Методическая разработка "Конспект занятия по развитию связной речи и формированию грамматического строя речи "Незнайка открывает кафе"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Методическая разработка для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_neznayka.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи и формированию

грамматического строя речи:

«Незнайка открывает кафе»

(по лексической теме «Посуда»)

             Цели занятия:

         1) Формирование грамматического строя речи:

              а) употребление существительных во множественном числе;

              б) согласование существительных с прилагательными;

              в) образование относительных прилагательных;

              г) составление предложений с предлогами в, из.

         2)  Развитие связной речи по теме «Посуда»:

              а) развитие умения давать развернутые ответы на вопросы педагога;

              б) составление предложений-рассуждений с противительным союзом а;

              в) координация речи с движением, закрепление в речи относительных        

                  прилагательных;

              г) составление рассказа-описания о предметах посуды.

         3) Активизация словаря: расширение запаса слов, обозначающих названия   признаков, действий.  

   

              Оборудование:

          - плоскостная фигура Незнайки;

          - различные деревья, цветы, грибы для ковролина;

          - буквы для выкладывания названия кафе «РОМАШКА»;

          - наборное полотно и бумажные фигурки кухонной, столовой и чайной    

            посуды;

          - настоящие предметы посуды: керамический молочник, стеклянный

            чайник, серебряная конфетница, металлическая горка, фарфоровая  

            сахарница, вазочка для варенья из цветного стекла.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Орг. момент

   1.Дети входят в группу, здороваются с гостями и

   представляются:                                                             Меня зовут Артем

                                                                                            А меня Марина

                                                                                            Я Таня

                                                                                            А я…

                    ЛОГОПЕД                                                                 ДЕТИ

2. Ребята, сегодня к нам в гости пришел наш старый добрый знакомый.

Незнайка: - Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

- Я тоже соскучился и рад встрече с вами. Ребята, какое у вас сегодня настроение?

- Вы хотите со мной поиграть?

- Отгадайте загадку : Здесь уютно, кофе пьют, за мороженым идут, побывать здесь любят все, называется…

- Правильно, молодцы, отгадали.

- Ребята, а вы когда-нибудь бывали в детском кафе?

- А какие еще детские кафе вы знаете?

II. - Ребята, я решил открыть кафе в Цветочном городе для своих друзей - малышей и малышек, вы мне поможете?

     - Давайте выберем место, где лучше устроить кафе.

(На ковролин прикрепляется картинка со словом “Кафе”.

- Из чего же сделать столики для кафе?    

- Ребята, если столик будет из мухомора, что в этом хорошего?

- Вот здорово, Надо сделать столики для кафе из мухоморов.

Логопед: - Подожди, Незнайка, давай подумаем вместе с ребятами, если столик из мухомора - что в этом плохого?

- Нет, не нужны нам в кафе столики из мухоморов.

Логопед: - Ребята и ты, Незнайка, посмотрите внимательно на эту полянку, может быть, какие-то цветы подойдут для столиков?

- Как вы думаете, колокольчик подойдет для столика?

- А василек подойдет?

- Почему ты так думаешь?

Незнайка:  - Как здорово! Очень красивые и удобные получатся столики из ромашек. Давайте придумаем название кафе.

- Согласен. И мне кажется, что это самое удачное название.

Логопед: - Давайте выложим название “Ромашка” под словом  кафе.

Детям раздаются буквы, у логопеда остается карточка с буквой О.

- Какой первый звук в слове ромашка?

- Какой второй звук?

- Ребята и ты, Незнайка, запомните: слышим звук “а” в слове ромашка, а пишем букву о. Выкладываю букву.

- Какой третий звук?

- Какой четвертый звук?

- Пятый звук?

- Шестой?

- Какой последний звук?

III. Незнайка: - Спасибо, ребята. вы помогли мне открыть кафе.

Логопед: - Ребята, а как вы думаете, чего не хватает Незнайке, чтобы открыть кафе.

Незнайка: - Где можно купить посуду?

Логопед: -Ребята, давайте вместе с Незнайкой пойдем в магазин и поможем ему выбрать посуду. (Дети садятся за столы, на которых разложена разнообразная посуда).

- Какая посуда нужна для приготовления пищи? 

- А едят из какой посуды?

- Для чая какая нужна посуда?

Незнайка: - Какая   красивая посуда! Я куплю вот эту большую красную сковородку и буду варить в ней свой любимый грибной суп.

