Проект. Индивидуальное логопедическое занятие на тему: «Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки «По щучьему велению»)» (на основе требований ФГТ)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Демидова Екатерина Алексеевна

 

   Современное логопедическое занятие основываются на подходах разной направленности. Объединяющими сюжетами являются мотивы  сказок. Именно сказка заставляет сопереживать героям, что усиливает мотивацию ребенка к деятельности. Это особая тематика, близкая и понятная детям.

   Таким образом, в современных конспектах  прослеживается четко выдержанная структура занятия с взаимосвязанными этапами. Это помогает реализовывать максимально продуктивные индивидуальные логопедические занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt63 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра «Дефектологии»

Кафедральный инвариантный

учебный модуль

Проект.

Индивидуальное логопедическое занятие на тему:

«Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразовой речи

 (по мотивам сказки «По щучьему велению»)»

Руководитель проекта

ст. преподаватель

кафедры Дефектологии

Касицына М.А.

Работу выполнила

Учитель-логопед

МДОУ д/с №1 г.о. Власиха

Комарова Е.А.

2012

Вводная часть.

Анализ современных подходов к логопедическим занятиям.

   В современных условиях наблюдается огромный рост речевой патологии, о чем свидетельствуют статистические данные.

  Современное устранение речевых недостатков имеет крайне важное значение для общего развития ребенка, так как речевой дефект, каким бы он ни был степени выраженности, никогда не существует сам по себе

(Л.С. Выготский). Значит, коррекция речи на основе логопедической работы – специальная работа, задача которой – способствовать предупреждению расстройств речи, помочь естественному стремлению ребенка преодолеет возрастные, а иногда патологические недостатки речи,  разрабатывать и совершенствовать современные методы логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и  интересами дошкольника.

   Индивидуализация логопедического воздействия достигается за счет тщательного динамического изучения учителем-логопедом структуры нарушений речи каждого ребенка, объективного анализа причин наблюдаемых отклонений и особенностей его речевого развития. Индивидуальные занятия выстраиваются исходя из клинического диагноза, структуры, степени выраженности речевого нарушения ребенка в соответствии с логопедическими методиками и методическими рекомендациями.

   Современное логопедическое занятие основываются на подходах разной направленности. Объединяющими сюжетами являются мотивы  сказок. Именно сказка заставляет сопереживать героям, что усиливает мотивацию ребенка к деятельности. Это особая тематика, близкая и понятная детям.

   Таким образом, в современных конспектах  прослеживается четко выдержанная структура занятия с взаимосвязанными этапами. Это помогает реализовывать максимально продуктивные индивидуальные логопедические занятия.

Индивидуальное логопедическое занятие на тему:

«Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразовой речи

(по мотивам сказки «По щучьему велению»)»

   Цель: закреплять навык автоматизации звука [щ] в слогах, словах и фразах.

 

   Образовательные задачи: учить навыкам словообразования, словоизменения существительных методом употребления пренебрежительно-увеличительных суффиксов; воспитывать уважение к труду, воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям.

   

   Коррекционно-развивающие задачи: развивать тонкую моторику пальцев рук и подвижность артикуляционного аппарата, фонематический слух, фонематическое восприятие, мышление, воображение; активизировать биологически активные зоны; повышать общий тонус организма путем мышечной стимуляции.   

   Оборудование:

1. Предметная картинка или игрушка «Щука» (сшитая таким образом, что взрослый может надевать ее на руку и, делая соответствующие движения, открывать и закрывать рот щуки);

2. Картинка Аграновича «Дворник подметает»;

3. Иллюстрация к сказке «Емеля и щука».

 Структура занятия.

I. Организационный момент;

II. Основная часть;

III. Заключительная часть.

I. Организационный момент.

   Приветствие.

   Л.: Отгадай загадку:

Плавниками трепеща,

И зубаста, да тоща,

Пищи на обед ища,

Она ходит вкруг леща.

Отгадай-ка, что за штука?

Ну, конечно, это …

   Р.: Щука.

II. Основная часть.

  Л: Назови первый звук в слове щука.

  Р: Это звук [щ].

  Л: Правильно. Что ты знаешь о звуке [щ]?

  Р: Звук [щ] согласный, мягкий, глухой, шипящий.

  Л: Да, это так. Будем правильно произносить этот звук и помнить, что при произнесении [щ] губы вытянуты вперед, зубы видны, между верхними и нижними зубами небольшое расстояние для прохождения воздуха, а язычок поднят наверх за верхние зубы. Выходящий воздух теплый, приятный.

   Логопед предлагает ребенку картинку Аграновича со звуком [щ] «Дворник подметает» и просит изобразить звук метлы длительно.

  Р: [щ-щ-щ-щ-щ-…..]

  Л.: Молодец. Сегодня я расскажу тебе про одну щуку, но щука эта не простая, а волшебная.

