Логопедическое занятие в подготовительной группе: «Мы спешим на помощь».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ягодкина Юлия Николаевна

Сценарий логопедического занятия. Продолжать учить различать на слух и в произношении звуки  Ч – Щ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Мы спешим на помощь». Дифференциация звуков Ч-Щ.

Цель: 1) Продолжать учить различать на слух и в произношении звуки  Ч – Щ;

          2) Закрепить навыки правильного произношения звуков Ч – Щ  

              изолированно, в слогах, словах, предложениях, фразовой речи.

          3) Развивать навыки звукового анализа и синтеза, закрепить навыки  

              чтения слов со звуками  Ч – Щ.

          4) Упражнять в составлении схемы предложения.

          5) Развивать фонематический слух и восприятие, слуховую и зрительную

               память, воображение.

          6) Упражнять в словообразовании существительных с суффиксом –ищ-

          7) Воспитывать готовность приходить на помощь.

Материал: предметные и сюжетные картинки, мяч, конверт, буквы Ч, Щ, телеграмма, таблички со словами, игрушка «мальчик-с-пальчик», игрушки со звуком Ч, Щ ,материал для составления схемы предложения и для звукового анализа слов, обручи, Змей  Горынчик , буквы, пособие «Дремучий лес», альбомы, ручки, чемодан и ящик, предметные картинки (щука, меч, щит, звездочка, щетка и др.)

                                           Ход занятия.

  1. Оргмомент. Звучит музыка «Дорогою добра»
  2. Сообщение темы занятия.

Послушайте и отгадайте мои загадки. В отгадках есть звуки, которые мы будем сегодня изучать:

                 «Что всегда идёт,

                 А с места не сойдёт?»

                                               (Часы). С какого звука начинается отгадка?

    «Я – как зонт – не промокаю

    От дождя вас защищаю,

     И от ветра вас укрою,

     Ну, так что же я такое?»  

                                           (Плащ ) Какой звук находится в конце этого слова?

Сегодня мы будем их изучать.

  1. Сравнение звуков Ч – Щ по артикуляционным и акустическим признакам. ( Оба согласные, глухие, всегда мягкие)
  2. Игра «Угадай, что в конверте?»  ( внесение телеграммы).

          К нам пришла телеграмма от Мальчика-с-пальчика, догадайтесь какие буквы нужно вставить, чтобы прочитать, что здесь написано?

                         сро. но   жду    помо.и

 (показ рисунка мальчика с пальчика в пещере чудовища)

Посмотрите  Чудовище  поймало  Мальчика с пальчика и посадило его в пещеру. Надо Мальчика с пальчика освободить. Поможем ему?

5.Развитие фонематического восприятия.     Игра «Что возьмем в дорогу?»

С чем мы всегда путешествуем, что нам для этого нужно? (Чемодан, ящик) 

В дороге нам понадобятся предметы, в названии которых есть звук Ч или Щ. Посмотрите, что сложим в чемодан – Ч, что в ящик – Щ, с определением места звука в слове. (Столик с вещами)

6.  Звуко-слоговой анализ и синтез

А) Анализ словесного составления предложения

  - Что мы делаем? ( Мы спешим на помощь) .Составление схемы предложения: Сколько слов в предложении? Какое 1-ое слово, 2-е, 3-е, 4-е.

Звуковой анализ слова помощь. 

Сегодня мы отправляемся в страшную и темную пещеру.

Там  нам предстоит встретиться с чудовищем.

Выложить звуко-слоговую схему слов: помощь, пещера, чудовище.

Б) Нас ждет ковер-самолет, но чтобы попасть на него нужно правильно составить  цепочку слов.  Цепочка слов : щит –туча –аврал – лучник …

Итак, в путь! (звучит музыка -лес) Ни одно путешествие не обходится без приключений и опасных встреч. Вот перед нами первое препятствие – дремучий лес. (Картинка дремучего леса и избушки на курьих ножках).

