Конспект открытой фронтальной ОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи по теме: «Звук[З], [З*] и буква З»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект открытой фронтальной ОД
по формированию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности МАДОУ ЦРР д/с №22
по теме: «Звук[З], [З*] и буква З»
(игровая технология, технология развивающего обучения)
учителя-логопеда МАДОУ ЦРР д/с №22 Лихникевич М.Б
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цель занятия: знакомство со звуками [З], [З*].и буквой[З].
Задачи занятия:
Обучающие:
- активизировать словарный запас детей;
-познакомиться с характеристикой звука [З], [З*].
-упражнять в умении произносить звук [з] в слогах, словах, предложениях.
- упражнять в умении различать звуки, определять место звука в слове;
- упражнять в умении подбирать к существительным несколько прилагательных.
Развивающие:
-расширять словарный запас детей, диалогическую речь.
-развивать логическое мышление, фонематический слух и восприятие;
-развивать артикуляционную и мелкую моторику;
-развивать лексико-грамматический строй и связную речь.
Воспитывающие:
-воспитывать любознательность, наблюдательность и доброжелательность;
-воспитывать самостоятельность и готовность оказать помощь.
Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, картинки со звуком [з] и буквой, листы с рисунком змеи, комарика, лисьи мордочки, листы с
элементами буквы З, сигнальные карточки синего и зеленого цвета, макет
дома, где живут звуки[з], [з*], индивидуальные тетради, карандаши.
Ход ОД:
Организационный момент.
Логопед: Ребята, послушайте и угадайте нужный для нас звук:
- Зайка забавный у Зои живет.
Зоя не знает с зайкой забот.
Какой звук встречается чаще всего? (Звук [з]). Правильно, мы будем изучать сегодня звук [з] и букву З. Но, прежде чем приступить к работе, мы выполним артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика:
для губ: упр. «Улыбка»-растягивание в улыбке губ;
упр. «Хоботок»-вытягивание губ вперед.
для языка: упр. «Блинчик»-разложить широкий язык на нижней губе;
упр. «Трубочка»-вытянуть губы вперед, а между ними
просунуть язык и слегка подуть.
для челюсти: медленное открывание и закрывание рта, язык у нижних зубов.
Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед: Ребята, посмотрите, как я говорю звук [з], послушайте как он
звучит, произнесите звук [з]. (Дети произносят). Положите ладошку на горло и еще раз произнесите звук. Что происходит с горлом? (Оно дрожит).
Значит, при звуке [з]- губы в улыбке, зубы сближены, язык находиться за
нижними зубами, посредине языка идет сильная струя воздуха, работают
голосовые связки. Поэтому, звук [з] – согласный, твердый, звонкий. Каким
цветом можно его изобразить? Покажите сигнальные карточки. (Правильно, синим.)
Развитие фонематического слуха.
Давайте поиграем в игру «Помоги комарику». Нужно поднять картинку комарика, если вы услышите звук [з].
Соотношение звука с буквой.
Звук мы произносим, а букву видим, читаем и пишем. Посмотрите!
(Показ буквы З и ее прописывание.)
6. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях:
-работа со слогами:
Игра «Собери домик» - нахождение, проговаривание, выкладывание
бревнышек с гласными буквами в прямом и обратном порядке.
7. Индивидуальная работа по звукопроизношению.
-работа со словами:
Логопед: Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились! А теперь
следующее:
-игра «Добавь звук» - логопед произносит начало слова, а дети заканчивают его звуком, а затем проговаривают слово целиком (например, такие слова- во…, га…, та…, ла…, ра… и т. д.)
Логопед: Прекрасно! Быстро все получилось, но у меня еще есть
упражнение: -работа с предложениями:
-упр. «Составь предложение»-выставляется картинка комарика, который звенит–з..з. Каждому ребенку нужно составить предложение со звуком [з].
А кто ещё хочет составить предложения про комарика? (Ответы детей).
Логопед: Вы составили много предложений. Молодцы! А теперь отдохнем.
8. Физкультминутка:
У зайки есть ушки, ушки-на макушке.
Есть 4 лапочки, все они в порядочке.
Носик, глазки, хвостик есть.
Любит зайка наш поесть.
Присаживаемся на свои места и попробуем по точкам написать букву З и
разукрасить картинку со звуком З (детям раздаются листы с заданием).
9. Упражнение на развитие мелкой моторики рук и грамматических основ написания буквы:
(Дети прописывают букву по точкам и самостоятельно).
(Дети разукрашивают картинки со звуком [з]. Во время выполнения этих
упражнений проводится индивидуальная работа).
10. Индивидуальная работа по звукопроизношению.
Логопед: Ребята, кто справился с этими заданиями может нариcовать любой рисунок со звуком [з].
11. Рассматривание выполненных заданий, рассказывание о
картинках, рисунках. Составление связных предложений по рисункам.
12.Рефлексия (Итог и оценка деятельности детей).
Логопед: Дети, скажите, с чем мы сегодня познакомились? Какой звук мы
учили? (Звук [з]). Какую букву мы теперь знаем? (Букву З).
Вам понравилось на занятии? (Ответы детей). Вы были сегодня активны,
хорошо играли, выполняли задания, умницы! Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе. Тема: Звуки [М] – [М’]. Буква М
Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе....
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи на тему: "Звук и буква Т"
Для детей 5-6 лет....
Конспект логопедического занятия по формированию фонетико - фонематической стороны речи .Тема: « В стране шумов и звуков».
Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале неречевых звуков и слов, близких по звуковому составу....
Конспект подгруппового занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе для детей с амблиопией и косоглазием «Звуки (з), (зь); буква З»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте....
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе "Любимый звук кота Леопольда"
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе "Любимый звук кота Леопольда"....
КОНСПЕКТ образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематических представлений в подготовительной к школе группе «Звук и буква Л»
Цель занятия: автоматизация звука Л в слогах, изолированно, развитие фонематического слуха....
Конспект образовательной деятельности по формированию фонетико- фонематических представлений в старшей группе (для детей с ТНР) с использованием компьютерных технологий. Тема: Звуки «З-Зь».
Цель занятия: закрепить правильное произношение звуков (З) – (ЗЬ), их характеристику. Задачи:Обучающие:Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З и ЗьУчить дифференциации з...