Конспект образовательной деятельности по формированию фонетико- фонематических представлений в старшей группе (для детей с ТНР) с использованием компьютерных технологий. Тема: Звуки «З-Зь».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Цель занятия: закрепить правильное произношение звуков (З) – (ЗЬ), их характеристику.

 Задачи:

Обучающие:

  1. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З и Зь
  2. Учить  дифференциации звуков З и Зь в слогах, словах .
  3. Учить определять место звука З в слове (начало, середина).
  4. Учить звуко-слоговому анализу слов  на примере слова ЗУБЫ.
  5. Упражнять в составлении предложений.
  6. Учить подбирать определения соответствующие данному примеру.
  7. Учить образовывать прилагательные от существительных.

Коррекционные:

Развивать связную речь, фонематические представления, зрительное и слуховое внимание, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением, творческое воображение.

Воспитательные:

Воспитывать навык сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, ответственности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Игрушка ЗАЯЦ
  •  Магнитная доска.
  • Компьютер и компьютеризованное рабочее место логопеда с подготовленной для занятия презентацией.
  • Зеркала (индивидуальные).
  • Схемы для составления схем слов (индивидуальные).
  • Флажки с символом звука «З» (индивидуальные) и демонстрационная карточка на звук «З» - комарик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_gramote.docx149.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  образовательной деятельности по формированию фонетико- фонематических представлений  в старшей группе (для детей с ТНР) с использованием компьютерных технологий.

Тема: Звуки «З-Зь».

Цель занятия: закрепить правильное произношение звуков (З) – (ЗЬ), их характеристику.

 Задачи:

Обучающие:

  1. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З и Зь
  2. Учить  дифференциации звуков З и Зь в слогах, словах .
  3. Учить определять место звука З в слове (начало, середина).
  4. Учить звуко-слоговому анализу слов  на примере слова ЗУБЫ.
  5. Упражнять в составлении предложений.
  6. Учить подбирать определения соответствующие данному примеру.
  7. Учить образовывать прилагательные от существительных.

Коррекционные:

Развивать связную речь, фонематические представления, зрительное и слуховое внимание, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением, творческое воображение.

Воспитательные:

Воспитывать навык сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, ответственности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Игрушка ЗАЯЦ
  •  Магнитная доска.
  • Компьютер и компьютеризованное рабочее место логопеда с подготовленной для занятия презентацией.
  • Зеркала (индивидуальные).
  • Схемы для составления схем слов (индивидуальные).
  • Флажки с символом звука «З» (индивидуальные) и демонстрационная карточка на звук «З» - комарик.

                                                 Ход ОД.

  1. Орг. Момент.

Создание эмоционального настроя.

Логопед. Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости. Давайте с ними

поздороваемся.

Логопед. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня

настроение?

Дети. Хорошее, радостное, веселое.

Логопед. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу

свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг).

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Логопед: - Ребята сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вам предложить отправиться в путешествие. А куда? Вы узнаете отгадав загадку:

Здесь рядом живут крокодил и зайчата,

Пингвины, олени и даже слонята.

Как называется дом всех зверей?

Попробуй ответь ты мне поскорей!

Правильно, мы с вами отправимся в зоопарк  на паровозе Букашка. Все готовы? Никто не отстал от паровоза? Паровоз отправляется. (под музыку дети выстраиваются, идут змейкой). Мы с вами приехали к зоопарку, но чтобы получить билет в зоопарк нам надо сложить разрезную картинку, которая у вас на столах.

 (Дети складывают разрезную картинку). 

Логопед: Кто получился у вас на картинке?

Дети: Заяц.

Логопед: А заяц, кто он?

Дети:  Заяц -  дикое животное.

Логопед: - А заяц , посмотрите какой?

Дети: Зимой — белый, летом — серый, трусливый, длинноухий и т.д.

Логопед: Ребята, посмотрите к нам в гости сегодня  пришел ЗАЙКА  и принес нам билеты в зоопарк. Ребята, что такое зоопарк, кто там живет.

Дети: В зоопарке живут звери.

Логопед: Правильно, ребята, звери живут не только в лесу,  но и в зоопарке. Там мы с вами можем с ними познакомиться.

 - Скажите, а  какой первый звук в словах зайка,  зоопарк и звери?

Дети: - Звук «З».

Логопед: Правильно, сегодня во время нашего путешествия  мы с вами и с нашим зайчиком  будем учиться слышать и произносить звук З.

