Конспект занятия «Звук [ж] Буква «Ж». Профессии»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цели.
- Уточнить и закрепить правильную артикуляцию звука [ж].
- Определение позиции [ж] в словах.
- Упражнять детей в делении слов на слоги.
- Упражнять в употреблении предложений со значением противопоставления.
- Звуковой анализ слова «жуки».
Оборудование: схема для характеристики звука [ж], предметные картинки: пирожное, мороженое, баклажан, ежевика, крыжовник, жаркое, жёлтая жаба, жёлтый зонт, жёлтый мяч, жёлтая машина, конструктор «Собери букву», зеркала по количеству детей, картинка «летящий жук», мальчики «Обжора», «Врунишка», пособие «На что похожа буква?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_zh_den_otkrytyh_dverey.docx | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук [Ж].
Цели.
- Уточнить и закрепить правильную артикуляцию звука [ж].
- Определение позиции [ж] в словах.
- Упражнять детей в делении слов на слоги.
- Упражнять в употреблении предложений со значением противопоставления.
- Звуковой анализ слова «жуки».
Оборудование: схема для характеристики звука [ж], предметные картинки: пирожное, мороженое, баклажан, ежевика, крыжовник, жаркое, жёлтая жаба, жёлтый зонт, жёлтый мяч, жёлтая машина, конструктор «Собери букву», зеркала по количеству детей, картинка «летящий жук», мальчики «Обжора», «Врунишка», пособие «На что похожа буква?»
Ход занятия.
- Организационный момент. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
В группу к нам жук влетел Круговые движения языком в одну сторону,
Зажужжал и запел «ж-ж-ж» потом в другую.
Вот направо полетел, Движения языка вправо.
Каждый вправо посмотрел. Движения языка и глаз вправо.
Вот налево полетел, Движения языка влево.
Каждый влево посмотрел. Движения языка и глаз влево.
Жук на нос хочет сесть, Язык тянется к носу.
Не дадим ему присесть. Движения языка влево – вправо.
На ладошку приземлился, Дети сжимают и разжимают пальчики.
Зажужжал и закружился Круговые движения указательным пальчиком
Ж-ж-ж. по открытой ладошке.
Вот другая ладошка То же другой рукой.
Посиди на ней немножко.
Ж-ж-ж
Жук на доску полетел Махать перекрещенными кистями рук
В уголочек он присел. Руки положить на колени.
2. Сообщение темы занятия.
Как жужжит жук? Сегодня мы будем слушать и произносить звук [ж].
3. Характеристика [ж] по акустическим и артикуляционным признакам (с опорой на схему).
Язычку понравилась песенка жука и решил он научиться красиво её петь.
- Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?
Губы округлены («бубликом»), зубы сближены, язычок «чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам, воздушная струя тёплая, широкая, голосовые связки работают.
- Какой звук [ж]? (Согласный, звонкий, твердый, шипящий).
4. Развитие фонематического восприятия. Слоговые дорожки
Спойте любимые песенки жука:
Жа-жа - жа-жа-жа.
Жо-жо - жо-жо-жо.
Жу-жу - жу-жу-жу.
Жи-жи - жи-жи-жи.
5. Развитие фонематического слуха. Игра «Ловишки» (стоя).
Давайте поиграем с жуком в игру «Ловишки». Хлопни в ладоши над головой, когда услышишь звук [ж].
Жи – Са – Жа – Цо – Шо – Жу – Шу - Зи
Женя, кровать, живот, молоко, жираф.
6. Физ. минутка
На зарядку скорее вставайте
И за мной все повторяйте.
Раз – вперед нагнемся.
Два – назад прогнемся.
И наклоны в стороны
Делать мы возьмемся.
Приседания опять
Будем дружно выполнять.
Раз-два-три-четыре-пять.
Кто там начал отставать?
На ходьбу мы перейдем,
Вновь занятие начнем.
7. Определение позиции звука[ж] в названии картинок
Ребята я хочу вас познакомить с мальчиками, о которых я расскажу много интересного. Вот один из них. (Выставляется картинка: мальчик - Обжора).
Жил-был один обжора,
Ел он все подряд, без разбора.
Чтобы обжора не съел чего-нибудь лишнего, поможем ему: выберите «съедобные» продукты в названии которых слышится звук [ж]. И ответьте полным ответом, где слышится звук [ж] (в начале, в середине или в конце)
пирожное, мороженое, баклажан, ежевика, крыжовник, жаркое, жёлтая жаба, жёлтый зонт, жёлтый мяч, жёлтая машина.
Дети выбирают картинки, в названиях которых есть звук [ж], определяют позицию [ж] в названиях этих картинок. Названия «несъедобных» предметов дети делят на слоги.
8. Лексико – грамматическое упражнение «Что не так?»
Появился друг – врунишка,
Очень озорной мальчишка.
Выставляется картинка: мальчик – Врунишка. Послушайте предложения и подумайте, что в них не так:
Кондитер ведёт репортаж.
Пожарный регулирует движение на перекрёстке.
Врач готовит вкусный обед.
Воспитатель лечит людей.
Маляр выдаёт книги в библиотеке.
Ветеринар печёт свежий хлеб.
Стекольщик учит детей в школе.
Сапожник шьёт красивую одежду.
Почтальон водит автобус.
Кондитер управляет самолётом.
Парикмахер готовит выставку своих картин.
Садовник продаёт продукты в магазине.
Ответы детей: Журналист ведёт репортаж, а кондитер печёт торт.
В названии каких профессий вы услышали звук [ж]? (журналист, пожарный, сапожник)
9. Физ. минутка «Жук»
На лужайке, на ромашке Плавно размахивать руками, ритмично переступать
Жук летал в цветной рубашке. ногами
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Ритмичные приседания.
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь, Повороты туловища влево – вправо.
Низко-низко наклоняюсь. Наклоны вперёд, доставая руками пол.
10. Звуковой анализ слова «жуки». Составление схемы.
Назовите 1-й звук в слове «жуки». Какой он? Каким квадратиком обозначим? И т.д.
Сколько всего звуков в слове «жуки»? Сколько слогов? Почему 2 слога? Назовите гласные звуки. Назовите согласные.
11. Знакомство с буквой «Ж».
Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук...
- Нахождение буквы «Ж» в кассе букв и слогов.
- Игра «На что похожа буква».
- Игра «Собери букву» из палочек.
12. Итог занятия.
Нарисуйте такой величины ухо, насколько вы хорошо слушали меня и товарищей.
Такой величины глаз, насколько вы внимательно смотрели на меня и на доску.
Такой величины рот, насколько вы болтали не по делу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Звук и буква У"
Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...
Конспект занятия "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...
Конспект занятия "Звук и буква О"
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленностиТЕМА: «ЗВУК И БУКВА О»...
Конспект занятия "Звук и буква Ы"
Конспект по звукопроизношению в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Звук и буква Ы»...
Конспект занятия Звук и буква «М»
Данный конспект разработан для детей старшей логопедической группы....
Конспект занятия. Звук и буква П.
Данный конспект занятия позволит детям закрепить произношение звука [П], а также познакомить с печатным написанием буквы П....
Конспект занятия "Звук и буква "И"
ЗВУК И...
- Мне нравится (3)