Конспект образовательной деятельности по формированию фонетико- фонематических представлений в старшей группе (для детей с ТНР) с использованием компьютерных технологий. Тема: Звуки «З-Зь».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цель занятия: закрепить правильное произношение звуков (З) – (ЗЬ), их характеристику.
Задачи:
Обучающие:
- Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З и Зь
- Учить дифференциации звуков З и Зь в слогах, словах .
- Учить определять место звука З в слове (начало, середина).
- Учить звуко-слоговому анализу слов на примере слова ЗУБЫ.
- Упражнять в составлении предложений.
- Учить подбирать определения соответствующие данному примеру.
- Учить образовывать прилагательные от существительных.
Коррекционные:
Развивать связную речь, фонематические представления, зрительное и слуховое внимание, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением, творческое воображение.
Воспитательные:
Воспитывать навык сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, ответственности.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Игрушка ЗАЯЦ
- Магнитная доска.
- Компьютер и компьютеризованное рабочее место логопеда с подготовленной для занятия презентацией.
- Зеркала (индивидуальные).
- Схемы для составления схем слов (индивидуальные).
- Флажки с символом звука «З» (индивидуальные) и демонстрационная карточка на звук «З» - комарик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_gramote.docx | 149.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по формированию фонетико- фонематических представлений в старшей группе (для детей с ТНР) с использованием компьютерных технологий.
Тема: Звуки «З-Зь».
Цель занятия: закрепить правильное произношение звуков (З) – (ЗЬ), их характеристику.
Задачи:
Обучающие:
- Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З и Зь
- Учить дифференциации звуков З и Зь в слогах, словах .
- Учить определять место звука З в слове (начало, середина).
- Учить звуко-слоговому анализу слов на примере слова ЗУБЫ.
- Упражнять в составлении предложений.
- Учить подбирать определения соответствующие данному примеру.
- Учить образовывать прилагательные от существительных.
Коррекционные:
Развивать связную речь, фонематические представления, зрительное и слуховое внимание, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением, творческое воображение.
Воспитательные:
Воспитывать навык сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, ответственности.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Игрушка ЗАЯЦ
- Магнитная доска.
- Компьютер и компьютеризованное рабочее место логопеда с подготовленной для занятия презентацией.
- Зеркала (индивидуальные).
- Схемы для составления схем слов (индивидуальные).
- Флажки с символом звука «З» (индивидуальные) и демонстрационная карточка на звук «З» - комарик.
Ход ОД.
- Орг. Момент.
Создание эмоционального настроя.
Логопед. Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости. Давайте с ними
поздороваемся.
Логопед. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня
настроение?
Дети. Хорошее, радостное, веселое.
Логопед. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу
свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг).
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Логопед: - Ребята сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вам предложить отправиться в путешествие. А куда? Вы узнаете отгадав загадку:
Здесь рядом живут крокодил и зайчата,
Пингвины, олени и даже слонята.
Как называется дом всех зверей?
Попробуй ответь ты мне поскорей!
Правильно, мы с вами отправимся в зоопарк на паровозе Букашка. Все готовы? Никто не отстал от паровоза? Паровоз отправляется. (под музыку дети выстраиваются, идут змейкой). Мы с вами приехали к зоопарку, но чтобы получить билет в зоопарк нам надо сложить разрезную картинку, которая у вас на столах.
(Дети складывают разрезную картинку).
Логопед: Кто получился у вас на картинке?
Дети: Заяц.
Логопед: А заяц, кто он?
Дети: Заяц - дикое животное.
Логопед: - А заяц , посмотрите какой?
Дети: Зимой — белый, летом — серый, трусливый, длинноухий и т.д.
Логопед: Ребята, посмотрите к нам в гости сегодня пришел ЗАЙКА и принес нам билеты в зоопарк. Ребята, что такое зоопарк, кто там живет.
Дети: В зоопарке живут звери.
Логопед: Правильно, ребята, звери живут не только в лесу, но и в зоопарке. Там мы с вами можем с ними познакомиться.
- Скажите, а какой первый звук в словах зайка, зоопарк и звери?
