Занятие индивидуальное: "Автоматизация звука Л в слогах, словах и фразовой речи"
план-конспект занятия по логопедии на тему

Васильева Светлана Петровна

Занятие по мотивам сказки "Гуси - лебеди"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_l.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА {Л} В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ФРАЗОВОЙ РЕЧИ (ПО МОТИВАМ СКАЗКИ «ГУСИ – ЛЕБЕДИ»)

Задачи: закреплять навык произношения звука {л} в слогах, словах и чистоговорках, умение воспринимать и передавать темпо – ритмический рисунок, навыки чтения обратных слогов; развивать фонематический слух, фонематитческое восприятие, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие, мелкую и артикуляционную моторику; активизировать словарь слов со звуком {л}; воспитывать желание помогать другим.

Оборудование: сюжетная картинка по сказке «гуси – лебеди», разрезанная на четыре – пять частей, раздаточный материал: «пирожки», три кукольных тарелочки; дидатическая игра «Яблоки»; зеленый и желтый карандаши; десять – двенадцать предметных картинок, в названии которых есть звук {л}; белые листочки бумаги по количеству и размеру картинок.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Игра «Собери целое»

-У меня есть одна картинка, но я не могу понять, какая сказка здесь нарисована. (Ребенок собрав картинку, делает вывод, что это сказка «гуси – лебеди».)

2.Основная часть.

Жили – были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сынок Ванюшка. Сделаем с ними зарядку.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения:

Они жили очень дружно, весело.  Улыбались. ( «Улыбка».)

Машенька делала в песочнице куличики лопаточкой. («Лопаточка».)

Ванюшка любил играть на дудочке.  («Трубочка».)

Вместе они играли в мяч, катали его.  («Катание шарика».)

И не замечали, как летит время.  («Часики».)

Заботились о домашних животных. Об индюках.  («Индюки».)

Заботились о лошадях.  («Лошадки».)

А вечером все вместе пили чай с вареньем.  («Вкусное варенье».)

-Однажды родители уехали , а Машенька не досмотрела за братом, налетели «гуси – лебеди» и унесли его. Кинулась Машенька в погоню. Видит, стоит на поляне печка…

Пальчиковая гимнастика «пирожки»

Дубы- дубочки,

Пеку пирожочки,

(«Печь пирожки» - сверху то одна ладошка, то другая.)

Пирожки горячи,

(Потрясти кистями.)

Не хотят сидеть в печи.

Пирожки румяные,

(«Печь пирожки» - сверху то одна ладошка, то другая.)

Просто объеденье!

(Погладить живот.)

С маслицем, малиною,

(Одновременно загибать пальцы рук)

С яблочным вареньем.

Мимо не иди, дружок,

(Погрозить пальчиком.)

А достань-ка пирожок.

(Сложить ладошки «пирожком».)

- Достала Машенька пирожки. (Логопед кладе на стол картонные «пирожки» , на каждом написано слово, среди которых есть слова со звуком {л}.)

ХАРАКТЕРИСТИКА АКУСТИЧЕСКОГО И АРТИКУЛЯЦИОННОГО ПРОФИЛЯ ЗВУКА {л}

- Мама очень любит пирожки с клубникой. Кл-л-лубника. Какой звук я выделила? (Твердый согласный, звонкий.) (Напоминаем ребенку, что при произнесении звука {л}кончик языка можно немного прикусить (при постановке межзубного {л}), если отрабатывается зазубная артикуляция, то напоминаем, что широкий кончик языка поднят к верхним резцам.) Будем стараться правильно произносить этот звук.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ{л},

Дидактическая игра «Найди звук».

-Помоги Машеньке найти пирожки с клубникой. На каждом пирожке есть слово. Если в слове есть звук {л}, то это пирожок с клубникой. Если звук{л} в начале слова – положи пирожок в первую тарелочку, если {л} в середине слова – во вторую тарелочку , если в конце в третью.

