Индивидуальная рабочая программа с ребенком с логопедическим заключением "Моторная алалия"
рабочая программа по логопедии на тему
Данная рабочая программа разработана мной для определенного ребека с моторной алалией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma_raboty_s_rebenkom_s_motornoy_alaliey.docx | 31.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное образовательное
бюджетное учреждение «Усть-Юганская СОШ»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ
С РЕБЕНКОМ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ.
Разработала:
учитель-логопед 1 квалификационной категории
Капитан Елена Юрьевна
Усть-Юганская СОШ, 2017г.
КРАТКАЯ ПСИХОЛОГО - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ:
Психолого-логопедическое обследование показывает:
1. При логопедическом обследовании девочка неохотно вступила в контакт с логопедом, не проявила интереса к предложенной игровой деятельности, не поняла условий задания. Заинтересовалась заводными игрушками.
2. Представление о себе нечёткие: откликается на имя. Девочка общается со взрослыми на эмоционально-личностном уровне, экспрессивно-мимическими средствами.
3. Ребёнок понимает речь взрослого, но не говорит. Отмечается системное недоразвитие речи. Девочка не владеет элементарными способами усвоения общественного опыта.
4. Работоспособность низкая, внимание неустойчиво, затруднён перевод из кратковременной в долговременную память.
5. Состояние артикуляционного аппарата :
-носогубные складки норма,
- губы:норма
- зубы: норма.
- челюсти: норма.
- прикус: норма
- нёбо: твёрдое-норма
мягкое-норма:
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
ОНР 1 уровень , моторная алалия.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
I часть: условия коррекции
Всем взрослым необходимо соблюдать единые требования в воспитании и обучении ребёнка.
1.Укреплять здоровье ребёнка, чётко соблюдать режим дня. Занятия проводить в первой и второй половине дня, спустя после сна 30 минут. Продолжительность индивидуальных занятий на начальном этапе 10-15 минут, далее увеличивая время до20 минут .В вечернее время воспитатель проводит индивидуальные занятия с ребёнком по заданию логопеда.
2.При моторной алалии рекомендуется логопедический массаж. Оптимальное время проведения массажа – за некоторое время до еды.
3. При составлении схемы логопедического массажа необходимо соблюдать следующие условия:
-сеанс массажа не должен превышать 15 минут;
-сеанс массажа можно проводить ежедневно или через день;
-при массаже положение ребёнка должно быть максимально удобным и естественным.
4.Перед артикуляционной гимнастикой, которую рекомендуется выполнять после сеанса массажа, необходимо выполнить 1-2 упражнения для развития речевого дыхания .Упражнения выполняются ,как в положении сидя, так и в положении стоя. Достаточно 3-5 повторений.
5.При выполнении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определённую последовательность - от простых упражнений к более сложным. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз.
Главное, чтобы упражнения выполнялись правильно.
Подбор материала: Игровой и дидактический материал должен соответствовать возрастным особенностям и уровню речевого развития ребёнка, задачам коррекционно – развивающего обучения.
II часть: содержание развивающего обучения
ЦЕЛЬ:
- Развитие неречевых психических функций:
-слухового восприятия, внимания, памяти,
-зрительного восприятия, внимания, памяти,
-психомоторики: общей, ручной, пальчиковой, мимической;
-памяти: слуховой, зрительной, моторной.
- Проведение логопедического массажа.
- Работа над дыхательно – голосовой функцией и просодическими сторонами речи.
- Проведение активной артикуляционной гимнастики.
- Развитие понимания обращенной речи.
- Формирование фонетико-фонематического слуха.
РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
- Развивать у девочки слуховое восприятие при различении неречевых звуков, например , звучащих игрушек- сначала контрастных по восприятию, затем сходных
- Способствовать развитию слуховой памяти, слухового внимания в игровых ситуациях ( выделять определённо звучащую игрушку из 2-3, девочка должна уметь определять направление звучания, запомнить звучание игрушек в данной последовательности, после изменения порядка звучания предложить восстановить прежний порядок звучания.)
- Продолжать развивать зрительное восприятие на материале игрушек, картинок.
- Развивать зрительное внимание и память девочки, она должна восстановить прежний порядок после того, как логопед за его спиной меняет местами игрушки.
Игры и упражнения: «Что звучит?», «На чем играю?», «Где позвонили?», «Чего не стало?»
