ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ с ТНР
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Специфика дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а так же социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми
Программа разработана для развития ЭВС по рекомендациям ТМПМК и решению ППк.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № …. «…….» с. Богучаны
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОМ РАЗВИТИЮ
РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Слаутина С.В.
педагог-психолог первой квалификационной категории
Введение
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога.
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Известные психологи (Л.С.Выгодский, В.С.Мухина и другие) считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.
Специфика дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а так же социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми
Программа разработана для развития ЭВС --------------по рекомендациям ТМПМК и решению ППк.
1.1.1.Цели и задачи реализации программы
Целью программы является развитие эмоциональной волевой сферы дошкольника в возрасте 5-6 лет.
Задачи:
- Способствовать самопознанию ребенка (обучение ребенка самонаблюдению, пониманию и принятию своих чувств).
- Учить описывать свои желания и чувства.
- Учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения.
- Помогать ребенку поверить в свои силы.
- Гармонизировать потребность ребенка в социальном признании
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Предлагаемая программа учитывает специфику возраста и в большей степени реализуется на игровых приемах, основывается на следующих принципах:
- Принцип активности и самовыражения. Постановка ребёнка в позицию самоконтроля.
- Ценностно-ориентированный принцип. Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребёнка и его психическое здоровье.
- Принцип симпатии, участия, добровольности, который предполагает добровольное участие в играх и упражнениях.
Подходы:
- Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).
- Возрастной подход (Д.Б. Эльконин)
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики.
По результатам проведенной диагностики развития психических процессов можно сказать, что у --------------- средний уровень личностного развития и познавательных процессов.
Уровень сформированности общей осведомленности ребенка средний.
Уровень сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способность производить анализ расположения фигур в пространстве – средний.
Уровень развития восприятия цветов, умение находить одинаковые высокий, умение называть их –средний.
Уровень сформированности понятия величины, состояние моторики выше среднего.
Уровень развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу средний.
Уровень развития зрительной памяти выше среднего.
Уровень устойчивости, концентрации, объема внимания и зрительно-моторной координации средний.
Способность устанавливать тождество, сходство и различие на основе зрительного анализа выше среднего.
Уровень развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова средний.
Уровень развития воображения, оригинальности и гибкости мышления средний.
Развитие восприятия эмоциональных состояний взрослых и сверстников –на уровне ниже среднего. Ребенок понимает такие состояния как Страх, Радость, Смелость, Сила в визуальном плане, но не может обозначить подобные состояния и эмоции вербально. Не в полной мере различает эмоциональные состояния взрослых и детей визуально, не обозначает их вербально.
- Планируемые результаты освоения Программы
В результате реализации программы предполагается, что ребенок будет иметь представление об основных эмоциональных состояниях (радости, огорчении, доброте, злобе, любви, ненависти, храбрости и страхе), научится осознавать и описывать свои эмоции, получит представление о способах саморегуляции.
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности с учетом используемых вариативных образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания
Цели, задачи и содержание образовательной деятельности программы реализуются в процессе организованной образовательной деятельности с ребенком.
Для реализации программы необходимо взаимодействие с педагогами и родителями (законными представителями) ребенка, которое происходит по следующим направлениям:
2.1.1. Диагностическая работа
Диагностическая работа проводится в начале и конце коррекционно-развивающих занятий в виде индивидуальной диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка, а так же методом наблюдения во всех видах деятельности.
2.1.2. Развивающая и коррекционная работа
Коррекционно-развивающая работа представлена циклом индивидуальных занятий, которые предполагает активное воздействие на развитие личности и индивидуальности воспитанника и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам.
Содержание и структура занятия и других видов деятельности находятся в соответствии с возрастными закономерностями, индивидуальными особенностями детей, целью и задачами каждого занятия, которое состоит из трех частей.
Программа занятий включает в себя развивающие игры, упражнения и задания по 2 встречи в неделю, всего 20 занятий.
