Тема: Звуки Р-Рь, Л-Ль. «Полет над Россией»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Образовательная область "Речевое развитие" (произношение)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_oblast.docx | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Речевое развитие» (произношение)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Тема: Звуки Р-Рь, Л-Ль. «Полет над Россией»
Задачи образовательных областей:
«Речевое развитие»: 1. Закреплять навыки правильной артикуляции и произношения звуков :Р-Рь, Л-Ль
2.Продолжать учить дифференцировать звуки Р-Л, Рь-Ль в слогах, словах и предложениях.
3. Закреплять навыки звуко – слогового анализа и синтеза.
4.Упражнять в составлении предложений;
«Познавательное развитие»: 1. Закреплять понятие согласные звуки.
2. Активизировать словарь детей по темам « Перелетные птицы» и «Космос».
3.Развивать мышление.
«Социально-коммуникативное развитие»: 1. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.
«Физическое развитие»: 1.Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.
«Художественно-эстетическое развитие»: 1. Воспитывать аккуратность при работе на маркерных досках.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, папки для звукового анализа, презентация.
Ход НОД
I.Открытый вход в деятельность
Логопед приглашает детей на стульчики.
II. Мотивация на деятельность
Логопед: ребята, как называется наша страна? Предлагаю вам отправиться в путешествие над Россией, нашей прекрасной Родиной.
III. Расширение имеющихся знаний:
СЛАЙД 1
На чем можно полететь над Россией?....
Как гудит мотор самолета? Ллллл
Как гудит маленький самолет? ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ
Как воет мотор космического корабля? РР-Р-Р
Маленький мотор? РРЬ –РЬ-РЬ
Звуки Р-РЬ, Л-ЛЬ мы сегодня и будем сравнивать.
3.Акустико-артикуляционная характеристика звуков по плану
СЛАЙД 2
Ребенок по схеме дает характеристику звуков Р-РЬ
Звуки Р,РЬ – зубы и губы разомкнуты
при звуке РЬ губы в улыбке,
Язык поднят за верхние зубы,
воздушная струя- прерывистая;
голосок работает – звук звонкий
звуки похожи на гул мотора космического корабля
СЛАЙД 3
Ребенок по схеме дает характеристику звуков Л-ЛЬ
Звуки Л,ЛЬ – зубы и губы разомкнуты,
при звуке ЛЬ губы в улыбке,
Язык поднят за верхние зубы,
воздушная струя- длинная, идет по бокам языка
голосок работает – звук звонкий
звуки похожи на гул мотора самолета
4.Сравнительная характеристика звуков Р-РЬ , Л-ЛЬ по схеме
Слайд 4 (Рассказывает ребенок)
Есть преграда на пути воздушной струи- звуки Р-РЬ,Л-ЛЬ – согласные
Голос работает- звонкие
Звуки Р,Л – твердые, РЬ-ЛЬ -мягкие
5.дифференциация звуков на слух и в произношении
Чтобы завести мотор космического корабля повторим код старта
Слайд 5
- ЛА-РА РА-ЛА , РО-ЛО ЛЫ-РЫ,
РАК-ЛАК, РОЖКИ-ЛОЖКИ,
(хоровое и индивидуальное проговаривание)– наш корабль удачно стартовал
СЛАЙД 6
Пролетаем над территорией России, видим стаи перелетных птиц – назовите птиц, четко произносите звуки р-л;
Прочитайте названия деревьев, рассадите птиц: если в слове звуки Р-РЬ
посадить на кедр, если в слове звуки Л-ЛЬ, посадить на липу.
(дети называют перелетных птиц и определяют место приземления)
Запомните картинку (5 секунд)
СЛАЙД 7
Что изменилось? …(птицы изменили местоположение, появилась слоговая схема)
Сколько слогов в заданной схеме?
Подберите название птицы к этой слоговой схеме.
(Дети подбирают названия перелетных птиц, в которых три слога)
IV. Динамическая пауза
Игра « реки, горы, облака»
Если дети слышат команду «горы» - присесть, руки над головой
Если команда «реки»- бег на месте
Если команда «облака» - руки вверх и покачаться из стороны в сторону
СЛАЙД 8
Пролетаем над Серпуховом , видим многоэтажный дом, поселились слоги в нем: показать строчки и столбцы)
- прочитать слоги, живущие на четвертом этаже верхняя строка…
- прочитать слоги в самой нижней строке….
- прочитать слоги в левом крайнем столбце…
-прочитать слоги в правом крайнем столбце…
V. Практическая работа
Дифференциация Р-Л при чтении
СЛАЙД 9
Пролетаем над уральскими горами, видим загадочные слова.
Какие буквы в словах закрыты ?
начинаем отгадывать с самого верхнего слова…, чтение получившихся слов.
СЛАЙД 10(то-же)
«Моя Россия» логоритмическая гимнастика на стихи В.Трутнова
Россия –танец хоровод Березок на полях Россия- синий небосвод В плывущих облаках | Руки в стороны-вверх «пружинка» руки вперед-назад Руки в стороны вверх Руки вверху-покачаться |
Россия - вьюги завитки Серебряные реки Россия- нежные цветки Ромашки, васильки | Руки согнуть- «завести мотор» Покачаться из стороны в сторону Присесть –встать Раскрыть пальцы рук поочередно |
Россия-пенье ручейка От ласточек привет Россия- милый уголок Что сердцу даст ответ | Бег на месте Бег на месте Руки скрестить на груди Руки вперед ладонями вверх |
Дети садятся.
СЛАЙД 11
Логопед:
Загадочные слова превратились в картинки, видим детей в их именах спрятались звуки Р-РЬ, Л-ЛЬ,
Как зовут детей? …….
Придумайте интересные предложения, используя картинки и имена детей со звуками Р-РЬ.Л-ЛЬ……
Чъе предложение вам показалось самым интересным? почему?
Звуко-слоговой анализ слов:
Грач, иволга
VI.. Итог
Логопед: Какие звуки мы сегодня сравнивали?
Расскажите о звуках Р-РЬ-Л-ЛЬ….(дети дают сравнительную характеристику)
Чем понравилось заниматься? Что было интересно? Вы –молодцы, научились различать звуки Р-РЬ,Л-ЛЬ и придумали много интересных предложений, наш полет закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе НПОЗ по теме «Дифференциация звуков Л, Ль - Р, Рь . ПОЛЕТ НА МАРС»
Данный конспект занятий посвящен дифференциации звуков Л - Ль, Р-Рь в словах и предложениях....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе по теме "Если только захотим, мы поедем, полетим..."
Тематическая неделя в старшей группе....
Методическая разработка технологической карты на тему: Организация проекта сюжетно – ролевой игры «Полет на самолете» во второй младшей группе.
Аннотация И.В. ЖердевойМетодическая разработка технологической карты на тему:Организация проекта сюжетно – ролевой игры «Полет на самолете» во второй младшей группе.В работе пр...