ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (УУО)
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа)
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с умеренной умственной отсталостью (далее УУО) Программа разработана для развития навыков общения, предметной деятельности и элементарным игровым действиямпо рекомендациям ТПМПК и решению ПМПк ДОУ.
Заняла 2 место во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства специалистов службы психолого-педагогического сопровождения "Отдавая сердце -2018" в номинации "Педагог-психолог".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 239.5 КБ |
Предварительный просмотр:
индивидуальная рабочая программа
с ребенком
с ограниченными возможностями здоровья
(умеренная умственная отсталость)
на ********* уч. год
Педагог-психолог
Слаутина Светлана Викторовна
Введение
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с умеренной умственной отсталостью (далее УУО)
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Программа разработана для развития навыков общения, предметной деятельности и элементарным игровым действиям @@@@@@@@ по рекомендациям ТПМПК и решению ПМПк.
Согласно концепции М.И. Лисиной, развитие общения ребенка со взрослым происходит как смена качественно своеобразных форм общения. Каждую форму характеризуют содержание коммуникативной потребности, мотивы, средства общения и время появления в онтогенезе.
Первой в онтогенезе появляется ситуативно-личностная форма общения. Самая существенная черта ситуативно-личностного общения – удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Такое общение реализуется с помощью экспрессивно-мимических средств (взгляды, улыбки, выразительные движения, вокализации).
Затем складывается ситуативно-деловое общение со взрослым. Это общение опосредствуется предметами, его основным содержанием является практическое сотрудничество со взрослым. Потребность в сотрудничестве становится главным содержанием коммуникативной потребности. Интерес ребенка сосредоточивается на “деловых” качествах взрослого – умении разнообразно действовать с предметами, демонстрировать их новые свойства, организовывать совместные игры и занятия. Взрослый становится не только источником доброжелательного внимания, но помощником, партнером по совместной предметной деятельности, и образцом для подражания, ценителем умений ребенка. Центральным мотивом общения становится деловой. Средствами такого общения являются предметные действия, позы, жесты, локомоции; постепенно ребенок овладевает речью, которая со временем становится основным средством общения.
В дальнейшем начинает складываться внеситуативно-познавательное общение со взрослым, которое станет одной из основных форм общения в дошкольном возрасте. Ребенка интересуют не только действия с предметами в наличной ситуации, но и некоторые скрытые от прямого наблюдения свойства предметов, их устройство, а также события и явления, которые не представлены “здесь и сейчас”. Такое общение может происходить как в совместной со взрослым предметной деятельности, так и на фоне совместного чтения и обсуждения детских книжек, рассматривания картинок, разговоров о животных, машинах, явлениях природы. Взрослый для ребенка является интересным собеседником, способным ответить на любой вопрос, рассказать о чем-то новом. При этом ребенку нужно, чтобы взрослый относился серьезно, с уважением к его вопросам, высказываниям, рассуждениям. Уважение взрослого становится главным содержанием коммуникативной потребности в рамках данной формы общения. Среди мотивов общения центральное место занимает познавательный.
Одной из целей предлагаемых игр и упражнений – помочь освоить @@@@@@@@ первые две формы общения.
В раннем возрасте (от 6 месяцев до 3 лет) ведущей деятельностью является предметная, поскольку именно в ней лежат главные интересы ребенка и происходит наиболее интенсивное развитие всех сторон психики и личности малыша. Уровень развития познавательной активности отражает потребностно-мотивационную сторону предметной деятельности, т. е. желание и стремление узнать новое, получить желанный или непредсказуемый эффект.
В раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий эффект лишь в сотрудничестве со взрослым. Взрослый является для маленького ребенка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности. Смысл действия ребенка первоначально заключается в том, что оно производится ради выполнения поручения взрослого или рядом с ним. Именно взрослый передает ребенку как способ действия, так и желание его выполнять, интерес к нему.
Опираясь на понятие о зоне ближайшего развития, мы исходили из того, что для определения действительного уровня развития ребенка недостаточно измерить и зафиксировать его актуальные действия, необходимо выявлять и учитывать его потенциальные возможности, которые возникают и проявляются в совместной деятельности со взрослым.