Каждое занятие (длительность до 20 минут) состоит из трёх частей: разминка, основная и заключительная. Целью разминки является создание положительного настроя и сохранение во время занятий доброжелательного отношения. Основные процедуры разминки – это приветствия и упражнения на контакт. Основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает в основном игры и упражнений, направленные на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы ребёнка. Целью заключительной части является закрепление положительных эмоций от работы на занятии и анализ своих ощущений от игр, упражнений.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЦЕЛИ: | ТЕМА | КОЛ-ВО | |
1. | О собственном «Я» | 2 | |
Формировать представление | О радости и огорчении | 3 | |
О дружбе и вражде | 3 | ||
О доброте и злобности | 3 | ||
О любви и ненависти | 3 | ||
О смелости и трусливости | 3 | ||
О смелости и трусливости | 3 | ||
О мимике и пантомимике | 3 | ||
О чувствах и действиях | 2 | ||
2. | Учить ощущать и выражать художественными средствами | Собственное «Я» | 2 |
Радость и огорчение | 3 | ||
Дружбу и вражду | 3 | ||
Доброту и злобность | 3 | ||
Любовь и ненависть | 3 | ||
Смелость и трусость. | 3 | ||
Вежливость и грубость | 3 | ||
3. | Учить эмоционально переживать и выражать в поведении | Собственное «Я» | 2 |
Радость и огорчение | 3 | ||
Дружбу и вражду | 3 | ||
Доброту и злобность | 3 | ||
Любовь и ненависть | 3 | ||
Смелость и трусость. | 3 | ||
Вежливость и грубость | 3 | ||
4. | Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения. | Рисование | 10 |
Релаксация | 15 | ||
Игра и упражнений | 10 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПЛАНА.
№ п/п | Задачи: | Ход основной части занятия: |
1. | * Формировать представление о собственном «Я» * Учить ощущать и выражать художественными средствами собственное «я» * Учить эмоционально переживать и выражать в поведении собственное «я» * Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения. | 1. Упражнение «Зеркало» - актуализация представлений. |
2. Чтение сказки «Крошка Енот» М.В. Долотцевой – анализ представления о собственном «я» в художественном произведении. | ||
3. Физкультминутка «Я иду и ты идешь» | ||
4. Упражнение «Твой цвет» - ассоциирование. | ||
5. Упражнение «Я – животное!» - переживание собственного «я» через моделирование поведения животных. | ||
6. Рисование животного – выражение творчества. | ||
2. | * Формировать представление о радости и огорчении * Учить ощущать и выражать художественными средствами радость и огорчение * Учить эмоционально переживать и выражать в поведении огорчение и радость | 1. Беседа о «радости и огорчении» - актуализация представлений. |
2. Чтение отрывка из сказки «Доктор Айболит» К. И. Чуковского – анализ радости и огорчения в художественном произведении. | ||
3. Физкультминутка «Мы с друзьями» | ||
4. Упражнение «Цвет радости и огорчения» - ассоциирование. | ||
5. Рисование грустного и веселого солнышка – выражение творчества. | ||
3. | * Формировать представление о радости и огорчении * Учить ощущать и выражать художественными средствами радость и огорчение * Учить эмоционально переживать и выражать в поведении огорчение и радость | 1. Рассматривание иллюстрации «Грустинка» - актуализация представлений об огорчении и грусти. |
2. Чтение стихотворения «Я не плачу» Г. А. Ладонщикова – анализ радости и огорчения в художественном произведении. | ||
3. Физкультминутка «Маме дружно помогаем» | ||
4. Упражнение «Вкус радости и огорчения» - ассоциирование. | ||
5. Рисование костюмов для грустного и веселого клоунов - выражение творчества. | ||
4. | * Формировать представление о радости и огорчении * Учить ощущать и выражать художественными средствами радость и огорчение * Учить эмоционально переживать и выражать в поведении огорчение и радость * Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения | 1. Рассматривание иллюстрации «Веселинка» - актуализация представлений о радости. |
2. Слушание музыки П.И.Чайковского «Болезнь куклы» и «Новая кукла» - ассоциирование. | ||
3. Физкультминутка «Скачет лягушонок» | ||
4. Чтение стихотворения « Перчатки» С.Я. Маршака – переживание радости и огорчения через моделирование поведения животных | ||
5. Упражнение «Моделирование ситуаций» | ||
6. Упражнение «Бабочки» - релаксация. | ||
5. | * Формировать представление о дружбе и вражде * Учить ощущать и выражать художественными средствами состояния дружелюбия и враждебности * Учить эмоционально переживать и выражать в поведении дружелюбие и враждебность * Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения | 1. Беседа о «дружбе и вражде» - актуализация представлений. |
2. Чтение английской песенки в обработке С.Я. Маршака «Котята»– анализ проявления дружбы и вражды в художественном произведении. | ||
3. Рассматривание картинок с изображением диких и домашних животных - ассоциирование | ||
4. Физкультминутка «Скок-поскок» | ||
5. Беседа «Есть ли у тебя друг?» - анализ в ближайшем окружении. | ||
6. Упражнение «Улитка» - релаксация. | ||
