Конспект индивидуального логопедического занятия .Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и фразовой речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Задачи: развивать артикуляционную моторику, фонематический слух, фонематическое восприятие, внимательность, логическое мышление, наблюдательность, мелкую моторику рук, координацию движений; закреплять навык автоматизации изолированного звука [р], в слогах, словах и фразовой речи, знание животных и птиц; воспитывать любовь к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_zvuka.docx | 31.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ « Детский сад № 16 комбинированного вида» г. Канаш
Конспект индивидуального логопедического занятия
Автоматизация звука [Р] в слогах, словах
и фразовой речи
(ПО МОТИВАМ СКАЗКИ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»)
Провела: Ильина Н.С
Учитель-логопед
2015г
Задачи: развивать артикуляционную моторику, фонематический слух, фонематическое восприятие, внимательность, логическое мышление, наблюдательность, мелкую моторику рук, координацию движений; закреплять навык автоматизации изолированного звука [р], в слогах, словах и фразовой речи, знание животных и птиц; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: сюжетная картинка по сказке «Красная Шапочка», предметные картинки о животных, птицах со звуком [р], дидактические игры «В лес за грибами», «Угощение»; красная шапочка для ребенка.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Установление эмоционального контакта с ребенком.
- Ты любишь сказки? А знаешь эту сказку? (Показ иллюстрации к сказке «Красная Шапочка».)
II. Основная часть.
- Послушай внимательно и скажи, какой звук я выделила
в слове: кр-р-р-р-расная. ([р].) Какой это звук? (Твердый согласный, звонкий.) Будем стараться произносить этот звук и помнить, что выдыхаемая воздушная струя - сильная, кончик языка -дрожит.
Раз, два, три! Сказка в гости к нам приди! (Логопед одевает на ребенка красную шапочку.) Ой! Кто это? (Ребенок смо*., в зеркало и видит, что он - Красная Шапочка.) Да, ты теперь Красная Шапочка. Давай не просто расскажем эту сказку по-новому, но и покажем ее.
Жила-была Красная Шапочка. Рано утром она проснулась и улыбнулась...
- АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Упражнения:
«Улыбка». Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать так 15 секунд.
Приготовила чашечку, чтобы попить чай.
«Чашечка». Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать 10 секунд, выполнять 4 раза.
А чай она пила с вкусным вареньем.
«Вкусное варенье». Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы. Нижней губой не помогать.
Затем она почистила зубки.
«Почистим зубы». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние и нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, затем сверху вниз. Губы неподвижны.
После завтрака Красная Шапочка решила заняться делом и покрасила потолок в своей комнате.
«Маляр». Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком небо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок. Нижняя челюсть неподвижна.
Как говорится, делу время, а потехе - час, и Красная Шапочка решила отдохнуть.
Она стала играть на дудочке.
«Трубочка». Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать 10 секунд.
-Красная Шапочка играла так весело, что к ней прискакали лошадки.
«Лошадки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Нижняя челюсть не двигается.
Услышали про это веселье и индюки.
«Индюки». При открытом рте производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Движение постепенно убыстрять, добавляя голос, пока не получится «бл-бл-бл».
Что тут началось! Девочка взяла барабан и начала бить в барабан!
«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком «д-д-д» сначала медленно, потом все быстрее. Рот приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.
Но тут пришла мама и предложила Красной Шапочке сходить в гости к бабушке. Девочка взяла корзинку и побежала.
Красная Шапочка хорошо помнила, что где-то в лесу живет Серый Волк. Вспомни, как рычит волк. Какой звук ты слышишь? ([р].)
- ХАРАКТЕРИСТИКА ПО АКУСТИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ
- Когда ты произносишь его, есть преграда во рту? (Да.) Какой это звук? (Согласный, твердый.) Горлышко работает ? (Да. Звук звонкий.)
- АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ
- Чтобы Красной Шапочке не было страшно, девочка пела песенку.
Ребенок двумя палъцими «проходит» по песку рисуя тропинку к домику бабушке с проговариванием слогов.
ра-ра-ра ара-ара-ара дра-дра-дра
ро-ро-ро оро-оро-оро дро-дро-дро
ру-ру-ру ры-ры-ры
бра-бра-бра бро-бро-бро бру-бру-бру бры-бры-бры
уру-уру-уру
ыры-ыры-ыры
гра-гра-гра
гро-гро-гро
гру-гру-гру
Дидактическая игра «В лес за грибами».