Исходя из этого, в качестве основных параметров уровня развития предметной деятельности выделяются следующие:
1) операциональная сторона (характеристика собственно действий). Показателями операциональной стороны предметной деятельности выступают различные виды действий с предметами: манипулятивные (неспецифические и специфические) и собственно предметные (культурно-фиксированные) действия;
2) потребностно-мотивационная сторона – уровень познавательной активности ребенка. Показателями познавательной активности являются интерес ребенка к предметам, стремление к обследованию и действиям с ними, настойчивость, эмоциональная вовлеченность в деятельность. Наличие таких инициативных, самостоятельных действий, охватывающих и познавательную, и аффективно-волевую сферу ребенка, может свидетельствовать о действительном освоении деятельности, а не о приобретении одних лишь моторных или сенсорных навыков;
3) включенность предметных действий в общение со взрослым. Отличительной особенностью всех предлагаемых методик, выявляющих уровень развития деятельности ребенка, является включенность ребенка в общение со взрослым. Степень принятия помощи и поддержки взрослого, возможность влияния взрослого на самостоятельные действия ребенка являются для нас важнейшим показателем потенциальных возможностей самого ребенка.
С помощью коррекционно-развивающих игр и упражнений – научить девочку взаимодействию со взрослым в предметных действиях.
Внутри предметной деятельности дифференцируются две самостоятельные линии – собственно предметно-практическая деятельность и процессуальная игра. Овладение предметно-практической деятельностью происходит как усвоение определенных культурно-нормированных действий с предметами (понимание их смысла и точности выполнения).
К концу раннего возраста предметная деятельность ребенка становится все более произвольной, самостоятельной и целенаправленной. Игровая деятельность предполагает элементы творчества ребенка, ненормированность и самостоятельность его действий.
В данном случае задачей будет являться поддержка любых самостоятельных игровых действий @@@@@@@@, поощрение инициативы и произвольности в игровых действиях.
В индивидуальных занятиях мы будем опираться на эмоциональное самочувствие ребенка и его интерес. Частая смена деятельности и игрового материала будет стимулировать развитие активности и работоспособности, одновременно повтор и постоянная последовательность в действиях должны сформировать базовые качества интеллектуальной продуктивности, сенсорное развитие ребенка, развитие восприятия, представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка.
Упражнения стимулируют речевое развитие, дыхание, аудиальное (на слух) и визуальное восприятие, обогащают и активизируют словарь.
1.1.1.Цели и задачи реализации программы
Цель программы — развитие общения, предметной и игровой деятельности.
Задачи:
- формировать и развивать личность с учетом психофизических возрастных особенностей;
- развивать психомоторную сферу (восприятие, память, внимание,
мышление, речь);
— расширять игровой и поведенческий репертуар;
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Методологические основы и концептуальные подходы Программы базируются на учении о единстве человека и среды, культурно-исторической теории развития высших психических функций, деятельностном подходе к развитию психики.
Программа ориентируется на следующие теоретические положения: динамическая взаимосвязь между биологическим и социальным факторами; общие закономерности развития ребенка в норме и при нарушениях развития. При отклоняющихся вариантах недоразвития, когда биологические факторы первично определяют ход имеющихся у ребенка психических нарушений и расстройств, социальные факторы рассматриваются как основные детерминанты детского развития. Из этого следует, что создание специальных педагогических условий могут обеспечить коррекцию и компенсацию уже существующего нарушения и служить средством предупреждения вторичных отклонений развития.
Содержание программного материала основано на возрастном, онтогенетическом и дифференцированном подходах к пониманию всех закономерностей и этапов детского развития.
Возрастной подход учитывает уровень развития психологических новообразований и личные достижения каждого ребенка.
Онтогенетический подход ориентирует на учет сенситивных периодов в становлении личности и деятельности ребенка.
Дифференцированный – учитывает индивидуальные достижения ребенка с позиции понимания ведущего нарушения, его характера, глубины и степени выраженности и наличия вторичных отклонений.