Это избушка – волшебная. Все слова, входящие в неё превращаются в другие. 7.«Преобразование слов». Измените слово, поменяйте звук Ч на Щ (фонарик):

плач – плащ ;          чадит – щадит;           точу – тащу;             лечи – лещи ;

чётки – щётки;       помочь – помощь;       чёлка –щёлка;         горячий – горящий;

Мы миновали дремучий лес, а впереди непроходимое болото. (Звучит музыка - болото).Дороги дальше нет. Но можно прыгать по кочкам и преодолеть непроходимое болото. Будем двигаться по кочкам-словам так, чтобы можно было из букв и слогов составить слова.

8. Составление слов из букв и слогов. (Разрезные картинки с буквами)

Мы удачно перебрались через болото, но немного наша одежда и обувь загрязнились. Что нам нужно чтобы почистить их? (Щетка) 

9.Физминутка.    Упражнение на координацию с движением «Щетки»,музыка р.н.«Барыня»

          Этой щеткой чищу зубы (имитация чистки зубов) Этой щеткой башмаки (наклон) Этой щеткой чищу вещи (наклоны в стороны) Все три щетки мне нужны.

 Теперь спешим дальше. (Дети проходят на места)

10.Закрепление навыков словообразования существительных при помощи суффиксов –ок; - ищ..          

Вот перед нами высокие горы. Как же перебраться через них?  Как же мы найдем мальчика-с- пальчика?  (звучит звук самолета) Посмотрите  к нам прилетел Змей-Горынчик.  Он покажет вам дорогу, только сначала отгадайте его загадки  (с картинками): Измените слова, превратив их маленькие предметы.

Червяк – червячок               знак – значок               чердак – чердачок

Кулак – кулачок                 чеснок – чесночок         мужик – мужичок

11. Произношение звука Щ в стихотворении.

Летим! Мы у самого входа в пещеру, где живёт чудовище. Вход завален огромным камнем. Откроете вход в пещеру, если запомните все слова со звуком Щ.

 Логопед:   Живет в пещере чудовище,

                   Хранит в лапищах сокровище,

                   Охраняет свое жилище.

                   Пробираться надо  тише.

Назовите все слова со звуком – Щ .

Вот мы попали в пещеру чудовища. Впереди огромная комната, посреди которой стоит чудовище.

 12. А как выглядит великан? Игра с мячом «Великан» (указка)

  У великана все очень большое, огромное, а про все очень большое огромное говорят, добавляя частичку –ищ-.

У великана не глаза -(а глазищи),             не голова -  (а головища),

   не руки - (а ручищи),                               не нога - (а ножища),

не хвост – (а хвостище),                       не кулаки -  (а кулачищи), и т.д.

13. «Кроссворд»

Если вы разгадаете  «Кроссворд», то мы победим это страшное чудовище.

      1) Как называется стол за которым сидят в школе ученики? (парта)

          2) Что поднимает ученик, когда хочет ответить? (рука)

          3) Чем увлечены  ученики  во время перемены? (игра)

          4) Что зовет учеников на урок? (звонок)  

     

 13. Итог занятия. Вспомните и назовите слова со звуками Ч –Щ. Скажите, чем различаются эти звуки, а в чем их сходство? Вы отлично справились со всеми заданиями и  спасли Мальчика- с-пальчика. Молодцы! Я горжусь вами! За вашу смелость, находчивость, помощь другу получаете призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе "Удивительное путешествие в страну Букварию"

Данное открытое  логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи направлено на совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Закрепление и актив...

ООО по ФЭМП в подготовительной группе "Светлячок спешит на помощь"

Знакомство с удивительным миром математики начинается в дошкольном возрасте. Дети с интересом и желанием знакомятся с цифрами, учатся ими оперировать, сравнивают предметы по величине, изучают геометри...

Конспект занятия в средней группе "Айболит спешит на помощь"

Конспект занятия в средней группе"Айболит спешит на помощь"...

Конспект занятия логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Загадки карты ученого кота».

Организационная информацияПримечание (дополните-льная информация к конспекту)1.Доминирующая образовательная областьРечевое развитие 2.Вид деятельности детейПознавательная, коммуникативная, ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для подготовительной группы «Айболит спешит на помощь» в рамках технологии «ПиктоМир»

Цель работы с детьми: Помочь Айболиту добраться до заболевших животных; обучение дошкольников умению «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность действий....