  1. Пальчиковая гимнастика:

Логопед: - А сейчас, мы с вами порадуем нашего зайчика  сделаем пальчиковую гимнастику:

Зайка под кустом сидит,

И ушами шевелит,

Зайка-зайка, где твой дом?

За большим кустом.

  1. Артикуляционная гимнастика:

Логопед: Ребята, зайка приглашает нас  с вами к первой клетке. Кто же в ней живет. Наш зайка загадает вам загадку — если вы угадаете, то узнаете, кто прячется в этой клетке.

Загадка:

Проживает в теплых странах,

Обожает есть бананы.

Хвост, не хуже чем рука,

Смотрит гордо свысока.

Джунгли – ей, как дом родной,

В них живет со всей семьей.

 Ей тарзанкою лианы,

 А зовется – … (Ответ: Обезьяна)

Логопед: Правильно, ребята, это обезьяна.  Она не умеет делать артикуляционную гимнастику и просит вас ее научить. Давайте научим ее  делать артикуляционную гимнастику.

    Упражнения на свистящие звуки:

  • улыбка
  • качели
  • чистим  зубки
  1. Анализ артикуляции и характеристика звука З.

Когда мы произносим звук[з]:Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Характеристика

Звук [3] - согласный, звонкий, твёрдый. Звук обозначается синим цветом.

Логопед: Ребята, мы с вами подошли к следующей клетке. Кто же тут живет? Загадывай зайка нам следующую загадку.

Бородатый и рогатый, Показать вам силу рад я.

Крупный дикий бык лесной, Стою важно под сосной.

Зубр хочет с вами поиграть в зрительную гимнастику:

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видить лучше будем сразу.

   Логопед: Ребята, а кто в этой клетке обитает — загадывай нам, зайка, скорее загадку.

Загадка.

В Африке живёт.
Траву жуёт.
Носит матроску
В чёрно – белую полоску.
(Зебра)

Логопед: Ребята, а какой первый звук в слове ЗЕБРА?

Дети: Зь

Логопед: Давайте дадим характеристику звуку Зь

Дети:

Звук Зь — согласный,

                звонкий,

                мягкий.

                Картинка — маленький комарик.  

                Обозначается зеленым квадратом.

Логопед: Чем похожи друг на друга звуки З и Зь?

Дети: Согласные, звонкие.

Логопед: А чем отличаются?

Дети: Звук З — твердый, а звук Зь — мягкий.

Зебра вам прислала задание, выполним его?(Проходите за столы)

Зебра предлагает вам разделить слова на слоги и нарисовать под рисунками слоговую схему.

Логопед: Правильно, молодцы, ребята. Зебра очень довольна вами. Пойдемте дальше.

5. Фонематический слух:

Логопед: Ребята, отгадайте новую загадку нашего зайчика, и вы узнаете, кто живет с следующей клетке.

Загадка:

Извивается, скользит
И на солнышке блестит,
Длинный хвост и чешуя
Называется… (Змея).

Логопед: Правильно, молодцы. Это змея. Она приготовила для нас трудное задание — сейчас змея будет показывать вам  картинки, а вы должны  поймать в их названии звуки З или Зь. Какой квадратик будем поднимать если услышим звук З? (Синий). Какой квадратик будем поднимать если услышим звук Зь (зеленый).

Слова (картинки на доске): ЗАЯЦ, ЗЕБРА, ЗЕРКАЛО, ЗУБЫ, ЗАМОК, ЗИМА, ВАЗА, МАГАЗИН

- Ребята, а где спрятался звук Зь в слове ЗЕРКАЛО? (В начале слова).

- Ребята, а где спрятался звук Зь в слове МАГАЗИН? ( В середине слова).

Молодцы, вы прекрасно справились с заданиями, которые приготовила для вас змея. Пойдемте дальше.

6. Слоговые дорожки:

Логопед: Ребята, отгадайте последнюю загадку, которую для вас приготовил наш ЗАЙКА.

Загадка:

Есть рога, а не баран,

Хвост свечкой, а не белка,

Не корова, а молоко дает.

(КОЗА).

      Правильно. Ребята, мы с вами остановились у клетки с козой. Кто такая коза?

          Дети: Домашнее животное.

          Логопед: Какая коза?

          Дети: сердитая, рогатая, бодатая, белая.

          Логопед: Давайте порадуем козу чистоговорками, которые мы про нее знаем (произносим сначала медленно, а потом быстрее и быстрее)

Зу-зу-зу, мы увидели козу.