Рассматривая вопросы воспитания и обучения ребенка указанной категории, мы должны учитывать общий фон витальных и образовательных потребностей каждого конкретного ребенка, общие и специфические особенности и направленность на формирование компенсаторных механизмов и коррекцию имеющихся нарушений в развитии. Наряду с этим важно помнить о том, что для ребенка семья является первым и главным социальным институтом. Формирование социально-педагогической компетентности родителей, воспитание детско-родительских отношений, обучение родителей способам взаимодействия со своим проблемным ребенком также относится к области значимых составляющих в концептуальных подходах. Общеизвестно, что психическое развитие ребенка происходит в процессе усвоения им общественно-исторического опыта. Ребенок с нарушением интеллекта не включается в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого развития. Он затрудняется использовать традиционную «взрослую» культуру как источник развития высших психических функций, специфических человеческих способностей и способов деятельности. По отношению к умственно отсталому ребенку перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы решения воспитательно- образовательных задач. Из-за такого «выпадения» умственно отсталого ребенка из традиционного образовательного пространства нарушаются условия для его «врастания в культуру», не реализуется его право на наследование социального и культурного опыта человечества. Возникает объективная потребность в «обходных путях», других способах педагогического воздействия, т. е. ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить и такому ребенку все необходимые условия для «врастания в культуру», реализации своего права на наследование общественно- исторического опыта.
Преодоление ограничений в этом праве, коррекция, предупреждение вторичных отклонений в развитии (реализация особых образовательных потребностей) происходят в сфере образования и с помощью его средств. Но в данном случае имеется в виду не массовое и традиционное, а специально организованное, особым образом построенное образование. Преодоление ограничений в этом праве, коррекция, предупреждение вторичных отклонений в развитии (реализация особых образовательных потребностей) происходят в сфере образования и с помощью его средств. Но в данном случае имеется в виду не массовое и традиционное, а специально организованное, особым образом построенное образование. Максимально возможная реализация особых образовательных потребностей ребенка, максимально возможное восстановление прав такого ребенка на наследование социального и культурного опыта выражают цель и определяют значение реабилитации средствами образования.
Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей-дошкольников; учет возрастных особенностей ребенка.
Однако они дополняются принципами специальной дошкольной педагогики:
- совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения,
- постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к продуктивным видам деятельности;
- постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
- повторяемость задач обучения с использованием нового дидактического материала;
- формирование интереса и активности ребенка.
Содержание программы учитывает личностную направленность педагогических воздействий и приоритеты социализации ребенка. В связи с этим важнейшим компонентом общеразвивающей и коррекционной работы является преодоление социальной недостаточности ребенка. Л.С.Выготский считал, что “…специальное воспитание должно быть подчинено социальному развитию...”. Социализацию ребенка он рассматривал как процесс его “врастания” в цивилизацию, связывая это с овладением способностью к знаковому опосредованию, что происходит, главным образом, в практической и символико-моделирующих видах деятельности и речи.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики.
@@@@@@@ поступила в МКДОУ сентябре @@@@@ года в возрасте двух лет шести месяцев. Период адаптации @@@@@@@ к детскому саду был тяжелым: ребенок не говорил, не обозначал свои потребности, не воспринимал инструкции. Взаимодействие со сверстниками осложнялось агрессивными действиями – @@@@@@@ кусалась. В течение @@@@@@ учебного года психические процессы, коммуникативные и игровые действия не развивались в соответствии с возрастными нормами. Специальная коррекционная работа не проводилась.
Воспитывается в полной семье из 4-х человек. У @@@@@@@ есть младшая сестра. Семья проживает в благоустроенной квартире, у ребенка есть игровой уголок в общей комнате, отдельное спальное место. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Проявляют заинтересованность в воспитании ребенка, но рекомендации педагогов выполняют не в полном объеме. Детский сад посещает не регулярно.
На @@@@@@@@ имеет коллегиальное заключение ТПМПК от @@@@@@, в котором прописаны рекомендации по организации образовательного процесса, специальной организации среды, формы и методы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умеренной умственной отсталостью.