   В одной деревеньке жили-были три брата. Хорошо, дружно да ладно они жили, бед не знали. Но вот ведь незадача – младший брат по имени Емеля был невероятно ленивым, прямо бездельником. Только к обеду просыпался да по сторонам смотрел.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения:

Проснулся Емеля, потянулся и улыбнулся («Улыбка»)

Взял он дудочку и стал играть на ней («Трубочка»)

Стал он думать, где его большая ложка, ведь уже проголодался («Лопаточка»)

Принесли ему хозяюшки варенья да меду («Вкусное варенье»)

Вкусно да сытно позавтракав, Емеля пошел на качелях покачаться («Качели»)

Потом он сел на печку и приговаривал:

Где ты, носик?

(Массаж лица «Носик - носик»:

провести кулачками по крыльям носа)

Лобик, лобик!

Где ты, лобик?

(Всеми пальцами провести

 по лбу от середины к вискам)

Щечка, щечка!

Где ты, щечка?

(Пальцами погладить

щеки сверху вниз)

Буду чистеньким я очень.

(Погладить ладонями шею,

Уши, ладони друг о друга)

А тем временем братья Емели работают,

 не покладая рук, не жалея своих сил.

(Массаж рук «Строим дом»)

Целый день тук да тук.

(Похлопывание ладонью правой руки

по левой руке от кисти к плечу)

Раздается звонкий стук.

(Похлопывание ладонью по правой руке)

Молоточки стучат,

(Поколачивание правым кулачком

по левой руке от кисти к плечу)

Строим дом мы для зайчат.

Молоточки стучат,

(Поколачивание кулаком по правой руке)

Строим домик для бельчат

Этот дом для белочек

(Растирание правым кулачком

левой руки круговыми движениями)

Этот дом для зайчиков

(Растирание кулачком правой руки)

Этот дом для девочек,

(Быстро «пробежаться» пальчиками

правой руки по левой от кисти к плечу)

Этот дом для мальчиков.

(«Пробежаться» пальцами по правой руке)

Вот какой хороший дом,

(Погладить ладонью правую руку

от кисти к плечу)

Как мы славно заживем,

(Погладить ладонью правую руку)

Будем песни распевать,

(Скользящие хлопки ладоней

друг о друга («Тарелочки»))

Веселиться да плясать.

   Л.: А хозяюшки с утра блины жарят: щ-щ-щ. (Ребенок повторяет звук длительно). Емеля тем временем и забот-хлопот не знает. Как-то раз отправляют его сходить на прорубь за водицей. «Отчего бы и не сходить, - думает Емелюшка, - Прогуляюсь». Идет он, а снег под ногами похрустывает, да так забавно, что Емеля начал придумывать подходящие слова.

Автоматизация звука [щ] в слогах и словах.

Ща-ща-ща – щавель                        Ащ-ащ-ащ – плащ

Що-що-що – щетка                          Ощ-ощ-ощ – хвощ

Щу-щу-щу – щука                           Ущ-ущ-ущ – плющ

Щи-щи-щи – щит                             Ищ-ищ-ищ – товарищ

Ще-ще-ще – щепка                          Ещ-ещ-ещ – лещ

   Л.: Закинул Емеля ведра в воду. Глядь, а в ведре-то – щука.

   Ребенок рассматривает картинку с изображением щуки или надевает на руку игрушку «Щука».

   Психогимнастика. Ребенок изображает, как щука говорит человеческим голосом: «Отпусти меня, Емелюшка, обратно в мое водяное жилище. Я обещаю, что я тебе еще пригожусь. Давай поиграем».

Развитие фонематического слуха.

Автоматизация звука [щ] в словах.

Дидактическая игра «Замени первый звук».

   Л.: Щука будет называть слова, а ты помоги Емеле заменить первый звука в каждом слове на звук [щ].

Кепка – щепка                                        Река – щека

Мука – щука                                           Венок - щенок

Кит – щит                                                Детина - щетина

Мель – щель                                            Тучка - щучка

Тетка – щетка                                         Полка – щелка

   

Словоизменение существительных методом

употребления пренебрежительно – увеличительных суффиксов.

   Л.: Емеле интересно, что еще умеет щука, какие игры знает. Щука ответила, что может превращать обычные предметы в большие. Поможем ей в этом.

Игра «Обычный - большой»

Карман – карманище                             Голос – голосище

Ремень – ремнище                                 Нос – носище

Топор – топорище                                 Дождь – дождище

Нога – ножище                                      Сила – силища

Рука – ручища                                       Паук – паучище

Глаза – глазища                                     Волк –волщище

Усы – усищи                                          Кот – котище

Хвост - хвостище                                   Пещера – пещерища

   Л.: Ох, кажется, наш Емеля испугался. Он говорит, что боится и хочет рассказать нам одну страшную загадку. Мы будем слушать ее и показывать.

Физкультминутка

Страшная загадка

Импровизация движений  по тексту (элементы психогимнастики)

Живет в пещере чудовище.