Дети: - Звук «З».
Логопед: Правильно, сегодня во время нашего путешествия мы с вами и с нашим зайчиком будем учиться слышать и произносить звук З.
- Пальчиковая гимнастика:
Логопед: - А сейчас, мы с вами порадуем нашего зайчика сделаем пальчиковую гимнастику:
Зайка под кустом сидит,
И ушами шевелит,
Зайка-зайка, где твой дом?
За большим кустом.
- Артикуляционная гимнастика:
Логопед: Ребята, зайка приглашает нас с вами к первой клетке. Кто же в ней живет. Наш зайка загадает вам загадку — если вы угадаете, то узнаете, кто прячется в этой клетке.
Загадка:
Проживает в теплых странах,
Обожает есть бананы.
Хвост, не хуже чем рука,
Смотрит гордо свысока.
Джунгли – ей, как дом родной,
В них живет со всей семьей.
Ей тарзанкою лианы,
А зовется – … (Ответ: Обезьяна)
Логопед: Правильно, ребята, это обезьяна. Она не умеет делать артикуляционную гимнастику и просит вас ее научить. Давайте научим ее делать артикуляционную гимнастику.
Упражнения на свистящие звуки:
- улыбка
- качели
- чистим зубки
- Анализ артикуляции и характеристика звука З.
Когда мы произносим звук[з]:Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Характеристика
Звук [3] - согласный, звонкий, твёрдый. Звук обозначается синим цветом.
Логопед: Ребята, мы с вами подошли к следующей клетке. Кто же тут живет? Загадывай зайка нам следующую загадку.
Бородатый и рогатый, Показать вам силу рад я.
Крупный дикий бык лесной, Стою важно под сосной.
Зубр хочет с вами поиграть в зрительную гимнастику:
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видить лучше будем сразу.
Логопед: Ребята, а кто в этой клетке обитает — загадывай нам, зайка, скорее загадку.
Загадка.
В Африке живёт.
Траву жуёт.
Носит матроску
В чёрно – белую полоску.
(Зебра)
Логопед: Ребята, а какой первый звук в слове ЗЕБРА?
Дети: Зь
Логопед: Давайте дадим характеристику звуку Зь
Дети:
Звук Зь — согласный,
звонкий,
мягкий.
Картинка — маленький комарик.
Обозначается зеленым квадратом.
Логопед: Чем похожи друг на друга звуки З и Зь?
Дети: Согласные, звонкие.
Логопед: А чем отличаются?
Дети: Звук З — твердый, а звук Зь — мягкий.
Зебра вам прислала задание, выполним его?(Проходите за столы)
Зебра предлагает вам разделить слова на слоги и нарисовать под рисунками слоговую схему.
Логопед: Правильно, молодцы, ребята. Зебра очень довольна вами. Пойдемте дальше.
5. Фонематический слух:
Логопед: Ребята, отгадайте новую загадку нашего зайчика, и вы узнаете, кто живет с следующей клетке.
Загадка:
Извивается, скользит
И на солнышке блестит,
Длинный хвост и чешуя
Называется… (Змея).
Логопед: Правильно, молодцы. Это змея. Она приготовила для нас трудное задание — сейчас змея будет показывать вам картинки, а вы должны поймать в их названии звуки З или Зь. Какой квадратик будем поднимать если услышим звук З? (Синий). Какой квадратик будем поднимать если услышим звук Зь (зеленый).
Слова (картинки на доске): ЗАЯЦ, ЗЕБРА, ЗЕРКАЛО, ЗУБЫ, ЗАМОК, ЗИМА, ВАЗА, МАГАЗИН
- Ребята, а где спрятался звук Зь в слове ЗЕРКАЛО? (В начале слова).
- Ребята, а где спрятался звук Зь в слове МАГАЗИН? ( В середине слова).
Молодцы, вы прекрасно справились с заданиями, которые приготовила для вас змея. Пойдемте дальше.
6. Слоговые дорожки:
Логопед: Ребята, отгадайте последнюю загадку, которую для вас приготовил наш ЗАЙКА.