По решению ПМПк была проведена психологическая диагностика методом наблюдения в различных видах деятельности в течение нескольких дней. Результаты:
Развитие общения и речи у @@@@@@@ на низком уровне:
Инициативность ребенка в общении низкая. Чувствительность к воздействиям взрослого - низкая. Репертуар коммуникативных действий минимален. Степени развития активной, пассивной речи и способности выполнять речевые инструкции взрослых – низкие.
Развитие предметной деятельности на низком уровне.
Виды действий с предметами: ориенировочно - исследовательские используются очень редко, манипулятивные – часто, культурно-фиксированные - используются редко.
Познавательная активность: эмоциональная вовлеченность - слабая, настойчивость в деятельности - слабовыраженная, стремление к самостоятельности в деятельности - среднее.
Включенность предметной деятельности в общение со взрослым: стремление воспроизводить образец действия - слабое, ориентация на оценку взрослого - слабо выражена, речевое сопровождение деятельности практически отсутствует, целенаправленность слабовыраженная.
Развитие процессуальной игры на низком уровне.
Потребность в игре с сюжетными игрушками: инициативность слабая, длительность игры кратковременная.
Характер игровых действий: вариативность слабая, речевая активность отсутствует.
Воображение: использование предметов-заместителей отсутствует.
Принятие игровой инициативы взрослого слабое.
- Планируемые результаты освоения Программы
В результате реализации Программы предполагается, что ребенок повысит свой уровень развития общения – освоит ситуативно-деловую форму общения, произойдет развитие предметной деятельности, расшириться игровой и поведенческий репертуар, активизируется восприятие, память, речь, внимание и мышление, что в дальнейшем поможет девочке взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности с учетом используемых вариативных образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания
Цели, задачи и содержание образовательной деятельности программы реализуются в процессе организованной образовательной деятельности с ребенком в индивидуальной форме.
Для реализации программы необходимо взаимодействие с педагогами и родителями (законными представителями) ребенка, которое происходит по следующим направлениям:
2.1.1. Диагностическая работа
Диагностическая работа проводится в начале и конце коррекционно-развивающих занятий в виде индивидуального изучения ребенка методом наблюдения во всех видах деятельности.
2.1.2. Развивающая и коррекционная работа
Коррекционно-развивающая работа представлена циклом индивидуальных занятий, которые предполагает активное воздействие на развитие личности и индивидуальности воспитанника и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам.
Содержание и структура занятия и других видов деятельности находятся в соответствии индивидуальными особенностями ребенка, целью и задачами каждого занятия, которое состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной.
Вводная проводится в течение 1-2 минут. Цель — создать позитивный эмоциональный настрой на предстоящие игры и упражнения. Используются игрушки и куклы театра «Би-Ба-Бо».
Основная часть занятия представлена тремя - четырьмя упражнениями-играми. Упражнения этого блока направлены на социальное и речевое развитие, развитие предметных и предметно-игровых действий, формирование интереса к предпосылкам продуктивных видов деятельности. Продолжительность его — 10-15 минут.
Заключительная часть занятия состоит из игры или упражнения, которые подобраны так, чтобы ребенок мог снять психоэмоциональное напряжение, создать положительный психоэмоциональный тон - психогимнастические упражнения или кинетический песок. Продолжительность— до 5 минут.
Длительность занятия и последовательность упражнений и игр зависит от психоэмоционального настроя ребенка и может быть изменена по объективным данным. Программа занятий включает в себя развивающие игры, упражнения и задания по 2 встречи в неделю, всего 25 занятий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание | Количество упражнений |
1. | Формирование эмоционального контакта со взрослым. | 4 |
2. | Формирование представлений о себе, других и об окружающем мире | 21 |
3. | Развитие и коррекция общих движений, ручной и мелкой моторики, формирование зрительно-двигательной координации | 25 |
4. | Активизация и совершенствование ориентировочной деятельности, развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного) | 25 |
5. | Развитие предметных и предметно-игровых действий, формированию способов усвоения общественного опыта: совместных действий, подражания, указательного жеста, действий по показу, действий по речевой инструкции. | 25 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПЛАНА.
