Календарный план для старшей логопедической группы
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Аникеева Наталья Александровна

Календарный план для детей старшей логопедической группы для детей с ОНР ( I год обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarnyy_plan_starshey_logopedicheskoy_gruppy.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарный план логопедических занятий в старшей логопедической группе для детей с ОНР  ( I –год обучения)            

м

е

с

я

ц

н

е

д

е

л

я

Тема занятия

Лексико-грамматические категории

Навыки овладения  анализом и синтезом

Связная речь

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

I   ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

I-II

Обследование речи детей

С


Е


Н

Т


Я


Б


Р

Ь

III

  1. Развитие общего внимания и понимания речи.
  2. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
  3. Развитие общего внимания и понимания речи.
  4. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

Детский сад. Профессии людей.

Дать представления  о труде людей, работающих в детском саду; показать результаты труда, его общественную значимость.

Развивать у детей общее (в отличие от слухового) внимание, понимание речи и словесно-логическое мышление.

Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале внеречевых звуков и слов, близких по звуковому составу.

IV

  1. Формирование понятий о действии и предмете.
  2. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
  3. Закрепление понятий о действии (вопросы кто? что? что делает?)
  4. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

Фрукты. Сад.

Уточнить знания детей о фруктах, о сборе урожая и заготовке их на зиму.

Уточнить понятие "действие", рассмотреть разные и одинаковые действия, подбирать к действию объекты и к объекту действия.

Уточнить значение вопросов кто? что делает?

Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале внеречевых звуков и слов, близких по звуковому составу.

О


К


Т


Я


Б


Р


Ь

О


К


Т


Я


Б


Р


Ь

I

  1. Имена собственные и их уменьшительные формы

  1. Звук  [А]

  1. Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения.

  1. Звук  [А]

Овощи. Огород.  Закрепить представление об овощах, сборе урожая овощей и заготовки их на зиму.

Учить детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Познакомить детей с понятиями "слово", "звук", выделять заданный гласный звук из потока звуков, выделять и определять в словах первый гласный звук.

II

  1. Падежные конструкции. В.п  существительных ед.ч.

  1. Звук  [У]

  1. Падежные конструкции. В.п  существительных ед.ч.

  1. Звуки  [У]

Игрушки. Уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними, научить выделять составные части, форму, цвет, материал.

Учить детей дифференцировать вопросы  кого?, что? в зависимости от того, является ли существительное одушевленным или неодушевленным.

Учить изменять форму одушевленных существительных, употребляя их в В.п. единственного числа

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков

(АУ, УА).

III

  1. Глаголы мужского и женского рода в прош.вр.

  1. Звуки  [А – У]

  1. Согласование существительного и глагола в числе

  1. Звук  [И]

Ранняя осень. Листопад. Расширять представления о характерных признаках осени, уточнить представления детей, об изменениях, происходящих осенью в жизни растений. Закрепить названия деревьев, дать знания о причинах опадания листьев.

Учить воспринимать на слух разницу в окончаниях глаголов муж. и жен.рода прош.времени; подбирать существительное соответствующего рода в предложенной форме глагола.

Учить детей подбирать существительные ед. и мн. числа в соответствии с числом глагола.

Определение наличия/отсутствия гласного звука в словах; подбор слов с заданным гласным звуком.

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков

 (АИ, ИА, ИУ, УИ).

IV

  1. Составление 3-словных предложений. Понятия "слово", "предложение".

  1. Звуки [А - У –И]

  1. Составление 3-словных предложений. Понятия "слово", "предложение", "действие".

  1. Звуки  [А - У –И]

 Продукты питания. Познакомить детей с названиями различных продуктов (молочные, мясные, рыбные и др.); закрепить в словаре обобщающее понятие "продукты питания".

Учить детей составлять 3-х словное предложение, заменяя дополнение без наглядной опоры, строить фразу по опорной схеме; уточнить понимание вопросов Кто? Что? Что делает?

Определение в словах последнего гласного звука; анализ и синтез сочетаний из трёх гласных звуков (АУИ, ИУО, УОИ)

V

  1. Развитие связной речи. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемым действиям

  1. Звук  [О]

  1. Согласование числительных "один", "одна" с именами существительными.

  1. Звук  [О]

Посуда. Уточнить с детьми названия посуды; учить различать кухонную, столовую и чайную посуду; закрепить умение детей называть части посуды и внешние признаки.