Логопед читает слова на пирожках ,ребенок определяет наличие и место звука {л} в этих словах, затем кладёт пирожок в соответствующую тарелочку.

Слова: ладонь, лото, локон, лопух, луна, луч, колобок, колодец, мыло, солома, юла, булавка, палка, булка, пол, стол, мел, ствол, канал и т.д.

-Поблагодарила Маша печку за пирожки и побежала дальше. Видит сидит яблонька. Прогнулись веточки под тяжелыми яблоками. Помоги Машеньке собрать   спелые яблочки.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА   {л} В СЛОГАХ

Дидактическая игра «Яблоки» На яблоне есть спелые и неспелые яблоки. Прочитай слоги на яблоках. Неспелые яблоки те, на которых написан слог АЛ. Их обведи зеленым карандашом  и нарисуй от них стрелки к солнышку пусть дозревают. Обведи желтым карандашом спелые яблоки (с остальными слогами) и нарисуй от них стрелки к лукошку.

-Помогла Машенька яблоньке и побежала дальше. Идет Машенька дальше. Слышит, кто-то стучит. Может это избушка Бабы Яги, а в ней Ванюшка?

Задание на развитие умения воспринимать и воспроизводить темпо – ритмический рисунок.

Ритмические рисунки  -   ребенок повторяет. Ты догадался, кто так стучит? (Дятел.)

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА {л} В ЧМСТОГОВОРКАХ

Ел-ел-ел-на березу  дятел сел.

Ал-ал-ал-дятел клювом застучал.

Ил-ил-ил-дятел дерево долбил.

Ал-ал-ал-червячков он доставал.

-Заблудилась наша Машенька ,не знает, куда идти. Вдруг слышит, шуршит кто-то.

Физкультминутка «Ёжик»

По сухой лесной дорожке –

Топ-топ-топ –топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки

Если подкрадется волк –

Превратится еж  в клубок.

Ощетинит еж иголки –

Не достанется он волку.

Еж не тронет никого,

Но ты не тронь его!

-Обрадовалась Машенька ежику, может он знает, где живет Баба Яга. Ежик расскажет девочке, где дом Бабы Яги, если мы ему поможем.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [л] В СЛОВАХ

-В норке у ежика много предметов, в названии которых есть звук [л]. Помоги ему. Найди эти предметы и назови их.

Прибежала Машенька к избушке Бабы Яги. Видит – что такое? Похоже, она здесь проказничала.

Активизация словаря. Развитие зрительного восприятия.

Дидактическая игра «Пила и клей».

Логопед раскладывает перед ребёнком картинки, наполовину закрытые белой бумагой так, чтобы картинка оставалась узнаваемой.

Всё, что было,

Пила распилила пополам.

Что же видим мы вокруг?

Полулампа, полулук, полубалалайка.

Смотри и продолжай-ка.

- Нужно помочь Маше исправить всё, что натворила Баба Яга. Называй, что видишь, и говори, как должно быть. Например, полулампа - лампа и т.д. Если называешь правильно, картинка становится целой.

Предлагаемые картинки : лампа, лавка, лопата, лодка, ложка, пила, ёлка, стол, стул, лук, платье, яблоко.

-Подошла Маша к избушке, не пройти – дальше лабиринт. Как к Ванюше попасть?

Дидактическая игра «Лабиринт».

- Помоги Маше пройти к братцу по лабиринту. Называй все предметы, которые она встретит на своем пути.

Словарь: колпак, балалайка, флажок, глобус,  факел, скакалка, хлопушка, лупа, голубь,  улыбка, колбаса,  метла.

-Добралась Машенька до Ванюши, обняла его. И они тут же побежали домой.

3.Заключительная часть.

-С тех пор Машенька хорошо смотрела за братом. А гуси- лебеди в тех края больше не появлялись. О лебедях им напоминают только белые облака. Сегодня помогая Маше, какой звук ты старался правильно произносить?