№ п/п | Задачи: | Ход занятия: |
1. | * Формировать эмоциональный контакт со взрослым. * Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное) * Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию * Формировать предметные и предметно-игровые действия | Игра « Ладушки» |
Игра "Катится - не катится" | ||
Игра "Соберём колечки" | ||
Игра "Поймай мяч" | ||
2. | * Формировать эмоциональный контакт со взрослым. * Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное) * Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию * Формировать предметные и предметно-игровые действия | Игра «Возьми шарик» |
Игра "Опусти игрушку в свой домик" | ||
Игра "Сходим к мишке в гости" | ||
Игра "Сделаем погремушку" | ||
3. | * Формировать эмоциональный контакт со взрослым. * Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное) * Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию *Формировать предметные и предметно-игровые действия | Игра «Петрушка пришел. |
Игра "Посади бабочку" | ||
Игра "Кати мяч" | ||
Игра "Прокати шарик" | ||
4. | * Формировать эмоциональный контакт со взрослым. * Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное) * Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию * Формировать предметные и предметно-игровые действия | Игра «Возьми, кати!» |
Игра "Закрой окошко" | ||
Игра "Кати мяч в ворота" | ||
Игра "Посадим елочки" | ||
5. | * Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное) * Формировать представления о себе, других и об окружающем мире * Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию * Формировать предметные и предметно-игровые действия | Игра "Заполни кувшин" |
Игра "Испечем оладушки" | ||
Игра "Бабушкины очки" | ||
Игра "Спрячь игрушку" | ||
6. | * Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное) * Формировать представления о себе, других и об окружающем мире * Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию *Формировать предметные и предметно-игровые действия | Игра "Собери шишки" |
Игра "Кто спрятался?" | ||
Игра "Вышел пальчик погулять" | ||
Игра "Поймай шарики" | ||
7. | * Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное) * Формировать представления о себе, других и об окружающем мире * Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию * Формировать предметные и предметно-игровые действия | Игра "Звени колокольчик" |
Игра "Паровозик" | ||
Игра "Варим кашу" | ||
Игра "Что в коробочке?" | ||
8. | * Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное) * Формировать представления о себе, других и об окружающем мире * Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию * Формировать предметные и предметно-игровые действия | Игра "Заведи юлу" |
Игра "Передай мяч" | ||
Игра "Клубок для котенка" | ||
Игра "Дом животных" | ||
9 | * Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное) * Формировать представления о себе, других и об окружающем мире * Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию * Формировать предметные и предметно-игровые действия | Игра "Спрячь игрушку" |
Игра "Матрешка" | ||
Игра "Доползи до игрушки" | ||
Игра "Собери пирамидку " | ||
10 | * Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное) * Формировать представления о себе, других и об окружающем мире * Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию *Формировать предметные и предметно-игровые действия | Игра "Почтовый ящик" |
Игра "Кто это?" | ||
Игра "Цыплята и наседка" | ||
Игра "Выбей шарик" | ||
11 | * Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное) * Формировать представления о себе, других и об окружающем мире * Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию *Формировать предметные и предметно-игровые действия | Игра "Перевези кубики" |
Игра "Топни ножкой" | ||
Игра "Лови мяч" | ||
Покатай матрешку" | ||
12 | * Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное) * Формировать представления о себе, других и об окружающем мире * Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию *Формировать предметные и предметно-игровые действия | Игра "Дорожки для неваляшек" |
Игра "Я – ТЫ» | ||
Игра "Целься и кидай" | ||
Игра "Покатай ежат" | ||
13 | * Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное) * Формировать представления о себе, других и об окружающем мире * Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию *Формировать предметные и предметно-игровые действия | Игра "Посади елочки" |
Игра "Ласковый ребенок" | ||
Игра "Здравствуй, пальчик" | ||
Игра "Угощаем матрешек" | ||
14 | * Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное) * Формировать представления о себе, других и об окружающем мире * Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию *Формировать предметные и предметно-игровые действия | Игра "Набери воды" |
Игра "Соберем пирамидку" | ||
Игра "Зайчики - пальчики" | ||
Игра "Подарки мишкам" | ||
15 | * Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное) * Формировать представления о себе, других и об окружающем мире * Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию * Формировать предметные и предметно-игровые действия | Игра "Беги в свой домик" |
