Методическая разработка "Конспект занятия по развитию связной речи и формированию грамматического строя речи "Незнайка открывает кафе"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Методическая разработка для подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_neznayka.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию связной речи и формированию
грамматического строя речи:
«Незнайка открывает кафе»
(по лексической теме «Посуда»)
Цели занятия:
1) Формирование грамматического строя речи:
а) употребление существительных во множественном числе;
б) согласование существительных с прилагательными;
в) образование относительных прилагательных;
г) составление предложений с предлогами в, из.
2) Развитие связной речи по теме «Посуда»:
а) развитие умения давать развернутые ответы на вопросы педагога;
б) составление предложений-рассуждений с противительным союзом а;
в) координация речи с движением, закрепление в речи относительных
прилагательных;
г) составление рассказа-описания о предметах посуды.
3) Активизация словаря: расширение запаса слов, обозначающих названия признаков, действий.
Оборудование:
- плоскостная фигура Незнайки;
- различные деревья, цветы, грибы для ковролина;
- буквы для выкладывания названия кафе «РОМАШКА»;
- наборное полотно и бумажные фигурки кухонной, столовой и чайной
посуды;
- настоящие предметы посуды: керамический молочник, стеклянный
чайник, серебряная конфетница, металлическая горка, фарфоровая
сахарница, вазочка для варенья из цветного стекла.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Орг. момент
1.Дети входят в группу, здороваются с гостями и
представляются: Меня зовут Артем
А меня Марина
Я Таня
А я…
ЛОГОПЕД ДЕТИ
2. Ребята, сегодня к нам в гости пришел наш старый добрый знакомый. Незнайка: - Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? - Я тоже соскучился и рад встрече с вами. Ребята, какое у вас сегодня настроение? - Вы хотите со мной поиграть? - Отгадайте загадку : Здесь уютно, кофе пьют, за мороженым идут, побывать здесь любят все, называется… - Правильно, молодцы, отгадали. - Ребята, а вы когда-нибудь бывали в детском кафе? - А какие еще детские кафе вы знаете? II. - Ребята, я решил открыть кафе в Цветочном городе для своих друзей - малышей и малышек, вы мне поможете? - Давайте выберем место, где лучше устроить кафе. (На ковролин прикрепляется картинка со словом “Кафе”. - Из чего же сделать столики для кафе? - Ребята, если столик будет из мухомора, что в этом хорошего? - Вот здорово, Надо сделать столики для кафе из мухоморов. Логопед: - Подожди, Незнайка, давай подумаем вместе с ребятами, если столик из мухомора - что в этом плохого? - Нет, не нужны нам в кафе столики из мухоморов. Логопед: - Ребята и ты, Незнайка, посмотрите внимательно на эту полянку, может быть, какие-то цветы подойдут для столиков? - Как вы думаете, колокольчик подойдет для столика? - А василек подойдет? - Почему ты так думаешь? Незнайка: - Как здорово! Очень красивые и удобные получатся столики из ромашек. Давайте придумаем название кафе. - Согласен. И мне кажется, что это самое удачное название. Логопед: - Давайте выложим название “Ромашка” под словом кафе. Детям раздаются буквы, у логопеда остается карточка с буквой О. - Какой первый звук в слове ромашка? - Какой второй звук? - Ребята и ты, Незнайка, запомните: слышим звук “а” в слове ромашка, а пишем букву о. Выкладываю букву. - Какой третий звук? - Какой четвертый звук? - Пятый звук? - Шестой? - Какой последний звук? III. Незнайка: - Спасибо, ребята. вы помогли мне открыть кафе. Логопед: - Ребята, а как вы думаете, чего не хватает Незнайке, чтобы открыть кафе. Незнайка: - Где можно купить посуду? Логопед: -Ребята, давайте вместе с Незнайкой пойдем в магазин и поможем ему выбрать посуду. (Дети садятся за столы, на которых разложена разнообразная посуда). - Какая посуда нужна для приготовления пищи? - А едят из какой посуды? - Для чая какая нужна посуда? Незнайка: - Какая красивая посуда! Я куплю вот эту большую красную сковородку и буду варить в ней свой