Загадка:
Есть рога, а не баран,
Хвост свечкой, а не белка,
Не корова, а молоко дает.
(КОЗА).
Правильно. Ребята, мы с вами остановились у клетки с козой. Кто такая коза?
Дети: Домашнее животное.
Логопед: Какая коза?
Дети: сердитая, рогатая, бодатая, белая.
Логопед: Давайте порадуем козу чистоговорками, которые мы про нее знаем (произносим сначала медленно, а потом быстрее и быстрее)
Зу-зу-зу, мы увидели козу.
Зы-зы-зы, не боимся мы козы.
За-за-за, уходи домой коза.
Зе-зе-зе, дали сена мы козе.
Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами сегодня видели в зоопарке: КОЗА, ЗАЯЦ, ЗУБР, ЗМЕЯ, ОБЕЗЬЯНА, ЗЕБРА. В названии всех животных есть звуки З или Зь.(Работа с картинками(Дети определяют, где стоит звук и какой он)
На письме мы звуки обозначаем буквой З. Наша коза предлагает вам выложить букву З из фасоли.
7. Физкультминутка «Зайка».
Ребята, давайте отдохнем вместе с нашим зайкой, тоже превратимся в маленьких зайчат.
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Вышел зайка погулять. (ходьба на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем с зайкой мы играть. (руками изображаем над головой уши зайца)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Любит зайка поскакать. (прыжки на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Хочет лапками стучать. (стучим ладонями по коленям)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем головой кивать. (киваем головой)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Всем пора нам отдыхать. (садимся на корточки)
8. Слова:
Логопед: Ребята, а давайте угостим нашего зайку. (Давайте)
Логопед: А что любит зайка? Чем мы его угостим? (Морковку, капусту).
Логопед: А чем зайка грызет морковку? (зубками, зубами)
Логопед: Правильно. Давайте пока наш зайка угощается, мы составим схему слова ЗУБЫ.
Логопед: Сколько слогов в слове ЗУБЫ? Почему?
9. Составление предложений:
Логопед: Ребята, мы с вами обошли уже весь зоопарк и пришли к жилищу зайца, где он живет со своей семьей. Как называется его жилище: в лесу нора, в зоопарке — клетка.
А как мы ласково можем назвать зайца?
Дети: Зайка, заинька, зайчишка.
Логопед: Чей хвост у зайки?
Дети: Заячий хвост.
Логопед: А шубка у зайки?
Дети: Заячья шубка.
Логопед: А лапки у зайки?
Дети: Заячьи лапки.
Логопед: Ребята, попробуйте составить предложения со словом заяц:
(Дети придумывают разные предложения)
ЗАЯЦ ГРЫЗЕТ МОРКОВКУ.
Или ЗАЯЦ ЕСТ КАПУСТУ.
Или ЗАЯЦ ПРЯЧЕТСЯ ЗА ДЕРЕВОМ.
-Ребята, а вы знаете сказки про зайца? Какие?
10. Итог:
Логопед: - Вот и подошло к концу наше путешествие в зоопарк. Ребята, какие звуки мы учились сегодня слышать и говорить?
Дети: - Звуки «З и Зь».
Логопед: - Звук «З» - какой?
Дети: - Звук «З» - согласный, звонкий, твердый,
Логопед: Звук «Зь» - какой?
Дети: Звук «ЗЬ» - согласный, звонкий, мягкий.
Логопед: Ребята, назовите животных которых мы видели в зоопарке (ответы детей).
Логопед: Ребята, за то, что вы так хорошо занимались и нашему зайчику было с вами так интересно, он приготовил для вас медали.
Самоанализ образовательной деятельности по фонетико- фонематическому развитию,
в группе для детей 5-6 лет, имеющими ТНР.
Учитель-логопед: Доброскокова Е.А.
Группа: для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет.
Была представлена интегрированная образовательная деятельность. Была представлена интеграция пяти образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие», «социально – коммуникативное развитие», «физическое развитие».
Тема: «Дифференциация звуков (з)-(зь)».
Тип : Занятие на обобщение и систематизацию накопленного опыта.