Игра в мяч | ||
Игра "Рисуем клубок" | ||
Игра "Построим забор" | ||
16 | * Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное) * Формировать представления о себе, других и об окружающем мире * Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию *Формировать предметные и предметно-игровые действия | Игра "Спой песенку" |
Игра "Бабушкин клубочек" | ||
Игра "Выложи дорожку" | ||
Игра "Построим забор" | ||
17 | * Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное) * Формировать представления о себе, других и об окружающем мире * Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию * Формировать предметные и предметно-игровые действия | Игра "Собери пирамидки" |
Игра "Маме улыбаемся" | ||
Игра "Проползём по мостику" | ||
Игра "Построим лесенку" | ||
18 | * Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное) * Формировать представления о себе, других и об окружающем мире * Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию * Формировать предметные и предметно-игровые действия | Игра "Поймай шарики" |
Игра "Похлопаем в ладоши" | ||
Игра "Догони мяч" | ||
Игра "Сделаем мебель для матрешки" | ||
19 | * Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное) * Формировать представления о себе, других и об окружающем мире * Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию * Формировать предметные и предметно-игровые действия | Игра "Цветные горки" |
Игра "Дом" | ||
Игра "Попади в цель" | ||
Игра "Построим лесенку" | ||
20 | *Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное) * Формировать представления о себе, других и об окружающем мире * Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию * Формировать предметные и предметно-игровые действия | Игра "Накорми куклу" |
Игра "Возьми игрушку" | ||
Игра "Дудочка" | ||
Игра "Сделаем мебель для матрешки" | ||
21 | * Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное) * Формировать представления о себе, других и об окружающем мире * Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию * Формировать предметные и предметно-игровые действия | Игра "Посади цветы" |
Игра "Уложим мишку спать" | ||
Игра "Ворона" | ||
Игра "Поймай воздушный шарик" | ||
22 | * Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное) * Формировать представления о себе, других и об окружающем мире * Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию Формировать предметные и предметно-игровые действия | Игра "Налей воды в аквариум" |
Игра "Угостим кукол чаем" | ||
Игра "Пошумим" | ||
Игра "Позвони по телефону" | ||
23 | * Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное) * Формировать представления о себе, других и об окружающем мире * Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию * Формировать предметные и предметно-игровые действия | Игра "Поймай меня" |
Игра "Вот я!" | ||
Игра "Посади репку" | ||
Игра "Домики для зверушек" | ||
24 | * Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное) * Формировать представления о себе, других и об окружающем мире * Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию *Формировать предметные и предметно-игровые действия | Игра "Кто играет?" |
Игра "Это мое!" | ||
Игра "Построим заборчик" | ||
Игра "Позвони по телефону" | ||
25 | * Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное) * Формировать представления о себе, других и об окружающем мире * Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию * Формировать предметные и предметно-игровые действия | Игра "Построй башню" |
Игра "Чья игрушка?" | ||
Игра "Самолетик" | ||
Игра "Домики для зверушек" |
2.2. Особенности образовательной деятельности.
Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и ребенка, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.
Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом-психологом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.
Игровая деятельность представлена дидактическими и развивающими, малоподвижными играми, игровыми проблемными ситуациями и пр.
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя познание детьми объектов предметного и социального мира и решение проблемных ситуаций.
Продуктивная деятельность направлена на выполнение заданий по развитию графомоторных навыков и пространственного ориентирования.
Двигательная деятельность организуется в процессе занятий как упражнение на психомоторное развитие.
Для реализации программы используются те же разнообразные культурные практики, что и для реализации основной образовательной Программы детского сада.
- Особенности взаимодействия с семьей воспитанника.
Важнейшим фактором развития психики ребенка является общение его с близкими взрослыми.
Педагогическая работа с родителями направлена на решение следующих задач: повышение педагогической компетентности у родителей; формирование потребности у родителей в содержательном общении со своим ребенком; обучение родителей педагогическим технологиям воспитания и обучения детей; создание в семье адекватных условий воспитания детей.