6. | * Формировать представление о дружбе и вражде * Учить ощущать и выражать художественными средствами состояния дружелюбия и враждебности * Учить эмоционально переживать и выражать в поведении дружелюбие и враждебность * Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения | 1. Рассматривание сюжетных картинок к р.н.с. «Заюшкина избушка» анализ дружбы и вражды. |
2. Демонстрация схематических поз человечков (позиция дружбы и вражды) | ||
3. Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире». | ||
4. Упражнение «Какого цвета дружелюбие и враждебность?» - ассоциирование. | ||
5. Разыгрывание ситуаций – обучение выходу из конфликтных ситуаций. | ||
6. Упражнение «Доброе животное» - релаксация. | ||
6. Упражнение «Шалтай-балтай» - релаксация. | ||
7. | * Формировать представление о доброте и злобности * Учить ощущать и выражать художественными средствами состояния добродушия и злобности * Учить эмоционально переживать и выражать в поведении доброту и злость * Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения | 1. Беседа о добре и зле – актуализация представлений. |
2. Чтение рассказа Э. Шим «Не смей!» - анализ проявления доброты и зла в произведениях. | ||
3. Физкультминутка «Мы с друзьями» | ||
4. Упражнение « Дорога зла. Дорога добра» - ассоциирование. | ||
5. Разгадывание загадок – переживание доброты и злобности через моделирование поведения животных. | ||
6. Упражнение «Сотвори в себе солнце» - релаксация. | ||
8. | * Формировать представление о доброте и злобности * Учить ощущать и выражать художественными средствами состояния добродушия и злобности * Учить эмоционально переживать и выражать в поведении доброту и злость * Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения | 1. Беседа о добре и зле в семье – анализ ближайшего окружения и эмоциональное переживание позиций других людей и себя. |
2. Упражнение « Найди на ощупь!» - ассоциирование представлений | ||
3. Физкультминутка «Весело в лесу!» | ||
4. Разыгрывание ситуаций – моделирование проявления зла и доброты. | ||
5. Упражнение «Сотвори в себе солнце» - релаксация | ||
9. | * Формировать представление о доброте и злобности * Учить ощущать и выражать художественными средствами состояния добродушия и злобности * Учить эмоционально переживать и выражать в поведении доброту и злость * Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения | 1. « Я бываю добрый, когда…Я бываю злой, когда…»– актуализация представлений. |
2. Упражнение «Ситуации» - обучение выходу из конфликтных ситуаций | ||
3. Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире» | ||
4. Рисование «Шарики для злого Карабаса – Барабаса и доброго Доктора Айболита». | ||
5. Игра « Ястреб и птицы» | ||
10 | * Формировать представление о любви и ненависти * Учить ощущать и выражать художественными средствами состояния ненависти любви * Учить эмоционально переживать и выражать в поведении любовь и ненависть * Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения | 1. Рассматривание иллюстраций к произведению С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»– анализ проявления любви и ненависти в художественном произведении. |
2. Игра «Сижу, сижу на камушке» - моделирование ситуации. | ||
3. Упражнение « Выбери вкус и цвет любви и ненависти!» - ассоциирование. | ||
4. Физкультминутка «Улыбнись!» | ||
5. Рисование красками « Мышка» - выражение в творчестве. | ||
6. Упражнение «Солнечный зайчик» - релаксация. | ||
11 | * Формировать представление о любви и ненависти * Учить ощущать и выражать художественными средствами состояния ненависти любви * Учить эмоционально переживать и выражать в поведении любовь и ненависть * Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения | 1. Разговор « Что ты любишь, а что нет. Как ты это чувствуешь?» анализ проявления любви и ненависти в ближайшем окружении. |
2. Игра « Я люблю… Я ненавижу» - рефлексия собственных представлений. | ||
3. Упражнение « Построй вместе» - обучение сотрудничеству | ||
4. Физкультминутка «С неба падают снежинки» | ||
5. Разыгрывание ситуаций – моделирование с проявлением любви и нелюбви. | ||
6. Упражнение « Реснички опускаются» - релаксация. | ||
12 | * Формировать представление о смелости и трусости * Учить ощущать и выражать художественными средствами состояния смелости и трусости * Учить эмоционально переживать и выражать в поведении смелость и трусость * Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения | 1. Слушание отрывков и рассматривание иллюстраций из английской народной сказки «Три поросенка» - анализ проявления смелости и трусости. |
2. Рассматривание иллюстраций «Боястик – Дрожастик» - актуализация представления о трусости. | ||
3. Упражнение «Выбери вкус трусости и смелости» - ассоциирование. | ||
4. Физкультминутка «Оловянный солдатик» | ||
5. Чтение стихотворения Т.Петуховой « Ну и ну!» – моделирование ситуаций с проявлением трусости в роли животных. | ||
6. Упражнение «Превращение» - релаксация. | ||
13 | * Формировать представление о смелости и трусости * Учить ощущать и выражать художественными средствами состояния смелости и трусости * Учить эмоционально переживать и выражать в поведении смелость и трусость * Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения | 1. Слушание отрывков р. н. сказки «Храбрый заяц» - анализ проявления смелости и трусости. |