               П а у з а

- А что еще можно варить в кастрюле?

- Спасибо, ребята, я все понял. Для кафе мне нужны разные  кастрюли.

- А для чего нужна сковородка?

Логопед: - Ребята, чем отличается кастрюля от сковородки?

Незнайка: - Теперь я буду есть суп половником из кастрюли.

- А из чего едят картошку с мясом или макароны?

- А это что такое?

 Далее дети называют предметы посуды и рассказывают о их назначении.

- Мне очень нравится вот эта прозрачная баночка.

- Из него можно пить чай?

Дети рассказывают Незнайке о назначении чайной посуды.

Логопед: - Спасибо, ребята, Помогли Незнайке разобраться в назначении посуды. Посмотрите на витрину и скажите, какая стоит посуда, какие можно подобрать слова?

- Ребята, я помню одну бабушку, от которой посуда убежала.

- Что же случилось с ее посудой?

- Чтобы этого не случилось, нужно за посудой …

IV. Физ.минутка. (Речь с движениями - дети встают в круг).

- Раз. два, три, четыре.

- Мы посуду перемыли.

- Чайник, чашку, блюдце, ложку

   И большую поварешку.

- Мы посуду перемыли.

- Вот большой стеклянный чайник-

  Очень важный, как начальник.

- Вот фарфоровая чашка,

  Очень хрупкая, бедняжка.

- Вот фарфоровые блюдца,

  Только тронешь - разобьются.

- Вот серебряные ложки -

  Голова на тонкой ножке.

- Вот пластмассовый поднос

  Он посуду нам принес.

V. Логопед: - Ребята, Незнайка вам очень благодарен и прглашает вас к себе в гости - в кафе. Давайте поможем ему накрыть на стол.

     Что надо сделать сначала?

    Дети берут по одному чайному предмету, ставят на стол и составляют рассказ-описание о нем.

- А теперь, Незнайка, ребята хотят подарить тебе подарок.

 Дети усаживаются за стол с самоваром и угощениями, пьют чай.

VI. Дети прощаются с Незнайкой.

Подводится итог занятия.   Что мы сегодня делали?  

 

-Да, конечно.

-Здравствуй, Незнайка! Мы рады тебя видеть.

- Мы соскучились.

 

- Хорошее, веселое, радостное.

- Хотим, давай поиграем.

 - КАФЕ

- Да, я был в «Макдональдсе»

- «Буратино», «Золотой ключик», «Чебурашка», «Сластена», «Шоколадница», «В гостях у сказки».

- Конечно, поможем.

- Обязательно поможем.

- Лучше всего на этой солнечной полянке.

- Он красивый, нарядный.

- Большой, удобный.

- Такой столик прочный, за ним можно удобно расположиться.

- Если пойдет дождь, то на таком столике  вода будет ядовитой. Поэтому есть и пить за этим столом будет опасно.

- Да, можно отравиться.

 

- Нет, не подойдет. Его цветочки смотрят вниз. Посуду на такой столик не поставишь.

- Не подойдет. Столик из василька неустойчивый.

- Я думаю, что больше всего подойдет ромашка.

- Потому что ромашка крепкая, лепестки плотно прижимаются друг к другу.

- На столик-ромашку можно поставить посуду.

- Столики из ромашки будут красивые, приятно за таким столом сидеть.

- Я предлагаю назвать «Солнышко».

- А может быть «Елочка»?

- А я думаю, что лучше всего назвать кафе «Ромашка».

- Звук «р». Ему соответствует буква р.

(Ребенок выкладывает на ковролине)

- Звук «а».

- Звук «м». Ему соответствует буква м.

(Ребенок выкладывает на ковролине)

- Звук «а». Ему соответствует буква а

- Звук «ш». Ему соответствует буква ш.

- Звук «к». Ему соответствует буква к.

- Звук «а». Ему соответствует буква а.

- Теперь к тебе могут приходить в гости на обед или на чашечку чая твои друзья - малыши и малышки.

- Посуды не хватает.

- Посуда продается в универмаге.

- Можно купить в универсаме, в отделе «Посуда».

- Можно купить посуду на рынке.

- Нужна кухонная посуда.

- Из столовой.

- Для чая нужна чайная посуда.

- Нет, Незнайка! Суп варят не в сковородке, а в кастрюле.

- В большой кастрюле можно сварить борщ, компот.