Цель:закрепить правильное произношение звуков (З) – (ЗЬ), их характеристику.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З и Зь
- Учить дифференциации звуков З и Зь в слогах, словах .
- Учить определять место звука З в слове (начало, середина).
- Учить звуко-слоговому анализу слов на примере слова ЗУБЫ.
- Упражнять в составлении предложений.
- Учить подбирать определения , соответствующие данному примеру.
- Учить образовывать прилагательные от существительных
Коррекционные:
Развивать связную речь, фонематические представления, зрительное и слуховое внимание, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением, творческое воображение.
Воспитательные:
Воспитывать навык сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, ответственности.
ОД длилась 25 минут. Этого времени было достаточно для возникновения познавательного интереса и познавательной активности у детей, а также для решения поставленных задач.
Учитывая особенности детей данной группы, часто менялись виды деятельности, менялись формы работы. Были проведены: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, динамическая пауза, направленная на координацию речи с движением.
Форма проведения ОД: подгрупповое занятие с учётом индивидуальных особенностей детей.
К наглядным приёмам используемым мною на занятии относится показ презентации с изображением животны .
К словесным методам относятся наша с детьми беседа. Я использовала такие словесные приемы, как вопросы, пояснения и объяснения.
Я применила такие игровые приёмы: загадки,создание игровой ситуации, имитация движения во время пальчиковой гимнастики и физминутки.
К группе практических методов обучения в можно отнести моделирование буквы З из фасоли.
На занятии использовались ИКТ –технологии (презентация с триггерами, видео), здоровьесберегающие технологии (использование физминутки, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, смена деятельности, освещение, проветривание, бактерицидные лампы, одежда детей), технология сотрудничества (в ходе ОД реализовывалась совместная деятельность учителя-логопеда и обучающихся, главной составляющей было взаимодействие. Партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок»,оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей), игровая технология, технология интегрированного обучения. В ходе ОД осуществлялась интеграция всех образовательных областей: познавательное развитие- вспоминали название животных, которые живут в зоопарке,счет, геом. фигуры; речевое развитие – обогащение словарного запаса; социально-коммуникативное развитие – перед детьми была поставлена цель – помочь животным и они с ней справились; художественно-эстетическое развитие –в ОД присутствовало много музыки, что влияло на активность детей; физическое развитие- пальчиковая игра с элементами массажа,координация речи с движением, физминутка.
Все задания были в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.
ОД соответствует общим воспитательным и развивающим целям и задачам, уровню развития обучающихся, их возрастными особенностями.
Работа была содержательная, разнообразная, включала разные виды деятельности. Все дети были организованы, активны. В ходе ОД оценивались промежуточные результаты каждого ребенка, в конце была проведена рефлексивно-оценочная работа, где выводы делали сами обучающиеся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
планирование коррекционно -развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР, с использованием компьютерных технологий
Планирование коррекционно- развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР, с использованием компьютерных технологий (лексико - грамматический строй речи)...
Образовательная деятельность в старшей группе по художественно-эстетическому развитию с использованием ИКТ технологий Тема «Тайна снежинок»
Формировать умение придумывать узор «снежинок», передавая её природные особенности....
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по фонетике с использованием компьютерных технологий. Тема: Звуки «З-Зь».
Цели занятия: 1. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З и Зь2. Учить дифференциации звуков З и Зь в слогах, словах и предложен...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию фонетико- фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста Тема: «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»
Цели:Образовательные:закреплять умение четко артикулировать гласные звуки;закрепление умений выделять гласные звуки в начале, в середине, в конце слов.упражнять в анализе и синтезе звукокомплекс...
Методическая разработка. Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в группе для детей с ТНР подготовительного возраста «Волшебный мир сказок».
Конспект занятия составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (с тяжелым нарушением речи), ГБДОУ детского сада № 25 компенсирующе...
конспект нод в старшей группе для детей с онр с использованием здоровьесберегающей технологии
конспект нод в старшей группе дял детей с онр по теме "Осень"...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения) «Путешествие в страну буквы О» (звук и буква О)
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения) «Путешествие в страну букв...