекомендованы выше перечисленные игры и упражнения.
Слайд 8
Педагогическая работа с родителями направлена на решение следующих задач: повышение педагогической компетентности у родителей; формирование потребности у родителей в содержательном общении со своим ребенком; обучение родителей педагогическим технологиям воспитания и обучения детей; создание в семье адекватных условий воспитания детей.
Слайд 9
С целью повышения родительской педагогической компетенции в нашем ДОУ используются различные формы сотрудничества педагогов и родителей.
Для родителей детей с ОВЗ наиболее приемлемая форма - индивидуальные консультации где они получают знания об особенностях детей с ОВЗ, обучаются специальным коррекционным приемам для занятий с ребенком дома.
Предлагаемые игровые упражнения и задания направлены на закрепление учебного материала, способствуют развитию и коррекции психических функций, повышают познавательный интерес. У ребенка есть тетрадь и родителям выдаётся в распечатанном виде методический материал для занятий с ребенком дома: речевой материал на автоматизацию и дифференциацию звуков, чистоговорки, упражнения пальчиковой гимнастики, задания для развития сенсорного восприятия и т.д.
При использовании индивидуальной формы работы у родителей формируются навыки сотрудничества с ребенком и приемы коррекционно-воспитательной работы с ним, так же родители получают ответы на интересующие их вопросы, рекомендации: «Как организовать игровые развивающие занятия дома», «Обогащение словарного запаса дошкольника», «По дороге домой», «Игры на кухне», «Пальчиковый театр – ваш помощник», «Игры с мячом для развития речи детей», «Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома», «Учите детей рассказывать».
Успешное преодоление нарушений речевого развития умственно отсталых дошкольников возможно при обеспечении выполнения таких условий, как: установление взаимосвязи и преемственности в работе всего коллектива, работающего с данной категорией детей (логопеда, дефектолога, психолога, воспитателей и пр.); и установление тесной связи логопеда с родителями.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности речи ребенка с УО: Замедленный темп речевого развития; Грубо нарушены как импрессивная, так и экспрессивная стороны речи; Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер; Словарный запас крайне беден; Речь аграмматична; Низкая речевая активность; Расстройства речи у детей с интеллектуальными нарушениями, в целом, характеризуются стойкостью и устраняются с большим трудом.
Цель логопедического сопровождения: Формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации; Расширение представлений об окружающем мире; Повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации. Задачи коррекционно - логопедической работы: Расширение понимания речи; Развитие речевого дыхания и голоса, артикуляторной моторики; Формирование правильного звукопроизношения; Практическое усвоение лексических и грамматических связей языка; Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти; Развитие связной речи.
Цель взаимодействия с воспитателями: Создание единого коррекционно-образовательного пространства, способствующего преодолению трудностей, связанных с нарушением речи у ребенка с ОВЗ. Задачи: Информирование педагогов о состоянии речевого развития Проведение консультаций Определение содержания форм, методов для коррекции нарушений
Формы, методы для коррекции речевых нарушений Дидактические игры: «Кто как голос подает», «Подбери действие», «Продолжи фразу», «Один – много», «Кому это нужно?», «Помоги животным найти свой домик», «Мой, моя, мои, мое», «Назови ласково». Описание предметов: «Кто (что) изображено?», «Что делает?», «Кто он? На что (кого) похож?», «Во что одет?» и т.д., «Какой? Какая?», «Из чего игрушка»; «Продолжи предложение». Картинный материал по лексическим темам; Наглядный метод: Наглядные пособия, наблюдение, рассматривание картин, рисунков, Технические средства обучения: ИКТ, презентации, компьютерные игры.
Содержание коррекционного центра Сменный иллюстративный материал, дидактические игры и пособия по лексической теме Игры для развития дыхания Пальчиковые игры, обводки, штриховки, пособия для развития мелкой моторики и конструктивного праксиса Иллюстративный материал для автоматизации и дифференциации звуков Мнемотаблицы и алгоритмы для заучивания стихов и составления пересказов и рассказов Игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи
Журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя Комплексы артикуляционной гимнастики для свистящих, шипящих и сонорных звуков; Игры, упражнения и задания для развития фонематических процессов; Игры для развития словаря; Игры, упражнения и задания для развития слоговой структуры слова; Игры, упражнения и задания для развития лексико-грамматических категорий.
Цель взаимодействия: вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Задачи: повышение компетентности родителей в области речевого развития детей активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей по развитию речи создание условий для совместной игровой и развивающей деятельности родителей и ребенка
Формы работы с родителями Индивидуальные встречи с родителями; Подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития; Предоставление наглядного материала по развитию речи. Консультации: «Как организовать игровые развивающие занятия дома», «Обогащение словарного запаса дошкольника», «По дороге домой», «Игры на кухне», «Пальчиковый театр – ваш помощник», «Игры с мячом для развития речи детей», «Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома», «Учите детей рассказывать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патолог...
Совместная работа учителя - логопеда и воспитателя как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОНР
Консультация для воспитателей логопедических групп и учителей - логопедов об организации совместной работы учителя- логопеда и воспитателей при работе с детьми с общим недоразвитием речи...
Круглый стол "Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями"
За круглым столом родители знакомятся с приемами коррекции и развития речи дошкольников....
Консультация «Совместная работа логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы»
Консультация для родителей....
Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями
laquo;Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями» Семья – ближайшее и постоянное социальное...
Консультация для родителей «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Работа с родителями, является одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, и...
Консультация для родителей «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Работа с родителями, является одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребе...