Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Несмачных Марина Анатольевна

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе

Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

Цель: закрепление умений и навыков, полученных на логопедических занятиях.

Дата: 25.04.2016г.

Коррекционно-образовательные задачи:

- Закреплять произношение звука [р].

(Интеграция образовательной области «Познавательное развитие»)

- Совершенствовать умение составлять простые предложения;

- Закреплять формирование навыка в образовании существительных ед.ч. в И.п. во мн.ч., умения делить слова на слоги;

- Закреплять умение согласовывать числительные  с существительными;

- Способствовать формированию умения отстаивать свою точку зрения.

(Интеграция образовательной области «Социально – коммуникативное

развитие»)

 

Коррекционно-развивающие задачи:

 

- Способствовать развитию фонематического восприятия;

- Способствовать развитию артикуляционной моторики;

-Способствовать развитию мыслительных процессов дошкольников (активизировать слуховое, зрительное внимание, память) и мелкой моторики рук;

(Интеграция образовательной области «Познавательное развитие»)

- Совершенствовать координацию речи и движений старших дошкольников;

(Интеграция образовательной области «Физическое развитие»)

- Обогащать музыкальные впечатления детей;

(Интеграция образовательной области «Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность)»)

- Продолжать развивать интерес к художественной литературе;

(Интеграция образовательной области «Речевой развитие (восприятие художественной литературы и фольклора»)

- Совершенствовать навык правильного речевого дыхания;

(Интеграция образовательной области «Физическое развитие»)

- Закреплять умения согласовывать свои действия с действиями педагога;

(Интеграция образовательной области «Социально – коммуникативное

развитие»)

 

Коррекционно - воспитательные задачи:

- Воспитывать дружеские отношения между детьми в игре;

- Воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.

(Интеграция образовательной области «Социально – коммуникативное

развитие»);

- Воспитывать привычку следить за осанкой в различных видах деятельности;

(Интеграция образовательной области «Физическое развитие»)

Оборудование для детей: указка, коврик «лужок», мяч.

Оборудование для педагога: музыка для релаксации, мультимедийная презентация «Красная Шапочка», мяч.

Приемы и методы работы:

Словесный: художественное слово, беседа.

Наглядный: использование наглядного материалов: презентация.

Игровой: игра «Скажи наоборот»,

 

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: проявляет интерес к участию в совместных развивающих играх, умеет отвечать на вопросы педагога полным ответом, умеет отстаивать свою точку зрения, умеет составлять простые предложения по схеме, умеет согласовывать свои действия с действиями педагога, согласовывать числительные  с существительными, образовывать существительные ед.ч. в И.п. во мн.ч..

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, чтение художественной литературы, музыкально - художественная, познавательно-исследовательская. – не по ФГОС

Формы работы с детьми: коллективная, индивидуальная.

 

Содержание организованной деятельности детей

 

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня у нас будет не просто занятие, мы отправимся в путешествие. Для этого предлагаю вам немного разогреться (дети стоят возле стульев, звучит спокойная музыка).

Массаж биологически активных зон

Руки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы обогреваем.

 

Грабельки сгребают все плохие мысли,

(Раздвинутые пальцы рук растирают лоб от середины к вискам.)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,

А теперь погладим пальцами мы щёчки.

Щёчки разминаем, чтобы надувались.

 

Губки пожуём мы, чтобы улыбались.

 

 

Вы сказки любите? Тогда присаживайтесь поудобнее. Мы отправляемся в путешествие по сказке.

  1. Основная часть

- Раз, два, три! Сказка, в гости к нам иди!

- А по какой сказке мы будем путешествовать вы узнаете из загадки.

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее!

 (на компьютере слайды с картинками из сказки «Красная шапочка»).

- Послушайте внимательно и скажите, какой звук я выделила в слове: кр-р-расная [р]. Правильно, ребята, это звук [р].

- Ребята, для того, чтобы произносить правильно и красиво произносить этот звук, язычок должен быть подвижным. Как сделать язычок подвижным? (выполнить артикуляционную гимнастику)

- Предлагаю вам выполнить артикуляционную и гимнастику, рассказать и показать сказку про Красную Шапочку по новому.