любимый грибной суп. П а у з а - А что еще можно варить в кастрюле? - Спасибо, ребята, я все понял. Для кафе мне нужны разные кастрюли. - А для чего нужна сковородка? Логопед: - Ребята, чем отличается кастрюля от сковородки? Незнайка: - Теперь я буду есть суп половником из кастрюли. - А из чего едят картошку с мясом или макароны? - А это что такое? Далее дети называют предметы посуды и рассказывают о их назначении. - Мне очень нравится вот эта прозрачная баночка. - Из него можно пить чай? Дети рассказывают Незнайке о назначении чайной посуды. Логопед: - Спасибо, ребята, Помогли Незнайке разобраться в назначении посуды. Посмотрите на витрину и скажите, какая стоит посуда, какие можно подобрать слова? - Ребята, я помню одну бабушку, от которой посуда убежала. - Что же случилось с ее посудой? - Чтобы этого не случилось, нужно за посудой … IV. Физ.минутка. (Речь с движениями - дети встают в круг). - Раз. два, три, четыре. - Мы посуду перемыли. - Чайник, чашку, блюдце, ложку И большую поварешку. - Мы посуду перемыли. - Вот большой стеклянный чайник- Очень важный, как начальник. - Вот фарфоровая чашка, Очень хрупкая, бедняжка. - Вот фарфоровые блюдца, Только тронешь - разобьются. - Вот серебряные ложки - Голова на тонкой ножке. - Вот пластмассовый поднос Он посуду нам принес. V. Логопед: - Ребята, Незнайка вам очень благодарен и прглашает вас к себе в гости - в кафе. Давайте поможем ему накрыть на стол. Что надо сделать сначала? Дети берут по одному чайному предмету, ставят на стол и составляют рассказ-описание о нем. - А теперь, Незнайка, ребята хотят подарить тебе подарок. Дети усаживаются за стол с самоваром и угощениями, пьют чай. VI. Дети прощаются с Незнайкой. Подводится итог занятия. Что мы сегодня делали?
| -Да, конечно. -Здравствуй, Незнайка! Мы рады тебя видеть. - Мы соскучились.
- Хорошее, веселое, радостное. - Хотим, давай поиграем. - КАФЕ - Да, я был в «Макдональдсе» - «Буратино», «Золотой ключик», «Чебурашка», «Сластена», «Шоколадница», «В гостях у сказки». - Конечно, поможем. - Обязательно поможем. - Лучше всего на этой солнечной полянке. - Он красивый, нарядный. - Большой, удобный. - Такой столик прочный, за ним можно удобно расположиться. - Если пойдет дождь, то на таком столике вода будет ядовитой. Поэтому есть и пить за этим столом будет опасно. - Да, можно отравиться.
- Нет, не подойдет. Его цветочки смотрят вниз. Посуду на такой столик не поставишь. - Не подойдет. Столик из василька неустойчивый. - Я думаю, что больше всего подойдет ромашка. - Потому что ромашка крепкая, лепестки плотно прижимаются друг к другу. - На столик-ромашку можно поставить посуду. - Столики из ромашки будут красивые, приятно за таким столом сидеть. - Я предлагаю назвать «Солнышко». - А может быть «Елочка»? - А я думаю, что лучше всего назвать кафе «Ромашка». - Звук «р». Ему соответствует буква р. (Ребенок выкладывает на ковролине) - Звук «а». - Звук «м». Ему соответствует буква м. (Ребенок выкладывает на ковролине) - Звук «а». Ему соответствует буква а - Звук «ш». Ему соответствует буква ш. - Звук «к». Ему соответствует буква к. - Звук «а». Ему соответствует буква а. - Теперь к тебе могут приходить в гости на обед или на чашечку чая твои друзья - малыши и малышки. - Посуды не хватает. - Посуда продается в универмаге. - Можно купить в универсаме, в отделе «Посуда». - Можно купить посуду на рынке. - Нужна кухонная посуда. - Из столовой. - Для чая нужна чайная посуда. - Нет, Незнайка! Суп варят не в сковородке, а в кастрюле. - В большой кастрюле можно сварить борщ, компот. - В кастрюле поменьше можно сварить картошку, макароны, кашу. - В маленькой кастрюльке можно подогреть молоко, сварить яйца. - Чтобы жарить в ней картошку, мясо, грибы. - В сковородке можно потушить капусту, испечь блины. - В маленькой сковородочке мама мне жарит яичницу. - Кастрюля высокая, а сковородка низкая. - У кастрюли две маленькие ручки, а у сковородки одна длинная. - Кастрюля нужна для первых блюд, а сковородка - для вторых. - Нет, Незнайка! Суп едят из глубокой тарелки столовой