Работа с родителями осуществляется в следующих формах:
Направление работы | Цель работы | Характеристика работы |
Диагностическая работа | Изучение условий семейного воспитания ребенка с умеренной умственной отсталостью | 1.Выявление у родителей проблем по вопросам социализации ребенка. 2.Выяснение мнения родителей по выбору индивидуальных методов и приемов работы с ребенком с УУО. 3.Оценка адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка в МКДОУ. |
Консультативная работа | Обеспечить непрерывное специальное индивидуальное сопровождение родителей по вопросам реализации условий обучения и воспитания в семье. Развивать знания родителей по организации коррекционно-оздоровительной работы, полноценного развития и социализации ребенка. | 1.Консультативная помощь родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка УУО. 2. Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с ребенком с УУО, единых для всех участников образовательного процесса; 3.Индивидуальны беседы с родителями по всем вопросам пребывания детей с УУО в МКДОУ (состояние здоровья, участие в жизни группы, овладение различными навыками самообслуживания, достижения детей в разных видах деятельности и др.) |
Информационно-просветительская работа | Организация разъяснительной деятельности с родителями по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности для ребенка с ОВЗ, их физическом и индивидуальном полноценном развитии. | 1.Использование различных форм просветительской работы с родителями (беседы, печатные материалы консультации) направленные на разъяснение родителям вопросов, связанных с особенностями образовательной деятельности и индивидуального полноценного развития ребенка с УУО. |
Использование нетрадиционных форм работы | Привлечение родителей к непосредственному и активному участию в образовательной деятельности ребенка с ОВЗ, их социализации и физкультурно-оздоровительным мероприятиям. Формирование у родителей потребности в общении с детьми и способностей правильно понимать, чувствовать и принимать внутренний мир своего ребенка. | 1.Приглашение родителей к участию на спортивные и музыкальные праздники, театральные досуги вместе с ребенком. 2. Привлечение родителей к участию в выставках совместного творчества детей и родителей. 3.Организация совместных игр родителей и детей в группе. |
Содержание работы с семьей планируется с учетом следующих факторов: социального положения семьи; особенностей характера взаимодействия близких взрослых со своим ребенком; позиции родителей по отношению к его воспитанию; уровня педагогической компетентности родителей и др.
Используются следующие методы работы с родителями: беседы, анкетирование, тестирование, наблюдение, участие и обсуждение вебинаров, ведение и анализ дневниковых записей, практические занятия.
Время включения родителей в систему мероприятий, их поведение и степень адаптации к изменениям, связанным с болезнью ребенка, непосредственным образом влияет на ход и результаты всего педагогического сопровождения. Раннее включение родителей в коррекционную работу с ребенком в большинстве случаев позволяет нейтрализовать переживания родителей, изменить их позицию в отношении воспитания проблемного ребенка, а также сформировать адекватные способы взаимодействия со своим малышом. Основными направлениями сопровождения семей являются следующие:
- психолого-педагогическое изучение состояния членов семьи, в первую очередь матери и ребенка;
- психологическая помощь в адекватной оценке потенциальных возможностей развития ребенка; составление программы реабилитационных мероприятий с семьей;
- повышение информированности родителей о способах и методах лечения, развития и обучения ребенка; консультативная помощь родителям в решении вопросов о возможностях, формах и программах дошкольной подготовки детей и дальнейшем школьном обучении;
- обучение родителей элементарным методам педагогической коррекции (дидактическим играм, продуктивным видам деятельности);
- психологическая поддержка родителей в решении личных проблем и негативного эмоционального состояния и формирования положительного взаимодействия со своим ребенком.
- регулярное консультирование родителей по вопросам динамики развития ребенка и организации деятельности и поведения ребенка в условиях семьи.
- Планируемые результаты взаимодействия с родителями:
1.Установление постоянного и эффективного сотрудничества с семьей ребенка с умеренной умственной отсталостью.
2.Формирование у родителей сознательного отношения к вопросам социализации ребенка через личностно-ориентированный подход.
3. Родители будут принимать активное участие в деятельности ребенка и в процессе социализации в МКДОУ.
4.Родители будут обладать определёнными знаниями и умениями, и некоторыми приёмами преодоления проблем развития ребенка с УУО в условиях семьи.
