Конспект занятия по развитию связной речи с использованием мнемотехники на тему "Весна"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Дети начинают осваивать взрослый мир с помощью прикосновений, зрительных и слуховых образов. Для развития образного мышления, ассоциативной памяти и улучшения запоминания применяется мнемотехника для дошкольников, таблицы и рисунки в которой подбираются с учетом возраста и психологических особенностей развития каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Весна».

Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.

Задачи:

  1. Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпитетов к словам; формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.
  2. Развивающие: развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.
  3. Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Активизация словаря:

  • Весна,
  • весенние месяцы: март, апрель, май;
  • приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы;
  • солнце, ручеек, сосулька, птицы.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Дети стоят на ковре.

Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Порадуемся солнцу и птицам,

А так же порадуемся улыбчивым лицам.

И всем, кто живет на этой планете,

«Доброе утро» скажем мы взрослым и детям.

2.Формирование навыка согласования прилагательных с существительными.

Педагог: Ребята, скажите мне, про что можно сказать «осенний»? (Осенний день, осенний вечер, осенний лес, осенний праздник, осенний лист, осенний дождь, осенний урожай, осенний месяц.)

Педагог: Про что можно сказать «зимняя»? (Погода, шуба, шапка, прогулка, одежда, поземка, дорога.)

Педагог: Про что мы скажем «весеннее»? (Солнышко, настроение, тепло, пение птиц.)

Педагог: А о чем говорим «летние»? (Деньки, босоножки, сандалии, панамы, месяцы, игры.)

«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали от холода. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала«Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».

Воспитатель: Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне(Солнце) Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?

Что можно сказать про солнышко? Какое оно? (доброе, теплое, ласковое,

улыбчивое, радостное)

Кому нужно солнышко? (детям, взрослым, зверям, птицам, растениям,

деревьям)

Воспитатель: Послушайте, далеко за морями, за горами, живут ветры

Северный — холодный, колючий (у-у-у)

Южный — теплый, ласковый (и-и-и)

Восточный — пробуждающийся (а-а-а)

Западный - затихающий, спокойный, (о-о-о)

Сейчас мы с вами поиграем, вы маленькие ветерки и будете произносить звуки, когда я вам покажу символ ветра (дети выполняют задания)

Воспитатель: Налетел ветерок, солнышко изменилось. Какое оно? (грустное хмурое, невеселое, печальное и т. д.)

Почему солнышко нахмурилось? (тучки закрыли его)

Воспитатель: Давайте поможем солнышку, разгоним тучки на небе. Давайте подуем на тучки (вдох носом - выдох ртом, вдох ртом - выдох ртом).

Ничего у нас с вами не получается. Для того чтобы прогнать тучки, нам нужно выполнить задания.

Воспитатель: Задание первое. Мы поиграем с вами в игру «Семейка весенних слов».

Ребята, посмотрите, одна тучка исчезла, но другие ещё остались. Значит, мы должны выполнить ещё задание, чтобы освободить солнышко. Для этого мы с вами вспомним признаки весны (мнемотаблица с изображением примет весны, а таблица нам поможет.

Дети: Пришла весна. Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой. На солнце начали таять сосульки, зазвенела капель.

Воспитатель: А что же было дальше?

Дети. Начал таять снег, потекли ручьи, на реках начался ледоход. Появились первые цветы.

Воспитатель: Ребята, как называются первые весенние цветы? Назовите их. (подснежник, мать-и-мачеха, медуница, ландыш и т. д.)

Воспитатель: Молодцы. А что же было дальше?

Дети: Вода напоила землю, на деревьях набухли почки, начали распускаться листья. Появились насекомые. Какие? (Бабочки, муравьи, комары, божьи коровки). Прилетели с юга птицы.

Воспитатель: Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются(Перелётные). Каких перелётных птиц вы знаете? Чем занимаются птицы, когда возвращаются домой?

Воспитатель:- А сейчас я предлагаю игру на внимание «Весенние слова». Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет-потопать ногами. (Январь, тепло, снегопад, капель, весна, мороз, грачи, ручьи, проталина, метель, сугробы, скворечник, подснежник, стужа, март, новый год)

Воспитатель: - Ребята, посмотрит, ещё одна тучка улетела. Это значит, что мы с вами справились с заданием.

Воспитатель: Посмотрите, мы с вами разогнали все тучки на небе. Обратите внимание на солнышко. Дети, как вы думаете, почему Солнышко нам улыбается?

Воспитатель: Так в чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна(Солнце поднимается выше, свети ярче и сильнее) Приглашаю всех пройти на лужайку и сесть в кружок.

Скажите, вы любите весну? Сейчас каждый из вас будем говорить, за что он любит весну, и положить лучик солнышка

Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (солнышко) А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи, с использованием метода моделирования

Конспект занятия по развитию связной речи, с использованием метода моделирования...

Конспект занятия по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц на тему «В гости к Лесовичку» в средней группе

Способствовать развитию связной речи детей через обучение рассказыванию при помощи мнемотаблиц....

Конспект занятия по развитию связной речи, с использованием метода моделирования

в средней группе«По сказке Рукавичка»Программные задачи:1.формировать умение детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действ...

Конспект занятия по развитию связной речи с использованием технологии мнемотехники в старшей группе «В поисках клада»

Формировать способность произвольного запоминания, используя мнемотаблицу, развивать ассоциативное мышление, развивать доброту и взаимопомощь....

Конспект занятия по развитию связной речи с использование мнемотехники в старшей группе на тему: "Посуда". Составление описательного рассказа о посуде.

Задачи занятия:1.    Актуализировать словарь по теме «Посуда».2.    Учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда».3....

Конспект занятия по развитию связной речи с использование мнемотехники в старшей группе на тему: "Посуда". Составление описательного рассказа о посуде.

Задачи занятия:1.    Актуализировать словарь по теме «Посуда».2.    Учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда».3....