Хранит в лапищах сокровище.

У чудовища – длинный хвостище,

Крепки у него лапищи,

Кривы на лапищах когтищи,

Остры у него зубищи,

Черны у него глазищи,

Блестящи его усищи! …

Да не бойтесь вы, малышки!

Чудовище это – мышка!

Пещера – мышкина норка,

А сокровище – хлебная корка!

Автоматизация звука [щ] в чистоговорках

   Л.: Емеля решил отпустить щуку. Ей пора домой. Но прежде, чем уплыть, щука просит повторить чистоговорки.

Щи-щи-щи – в реке живут лещи

Ещ-ещ-ещ – рыба, а не вещь

Ща-ща-ща – ходит щука вокруг леща

Ща-ща-ща – поймает хищница леща

Ещ-ещ-ещ – попался щуке лещ

      Л.: Говорит щука Емеле: «А ты, друг мой, больше не ленись. Выбери себе любимое дело и работай». Поможем Емеле выбрать себе профессию.

Словообразование существительных, обозначающих профессии.

   Логопед начинает произносить названия профессий, а ребенок заканчивает.

Танцов – щик                                 Сигналь – щик

Стеколь – щик                                Кладов – щик

Фонар – щик                                   Упаков – щик

Закрой – щик                                  Чистиль – щик

Набор – щик

   Л.: Подумал Емелюшка и решил, что будет сочинять стихи. Послушай, какое стихотворение он сочинил для щуки в подарок на прощание.

Щука в речке жила,

Щука доброй была.

Щи варила для гостей,

Угощала всех лещей.

   Л.: Где жила щука?

   Р.: Щука в речке жила.

   Л.: Какой она была?

   Р.: Щука доброй была.

   Л.: Что делала щука?

   Р.: Щука варила для гостей щи и угощала всех лещей.

III. Заключительная часть.

   Л.: Сегодня, помогая Емеле, какой звук ты старался произносить правильно?

  Р.: звук [щ].

  Л.: Кто еще помог Емеле?

  Р.: Щука.

  Л.: Каким образом щука помогла Емеле?

  Р.: Он перестал лениться и выбрал себе любимое занятие  - писать стихи.      

Домашнее задание.

  1.  Выучить стихотворение:

Через чащу ручеек

В речку Щекотинку тек.

В речке плещутся щучата –

Это щукины ребята.

Ярче, чище серебра

Блещет щучек чешуя.

2. Нарисуй Емелю и щуку.

               

   

                 

                                           Самоанализ занятия.

    Поставленной цели (закреплять навык автоматизации звука [щ] в слогах, словах и фразах) на данном занятии я добилась при использовании всех групп методов: наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. Задачи решены. Этапы занятия все соблюдены по нормам ФГТ. Один прием перетекал на другой. Речевой материал подкрепили картинным материалом, с учетом речевого нарушения ребенка.

   В ходе занятия использованы разнообразные приёмы. Из основных приёмов, мною были отобраны следующие: образец речи педагога, вопросы, речевые пояснение к действиям. Кроме того, обучение опиралось на наглядные и практические приёмы: использование иллюстративно-наглядного материала. Использовались дидактические игры и упражнения.

   Я старалась выстроить личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком: выслушать его, поддержать его рассуждения, создать ситуацию успеха для него.

   В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: фонематический слух, фонематическое восприятие, мышление, воображение; биологически активные зоны.   Как необходимый элемент логопедического занятия, мною использовались задания на развитие мелкой моторики, на повышение общего тонуса организма.

   На занятии я учила ребенка  навыкам словообразования, словоизменения существительных методом употребления пренебрежительно-увеличительных суффиксов, воспитывала уважение к труду, а также  положительное отношение к логопедическим занятиям.

   В ходе занятия осуществлялся контроль за речью ребенка.

   Ребенок ориентирован  на общение с педагогом: он слышит педагога, удерживает словесную инструкцию.

Список литературы

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. Детство-пресс. - М.: 2010.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5.- М.: Лабиринт, 1999.
  3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос. - М., 2003.
  4. Тырышкина О.В. Индивидуальные логопедические занятия. Старший дошкольный возраст. Волгоград: Учитель, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедии «Автоматизация звука ш в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)»

Автоматизация звука /ш/ в слогах, словах и фразовой речи по мотивам русской народной сказки "Маша и медведь"...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звуков [р]-[рь] в словах и фразовой речи

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком с ОНР (при ЗПр)на тему «Автоматизация звуков [р]-[рь]в словах и фразовой речи(по мотивам сказки Ш.Перро «Красная шапочка»)...

Индивидуальное логопедическое занятие по теме "Автоматизация звука Ш в слогах, словах, фразовой речи"

План-конспект и самоанализ  открытого индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука Ш в слогах, словах, фразовой речи" для детей старшего дошкольного возраст...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...

Конспект занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»).

Конспект занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)....