Артикуляционная гимнастика

Жила-была Красная Шапочка. Рано утром она проснулась и улыбнулась… Упражнение «Улыбка»

Приготовила чашечку, чтобы попить чай… Упражнение «Чашечка»

А чай она пила с вкусным вареньем… Упражнение «Вкусное варенье»

Затем она почистила зубки… Упражнение «Чистим зубки»

После завтрака Красная Шапочка решила заняться делами и покрасила потолок в своей комнате… Упражнение «Маляр»

Поработала Красная Шапочка, теперь можно и отдохнуть. Она стала играть на дудочке… Упражнение «Трубочка»

Красная Шапочка играла так весело, что к ней прискакали лошадки… Упражнение «Лошадка»

Красная Шапочка поскакала на лошадках, но тут пришла мама и предложила сходить в гости к бабушке. Девочка взяла корзинку и побежала. По дороге она собирала грибы… Упражнение «Грибочек»

- Вдруг, Красная Шапочка увидела цветочки на полянке и решила их понюхать. И мы с вами представим цветочную полянку и понюхаем цветочки. Глубокий вдох через нос, а выдох через рот с произношением слов «Ах, как пахнет!». Встаём со стульев и выполняем дыхательную гимнастику. (4-5 раз)

Красная Шапочка хорошо помнила, что где-то в лесу живёт серый Волк. Вспомните, как рычит волк. Произнесите звук [р].

- Какой это звук? (твёрдый, согласный, звонкий) Произнесите звук [р] так, чтобы выдыхаемая воздушная струя была сильная, кончик языка дорожал.

Автоматизация звука [р] в слогах.

Чтобы Красной Шапочке не было страшно, девочка пела слоговые песенки:

- Предлагаю вам, ребята, вместе с Красной Шапочкой спеть песенки, чётко произнося звук [р]. (Слайд)

Ра-ра-ра            

Ро-ро-ро

Ру-ру-ру

Ры-ры-ры

 

Ар-ар-ар

Ор-ор-ор

Ур-ур-ур

Ыр-ыр-ыр

 

Дидактическая игра «Красная Шапочка по лесу идёт, белочке грибы наберёт» (дети садятся за столы и выполняют задание)

-По дороге Красная Шапочка встретила белочку. Решила Красная Шапочка помочь белочке собрать грибы. Попадаются грибы ядовитые - мухоморы, их есть нельзя, а есть в лесу съедобные грибы-боровики. Помогите Красной Шапочке собрать грибы для белочки. На ядовитых грибах-мухоморах написаны слоги ОР, а на боровиках другие слоги. У съедобного гриба боровика разукрасьте шляпу коричневым карандашом и нарисуй от него стрелочку к корзинке. А ядовитые грибы превращай в мухоморы: обведи шляпки красным карандашом и нарисуй кружочки.

Не много заданий сразу?

Кинезиологическое упражнение «Здравствуй»

- Предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить гимнастику для пальчиков (Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.)

Речевое сопровождение:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

 Игра «Посчитай красные круги» (слайд)

Помогла Красная Шапочка белочке, но белочке скучно в лесу и она предложила поиграть и игру - посчитать красные кружочки (Дети по цепочке считает круги «один красный круг, два красных круга…»)

- Белочка предлагает поиграть в игру «Четвёртый лишний»

Игра «Четвёртый лишний» (слайд)

(Нужно выбрать картинку, в названии которой нет автоматизируемого звука. Логопед наводит курсор на картинку, «щёлкает» по ней, и если картинка выбрана правильно, она исчезнет.)

- Долго шла по лесу Красная Шапочка и встретила она серого волка. Волк не хочет отпускать Красную Шапочку к бабушке и предлагает поиграть в игру «Один-много» (назвать слова со звуком [р] в мн.ч., разделить слово на слоги, подкидывая мяч.) (игра с мячом)

Физкультминутка. Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

 

Я иду и ты идешь

Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)

Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

 

 «Найди пару» (слайд)

Цель: Автоматизация звука в словосочетаниях. Развитие логического мышления.

Подбери к каждой картинке пару – найди между картинками логическую связь. (Ребёнок подбирает пару к картинкам из левого столбика, найдя пару, «щёлкает» по той картинке, к которой подбирал (левый столбик)???

- С вашей помощью, ребята, Красная Шапочка легко справилась с заданиями и, наконец-то, пришла к бабушке, которая её очень ждала.  

  1. Заключительная часть

- Кому мы сегодня помогали?

- Какие задания выполняли?

- Какие задания вам больше всего понравились?

Рефлексия

- Ребята, если вам понравилось занятие - похлопайте в ладоши.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nesmachnyh_otkrytoe_zanyatie_1.docx28.28 КБ
PDF icon avtomatizaciya_zvukov.pdf982.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе

Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

Цель: закрепление умений и навыков, полученных на логопедических занятиях.

Дата: 25.04.2016г.

Коррекционно-образовательные задачи:

- Закреплять произношение звука [р].