2. Рассматривание иллюстраций « Братья Небояновы» - актуализация представления о смелости. | ||
3. Физкультминутка «Оловянный солдатик» | ||
4. Упражнение в парах «Заяц-волк» - переживание смелости и трусости через моделирование поведения животных. | ||
5. Упражнение «Кулачок» | ||
14 | * Формировать представление о вежливости и грубости * Учить ощущать и выражать художественными средствами состояние вежливости и грубости * Учить эмоционально переживать и выражать в поведении вежливость и грубость * Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения | 1. Беседа о вежливости и грубости в сказке «Волк и семеро козлят»– анализ вежливости и грубости (художественное слово + иллюстрации) |
2. Упражнение «Выбери запах грубости и вежливости» | ||
3. Физкультминутка « Жила – была мышка» | ||
4. Рисование вежливого и грубого колобка – выражение в творчестве | ||
5. Упражнение «Волшебный стул» - моделирование ситуаций. | ||
6. Упражнение «Небо» | ||
15 | * Формировать представление о вежливости и грубости * Учить ощущать и выражать художественными средствами состояние вежливости и грубости * Учить эмоционально переживать и выражать в поведении вежливость и грубость * Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения | 1. Беседа о вежливости и грубости в сказке «Лисичка со скалочкой»– анализ вежливости и грубости (художественное слово + иллюстрации) |
2. Упражнение «Выбери вкус грубости и вежливости» | ||
3. Физкультминутка « Жила – была мышка» | ||
4. Упражнение «Машенька» - эмоциональное переживание позиций других людей. | ||
5. Упражнение « Воздушный шарик» | ||
16 | * Формировать представление о мимике и пантомимике * Учить эмоционально переживать и выражать в поведении различные состояния * Учить выражать художественными средствами различные эмоциональные состояния * Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения | 1. Беседа о мимике и пантомимике – актуализация представлений. |
2. Рассматривание фотографий и карточек с изображением эмоций (грусть и радость, удивление и скука). | ||
3. Физкультминутка « За дровами мы идем» | ||
4. Слушание стихотворения А. Барто «Одиночество». Работа с карточками и позами. | ||
5. Рисование « Веселая и грустная маски» - выражение в творчестве. | ||
6. «Подснежник» - релаксация. | ||
17 | * Формировать представление о мимике и пантомимике * Учить эмоционально переживать и выражать в поведении различные состояния * Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения | 1. Беседа о мимике и пантомимике – актуализация представлений. |
2. Рассматривание фотографий и карточек с изображением эмоций (отвращение и удовольствие). | ||
3. Игра « Покажи отвращение или удовольствие» | ||
4. Упражнение « Менялки игрушками» | ||
5. Рисование «Мне нравится…» - выражение в творчестве. | ||
6. «Подснежник» - релаксация. | ||
18 | * Формировать представление о мимике и пантомимике * Учить эмоционально переживать и выражать в поведении различные состояния * Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения | 1. Знакомство с «Обидкой» и «Гневом-Сердиткой»– актуализация представлений. |
2. Рассматривание фотографий и карточек с изображением эмоций (обида и гнев). | ||
3. Игра в парах «Руки ссорятся, руки мирятся» | ||
4. Упражнение « Царевна Несмеяна» | ||
5. Рисование «Обидка» - выражение в творчестве. | ||
6. « Капельки» - релаксация. | ||
19 | * Формировать представление о чувствах и действии * Учить эмоционально переживать и выражать в действиях свои чувства * Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения | 1. Беседа о чувствах и действиях – актуализация представлений. |
2. Рассматривание с изображением эмоций в различных позах – анализ чувств. | ||
3. Физкультминутка « Не спешить, не отставать». | ||
4. Слушание стихотворения «Мяч и Петя» - анализ и проигрывание ситуации. | ||
5. Игра «Катаем мяч»- релаксация. | ||
20 | * Формировать представление о чувствах и действии * Учить эмоционально переживать и выражать в действиях свои чувства * Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения | 1. Слушание рассказа В. Осеевой « Кто всех глупее»– актуализация представлений. |
2. Игра «Волшебные заросли» - развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами. | ||
3. Физкультминутка « Не спешить, не отставать». | ||
4. Разыгрывание ситуаций – проявление чувств в действиях. | ||
5. Игра «Выбиваем подушки». |
- Консультационная работа
Консультации для родителей и педагогов проводятся по следующему плану:
Январь Май. | Результаты диагностики. |
Март | Эмоциональное отражение действительности через интонацию, жесты, мимику. Развитие умения анализировать информацию визуально и на слух. |
Апрель | Выразительное чтение, как средство развития эмоционального восприятия ребенка. |
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Содержание образовательной деятельности по реализации программы определяется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и реализуется в различных видах детской деятельности: двигательной продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской.