- В кастрюле поменьше можно сварить картошку, макароны, кашу.

- В маленькой кастрюльке можно подогреть молоко, сварить яйца.

- Чтобы жарить в ней картошку, мясо, грибы.

- В сковородке можно потушить капусту, испечь блины.

- В маленькой сковородочке мама мне жарит яичницу.

- Кастрюля высокая, а сковородка низкая.

- У кастрюли две маленькие ручки, а у сковородки одна длинная.

- Кастрюля нужна для первых блюд, а сковородка - для вторых.

- Нет, Незнайка! Суп едят из глубокой тарелки столовой ложкой.

- Из мелкой тарелки вилкой.

- Все вторые блюда едят из мелких тарелок. Кашу едят ложкой, а макароны и картошку - викой.

- Это салатница.

- Можно сказать салатник.

(Селедочница, масленка, перечница, солонка, соусник, хлебница, половник)

- Это не баночка. Это стеклянный стакан.

- Можно.

- Удобнее пить чай из чашки.

- Еще можно пить чай из бокала.

(Чайник, кофейник, сахарница, молочник, сухарница, конфетница, чайные ложечки)

- Посуда новая.

- Блестящая, красивая.

- Сверкающая, сияющая.

- Кухонная посуда.

- Фарфоровая, керамическая, стеклянная.

- Серебряная, пластмассовая, соломенная.

- Это Федора.Она не любила посуду.

- Не заботилась о ней, не уважала.

- Посуда стала грязной, ржавой.

- Раскололась.

- Убежала от нее.

- … ухаживать.

Чередование хлопков кулаками - ладонями.

Вращательные движения правой ладонью над раскрытой левой.

Загибаем поочередно пальцы, начиная с большого.

Вращательные движения левой ладонью над раскрытой правой.

Правая рука на поясе, левая согнута в локте.

Левая рука опущена, правая на поясе, ноги чуть согнуты в коленях.

Поворот вокруг с приподнятыми руками.

Встать на цыпочки. руки понять и соединить над головой.

Изображают поднос.

- Сначала надо накрыть стол скатертью и разложить салфетки.

 

- Я принесла красивую стеклянную вазочку для варенья и розеточки. вазочка из малинового стекла, у нее резные края, посередине украшена веточкой сирени. у вазочки узкое донышко и широкое горлышко.

- Я принес металлическую горку. Она очень красивая, блестящая, с узорами. Она состоит из трех тарелочек. Нижняя - самая большая. На нее можно положить печенье, пряники, сушки. Средняя поменьше, а верхняя - самая маленькая.

-  Сахар кладут в сахарницу, она фарфоровая гладкая, с двумя ручками и крышечкой.

- В молочник наливают молоко. Моя мама любит пить чай с молоком. Наливает его в этот маленький керамический молочник. Он красивый, блестящий, с маленькой удобной ручкой, украшен орнаментом.

- Дарим тебе замечательный стеклянный чайник. Это чайник не простой. Хоть он и стеклянный, в нем  можно кипятить воду. Сначала появляются маленькие пузырьки. Вода нагревается, и пузырьки становятся все больше.

 Наконец, вода закипает и бурлит в чайнике, и ты все это будешь видеть. Вот такой замечательный чайник.

- Помогали незнайке подобрать столики для кафе.

- Придумали название для кафе.

- Помогли разобраться, какая для чего нужна посуда.

- Показали, как ухаживать за посудой.

- Накрыли на стол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи и лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе.

Занятие поможет в игровой форме учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему,согласовывать местоимения с глаголами настоящего времени,образовывать относительные прилагательные, а такж...

Методическая разработка занятия по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР по теме «Профессии»

Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР по теме «Профессии»...

18.10.18. Консультация на тему " Развитие речи и формирование грамматического строя речи у детей "

В дошкольном возрасте очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи, так как его несформированность к началу школьного обучения приводит к нарушению письма....

Методическая разработка по развитию связной речи и лексико-грамматического строя речи в старшей группе.

методическая разработка по развитию речи и лексико-граматического строя речи в старшей группе....

Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи

В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...

Логопедическое занятие по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических связей у детей старшего возраста с ТНР Тема: «Наши друзья - насекомые»

Расширять и активизировать знания детей по теме; учить знать и называть насекомых, части тела, чем питается, способы передвижения; расширять и активизировать в речи словарь существительных, прилагател...