(Интеграция образовательной области «Познавательное развитие»)

- Совершенствовать умение составлять простые предложения;

- Закреплять формирование навыка в образовании существительных ед.ч. в И.п. во мн.ч., умения делить слова на слоги;

- Закреплять умение согласовывать числительные  с существительными;

- Способствовать формированию умения отстаивать свою точку зрения.

(Интеграция образовательной области «Социально – коммуникативное

развитие»)

Коррекционно-развивающие задачи:

- Способствовать развитию фонематического восприятия;

- Способствовать развитию артикуляционной моторики;

-Способствовать развитию мыслительных процессов дошкольников (активизировать слуховое, зрительное внимание, память) и мелкой моторики рук;

(Интеграция образовательной области «Познавательное развитие»)

- Совершенствовать координацию речи и движений старших дошкольников;

(Интеграция образовательной области «Физическое развитие»)

- Обогащать музыкальные впечатления детей;

(Интеграция образовательной области «Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность)»)

- Продолжать развивать интерес к художественной литературе;

(Интеграция образовательной области «Речевой развитие (восприятие художественной литературы и фольклора»)

- Совершенствовать навык правильного речевого дыхания;

(Интеграция образовательной области «Физическое развитие»)

- Закреплять умения согласовывать свои действия с действиями педагога;

(Интеграция образовательной области «Социально – коммуникативное

развитие»)

Коррекционно - воспитательные задачи:

- Воспитывать дружеские отношения между детьми в игре;

- Воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.

(Интеграция образовательной области «Социально – коммуникативное

развитие»);

- Воспитывать привычку следить за осанкой в различных видах деятельности;

(Интеграция образовательной области «Физическое развитие»)

Оборудование для детей: указка, коврик «лужок», мяч.

Оборудование для педагога: музыка для релаксации, мультимедийная презентация «Красная Шапочка», мяч.

Приемы и методы работы:

Словесный: художественное слово, беседа.

Наглядный: использование наглядного материалов: презентация.

Игровой: игра «Скажи наоборот»,

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: проявляет интерес к участию в совместных развивающих играх, умеет отвечать на вопросы педагога полным ответом, умеет отстаивать свою точку зрения, умеет составлять простые предложения по схеме, умеет согласовывать свои действия с действиями педагога, согласовывать числительные  с существительными, образовывать существительные ед.ч. в И.п. во мн.ч..

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, чтение художественной литературы, музыкально - художественная, познавательно-исследовательская. – не по ФГОС

Формы работы с детьми: коллективная, индивидуальная.

Содержание организованной деятельности детей

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня у нас будет не просто занятие, мы отправимся в путешествие. Для этого предлагаю вам немного разогреться (дети стоят возле стульев, звучит спокойная музыка).

Массаж биологически активных зон

Руки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы обогреваем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

(Раздвинутые пальцы рук растирают лоб от середины к вискам.)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,

А теперь погладим пальцами мы щёчки.

Щёчки разминаем, чтобы надувались.

Губки пожуём мы, чтобы улыбались.

Вы сказки любите? Тогда присаживайтесь поудобнее. Мы отправляемся в путешествие по сказке.

  1. Основная часть

- Раз, два, три! Сказка, в гости к нам иди!

- А по какой сказке мы будем путешествовать вы узнаете из загадки.

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее!

 (на компьютере слайды с картинками из сказки «Красная шапочка»).

- Послушайте внимательно и скажите, какой звук я выделила в слове: кр-р-расная [р]. Правильно, ребята, это звук [р].

- Ребята, для того, чтобы произносить правильно и красиво произносить этот звук, язычок должен быть подвижным. Как сделать язычок подвижным? (выполнить артикуляционную гимнастику)

- Предлагаю вам выполнить артикуляционную и гимнастику, рассказать и показать сказку про Красную Шапочку по новому.

Артикуляционная гимнастика

Жила-была Красная Шапочка. Рано утром она проснулась и улыбнулась… Упражнение «Улыбка»

Приготовила чашечку, чтобы попить чай… Упражнение «Чашечка»

А чай она пила с вкусным вареньем… Упражнение «Вкусное варенье»

Затем она почистила зубки… Упражнение «Чистим зубки»

После завтрака Красная Шапочка решила заняться делами и покрасила потолок в своей комнате… Упражнение «Маляр»

Поработала Красная Шапочка, теперь можно и отдохнуть. Она стала играть на дудочке… Упражнение «Трубочка»

Красная Шапочка играла так весело, что к ней прискакали лошадки… Упражнение «Лошадка»

Красная Шапочка поскакала на лошадках, но тут пришла мама и предложила сходить в гости к бабушке. Девочка взяла корзинку и побежала. По дороге она собирала грибы… Упражнение «Грибочек»

- Вдруг, Красная Шапочка увидела цветочки на полянке и решила их понюхать. И мы с вами представим цветочную полянку и понюхаем цветочки. Глубокий вдох через нос, а выдох через рот с произношением слов «Ах, как пахнет!». Встаём со стульев и выполняем дыхательную гимнастику. (4-5 раз)

Красная Шапочка хорошо помнила, что где-то в лесу живёт серый Волк. Вспомните, как рычит волк. Произнесите звук [р].