Домашнее задание

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА[ Р] В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ФРАЗАХ (ПО МОТИВАМ СКАЗКИ С. МИХАЛКОВА «ТРИ ПОРОСЁНКА»

Задачи: автоматизировать звук [р] в слогах, словах, фразах; закреплять навыки чтения слогов; упражнять в составлении предложений с заданными словами; развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, мышление , умение выделать обобщающие признаки предметов способность выражать эмоциональное состояние с помощью мимики.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись песни из мультфильма «три поросёнка», дидактические игры  «Ведёрки», «Найди, что лишнее», «Укрась домик»; игрушка «поросенок»; цветные карандаши: красный, оранжевый, розовый, серый, черный, изумрудный, желтый, голубой.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Звучит аудиозапись песенки из мультфильма «Три поросенка».

Нам не страшен серый волк,

Серый волк, серый волк,

Где ты бродишь серый волк,

Злой и страшный волк?

-Ты помнишь из какой сказки эта песня? Кого боялись поросята? (Волка.)

2.Основная часть.

ПСИХОГИМНАСТИКА

-Изобрази сердитого волка. А сейчас покажи, как страшно было поросятам. Покажи как они прятались. А теперь изобрази смелых, радостных поросят. А как рычал волк (р-р-р). Какой звук будем стараться правильно произносить в слогах, словах? [р] Какой это звук? (Твердый согласный, звонкий.)Будем стараться произносить этот звук и помнить, что выдыхаемая воздушная струя -  сильная, кончик языка дрожит. А ты помнишь, чем закончилась эта история про трех поросят?

Появляется поросенок (игрушка), грустно здоровается с ребенком и рассказывает: «Когда-то мы построили новый крепкий дом, а сейчас он стал старый, ветхий, ненадежный. А вдруг опять придет волк, нам очень страшно!»

-Что же делать? Мы поможем тебе. Сначала разомнемся, Сделаем специальную зарядку «строители».

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнения:

Для установки стен взяли молотки. Вот как молоточками стучали.

«Молоточек». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком «д-д-д» сначала медленно, потом все быстрее. Рот приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.

В стене сделали большие светлые окна.  Вот такие.

«Окошко» открыть широко рот.

Когда стены и потолок готовы, мы решили их покрасить. Покрасим потолок.

«Маляр». Улыбнуться, приоткрыть рот  и погладить широким кончиком небо, делая движения вперед- назад, как маляр красит кистью потолок. Нижняя челюсть неподвижна.

А теперь окошки выкрасили.

«Красим окна». Облизать губы.

«Покрасим стены». Языком водить внутри щёк.

На крыше дома выложили вот такую трубу.

«Труба». Губы вытянуть широкой трубочкой.

«Вымыли полы» Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно почистить за нижними зубами.

Когда в доме стало чисто, повеселит красивые «шторы» . Вот такие…(Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить за бугорки за верхними зубами. Удерживать в таком положении. )

 Приступаем к строительству.

Автоматизация звука [р] в слогах, развитие мелкой моторики рук, чтение слогов.

Дидактическая игра «Ведерки». (См. Приложение 1 карточка 18)

-Чтобы дом был крепким ,нужно завести раствор. Когда поросята построили домик они забыли добавить в раствор песок и воду. Поможем им. Принесем в ведерках воду и песок. Внимательно прочитай слоги. В ведра на которых написан слог ра, нужно насыпать песок (желтым карандашом поставить много точек) , а в ведра , на которых написаны остальные слоги, -налить воды (голубым карандашом нарисовать спираль). С таким хорошим раствором домики получились прочными.

Устали наши руки делать раствор, нужен массаж.

Массаж рук «строим дом».

Целый день тук да тук,

Раздается сильный стук.

Молоточки стучат,

Строим домик для зайчат.

Молоточки стучат,

Строим домик для бельчат.

Этот дом для белочек,

Этот дом для зайчиков,

Этот дом для девочек,

Этот дом для мальчиков.