- Развивать психомоторику:
-общую (упражнять девочку в ходьбе на полной ступне, на носках, на пятках, учить скакать на правой и левой ногах);
-ручную ( поднять руки вверх и покачать ими из стороны в сторону, имитировать крылья ветряной мельницы, имитировать полёт птиц);
-пальчиковую моторику в специальных упражнениях и играх (шнуровка, бусы, игры-застёжки, прищепки); массажировать пальцы рук; проводить пальчиковую гимнастику с ребенком с речевым сопровождением и без него.
- Развивать моторную память ( предложить повторить по памяти 2-3 движения, ранее показанных логопедом.)
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ - ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ
При коррекции моторной алалии можно использовать логопедический массаж.
СХЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА ЛИЦА:
Массаж лба:
1.Направление движения: от середины лба к вискам.
Тип движения: поглаживающий.
2.Направление движения: от бровей к волосистой части головы.
Тип движения: поглаживающий.
3.Направление движения от бровей к волосистой части головы.
Тип движения: разминающий
4.Направление движения: от бровей к волосистой части головы.
Тип движения: вибрационный.
Массаж щёк.
5.Направление движения от уголков рта к вискам по щёчной мышце.
Тип движения: разминающий, растягивающий.
6.Направление движения от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть.
Тип движения: растягивающий, поглаживающий.
Массаж носа
7.Направление движения: вдоль крыльной части носовой мышцы.
Тип движения поглаживающий, растирающий, вибрационный.
Массаж носогубной складки
8.Направление движения: от крыльев носа к углам губ.
Тип движения : поглаживающий.
Массаж рта
9. Направление движения от середины верхней губы к углам рта.
Тип движения: поглаживающий, растирающий, вибрационный.
10.Направление движения: от середины нижней губы к углам рта.
Тип движения: растирающий, вибрационный.
Массаж подбородка
11.Направление движения: от подбородка к углу рта.
Тип движения: поглаживающий, разминающий.
Массаж шеи
12.Направление движения :вдоль грудинно -ключично-сосцевидной мышцы.
Тип движения: поглаживающий, разминающий.
Гимнастика для мышц шеи.
Гимнастика для мышц шеи является промежуточным звеном между массажем лица и массажем языка. Она благотворно влияет на мышцы корня языка, расслабляет их. Рекомендуется:
1.Наклоны головы вправо-влево и вперёд -назад с наращиванием нагрузки от 1-3 до 10-12раз.
2.Круговые движения головой- не более 3 раз в каждую сторону.
ЛОГОРЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ ЯЗЫЧНОЙ МУСКУЛАТУРЫ:
Массируемые мышцы языка | Направление движения | Тип движения |
продольные мышцы | от корня или средней части к кончику | поглаживающие |
вертикальные мышцы | от корня языка к кончику и обратно | ритмичное надавливание. Проведение щетиной зубной щётки |
поперечные мышцы | из стороны в сторону, продольно и зигзагообразно | поглаживающие |
Активизация мышц | от корня к кончику | вибрирующее с помощью шпателя или щетины зубной щётки |
РАБОТА НАД ПРАВИЛЬНЫМ ДЫХАНИЕМ:
Дыхательная гимнастика без использования игровых приёмов.
Проведение с девочкой специальных упражнений, направленных на выработку правильной воздушной струи, в которых вдох и выдох носом чередуется со вдохом и выдохом ртом:
1.Вдох носом – выдох ртом;
2 Вдох-выдох носом
3.Вдох-выдох ртом.
4.Вдох ртом, выдох - носом
Во время проведения дыхательной гимнастики необходимо следить, чтобы ребёнок не поднимал плечи и не напрягался.
Дыхательная гимнастика с использованием игровых приёмов:
Предложить девочке задуть свечу с расстояния 15-20 см, затем с более далёкого расстояния. Предложить попробовать сдуть ватку с ладони.
-Обучать спокойному и плавному выдоху
-Обучать длительному выдоху , плавающие в воде.. Этому способствует:
-дутьё на лёгкие пластмассовые игрушки;
-дутьё через трубочку в бутылочку с водой;
-дутьё на шарики и карандаши,
-игра в мыльные пузыри.
