Конспект занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»).
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_avtomatizatsii_zvuka_sh_v_slogah_slovah_i.docx | 61.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»).
Задачи:
- развивать тонкую моторику пальцев рук, артикуляционного аппарата;
- развивать фонематический слух;
- развивать зрительное и фонематическое восприятие, внимание;
- закреплять навык автоматизации звука [ш] в слогах, словах, фразах;
- закреплять навык чтения слогов;
- упражнять в употреблении понятий «больше, меньше» с существительными;
- воспитывать усидчивость, аккуратность.
Оборудование: Картинки к сказке «Маша и медведь», артикуляционный профиль звука [ш], дидактические игры «Собери ягоды», «Подарки», «Что больше? Что меньше?», простой и красный карандаши, презентация.
Ход занятия
- Организационный момент
На столе размещены картинки: медведь и пирожки
- Догадался, какая сказка у нас сегодня в гостях? Скажи, чем похожи слова Маша и Миша? Есть ли в этих словах общий звук? Звук [ш] какой? (Всегда твёрдый согласный, глухой). Будем правильно произносить его и помнить а, что при произнесении звука [ш] губы немного округлены и выдвинуты вперёд, а язык – «чашечка». Выходящая воздушная струя – тёплая (логопед показывает артикуляционный профиль звука [ш]).
- Расскажем эту сказку вместе.
2. Основная часть
«В одной деревушке, в бревенчатой избушке, у дедушки и бабушки жила-была внучка – Машенька.
Артикуляционная гимнастика
Утром Машенька проснулась и улыбнулась («Улыбка»)
Поиграла на трубочке, затем опять улыбнулась («Трубочка»).
Пошла завтракать. Взяла ложечку («Лопаточка»)
Взяла чашечку («Чашечка») и достала вкусное варенье («Вкусное варенье).
Потом она пошла качаться на качелях («Качели»).
А потом играла в мяч («Катание шарика»: губы сомкнуты, язык делает круговые движения с внутренней стороны рта, сначала в одну, затем в другую сторону).
«…Как-то раз Машенька пошла в лес за ягодами…»
Слайд: Машенька и ёлочка.
«…А в лесу ветер поднялся…». Как шумят деревья в лесу? (Ш,,,,ш…ш…).
- Произноси звук [ш] чётко и длительно.
- Что это? (Шишка).
Слайд: картинка шишки.
Развитие фонематического слуха (слуховая разминка)
Это фыфка? Это шишка?
Это сыска? Это хыхка?
Это шиска? Это шихка?
Это шишка? Это фыска?
Это фышка? Это хышка?
Это щищка? Это шишка?
- Правильно, это шишка. В лесу ягод видимо-невидимо. Чтобы помочь Маше собрать ягоды, разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Ягодки»
С веток ягоды снимаю (Левая рука согнута в локте и поднята
И в лукошко собираю на уровень лица. Кисть опущена (паль-
Ягод – полное лукошко цы-«ветки»). Правой рукой (пальцы
собраны в щепотку) «снимать ягоды»)
Я попробую немножко (Положение и движение кистей рук по
Я поем ещё чуть-чуть тексту)
Легче будет к дому путь
Я поем ещё малинки. («Считать ягоды», нажимая
Сколько ягодок в корзинке? указательным пальцем на левую
Раз, два, три, четыре, пять… ладошку)
Снова буду собирать!
- Помоги Машеньке собрать ягоды.
Автоматизация звука [ш] в слогах
Дидактическая игра «Собери ягоды»
ША ШУ УШ ШУ ОШ
АШ ШО ША ШЭ ЭШ
- Прочитай слоги на всех ягодах. Если в слоге буква Ш написана в начале, то ягода спелая, раскрась её красным карандашом. Если в слоге буква Ш написана в конце, то ягода неспелая, пусть доспевает, раскрась её зелёным цветом.
Слайд: избушка
«…Долго ли, коротко ли шла Машенька. Вдруг видит, стоит избушка…». Кто же в ней живёт? Отгадай.
Упражнение «Доскажи словечко»
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку.
Белка уронила шишку,
Угодила прямо в …(мишку).
Правильно, в избушке живёт медведь (Слайд: избушка медведя и Машенька). «…Видит Маша, а в доме у Маши беспорядок…». Помоги Маше навести порядок в доме.
Автоматизация звука [ш] в словах
Дидактическая игра «Подарки для Мишки»
- Назови правильно все предметы, которые здесь нарисованы (картинки: кошка, мишка, мышка, Чебурашка, клюшка, матрёшка, хлопушка, неваляшка, машина).
Физкультминутка
Движения по тексту
Мишка по лесу шагал,
Мишка палку увидал.
Бросил палку кверху мишка.
Падай в шапку с ёлки, шишка!
Шишка хлоп по голове,
Сразу шишек стало две!
Слайд: Маша, медведь и избушка.
Автоматизация звука [ш] во фразах
Дидактическая игра «Что больше? Что меньше?».
«…Пришёл мишка домой, а там - чистота и порядок…»
Все игрушки по местам стоят. Только вот не поймёт никак мишка: какая игрушка больше, а какая – меньше. Помоги мишке разобраться в этом. Научи его сравнивать по величине (шкаф больше чем шкатулка, шкатулка меньше шкафа и т. д.)
Словарь: шкатулка, шкаф, кошка, мышка, лукошко, кадушка, петушок, пушка, кувшин, кружка, башня, шалаш, шмель, мошка, дедушка, малыш.
Слайд: «…Машенька сварила вкусную кашу и накормила мишку…»
Слушай чистоговорки и повторяй:
Ошка – ошка - ошка – где моя большая ложка.
Ошку – ошку - ошку – дайте мне большую ложку.
Ошку – ошку - ошку – я держать умею ложку.
Ошкой – ошкой - ошкой – буду кашу кушать ложкой.
Ошки – ошки – ошки – не капает капа с ложки.
3.Заключительная часть
- Нашей Маше пора возвращаться домой. За то, что она такая трудолюбивая и заботливая девочка, мишка проводил её до дома. Слайд: Миша, Маша, дорога, дом. Помогая рассказывать сказку, какой звук ты старался правильно произносить в слогах, в словах, в чистоговорках?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Индивидуальное логопедическое занятие на тему: «Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки «По щучьему велению»)» (на основе требований ФГТ)
Современное логопедическое занятие основываются на подходах разной направленности. Объединяющими сюжетами являются мотивы сказок. Именно сказка заставляет сопереживать героям,...
Занятие по логопедии «Автоматизация звука ш в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)»
Автоматизация звука /ш/ в слогах, словах и фразовой речи по мотивам русской народной сказки "Маша и медведь"...
Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи ( по мотивам сказки С. Михалкова "Три поросенка")
Конспект занятия...
Конспект подгруппового логопедического занятия. Автоматизация звука ш в словах, предложениях и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и Медведь»)
Конспект подгруппового логопедического занятия.Автоматизация звука ш в словах, предложениях и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и Медведь»)...
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [с] в слогах, словах и фразовой речи
Цель: «Автоматизация звука «С» в слогах, словах и фразовой речи»...
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах и фразовой речи с использованием лэпбука
Цель: «Автоматизация звука «Л» в слогах, словах и фразовой речи»...