Вот какой хороший дом,

Как мы славно заживем,

Будем песни распевать,

Веселится и плясать.

-Посмотри, сколько домиков уже построено. В них живут слова.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВАХ

Дидактическая игра «Найди, что лишнее».

-Назови все картинки. Скажи, какая картинка лишняя. Назови остальные картинки в каждом домике одним словом.

Словарь: рукав, воротник, карман,  рубашка, топор, рубанок, отвертка, гармошка, кровать, этажерка, парта, ковер, самовар, сахарница, сковорода, мясорубка, крапива, подорожник, мухомор, укроп, трамвай, парусник, грузовик, маршрутка.

Физкультминутка

Выполнять движения по тексту.

Динь-дон, динь-дон-

Братцы строят новый дом.

Красят стены, крышу, пол,

Прибирают всё кругом.

Мы к ним в гости придём

И подарки принесем

На пол мягкую дорожку,

Расстелив её к порожку,

Две подушки на диван,

Мёду липового жбан.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р ВО ФРАЗАХ . СОСТАВЛЕНИЕПРЕДЛОЖЕНИЙ С ЗАДАННЫМИ СЛОВАМИ.

-Во время переезда из старого в новый большой дом всё перепуталось, и слова в предложениях тоже. Помогите составить предложения правильно, чтобы было понятно.

Три, жили-были, братца-поросенка. (Жили-были три братца-поросенка.)

Строить, настоящий, дом, начали, они. (Они начали строить настоящий дом.)

Дом, очень, получился, крепкий, красивый, и. (Дом получился очень красивый и крепкий.)

Поросята, три, дом, в, жить. (Три поросенка жили в доме.)

Счастливые, стали,  поросята, петь, плясать, и. (Счастливые поросята стали петь и плясать.)

-Молодец! Хорошие предложения получились! Но что такое? Красивый ли домик у нас получился? Давай поможем поросятам его раскрасить.

Дидактическая игра «Укрась домик».

-Раскрашивать можно только те части дома и двора, в названии которых есть звук (р) . Найди эти части дома и двора и назови их. Давай придумаем какими красками можно раскрасить дом. (Логопед предлагает ребенку карандаши: красный, оранжевый, розовый, серый, черный, изумрудный.) Расскажи, что ти какой краской ты раскрасишь. Например: Я раскрашу трубу красной краской и т.д.

Словарь: труба, рама, крыша, ворота, забор, ручка на двери, порог, веранда, окно на чердак, дорожка к дому, форточка.

3.Заключительная часть.

-Поросенку пора спешить к своим братцам. Помогая сегодня ему, какой звук мы старались правильно произносить в словах и предложениях?

Домашнее задание.

Физкультминутка

МЕДВЕДЬ

Медведь по лесу бродит,

 От дуба к дубу ходит,

Находит в дуплах мед.

И в рот себе кладет.

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

 А пчелы налетают,

Медведя прогоняют.

А пчелы жалят мишку:

-не ешь наш мед, воришка!

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу.

Ложиться, засыпает

И пчелок вспоминает.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Индивидуальное логопедическое занятие на тему: «Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки «По щучьему велению»)» (на основе требований ФГТ)

 Современное логопедическое занятие основываются на подходах разной направленности. Объединяющими сюжетами являются мотивы  сказок. Именно сказка заставляет сопереживать героям,...

Конспект индивидуального логопедического занятия .Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и фразовой речи

Задачи: развивать артикуляционную моторику, фонема­тический слух, фонематическое восприятие, внимательность, логическое мышление, наблюдательность, мелкую моторику рук, координацию движений; закре...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...

Занятие по автоматизации звука Ш в слогах, словах и фразовой речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Индивидуального  логопедического  занятия по автоматизации звука  Ш  в слогах, словах и фразовой речи  в старшей группе  ...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [с] в слогах, словах и фразовой речи

Цель: «Автоматизация звука «С» в слогах, словах и фразовой речи»...

Конспект занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»).

Конспект занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)....