Содержание работы учителя-логопеда с обучающимися с нарушениями речи в условиях введения ФГОС ОВЗ».
статья по логопедии
В статье освещаются основные направления деятельности учителя-логопеда в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_raboty_uchitel1.docx | 35.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Содержание работы учителя-логопеда с
обучающимися с нарушениями речи в условиях
введения ФГОС ОВЗ».
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155).
Предметом регулирования ФГОС дошкольного образования являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
При разработке Стандарта учтены: особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
В рамках обеспечения равных возможностей для получения качественного образования всеми гражданами РФ независимо от пола, национальности, социального статуса и других индивидуальных факторов при разработке Стандартов, основанного на идее системно – деятельностного подхода в обучении и сохранении преемственности программного содержания, были максимально учтены образовательные потребности всех категорий дошкольников. ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ предусматривает не оценивание, а создание многообразия возможностей для личностного развития, успешной социализации и последующей самореализации.
Таким образом, к списку задач дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ согласно ФГОС ДОО относится:
1. Создание специальных условий для всестороннего развития личности по ключевым направлениям – интеллектуальному, физическому, социально – коммуникативному, нравственно-эстетическому, творческому – с учётом индивидуальных психофизических показателей.
2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, формирование эмоционально-нравственного благополучия, приобщение к общегражданской и общемировой системе гуманистических ценностей.
3. Обеспечение предпосылок для закрепления основ учебной деятельности, расширение мировоззренческих знаний и практических умений.
4. Развитие природного творческого потенциала каждого воспитанника независимо от уровня психоэмоционального развития.
5. Создание вариативности дошкольного образования за счёт использования различных форм педагогической деятельности и проектирования АООП ДО.
Положения ФГОС дошкольного образования закрепляет требования к структуре и содержанию программ, регламентирующих порядок реализации учебно-воспитательного комплекса, в том числе и для детей с ОВЗ. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Профессиональная деятельность учителя-логопеда в свете требований ФГОС ДО направлена на создание условий, способствующих выявлению и оказанию своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевых нарушений.
Нарушения речи детей с проблемами в развитии носят системный характер, они затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. В связи с этим в процессе обучения проводится целенаправленное, комплексное, систематическое логопедическое сопровождение обучающихся, что является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы.
Цель логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС: выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.
Задачи логопедического сопровождения:
•общее речевое развитие воспитанников;
•формирование речевых предпосылок к усвоению программы;
•успешная социализация детей.
В содержание профессиональной деятельности учителя-логопеда входит диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно-методическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа.
Направления работы учителя-логопеда:
Диагностическая работа
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.
Коррекционно-развивающая работа
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Организационно-методическая работа
Ведение и оформление документации учителем-логопедом является обязательной и неотъемлемой частью образовательного процесса.
1. Текущая документация:
- паспорт логопедического кабинета
- циклограмма работы учителя-логопеда
- циклограмма индивидуальной работы с детьми
- годовой план работы учителя-логопеда
- список коррекционной группы по подгруппам
- лист занятости
- план коррекционно-речевой работы
- речевой профиль коррекции звукопроизношения
-журнал посещения детьми индивидуальной работы
- журнал учёта проводимых консультаций с родителями
- журнал взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда
- отчёт о проделанной коррекционной работе
- планирование индивидуальной, подгрупповой и групповой работы
При коррекции фонетических и фонематических нарушений речи:
- речевая карта обследования
- план индивидуальной коррекционной работы
- конспекты индивидуальной и фронтальной НОД.
Консультативная работа
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Информационно-просветительская работа
Цель: повышения уровня компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка всех участников образовательного процесса.
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Специфика логопедической работы с детьми с ОВЗ:
- работа над речевой системой в целом (фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя, связной речи, чтения и письма);
- максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный);
- дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи);
- частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость);
- дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение);
- конкретность и доступность заданий;
- умеренный темп работы;
- постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т.д.).
Особенности логопедического сопровождения детей с ОВЗ:
- весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
- планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи).
Вывод: Обозначенные в рамках новых стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения воспитанников. Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей
В работе раскрываются методика и приемы по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы...
Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи
Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства в...
Конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей компенсирующей направленности группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (с учетом ФГОС) На тему: «Мы грибочки собираем и корзинку наполняем»
Цель –скорректировать грамматический строй речи у детей по лексической теме «Грибы»...
Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников
семинар «ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ» Выступление на тему: «Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников»...
Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи
Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи...
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...
Статья: Реализация задач образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность) в работе с детьми, имеющими нарушения речи, в рамках ФГОС ДО. Из опыта работы
В сатье подробно раскрыты особенности форм и методов работы музыкального руководителя с детьми, имеющими нарушения речи....