Конспект занятия по развитию связной речи на тему: "Весна"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Несмеянова Ольга Александровна
Цели: коррекционно-образовательная: — учить детей добавлять последующие события, логически завершающие рассказ; коррекционно-развивающие; — развивать у детей умение подбирать глаголы, существительные и прилагательные; — развивать творческое воображение и логическое мышление; коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей интерес к происходящим изменениям в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» с добавлением последующих событий

Цели:

коррекционно-образовательная:

— учить детей добавлять последующие события, логически завершающие рассказ;

коррекционно-развивающие;

— развивать у детей умение подбирать глаголы, существительные и прилагательные;

развивать творческое воображение и логическое мышление;

коррекционно-воспитательная:

воспитывать у детей интерес к происходящим изменениям в природе.

Оборудование: текст рассказа ГА. Скребицкого «Весна», опорные картинки (подбирает логопед).

Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных текстов А.Н. Плещеева «Весна», Е. Серовой «Подснежник», ф.И. Тютчева «Весенние воды». Игры: «Скажи иначе» (подбор синонимов), «Телефон» (подбор родственных слов к слову вода), «Подбери признаки».

Ход занятия

/. Организационный момент. Игра «Думай, отвечай»

—Ручеек весной (что делает?) — бежит, журчит.

—Снег весной (что делает?) — чернеет, тает.

—Солнце весной (что делает?) — пригревает, светит.

—Просыпаются весной (кто?) — медведи, ежи, насекомые.

—Ежик и медведь весной (какие?) — сонные, взъерошенные, голодные.

—Набухают на деревьях (что?) — почки.

—Распускаются (что?) — цветы.

—Появляются на деревьях (что?) — листья.

2. Чтение рассказа Г.В. Скребиикого «Весна»*.* Текст рассказа представлен в приложении

3. Объяснение значений малознакомых слов.

—Пригорок - небольшой холм, бугор

—Ложбинка - ямка

—Труха – сыпучая сухая масса

—Хворост – сухие опавшие ветви деревьев, тонкие стволы

4. Вопросы к рассказу.

—Какие изменения происходят весной в природе?

—Почему «зимние квартиры» весной пустеют?

—Опишите путь ручейка.

—Как выбирались из зимних квартир в пеньке его жители?

—Почему куча хвороста зашевелилась?

—Кто появился из-под хвороста?

—Что произошло дальше? (Выслушиваются версии детей.)

5. Физкультминутка.

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

Что сделать, чтобы вырос

Красивый цветок?

Землю лопатой нужно взрыхлить.

Бережно семечко посадить.

Что семечку нужно, чтоб прорасти?

Дождику нужно по чаще идти!

Семечко чистой водички напьется,

Стебель из семечка к солнцу пробьется!

Солнце цветкам помогает расти.

К солнышку тянется стебелек,

И за листком вырастает листок

Вот и прекрасный цветок распустился.

Солнце, и дождик, и руки мои

Вместе цветку подрасти помогли.

(И. Лопухина)

6. Повторное чтение рассказа.

Логопед дает детям установку на то, что детям нужно составить пересказ рассказа и придумать, чем он закончился.

При возникающих у детей затруднениях при пересказе логопед предлагает детям составить план рассказа с помощью опорных сигналов (картинок). Это помогает детям логически составить связный пересказ (так как рассказ не имеет четкого сюжета).

7. Пересказ рассказа детьми.

Два первых пересказа составляются детьми с использованием символов, а последующие — без символов.

8. Чтение авторской версии окончания рассказа.

9. Итог занятия.

Кто придумал самое интересное окончание рассказа?

ГА. Скребицкий

Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. А прошел еще день, другой — и его уже вовсе не осталось.

С пригорка по ложбинке побежал веселый ручеек, наполнил до краев большую, глубокую лужу, перелился через край и дальше в лес побежал.

Опустели зимние квартиры в старом пне. Выбрались из-под коры жучки и букашки, расправили крылышки и полетели кто куда.

Выполз из трухи длиннохвостый тритон. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенек, уселась на солнышко погреться. И лягушки тоже от зимнего сна очнулись, запрыгали в луже — и бултых прямо в воду.

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало, завозилось, и вылез оттуда ежик. Вылез сонный, взъерошенный. На иголках — сухая трава, листья. Выбрался ежик на пригорочек, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор очищать.

Трудно ему это сделать: лапки у него коротенькие, до спинки никак не достанет. Обчистился немножко, потом уселся поудобнее и принялся языком брюшко вылизывать. Помылся, почистился ежик, да и побежал по полянке искать себе еду. Теперь ему, жуки, червяки, лягушки, лучше не попадайтесь: теперь ежик голодный, сразу поймает и съест.

Ожил под теплым весенним солнцем и огромный лесной дом — муравейник. С рассвета и дотемна хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголку.

Вместо зимних квартир теперь на полянке появились новые — весенние. Прилетели к старому пню две маленькие серые птички. Стали все кругом оглядывать. Потом одна из них слетела вниз на землю, схватила в клюв сухую травинку и положила в ямочку возле пня. И другая птичка тоже к ней подлетела, и стали они вместе строить гнездо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию связной речи. Тема занятия: «Зима»

Цель: развитие лексико-грамматических средств речи в контексте изучаемой темы.Речевые задачи:1.​ Расширять и активизировать словарь существительных по данной теме.2.​ Развивать умение о...

КРОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Весна» с детьми логопедической группы 1 года обучения

Предлагаю вашему вниманию конспект коррекционно-развивающей  образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы  по теме « Весна». Данный материал будет полезен учителям – ...

Занятие по формированию лексико -грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Весна"

Занятие по формированию  лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Весна"...

Конспект занятия по развитию связной речи с использованием мнемотехники на тему "Весна"

Дети начинают осваивать взрослый мир с помощью прикосновений, зрительных и слуховых образов. Для развития образного мышления, ассоциативной памяти и улучшения запоминания применяется мнемотехника для ...