Конспект открытой фронтальной ОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи по теме: «Звук[З], [З*] и буква З»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Лихникевич Марина Борисовна

Конспект ОД  по теме  «Звук[З], [З*] и буква З»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspet_od.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытой  фронтальной ОД

по формированию фонетико-фонематической стороны речи в  старшей  группе компенсирующей направленности МАДОУ ЦРР д/с №22

по теме: «Звук[З], [З*] и буква З»

(игровая технология, технология развивающего обучения)

учителя-логопеда МАДОУ ЦРР д/с №22  Лихникевич М.Б

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Цель занятия: знакомство со звуками [З], [З*].и буквой[З].

Задачи занятия:

Обучающие:

- активизировать  словарный  запас детей;

-познакомиться с характеристикой звука [З],  [З*].

-упражнять в умении произносить звук [з] в слогах, словах, предложениях.

- упражнять в умении различать звуки, определять место звука в слове;

- упражнять в умении подбирать к существительным несколько прилагательных.

Развивающие:

-расширять словарный запас детей, диалогическую речь.

-развивать логическое мышление, фонематический слух и восприятие;

-развивать артикуляционную и мелкую моторику;

-развивать лексико-грамматический строй и связную речь.

Воспитывающие:

-воспитывать любознательность, наблюдательность и доброжелательность;

-воспитывать самостоятельность и  готовность  оказать  помощь.

Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, картинки со звуком [з] и буквой, листы с рисунком змеи, комарика, лисьи мордочки, листы с

элементами буквы З, сигнальные карточки синего и зеленого цвета, макет

дома, где живут звуки[з], [з*], индивидуальные тетради, карандаши.                                             

                                                      Ход  ОД:

Организационный  момент.

      Логопед: Ребята, послушайте и угадайте нужный для нас звук:

                             - Зайка забавный у Зои живет.

                               Зоя не знает с зайкой забот.

   Какой звук встречается чаще всего? (Звук [з]). Правильно, мы будем изучать сегодня звук [з] и букву З. Но, прежде чем приступить к работе, мы выполним артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная  гимнастика:

для  губ:  упр. «Улыбка»-растягивание в улыбке губ;

                  упр. «Хоботок»-вытягивание губ вперед.

 для  языка: упр. «Блинчик»-разложить широкий язык на нижней губе;

                      упр. «Трубочка»-вытянуть губы вперед, а между ними

                      просунуть язык и слегка подуть.

для  челюсти: медленное открывание и закрывание рта, язык у нижних зубов.

Акустико-артикуляционный образ звука.

   Логопед:  Ребята, посмотрите, как я говорю звук [з], послушайте как он

звучит, произнесите звук [з]. (Дети произносят). Положите  ладошку на горло и еще раз произнесите звук. Что происходит с горлом? (Оно дрожит).

   Значит, при звуке [з]- губы в улыбке, зубы сближены, язык находиться за

нижними зубами, посредине языка идет сильная струя воздуха, работают

голосовые связки. Поэтому, звук [з] – согласный, твердый, звонкий. Каким

цветом можно его изобразить? Покажите сигнальные карточки. (Правильно, синим.)

Развитие  фонематического  слуха.

     Давайте поиграем в игру «Помоги  комарику». Нужно поднять картинку комарика, если вы услышите звук [з].

Соотношение звука с буквой.

     Звук мы произносим, а букву видим, читаем и пишем. Посмотрите!

(Показ буквы З и ее прописывание.)

     6. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях:

-работа со слогами:

Игра «Собери домик» - нахождение, проговаривание, выкладывание

бревнышек с гласными буквами в прямом и обратном порядке.

     7. Индивидуальная работа по звукопроизношению.

-работа со словами:

Логопед: Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились! А  теперь

следующее:

-игра «Добавь звук» - логопед произносит начало слова, а дети заканчивают его звуком, а затем проговаривают слово целиком (например, такие слова- во…, га…, та…, ла…, ра… и т. д.)

Логопед: Прекрасно! Быстро все получилось, но у меня еще есть

упражнение: -работа с предложениями:

-упр. «Составь предложение»-выставляется  картинка комарика, который звенит–з..з. Каждому ребенку нужно составить предложение со звуком [з].

А кто ещё хочет составить предложения про комарика? (Ответы детей).

Логопед: Вы составили много предложений. Молодцы! А теперь отдохнем.

8.  Физкультминутка:

                         У зайки есть ушки, ушки-на макушке.

                         Есть 4 лапочки, все они в порядочке.

                        Носик, глазки, хвостик есть.

                       Любит зайка наш поесть.

Присаживаемся на свои места и попробуем по точкам написать букву З и

разукрасить картинку со звуком З (детям раздаются листы с заданием).

     9. Упражнение на развитие мелкой моторики рук и  грамматических основ написания буквы:

(Дети прописывают букву по точкам и самостоятельно).

(Дети разукрашивают картинки со звуком [з]. Во время выполнения этих

упражнений проводится индивидуальная работа).

    10. Индивидуальная работа по звукопроизношению.

Логопед: Ребята, кто справился с этими заданиями может нариcовать любой рисунок со звуком [з].

    11.  Рассматривание выполненных заданий, рассказывание о

картинках, рисунках. Составление связных предложений по рисункам.

    12.Рефлексия (Итог и оценка деятельности детей).

Логопед: Дети, скажите, с чем мы сегодня познакомились? Какой звук мы

учили? (Звук [з]). Какую букву мы теперь знаем? (Букву З).

Вам понравилось на занятии? (Ответы детей). Вы были сегодня активны,

хорошо играли, выполняли задания, умницы! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе. Тема: Звуки [М] – [М’]. Буква М

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе....

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико - фонематической стороны речи .Тема: « В стране шумов и звуков».

Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале неречевых звуков и слов, близких по звуковому составу....

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе "Любимый звук кота Леопольда"

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе "Любимый звук кота Леопольда"....

Конспект образовательной деятельности по формированию фонетико- фонематических представлений в старшей группе (для детей с ТНР) с использованием компьютерных технологий. Тема: Звуки «З-Зь».

Цель занятия: закрепить правильное произношение звуков (З) – (ЗЬ), их характеристику. Задачи:Обучающие:Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З и ЗьУчить  дифференциации з...