- По дороге Красная Шапочка собирала грибы. Среди грибов есть ядовитые, их есть нельзя, а есть съедобные - боровики. На ядовитых грибах - мухоморах написан слог ОР, а на боровиках - другие слоги. Помоги Красной Шапочке. Прочитай слоги и скажи, мухомор это или боровик. У боровика обведи шляпку коричневым карандашом и проведи от него стрелочку к корзинке, а у мухоморов обведи шляпки красным карандашом и нарисуй на них кружочки.
- АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОВАХ
- Когда Красная Шапочка пела песенку, послушать ее вы
шли много разных животных и птиц. Посмотри, кого она там
встретила (ребенок называет животных и птиц, представленных на картинке: рысь, рысак, бобры).
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗВУКА В СЛОВЕ
- В слове «рысь» звук находится в начале, в середине или
в конце слова? И т. д.
Игра «Хлопни, если услышишь звук».
- В лесу жили еще звери и птицы, которые спрятались от нас.
Если ты справишься с заданием, то они появятся. Нужно хлоп
нуть в ладоши, если в их названии есть звук [р].
Логопед произносит названия птиц и животных, ребенок, услышав в словах звук [р], хлопает в ладоши.
Слова: барсук, крот, грач, журавль и др.
- Долго шла Красная Шапочка по лесу, устала, села на пенек
отдохнуть. Давай и мы с тобой отдохнем.
- ПАЛЬЧИКОВАЯ ПЕСЕНКА - ИГРА - «Бабушка Маруся»
1. Испеки нам пироги - «лепим пирожки»
Милая бабуся,
Испеки нам пироги,
Бабушка Маруся.
Проигрыш: ля-ля-ля-ля… - «месим тесто»
Припев: Положили два яйца – (верху показываем пальчиками «колечко», вниз опускаем, стукнув по полу – «разбили»)
И налили молока – ( «наливаем сверху вниз»)
А теперь - муки – (пальчики сложим в щепотку «сыпем»)
Будут пироги! –(раскрыли ручки, ладошками вверх)
2. Испеки нам пироги - «лепим пирожки»
Милая бабуся,
Испеки нам пироги
Бабушка Маруся.
Проигрыш: ля-ля-ля-ля… - «раскатываем тесто»
Припев: Положили два яйца – (верху показываем пальчиками «колечко», вниз опускаем, стукнув по полу – «разбили»)
И налили молока – ( «наливаем сверху вниз) »
А теперь - муки – (пальчики сложим в щепотку «сыпем) »
Будут пироги! – (раскрыли ручки, ладошками вверх)
- АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА ВО ФРАЗОВОЙ РЕЧИ
- Отдохнула Красная Шапочка. Вот и бабушкина избушка. Девочка поздоровалась с бабушкой. И спаем для неё песенку :
ра-ра- во дворе у нас гора
ру-ру – собирайте детвору
ры-ры- покатаемся с горы
ра-ра- очень рада детвора
-Давай посмотрим, какие у тебя в корзинке пирожки. (Ребенок достает из корзины предметные картинки и проговаривает.) Например: пирог с картошкой, черникой, морковкой, брусникой и т. д.
III. Заключительная часть.
- Тарам-парам - возвращаться надо нам! (Логопед снимает красную шапочку с ребенка.) Зачем же Красная Шапочка приходила к бабушке? А какие пирожки больше любишь ты? Помогая Красной Шапочке, какой звук ты старался правильно произносить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».Направление:- Познавательно-речевое развитие- Социально-личностное развитиеВедущая образовате...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Р в слогах, словах".
Занятие по автоматизации звука Р в слогах, словах разивает фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, зрительное и слуховое внимание и память ребёнка 5 лет, способствует введению звука ...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях»
Конспект индивиудального логопедического занятия предназначен для детей 5-6 лет....
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Р в слогах,словах, предложениях."
Конспект индивидуального логопедического занятия...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:Коррекционно-образовательные:-автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Р] в слогах и словах
Цель: коррекция звукопроизошения у детей старшего возраста с ФНР.Задачи:Образовательные:...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, словосочетаниях, чистоговорках и стихах "Лунтик и его друзья"
Предлагаю в помощь учителям-логопедам интересное занятие по автоматизации звука Л у детей старшего дошкольного возраста. Занятие проводилось как итоговое....