Для реализации программы используются те же методы и средства, что и для реализации основной образовательной программы детского сада.
2.3. Особенности образовательной деятельности в разных видах и культурных практик.
Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.
Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом-психологом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.
Игровая деятельность представлена дидактическими и развивающими, малоподвижными играми, игровыми проблемными ситуациями и пр.
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя познание детьми объектов предметного и социального мира и решение проблемных ситуаций.
Продуктивная деятельность направлена на выполнение заданий по развитию графомоторных навыков и пространственного ориентирования.
Двигательная деятельность организуется в процессе занятий как упражнение на развитие межполушарного взаимодействия и вестибулярно-моторной активности, а так же кинезиологические упражнения.
Для реализации программы используются те же разнообразные культурные практики, что и для реализации основной образовательной Программы детского сада.
- Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Организация процесса взаимодействия основана на тех же принципах, теоретических и методологических основах, методах и формах, что и в основной образовательной Программе МКДОУ и реализуется педагогом- психологам во время индивидуальных и групповых консультаций.
III. Организационный раздел.
3.1. Материально-техническое обеспечение программы.
Развивающая предметно-пространственная среда МКДОУ, описанная в общеобразовательной Программе, обеспечивает максимальную реализацию программы и построена на тех же принципах. Занятия проводятся в кабинете педагога – психолога и в соответствии с "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (СанПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями на 27 августа 2015 года).
Оснащение кабинета: столы и стулья для детей, шкаф и полки для методической литературы, игрушек и пособий; стимулирующий материал для психолого-педагогического обследования детей и коррекционно-развивающих занятий («Игровизоры», маркеры и т.п.); игровой материал и развивающие игры; ноутбук.
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Направления | Методические материалы, средства обучения и воспитания |
Диагностика |
|
Коррекционно-развивающая работа |
7.Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4―6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И. А. Пазухина ― СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. |
3.3. Описание распорядка и режима проведения.
Еженедельные занятия по программе проводятся в первой и второй половине дня и длятся не более 20 минут с использованием физминуток, релаксационных упражнений.
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая среда нашего МКДОУ — это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка, она построена с соблюдением общих требований, которые подробно описаны в нашей образовательной Программе и полностью соответствуют требованиям реализации коррекционно-развивающей программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоционально - волевая сфера развития ребенка дошкольного возраста
План работы на 2013 - 2014г....
Коррекционно-развивающая программа для эмоционально-волевой сферы психики "МОЙ МИР В ЛУЧАХ СОЛНЦА"
Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными, и закреплением их в чертах характера и личности детей: пол...
Программа «Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей среднего дошкольного возраста»
Наряду с высоким уровнем развития познавательной сферы у детей, идет видимое снижение уровня развития эмоционально-волевой сферы. Все чаще дети не могут осознавать и контролировать свои эмоции, что сп...
Развитие эмоционально-волевой сферы у ребенка с интеллектуальными нарушениями в процессе продуктивной деятельности
Развитие эмоционально-волевой сферы у ребенка с интеллектуальными нарушениями в процессе продуктивной деятельности...
Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело шагать»
Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...
Рабочая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело играть»
программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...
Программа коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников 5-6 лет с ЗПР «Все вместе»
В данной методической разработке представлена подробная программа работы педагога-психолога с детьми 5-6 лет с ЗПр направленная на корекцию эмоционально-волевой сферы. Представлены формы и методы рабо...