Учить правильно подбирать числительные один, одна к существительному и наоборот – существительное к числительному.

Определение наличия/отсутствия гласного звука в словах; подбор слов с заданным гласным звуком.

Учить отвечать на вопрос развернутой формой из 3-4 слов; пересказывать текст, составленный из 3-4 предложений.

Н


О


Я


Б


Р


Ь

I

  1. Развитие связной речи. Составление рассказа по следам демонстрированных действий.

  1. Звуки  [У – О]

  1. Падежные конструкции. Р.п  существительных  в ед.ч. без предлога и с предлогом У

  1. Звуки  [У – О]

Одежда. Обувь, головные уборы.

Уточнить и расширить представления об осенней одежде, обуви, головных уборах; их существенных признаках, материалах, из которых они сделаны.

Учить детей употреблять существительные в Р.п. ед.ч., правильно согласовывая их с глаголами; учить замечать и исправлять ошибки; уточнить значение предлога У.

Закрепление полученных навыков.

Учить детей отвечать на вопрос полным предложе-нием, делать его анализ с целью включения или не включения его в рассказ.

II

  1. Развитие связной речи. Пересказ короткого текста с использованием магнитной доски.

  1. Звуки  [А - О - У – И]

  1. Падежные конструкции. Р.п  существительных  в ед.ч.

  1. Звук [Ы]

Комнатные растения. Система-тизировать и расширять представления детей о комнатных растениях. Дать представление о светолюбивых и теневыносливых, влаголюбивых и засухоустойчивых растениях.

Закрепить умение детей употреблять существительные в Р.п. ед.ч., правильно согласовывая их с глаголами; учить замечать и исправлять ошибки;

Определение в словах первого и последнего гласных звуков;  анализ и синтез сочетаний из трех гласных звуков (АУО, ИУО, УОИ).

Учить детей точно отвечать на вопросы, строя фразу из 4-6 слов, учить пересказывать короткий текст с наглядной опорой.

III

  1. Приставочные глаголы

  1. Звук [Ы – И]

  1. Развитие связной речи. Пересказ короткого текста с использованием магнитной доски.

  1. Звуки  [Ы – И]

Перелетные птицы. Познакомить детей с перелетными птицами; уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия "перелетные", "водоплавующие".

Учить детей различать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу;  

 учить самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол.

Выделять гласные звуки

 в конце слов

(вагонЫ, кубикИ).

Продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопросы, учить пересказывать короткий текст, при этом самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол.

IV

  1. Согласование

      числительных два две с

      существительными.

  1. Звук  [М]

  1. Развитие связной речи. Пересказ короткого текста с использованием магнитной доски.

  1.  Звук  [М]

Поздняя осень. Изменения в природе, обобщение. Обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках осени (дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, животные готовятся к зиме и др.)

Учить детей правильно употреблять числительные два, две в соответствии с родовой принадлежностью заданного существительного.

Определение в словах первого согласного звука; анализ и синтез слов состоящих из двух звуков согласного и гласного

(УМ, АМ, МЫ, МУ).

Закрепить навык детей пересказывать короткий текст с наглядной опорой.

II    ПЕРИОД  ОБУЧЕНИЯ

 Д

Е

К


А

Б

Р

Ь

Д


Е


К

А



Б


Р



Ь

I

  1. Предлог  НА

  1.  Звук  [В]

  1.  Предлог НА

  1. Звук  [В]

Зима. Зимующие птицы. Обобщить и расширить представления детей о явлениях неживой природы.

Закрепить и уточнить названия зимующих птиц, расширить знания детей о повадках зимующих птиц и их поведении в разную погоду.

Уточнить пространственные представления, выраженные предлогом НА; учить находить этот предлог в тексте, составлять предложения с заданным предлогом, включать в предложения пропущенный предлог.

Определение наличия / отсутствия согласного звука в словах; подбор слов с заданным согласным звуком; анализ и синтез слова ВЫ.

II

  1. Падежные конструкции Д.п. существительных в ед.ч.

  1. Звук  [Н]

  1. Падежные конструкции Д.п. существительных в ед.ч.

  1. Звук  [Н]

Домашние животные зимой.  Расширить и углубить представления детей о домашних животных, установить связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона.

Учить правильно употреблять форму Д.п. существительных в ед.ч. без предлога; образовывать сущ-ые в Д.п. от существительных в И.п.