Дыхательные упражнения, способствующие выработки плавной и длительной воздушной струи:
«Футбол», «Ветряная мельница», «Снегопад», «Листопад», «Бабочка», «Кораблик»,
«Живые предметы», « Шторм в стакане», «Задуй свечу», «Чей пароход лучше гудит?»,
РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ ОБРАЩЁННОЙ РЕЧИ:
-Учить выполнять действия по словесной инструкции:
«Покажи, где тётя? Вот она, Покажи, где у тёти глазки? Вот они. Покажи, где у тёти ручки? Вот они»;
-Учить выполнять задание по речевой инструкции, включая 1, 2, 3 действия:
Возьми куклу. Возьми куклу и дай Маше. Возьми куклу, посади за стол, покорми»;
-Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: на, под, в, за.
«Поставь машинку на стол. Поставь матрёшку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машинку, она под столом»
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА:
-Побуждать повторять звуки, слоги, простые слова.
-Прослушивать звуки живой и неживой природы, звуки речи.
-Петь песенки со звукоподражанием.
ВОСПИТАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ НАВЫКОВ:
Активная артикуляционная гимнастика
Для развития подвижности артикуляционных органов необходимо проводить с девочкой активную артикуляционную гимнастику. Активная гимнастика предполагает проведение следующих ниже упражнений:
- Собирание губ в «Трубочку».
- Растягивание губ в улыбку.
- Поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен
- Опускание нижней губы с обнажением дёсен.
- Приподнимание кончика языка шпателем к твёрдому нёбу или верхней губе.
- Подтягивание языка вперёд: язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается на нижнюю губу и отводится в сторону.
Начальный комплекс артикуляционной гимнастики
1.ОКОШКО- на счёт «раз» широко открыть рот, на счёт «два» закрыть рот.
2.ЛЯГУШКА- улыбнуться с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до 5.
Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
3.ХОБОТОК -губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до 5.
4.ЛЯГУШКА -на счёт «раз» -«два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок»
5.ЛОПАТОЧКА -улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.
6.ТРУБОЧКА-открыть рот, язык свернуть трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
7.ТОЛСТЯЧОК-
а) Надувание обеих щёк одновременно.
б) Надувание правой и левой щёк попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую)
8.ХУДЫШКА-втягивание щёк в ротовую полость при опущенной нижней челюсти сомкнутых губах.
9.НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК-губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.
10.ПРИЧЕШЕМ ЯЗЫЧОК-губы в улыбке , зубы сомкнуты. Широкий язык
протискивается наружу между зубами, так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка
11.ЧАСИКИ -улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.
12.КАЧЕЛИ -улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз-два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
III ЧАСТЬ: РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
1.Массаж рекомендуется выполнять через день.
2.Массаж необходимо сочетать с дыхательной и артикуляционной гимнастикой.
3.Перед артикуляционной гимнастикой , которую рекомендуется выполнять после сеанса массажа, необходимо выполнить 1-2 упражнения для развития речевого дыхания.
4.Дыхательные упражнения выполняются в положении стоя в естественной позе, не напрягаясь.
5.При выполнении комплекса артикуляционных упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность – от простых упражнений к более сложным.
6.На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом.
7.Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз
Главное, чтобы упражнения выполнялись правильно.
ЛИТЕРАТУРА:
Волкова Г.А. Психолого – педагогическая коррекция развития и воспитания
детей.
Е. Краузе Логопелический массаж. Артикуляционная гимнастика.
Мелехова Л.В., Фомичёва М.Ф Речь дошкольника и её исправление.
Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина Основы логопедии.
Громова О.Е.Методика формирования начального детского лексикона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на РЕБЕНКА С ОВЗ (врожденная глухота, кохлеарная имплантация)
Программа разработана с целью коррекции и развития высших психических функций и эмоционально-волевой сферы @@@@@ по решению ПМПк....
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по РАЗВИТИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога.Программа разработана для развития познавательных процессов и...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА С РЕБЕНКОМ С ОВЗ (НОДА)
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью адаптированной образовательной программой д...
Индивидуальная адаптированная коррекционная рабочая программа для ребенка с ТНР (ООП)
Индивидуальная адаптированная коррекционная рабочая программа для ребенка с ТНР (ООП)...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (УУО)
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью индивидуальной адаптированной образовательной про...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ с ТНР
Специфика дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной...