Конспект занятия «Звук [ж] Буква «Ж». Профессии»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Малыгина Юлия Викторовна

Цели.

  • Уточнить и закрепить правильную артикуляцию звука [ж].
  • Определение позиции [ж] в словах.
  • Упражнять детей в делении слов на слоги.
  • Упражнять в употреблении предложений со значением противопоставления.
  •  Звуковой анализ слова «жуки».

 

Оборудование: схема для характеристики звука [ж], предметные картинки: пирожное, мороженое, баклажан, ежевика, крыжовник, жаркое, жёлтая жаба, жёлтый зонт, жёлтый мяч, жёлтая машина, конструктор «Собери букву», зеркала по количеству детей, картинка «летящий жук», мальчики «Обжора», «Врунишка», пособие «На что похожа буква?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_zh_den_otkrytyh_dverey.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Звук [Ж].

Цели.

  • Уточнить и закрепить правильную артикуляцию звука [ж].
  • Определение позиции [ж] в словах.
  • Упражнять детей в делении слов на слоги.
  • Упражнять в употреблении предложений со значением противопоставления.
  •  Звуковой анализ слова «жуки».

Оборудование: схема для характеристики звука [ж], предметные картинки: пирожное, мороженое, баклажан, ежевика, крыжовник, жаркое, жёлтая жаба, жёлтый зонт, жёлтый мяч, жёлтая машина, конструктор «Собери букву», зеркала по количеству детей, картинка «летящий жук», мальчики «Обжора», «Врунишка», пособие «На что похожа буква?»

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

 В группу к нам жук влетел                            Круговые движения языком в одну сторону,

 Зажужжал и запел «ж-ж-ж»                      потом в другую.

 Вот направо полетел,                                     Движения языка вправо.

 Каждый вправо посмотрел.                           Движения языка и глаз вправо.

 Вот налево полетел,                                        Движения языка влево.

 Каждый влево посмотрел.                             Движения языка и глаз влево.

 Жук на нос хочет сесть,                                 Язык тянется к носу.

 Не дадим ему присесть.                                  Движения языка влево – вправо.

 На ладошку приземлился,                               Дети сжимают и разжимают пальчики.

 Зажужжал и закружился                              Круговые движения указательным пальчиком

 Ж-ж-ж.                                                            по открытой ладошке.

Вот другая ладошка                                         То же другой рукой.

Посиди на ней немножко.

 Ж-ж-ж

 Жук на доску полетел                                    Махать перекрещенными кистями рук      

 В уголочек он присел.                                      Руки положить на колени.

2. Сообщение темы занятия.

Как жужжит жук? Сегодня мы будем слушать и произносить звук [ж].

3. Характеристика [ж] по акустическим и артикуляционным признакам (с опорой на схему).

Язычку понравилась песенка жука и решил он научиться красиво её петь. 

- Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?

Губы округлены («бубликом»), зубы сближены, язычок «чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам, воздушная струя тёплая, широкая, голосовые связки работают.

- Какой звук [ж]? (Согласный, звонкий, твердый, шипящий).

4. Развитие фонематического восприятия. Слоговые дорожки

Спойте любимые песенки жука:

Жа-жа - жа-жа-жа.

Жо-жо - жо-жо-жо.

Жу-жу - жу-жу-жу.

Жи-жи - жи-жи-жи.

5. Развитие фонематического слуха. Игра «Ловишки» (стоя).

Давайте поиграем с жуком в игру «Ловишки». Хлопни в ладоши над головой, когда услышишь звук [ж].

Жи – Са – Жа – Цо – Шо – Жу – Шу - Зи

Женя, кровать, живот, молоко, жираф.

6. Физ. минутка

На зарядку скорее вставайте

И за мной все повторяйте.

Раз – вперед нагнемся.

Два – назад прогнемся.

И наклоны в стороны

Делать мы возьмемся.

Приседания опять

Будем дружно выполнять.

Раз-два-три-четыре-пять.

Кто там начал отставать?

На ходьбу мы перейдем,

Вновь занятие начнем.

7. Определение позиции звука[ж] в названии картинок

Ребята я хочу вас познакомить с мальчиками, о которых я расскажу много интересного. Вот один из них. (Выставляется картинка: мальчик - Обжора).

Жил-был один обжора,

Ел он все подряд, без разбора.

Чтобы обжора не съел чего-нибудь лишнего, поможем ему: выберите «съедобные» продукты в названии которых слышится звук [ж]. И ответьте полным ответом, где слышится звук [ж] (в начале, в середине или в конце)

пирожное, мороженое, баклажан, ежевика, крыжовник, жаркое, жёлтая жаба, жёлтый зонт, жёлтый мяч, жёлтая машина.

Дети выбирают картинки, в названиях которых есть звук [ж], определяют позицию [ж] в названиях этих картинок. Названия «несъедобных» предметов дети делят на слоги.

8. Лексико – грамматическое упражнение «Что не так?»

Появился друг – врунишка,

Очень озорной мальчишка.

Выставляется картинка: мальчик – Врунишка. Послушайте предложения и подумайте, что в них не так:

Кондитер ведёт репортаж.

Пожарный регулирует движение на перекрёстке.

Врач готовит вкусный обед.

Воспитатель лечит людей.

Маляр выдаёт книги в библиотеке.

Ветеринар печёт свежий хлеб.

Стекольщик учит детей в школе.

Сапожник шьёт красивую одежду.

Почтальон водит автобус.

Кондитер управляет самолётом.

Парикмахер готовит выставку своих картин.

Садовник продаёт продукты в магазине.

Ответы детей: Журналист ведёт репортаж, а кондитер печёт торт.

В названии каких профессий вы услышали звук [ж]? (журналист, пожарный, сапожник)

        

9. Физ. минутка «Жук»

На лужайке, на ромашке                  Плавно размахивать руками, ритмично переступать

Жук летал в цветной рубашке.        ногами

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,                      Ритмичные приседания.

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,                     Повороты туловища влево – вправо.

Низко-низко наклоняюсь.                 Наклоны вперёд, доставая руками пол.

 

10. Звуковой анализ слова «жуки». Составление схемы.

Назовите 1-й звук в слове «жуки». Какой он? Каким квадратиком обозначим? И т.д.

Сколько всего звуков в слове «жуки»? Сколько слогов? Почему 2 слога? Назовите гласные звуки. Назовите согласные.

11. Знакомство с буквой «Ж».

Эта буква широка

И похожа на жука.

Да при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук...

  • Нахождение буквы «Ж» в кассе букв и слогов.
  • Игра «На что похожа буква».
  • Игра «Собери букву» из палочек.

12. Итог занятия.

Нарисуйте такой величины ухо, насколько вы хорошо слушали меня и товарищей.

Такой величины глаз, насколько вы внимательно смотрели на меня и на доску.

Такой величины рот, насколько вы болтали не по делу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звук и буква У"

Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...

Конспект занятия "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...

Конспект занятия "Звук и буква О"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе  компенсирующей направленностиТЕМА: «ЗВУК И БУКВА О»...

Конспект занятия "Звук и буква Ы"

Конспект  по звукопроизношению в подготовительной группе для детей с ОНР  по теме «Звук и буква Ы»...

Конспект занятия Звук и буква «М»

Данный конспект разработан для детей старшей логопедической группы....

Конспект занятия. Звук и буква П.

Данный конспект занятия позволит детям закрепить произношение звука [П], а также познакомить с печатным написанием буквы П....