Анализ и синтез слова ОН

III

  1. Развитие связной речи. Пересказ текста с использованием серии сюжетных картинок
  2. Звук  [Ф]
  3. Падежные конструкции. Тв.п. существительных в ед.ч.
  4. Звук  [Ф]

Хвойные деревья. Закрепить и объяснить названия хвойных деревьев; объяснить почему они называются хвойными, вечнозелеными.

Учить правильно употреблять существительные в форме Тв.п. ед.ч., согласовывать с глаголами, замечать и исправлять ошибки.

Определение согласных звуков в словах типа ВАГОН, ВАФЛИ, ВУАЛЬ, ФАНТИК

Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин, отображающих последовательность событий и, таким образом, являющихся зрительным планом  изложения

IV

Новогодний праздник. Закрепить представления детей о новогоднем празднике. Закрепить знания о том, что в году 12 месяцев, что год начинается 1 января. Дать представление о том, как встречают Новый год в разных странах.

КАНИКУЛЫ


Я


Н


В


А


Р


Ь    

III

Рождество. Колядки.

Приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомство с рождественскими обрядовыми праздниками.

КАНИКУЛЫ

IV

  1. Падежные конструкции. Тв.п. существительных в ед.ч.

  1. Звуки   [Ф-В]

  1. Согласование местоимений мой, моя с существительными.

  1. Звуки  [Ф-В]

Зимние забавы. Закрепить знания о зиме; уточнить признаки зимы и в какие игры дети любят играть в это время года.

Закрепить правильное употребление существительных в форме Тв.п. ед.ч., согласовывая их с глаголами.

Подбирать к местоимению существительные в соответствии с родовой принадлежностью и по заданному обобщению учить исправлять ошибки в согласовании.

Определение согласных звуков в словах типа ВАГОН, ВАФЛИ, ВУАЛЬ, ФАНТИК

V

  1. Согласование местоимений мой, моя с существительными.

  1. Звук [М-Н]

  1. Развитие связной речи. Пересказ текста с использованием серии сюжетных картинок

  1. Звуки  [М-Н]

Дикие животные наших лесов.

 Расширить и углубить представления детей о диких животных, установить связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона.

Закрепить умение подбирать к местоимению существительные в соответствии с родовой принадлежностью и по заданному обобщению учить исправлять ошибки в согласовании.

  Определение согласных звуков в словах типа

МУКА, МАКИ, МУФТА, МАГНИТ, НОТА

Продолжать учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин, отображающих последовательность событий и, таким образом, являющихся зрительным планом  изложения.

Ф


Е


В


Р


А



Л



Ь

I

  1. Предлог  ПОД

  1. Звук [Б]

  1. Дифференциация предлогов НА  и  ПОД.

  1. Звук [Б]

Человек. Части тела.

Формировать представления о строении тела человека, расширять представления о своем организме, о его строении.

Уточнить пространственное представление предлога ПОД; учить детей выделять предлог ПОД в предложениях и словосочетаниях, работать с деформированной фразой.

Учить детей различать значение предлогов "НА" и "ПОД", находить эти предлоги в тексте, составлять предложения с заданным предлогом, включать в предложение пропущенный предлог.

Определение согласного звука в середине односложных слов (БАК, БЫК, БОК, БИНТ, БУК).

II

  1. Падежные конструкции. П.п. существительных в ед.ч.  с предлогом.
  2. Звук [П]
  3. Падежные конструкции. Изменение существительных в ед.ч. по падежам.
  4. Звук [П]

Мебель. Части мебели. Уточнить название мебели, ее составные части; уметь различать кухонную, гостиную, мебель для спальни.

Учить употреблять существительное в П.п. ед.ч., согласовывать с глаголами, замечать и исправлять ошибки.

Учить детей изменять существительное в зависимости от вопросов и соседних слов в предложении.

Анализ и синтез обратного слога  (АП, ОП, УП); определение конечного согласного звука в словах (ГНОМ, БАТОН, ФИЛИПП)

III

  1. Падежные конструкции. Изменение существительных в ед.ч. по падежам.
  2. Звуки  [П-Б]
  3. Предлог  В
  4. Звуки  [П-Б]

День защитника Отечества.

Уточнить знания детей об армии, их представления о родах войск, воспитывать уважение к защитникам нашей Родины.

Продолжать учить детей изменять существительное в зависимости от вопросов и соседних слов в предложении.

Полный анализ и синтез слов БЫК, БАК, БОК.