Зы-зы-зы,  не боимся мы козы.

За-за-за, уходи домой коза.

Зе-зе-зе, дали сена мы козе.

Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами сегодня видели в зоопарке: КОЗА, ЗАЯЦ, ЗУБР, ЗМЕЯ, ОБЕЗЬЯНА, ЗЕБРА. В названии всех животных есть звуки З или Зь.(Работа с картинками(Дети определяют, где стоит звук и какой он)

На письме мы звуки обозначаем буквой З. Наша  коза предлагает вам  выложить букву З из фасоли.

   7.   Физкультминутка «Зайка».

Ребята, давайте отдохнем вместе с нашим зайкой, тоже превратимся в маленьких зайчат.

Один, два, три, четыре, пять   (хлопаем в ладоши)
Вышел зайка погулять.            (ходьба на месте)
Один, два, три, четыре, пять  (хлопаем в ладоши)
Будем с зайкой мы играть.      (руками изображаем над головой уши зайца)
Один, два, три, четыре, пять  (хлопаем в ладоши)
Любит зайка поскакать.           (прыжки на месте)
Один, два, три, четыре, пять   (хлопаем в ладоши)
Хочет лапками стучать.           (стучим ладонями по коленям)
Один, два, три, четыре, пять   (хлопаем в ладоши)
Будем головой кивать.             (киваем головой)
Один, два, три, четыре, пять    (хлопаем в ладоши)
Всем пора нам отдыхать.          (садимся на корточки)

      8.  Слова:

Логопед: Ребята, а давайте угостим нашего зайку. (Давайте)

Логопед: А что любит зайка? Чем мы его угостим? (Морковку, капусту).

Логопед: А чем зайка грызет морковку? (зубками, зубами)

Логопед: Правильно. Давайте пока наш зайка угощается, мы составим схему слова ЗУБЫ.

Логопед: Сколько слогов в слове ЗУБЫ? Почему?

9. Составление предложений:

Логопед: Ребята, мы с вами обошли уже весь зоопарк и пришли к жилищу зайца, где он живет со своей семьей. Как называется его жилище: в лесу нора, в зоопарке — клетка.

А как мы ласково можем назвать зайца?

Дети: Зайка, заинька, зайчишка.

Логопед: Чей  хвост у зайки?

Дети: Заячий хвост.

Логопед: А шубка у зайки?

Дети: Заячья шубка.

Логопед: А лапки у зайки?

Дети: Заячьи лапки.

 Логопед: Ребята, попробуйте  составить предложения со словом заяц:

(Дети придумывают разные предложения)

          ЗАЯЦ ГРЫЗЕТ МОРКОВКУ.

   Или     ЗАЯЦ ЕСТ КАПУСТУ.

   Или     ЗАЯЦ ПРЯЧЕТСЯ ЗА ДЕРЕВОМ.

-Ребята, а вы знаете сказки про зайца? Какие?

10. Итог:

Логопед: - Вот и подошло к концу наше  путешествие в зоопарк. Ребята, какие звуки мы учились сегодня слышать и говорить?

Дети: - Звуки «З и Зь».

Логопед: - Звук «З» - какой?

Дети: - Звук «З» - согласный, звонкий, твердый,

Логопед: Звук «Зь» - какой?

Дети: Звук «ЗЬ» - согласный, звонкий, мягкий.

Логопед: Ребята, назовите  животных которых мы видели в зоопарке (ответы детей).

Логопед: Ребята, за то, что вы так хорошо занимались и нашему зайчику было с вами так интересно, он приготовил для вас медали.

            https://logopsi.ucoz.com/_ph/108/974151438.jpghttps://logopsi.ucoz.com/_ph/108/974151438.jpg https://logopsi.ucoz.com/_ph/108/974151438.jpg   

            https://logopsi.ucoz.com/_ph/108/974151438.jpghttps://logopsi.ucoz.com/_ph/108/974151438.jpghttps://logopsi.ucoz.com/_ph/108/974151438.jpg

             

         https://logopsi.ucoz.com/_ph/108/974151438.jpghttps://logopsi.ucoz.com/_ph/108/974151438.jpghttps://logopsi.ucoz.com/_ph/108/974151438.jpg

       https://logopsi.ucoz.com/_ph/108/974151438.jpghttps://logopsi.ucoz.com/_ph/108/974151438.jpghttps://logopsi.ucoz.com/_ph/108/974151438.jpg

Самоанализ образовательной деятельности по фонетико- фонематическому развитию,

в группе для детей 5-6 лет, имеющими ТНР.