ложкой. - Из мелкой тарелки вилкой. - Все вторые блюда едят из мелких тарелок. Кашу едят ложкой, а макароны и картошку - викой. - Это салатница. - Можно сказать салатник. (Селедочница, масленка, перечница, солонка, соусник, хлебница, половник) - Это не баночка. Это стеклянный стакан. - Можно. - Удобнее пить чай из чашки. - Еще можно пить чай из бокала. (Чайник, кофейник, сахарница, молочник, сухарница, конфетница, чайные ложечки) - Посуда новая. - Блестящая, красивая. - Сверкающая, сияющая. - Кухонная посуда. - Фарфоровая, керамическая, стеклянная. - Серебряная, пластмассовая, соломенная. - Это Федора.Она не любила посуду. - Не заботилась о ней, не уважала. - Посуда стала грязной, ржавой. - Раскололась. - Убежала от нее. - … ухаживать. Чередование хлопков кулаками - ладонями. Вращательные движения правой ладонью над раскрытой левой. Загибаем поочередно пальцы, начиная с большого. Вращательные движения левой ладонью над раскрытой правой. Правая рука на поясе, левая согнута в локте. Левая рука опущена, правая на поясе, ноги чуть согнуты в коленях. Поворот вокруг с приподнятыми руками. Встать на цыпочки. руки понять и соединить над головой. Изображают поднос. - Сначала надо накрыть стол скатертью и разложить салфетки.
- Я принесла красивую стеклянную вазочку для варенья и розеточки. вазочка из малинового стекла, у нее резные края, посередине украшена веточкой сирени. у вазочки узкое донышко и широкое горлышко. - Я принес металлическую горку. Она очень красивая, блестящая, с узорами. Она состоит из трех тарелочек. Нижняя - самая большая. На нее можно положить печенье, пряники, сушки. Средняя поменьше, а верхняя - самая маленькая. - Сахар кладут в сахарницу, она фарфоровая гладкая, с двумя ручками и крышечкой. - В молочник наливают молоко. Моя мама любит пить чай с молоком. Наливает его в этот маленький керамический молочник. Он красивый, блестящий, с маленькой удобной ручкой, украшен орнаментом. - Дарим тебе замечательный стеклянный чайник. Это чайник не простой. Хоть он и стеклянный, в нем можно кипятить воду. Сначала появляются маленькие пузырьки. Вода нагревается, и пузырьки становятся все больше. Наконец, вода закипает и бурлит в чайнике, и ты все это будешь видеть. Вот такой замечательный чайник. - Помогали незнайке подобрать столики для кафе. - Придумали название для кафе. - Помогли разобраться, какая для чего нужна посуда. - Показали, как ухаживать за посудой. - Накрыли на стол. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи и лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе.
Занятие поможет в игровой форме учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему,согласовывать местоимения с глаголами настоящего времени,образовывать относительные прилагательные, а такж...
Методическая разработка занятия по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР по теме «Профессии»
Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР по теме «Профессии»...
Занятие по развитию связной речи и формированию лексико- грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста.
Мой лююбимый город ....
18.10.18. Консультация на тему " Развитие речи и формирование грамматического строя речи у детей "
В дошкольном возрасте очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи, так как его несформированность к началу школьного обучения приводит к нарушению письма....
Методическая разработка по развитию связной речи и лексико-грамматического строя речи в старшей группе.
методическая разработка по развитию речи и лексико-граматического строя речи в старшей группе....
Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи
В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...
Логопедическое занятие по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических связей у детей старшего возраста с ТНР Тема: «Наши друзья - насекомые»
Расширять и активизировать знания детей по теме; учить знать и называть насекомых, части тела, чем питается, способы передвижения; расширять и активизировать в речи словарь существительных, прилагател...