IV

  1. Предлог  В

  1. Звук [Д]

  1. Развитие связной речи. Пересказ текста с использованием серии сюжетных картинок

  1. Звук [Д]

Наш город. Дом. Масленица. Углубить и расширить знания детей о родном городе. Уточнить виды и типы домов, закрепить названия основных частей дома. Формировать уважительное отношение к русским обычаям и православным праздникам.

Уточнить пространственные представления, выраженные  предлогом В; учить находить этот предлог в тексте, составлять предложения с заданным предлогом, включать в предложение пропущенный предлог.

Определение позиции согласного звука в слове (начало, середина)

Продолжать учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин, отображающих последовательность событий.

М


А



Р



Т

I

  1. Подбор определений к предметам и объектам (вопросы какой по цвету? какой по форме?)
  2. Звук [Т]
  3. Подбор определений

      ( вопрос какой по

      величине?)

  1. Звук [Т]

8 Марта. Закрепить и уточнить знания детей о празднике 8 Марта; воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сестре

Учить ребенка правильно отвечать на вопросы: какой по цвету? какой по форме?; учить подбору нескольких прилагательных к одному существительному и наоборот.

Определение позиции согласного звука в слове (начало, середина)

II

  1. Подбор определений

      ( вопрос какой по

      величине?)

  1. Звуки  [Т-Д]
  2. Развитие связной речи. Пересказ текста с использованием серии сюжетных картинок
  3. Звуки  [Т-Д]

Ранняя весна. Приметы весны. Обобщить представления о характерных признаках весны: таянии снега, набухании почек, появлении насекомых, возвращение птиц.

Учить ребенка правильно отвечать на вопросы: какой по величине?; учить подбору нескольких прилагательных к одному существительному и наоборот; уточнять и активизировать словарь прилагательных.

Полный анализ и синтез слов (ДОМ, ДЫМ, ТОМ, ТАМ)

Закрепить умение детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин, отображающих последовательность событий.

III

  1. Относительные прилагательные  (вопрос какой по материалу?)

  1. Звук [Г]

  1. Относительные прилагательные  (вопрос какой по материалу?)

  1. Звук [Г]

Моя семья. Уточнить и систематизировать знания детей о семье, познакомить с ролевыми отношениями в семье, обязанностями членов семьи.

Совершенствовать навыки словообразования. Учить детей образовывать относительные прилагательные и включать их в предложения.

Закрепление полученных навыков.

IV

  1. Описание предметов и объектов с использованием схем

  1. Звук [К]

  1. Контрольное занятие. Описание предметов и объектов с использованием схем

  1. Звук [К]

Транспорт. Профессии на транспорте.

Формирование представлений о транспорте и его назначении в пассивной речи существительного с обобщающим значением транспорт; расширить представление о профессиях на транспорте

Учить выделению наиболее существенных признаков наблюдаемых предметов и явлений.

Определение позиции согласного звука в слове (начало, середина, конец);

 полный анализ и синтез слов типа БЫК, БАК, БОК.

III    ПЕРИОД  ОБУЧЕНИЯ

А


П


Р


Е


Л

Ь

А

П

Р


Е

Л

Ь

I

  1. Подбор нескольких   определений к предметам и объектам
  2. Звук [Х]
  3. Подбор нескольких определений к предметам и объектам
  4. Звук [Х]

Прилёт птиц.

Расширить представления о птицах, их образе жизни; установить связь между изменением природных условий и прилетом птиц.

Учить самостоятельно подбирать к определенному предмету несколько слов-признаков; учить преобразовывать предложение путем включения в него нескольких определений.

Определение позиции (начало, середина, конец) согласного звука в слове: полный анализ и синтез слов типа ПУХ, МОХ, МУХА.

Учить детей связному описанию, воспиты-вать умение указывать части или детали предмета используя прилагательные.

II

  1. Предлоги  В, НА, ПОД

  1. Звуки  [К – Г]

  1. Развитие связной речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

  1. Звуки  [К – Г]

День космонавтики. Сформировать представления детей о космосе, об освоении космоса людьми.

Учить выделять и называть предлоги В, НА, ПОД в предложениях, составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу, добавлять в предложения пропущенный предлог

Закрепление полученных навыков.

Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, последовательность которых служит планом рассказывания;

III

  1. Согласование прилагательного с существительным в роде
  2. Звуки  [К – Х]

  1.  Согласование прилагательного с существительным в роде

  1. Звуки  [К – Х]

Транспорт. Виды транспорта.