5. Повышение родительской компетентности: чувствительности к изменениям в состояния ребенка; нормализация системы требований и ожиданий; повышение уверенности в себе как воспитателе, гармонизация хода психического развития ребенка в семье.
III. Организационный раздел.
3.1. Материально-техническое обеспечение программы.
Развивающая предметно-пространственная среда МКДОУ, обеспечивает максимальную реализацию программы. Занятия проводятся в кабинете педагога – психолога и в соответствии с "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (СанПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями на 27 августа 2015 года).
Оснащение кабинета: столы и стулья для детей, шкаф и полки для методической литературы, игрушек и пособий; стимулирующий материал для психолого-педагогического обследования детей и коррекционно-развивающих занятий («Игровизоры», маркеры и т.п.); игровой материал и развивающие игры; ноутбук.
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Направления | Методические материалы, средства обучения и воспитания |
Диагностика |
|
Коррекционно-развивающая работа |
|
3.3. Описание распорядка и режима проведения.
Еженедельные занятия по программе проводятся в первой и второй половине дня и длятся не более 15 минут.
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая среда нашего МКДОУ — это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка с ОВЗ, она построена с соблюдением общих требований, которые полностью соответствуют требованиям реализации коррекционно-развивающей программы.
Сценарий занятия № 3
Задачи:
* Формировать эмоциональный контакт со взрослым.
* Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное)
* Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию
*Формировать предметные и предметно-игровые действия
Оборудование:
- Петрушка – кукла би-ба-бо, погремушки - 2 шт.,
- два картонных круга ("полянки") двух цветов - желтого и красного, бабочки только одного цвета (желтого или красного) одинакового размера.
- большой резиновый мяч, кегля.
- желоб для скатывания, цветные шарики в
коробке, корзина.
- кинетический песок, камушки, ракушки, ноутбук с колонками, тихая спокойная музыка.
Вводная часть.
Педагог подходит с Петрушкой к ребенку в группу, рассматривает его с ним, приглашает к себе в кабинет. В кабинете подводит ребенка к коробке, в которой лежат погремушки, Петрушка гремит погремушкой, затем вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.
Основная часть.
- Взрослый кладет перед ребенком "полянки" и говорит: "Бабочка любит свою полянку, это - ее домик". Взрослый берет желтую бабочку, прикладывает ее к красному кругу и говорит: "Это - не такой цвет, не ее домик. Вот ее домик (прикладывает к желтому кругу). Теперь ты посади всех бабочек на свою полянку". После того, как задание выполнено, взрослый обобщает: "Полянка - желтого цвета, такая, и все бабочки тоже желтого цвета".
- Педагог предлагает ребенку прокатить мяч до кегли, расположенной на расстоянии 1-1,5 метра от ребенка. При попадании ребенком в кеглю взрослый эмоционально выражает свое положительное отношение к произведенному действию.
- Педагог показывает, как брать шарики щепотью и
класть их на верхний конец желоба. Обращает внимание, что
шарик катится по желобу в корзину. Затем по подражанию ребенок повторяет действия педагога. Взрослый называет цвет шарика и проговаривает слово «вниз!».
Заключительная часть.
Ребенку предлагается найти в песке ракушки и камешки. Включается спокойная музыка.
Затем педагог провожает ребенка в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (патология развития опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...
Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения
В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Целью данной Программы является построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ. Всестороннее развитие психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальн...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия для ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Конспект составлен для ребёнка с задержкой психического развития, нарушением аффективно-эмоциональной и коммуникативной сфер, системным недоразвитие речи, тотальным недоразвитие высших психических фун...
Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 учебный год
Цель индивидуального сопровождения: создание условий для успешнойсоциализации ребёнка с особыми образовательными потребностями, через коррекцию и компенсацию имеющихся выявленных речевых нарушений, ча...
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на 2019 -2020 год Образовательная область "Физическое развитие"
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на 2019 -2020 год Образовательная область "Физическое развитие"...
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения музыкального развития детей дошкольного возраста, с ограниченными возможностями здоровья
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения музыкального развития детей дошкольного возраста, с ограниченными возможностями здоровья....