- Какой это звук? (твёрдый, согласный, звонкий) Произнесите звук [р] так, чтобы выдыхаемая воздушная струя была сильная, кончик языка дорожал.

Автоматизация звука [р] в слогах.

Чтобы Красной Шапочке не было страшно, девочка пела слоговые песенки:

- Предлагаю вам, ребята, вместе с Красной Шапочкой спеть песенки, чётко произнося звук [р]. (Слайд)

Ра-ра-ра            

Ро-ро-ро

Ру-ру-ру

Ры-ры-ры

Ар-ар-ар

Ор-ор-ор

Ур-ур-ур

Ыр-ыр-ыр

Дидактическая игра «Красная Шапочка по лесу идёт, белочке грибы наберёт» (дети садятся за столы и выполняют задание)

-По дороге Красная Шапочка встретила белочку. Решила Красная Шапочка помочь белочке собрать грибы. Попадаются грибы ядовитые - мухоморы, их есть нельзя, а есть в лесу съедобные грибы-боровики. Помогите Красной Шапочке собрать грибы для белочки. На ядовитых грибах-мухоморах написаны слоги ОР, а на боровиках другие слоги. У съедобного гриба боровика разукрасьте шляпу коричневым карандашом и нарисуй от него стрелочку к корзинке. А ядовитые грибы превращай в мухоморы: обведи шляпки красным карандашом и нарисуй кружочки.

Не много заданий сразу?

Кинезиологическое упражнение «Здравствуй»

- Предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить гимнастику для пальчиков (Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.)

Речевое сопровождение:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

 Игра «Посчитай красные круги» (слайд)

Помогла Красная Шапочка белочке, но белочке скучно в лесу и она предложила поиграть и игру - посчитать красные кружочки (Дети по цепочке считает круги «один красный круг, два красных круга…»)

- Белочка предлагает поиграть в игру «Четвёртый лишний»

Игра «Четвёртый лишний» (слайд)

(Нужно выбрать картинку, в названии которой нет автоматизируемого звука. Логопед наводит курсор на картинку, «щёлкает» по ней, и если картинка выбрана правильно, она исчезнет.)

- Долго шла по лесу Красная Шапочка и встретила она серого волка. Волк не хочет отпускать Красную Шапочку к бабушке и предлагает поиграть в игру «Один-много» (назвать слова со звуком [р] в мн.ч., разделить слово на слоги, подкидывая мяч.) (игра с мячом)

Физкультминутка. Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Я иду и ты идешь

Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)

Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

 «Найди пару» (слайд)

Цель: Автоматизация звука в словосочетаниях. Развитие логического мышления.

Подбери к каждой картинке пару – найди между картинками логическую связь. (Ребёнок подбирает пару к картинкам из левого столбика, найдя пару, «щёлкает» по той картинке, к которой подбирал (левый столбик)???

- С вашей помощью, ребята, Красная Шапочка легко справилась с заданиями и, наконец-то, пришла к бабушке, которая её очень ждала.  

  1. Заключительная часть

- Кому мы сегодня помогали?

- Какие задания выполняли?

- Какие задания вам больше всего понравились?

Рефлексия

- Ребята, если вам понравилось занятие - похлопайте в ладоши.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедии «Автоматизация звука ш в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)»

Автоматизация звука /ш/ в слогах, словах и фразовой речи по мотивам русской народной сказки "Маша и медведь"...

Воспитание добрых чувств и положительных эмоций на занятии по развитию речи (на примере сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»)

Презентация к занятию "Воспитание добрых чувств и положительных эмоций на занятии по развитию речи" (на примере сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»)...

МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА – ДРАМАТИЗАЦИЯ ПО МОТИВАМ СКАЗКИ Шарля Перро « Красная Шапочка» ( старшая группа)

Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности....

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи «Путешествие по сказке Шарля Перро «Красная шапочка»

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи «Путешествие по сказке Шарля Перро «Красная шапочка» Поддерживать проявление субъ...

Занятие "Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи".

Занятие на тему: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)»...