Систематизировать представление детей о транспорте, сформировать представление о видах транспорта.

Учить правильно согласовывать

прилагательные с существительными муж., жен., сред. рода, подбирать существительные к прилагательным, отвечающим на вопросы: какой? какая?, какое?

Закрепление полученных навыков.

IV

  1. Распространение предложений путем введения однородных определений.
  2. Звук  [С]
  3. Распространение предложений путем введения однородных определений.
  4. Звук  [С]

Пасха. Познакомить с обычаями и традициями православной церкви – празднования светлой Пасхи. Формировать уважительное отношение к русским обычаям и православным праздникам.

Учить детей подбирать к предмету или объекту возможно большее количество определений. Включать слова-приз-наки в определенное место предложе-ния перед определяемым словом.

Определение позиции (начало, середина, конец) согласного звука в слове; Полный анализ и синтез слов типа СУП, СОК, СЫН, СОМ.

V

  1. Развитие связной речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
  2. Звук  [С]
  3. Предлог  К
  4.  Звук  [З]

Весна. Растения луга и сада. Расширить представления о растениях луга, сада, об охране природы.

Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогом К; продолжать учить ребенка распространению предложений определениями

Определение первого согласного и последующего гласного звуков в словах САМОКАТ, СЫНОК, СУББОТА, СОБОЛЬ.

Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, последовательность которых служит планом рассказывания; продолжать учить составлять фразы с опорой на картинку и вопрос.

М


А



Й

I

  1. Развитие связной речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

  1.  Звук  [З]

  1. Предлоги  К, ОТ

  1. Звук  [С-З]

День Победы. Раскрыть перед детьми значение праздника Победы; воспитывать уважение к героям войны.

Учить детей различать предлоги

 К и ОТ; находить эти предлоги в тексте, составлять предложения с заданным предлогом, включать в предложение пропущенный предлог.

Полный анализ и синтез слов ЗУБЫ, КОЗЫ.

Продолжать учить детей пересказывать рассказ большого объема с использованием сюжетной картинки.

II

  1. Развитие связной речи. Пересказ текста с использованием сюжетной картинки
  2.  Глаголы - антонимы.

  1. Звук  [С-З]

  1. Звук  [Ц]

Сад. Огород. Труд людей весной. Познакомить с трудом взрослых на полях, в садах, огородах весной. Показать роль техники в весенних сельскохозяйственных работах.

Учить детей правильно подбирать глаголы-антонимы, строить фразу по сюжетной картинке. Развивать у детей языковое чутье.

Преобразование слов путем замены одного звука

 (МАК-БАК, БАК-БЫК).

Закрепление полученных навыков

Закрепить умение детей пересказывать рассказ большого объема с использованием сюжетной картинки.

III

  1. Звуки  [Ц]

  1. Уточнение пройденных обобщений

  1. Контрольное занятие по развитию связной речи
  2. Контрольное занятие по формированию фонетической стороны речи

Лето. Насекомые. Углубить и обобщить представления о лете, о явлениях природы летних месяцев. Обобщить и расширить знания о жизни н детей о многообразии насекомых, о вредных и полезных насекомых. Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, особенностях их внешнего строения, месте обитания, способах

передвижения, питания.

Закрепление полученных навыков.

IV

Обследование речи детей

ИЮНЬ

I

Индивидуально-подгрупповые занятия в соответствии с индивидуальными планами

II


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы старшей логопедической группы

Перспективный план работы старшей логопедической группы МБДОУ д/с 28 на 2012-2013 учебный год...

Ежедневный календарный план работы в логопедической группе для детей с ТНР

Ежедневный календарный план работы в логопедической группе для детей с ТНР...

Календарное планирование в старшей логопедической группе на неделю по теме "Наша Армия"

Вашему вниманию предлагается календарное планирование в старшей логопедической группе на неделю. Тема недели "Наша Армия". В работе описана предметно - пространственная развивающая среда.Зад...

Календарное планирование в старшей логопедической группе "Лето. Насекомые"

Планирование для воспитателей старшей логопедической группы...

календарный план для старшей логопедической группы по лексическим темам .

Планирование - это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От...

Календарно-тематическое планирование .старшая (логопедическая группа) .Фрукты Звук и буква А-У

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ,ФРУКТЫ ЗВУК А-У. Октябрь месяц 3 неделя...