Учитель-логопед: Доброскокова Е.А.

Группа: для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет.

Была представлена интегрированная образовательная деятельность. Была представлена интеграция пяти образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие», «социально – коммуникативное развитие», «физическое развитие».

 Тема: «Дифференциация звуков (з)-(зь)». 

Тип : Занятие на обобщение и систематизацию накопленного опыта.

Цель:закрепить правильное произношение звуков (З) – (ЗЬ), их характеристику.

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З и Зь
  2. Учить  дифференциации звуков З и Зь в слогах, словах .
  3. Учить определять место звука З в слове (начало, середина).
  4. Учить звуко-слоговому анализу слов  на примере слова ЗУБЫ.
  5. Упражнять в составлении предложений.
  6. Учить подбирать определения , соответствующие данному примеру.
  7. Учить образовывать прилагательные от существительных

Коррекционные:

Развивать связную речь, фонематические представления, зрительное и слуховое внимание, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением, творческое воображение.

Воспитательные:

Воспитывать навык сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, ответственности.

ОД длилась 25  минут. Этого времени было достаточно для возникновения познавательного интереса и познавательной активности у детей, а также для решения поставленных задач.

 Учитывая особенности детей данной группы, часто менялись виды деятельности, менялись формы работы. Были проведены: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, динамическая пауза, направленная на координацию речи с движением.

Форма проведения ОД: подгрупповое занятие с учётом индивидуальных особенностей детей.

К наглядным приёмам используемым мною на занятии относится показ презентации с изображением животны .
К словесным методам относятся наша с детьми беседа. Я использовала такие словесные приемы, как вопросы, пояснения и объяснения.

 Я применила такие игровые приёмы: загадки,создание игровой ситуации, имитация движения во время пальчиковой гимнастики  и физминутки.
 
К группе практических методов обучения в можно отнести моделирование буквы З из фасоли.

На занятии использовались ИКТ –технологии (презентация с триггерами, видео), здоровьесберегающие технологии (использование физминутки, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, смена деятельности, освещение, проветривание, бактерицидные лампы, одежда детей), технология сотрудничества  (в ходе ОД реализовывалась совместная деятельность учителя-логопеда и обучающихся, главной составляющей было взаимодействие. Партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок»,оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей), игровая технология, технология интегрированного обучения. В ходе ОД осуществлялась интеграция всех образовательных областей: познавательное развитие- вспоминали название животных, которые живут в зоопарке,счет, геом. фигуры; речевое развитие – обогащение словарного запаса; социально-коммуникативное развитие – перед детьми была поставлена цель – помочь животным и они с ней справились; художественно-эстетическое развитие –в ОД присутствовало много музыки, что влияло на активность детей; физическое развитие- пальчиковая игра с элементами массажа,координация речи с движением, физминутка.

Все задания были в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.

ОД соответствует общим воспитательным и развивающим целям и задачам, уровню развития обучающихся, их возрастными особенностями.

Работа была содержательная, разнообразная, включала разные виды деятельности. Все дети были организованы, активны. В ходе ОД оценивались промежуточные результаты каждого ребенка, в конце была проведена рефлексивно-оценочная работа, где выводы делали сами обучающиеся.

                                                                            https://logopsi.ucoz.com/_ph/108/974151438.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование коррекционно -развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР, с использованием компьютерных технологий

Планирование коррекционно- развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР, с использованием компьютерных технологий (лексико - грамматический строй речи)...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по фонетике с использованием компьютерных технологий. Тема: Звуки «З-Зь».

Цели занятия: 1.     Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З и Зь2.     Учить  дифференциации звуков З и Зь в слогах, словах и предложен...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию фонетико- фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста Тема: «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»

Цели:Образовательные:закреплять умение четко артикулировать гласные звуки;закрепление умений выделять гласные звуки  в начале, в середине, в конце слов.упражнять в анализе и синтезе звукокомплекс...

Методическая разработка. Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в группе для детей с ТНР подготовительного возраста «Волшебный мир сказок».

Конспект занятия составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (с тяжелым нарушением речи), ГБДОУ детского сада № 25 компенсирующе...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения) «Путешествие в страну буквы О» (звук и буква О)

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения)  «Путешествие в страну букв...