ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (УУО)
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа)

Слаутина Светлана Викторовна

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью индивидуальной адаптированной образовательной программы  для ребенка с умеренной умственной отсталостью (далее УУО) Программа разработана для развития навыков общения, предметной деятельности и элементарным игровым действиямпо рекомендациям ТПМПК и решению ПМПк ДОУ.

Заняла 2 место во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства специалистов службы психолого-педагогического сопровождения "Отдавая сердце -2018" в номинации "Педагог-психолог".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc239.5 КБ

Предварительный просмотр:

индивидуальная рабочая программа

с ребенком

с ограниченными возможностями здоровья

(умеренная умственная отсталость)

на ********* уч. год

Педагог-психолог

Слаутина Светлана Викторовна


        Введение

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью индивидуальной адаптированной образовательной программы  для ребенка с умеренной умственной отсталостью (далее УУО)

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Программа разработана для развития навыков общения, предметной деятельности и элементарным игровым действиям @@@@@@@@ по рекомендациям ТПМПК и решению ПМПк.

Согласно концепции М.И. Лисиной, развитие общения ребенка со взрослым происходит как смена качественно своеобразных форм общения. Каждую форму характеризуют содержание коммуникативной потребности, мотивы, средства общения и время появления в онтогенезе.

Первой в онтогенезе появляется ситуативно-личностная форма общения. Самая существенная черта ситуативно-личностного общения – удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Такое общение реализуется с помощью экспрессивно-мимических средств (взгляды, улыбки, выразительные движения, вокализации).

Затем складывается ситуативно-деловое общение со взрослым. Это общение опосредствуется предметами, его основным содержанием является практическое сотрудничество со взрослым. Потребность в сотрудничестве становится главным содержанием коммуникативной потребности. Интерес ребенка сосредоточивается на “деловых” качествах взрослого – умении разнообразно действовать с предметами, демонстрировать их новые свойства, организовывать совместные игры и занятия. Взрослый становится не только источником доброжелательного внимания, но помощником, партнером по совместной предметной деятельности, и образцом для подражания, ценителем умений ребенка. Центральным мотивом общения становится деловой. Средствами такого общения являются предметные действия, позы, жесты, локомоции; постепенно ребенок овладевает речью, которая со временем становится основным средством общения.

В дальнейшем начинает складываться внеситуативно-познавательное общение со взрослым, которое станет одной из основных форм общения в дошкольном возрасте. Ребенка интересуют не только действия с предметами в наличной ситуации, но и некоторые скрытые от прямого наблюдения свойства предметов, их устройство, а также события и явления, которые не представлены “здесь и сейчас”. Такое общение может происходить как в совместной со взрослым предметной деятельности, так и на фоне совместного чтения и обсуждения детских книжек, рассматривания картинок, разговоров о животных, машинах, явлениях природы. Взрослый для ребенка является интересным собеседником, способным ответить на любой вопрос, рассказать о чем-то новом. При этом ребенку нужно, чтобы взрослый относился серьезно, с уважением к его вопросам, высказываниям, рассуждениям. Уважение взрослого становится главным содержанием коммуникативной потребности в рамках данной формы общения. Среди мотивов общения центральное место занимает познавательный.

Одной из целей предлагаемых игр и упражнений – помочь освоить @@@@@@@@ первые две формы общения.  

В раннем возрасте (от 6 месяцев до 3 лет) ведущей деятельностью является предметная, поскольку именно в ней лежат главные интересы ребенка и происходит наиболее интенсивное развитие всех сторон психики и личности малыша. Уровень развития познавательной активности отражает потребностно-мотивационную сторону предметной деятельности, т. е. желание и стремление узнать новое, получить желанный или непредсказуемый эффект.

В раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий эффект лишь в сотрудничестве со взрослым. Взрослый является для маленького ребенка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности. Смысл действия ребенка первоначально заключается в том, что оно производится ради выполнения поручения взрослого или рядом с ним. Именно взрослый передает ребенку как способ действия, так и желание его выполнять, интерес к нему.

Опираясь на понятие о зоне ближайшего развития, мы исходили из того, что для определения действительного уровня развития ребенка недостаточно измерить и зафиксировать его актуальные действия, необходимо выявлять и учитывать его потенциальные возможности, которые возникают и проявляются в совместной деятельности со взрослым.

Исходя из этого, в качестве основных параметров уровня развития предметной деятельности выделяются следующие:

1) операциональная сторона (характеристика собственно действий). Показателями операциональной стороны предметной деятельности выступают различные виды действий с предметами: манипулятивные (неспецифические и специфические) и собственно предметные (культурно-фиксированные) действия;

2) потребностно-мотивационная сторона – уровень познавательной активности ребенка. Показателями познавательной активности являются интерес ребенка к предметам, стремление к обследованию и действиям с ними, настойчивость, эмоциональная вовлеченность в деятельность. Наличие таких инициативных, самостоятельных действий, охватывающих и познавательную, и аффективно-волевую сферу ребенка, может свидетельствовать о действительном освоении деятельности, а не о приобретении одних лишь моторных или сенсорных навыков;

3) включенность предметных действий в общение со взрослым. Отличительной особенностью всех предлагаемых методик, выявляющих уровень развития деятельности ребенка, является включенность ребенка в общение со взрослым. Степень принятия помощи и поддержки взрослого, возможность влияния взрослого на самостоятельные действия ребенка являются для нас важнейшим показателем потенциальных возможностей самого ребенка.

С помощью коррекционно-развивающих игр и упражнений – научить девочку взаимодействию со взрослым в предметных действиях.  

Внутри предметной деятельности дифференцируются две самостоятельные линии – собственно предметно-практическая деятельность и процессуальная игра. Овладение предметно-практической деятельностью происходит как усвоение определенных культурно-нормированных действий с предметами (понимание их смысла и точности выполнения).

К концу раннего возраста предметная деятельность ребенка становится все более произвольной, самостоятельной и целенаправленной. Игровая деятельность предполагает элементы творчества ребенка, ненормированность и самостоятельность его действий.

В данном случае задачей будет являться поддержка любых самостоятельных игровых действий @@@@@@@@, поощрение инициативы и произвольности в игровых действиях.

В индивидуальных занятиях мы будем опираться на эмоциональное самочувствие ребенка и его интерес. Частая смена деятельности и игрового материала будет стимулировать развитие активности и работоспособности, одновременно повтор и постоянная последовательность в действиях должны сформировать базовые качества интеллектуальной продуктивности, сенсорное развитие ребенка, развитие восприятия, представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

Упражнения стимулируют речевое развитие, дыхание, аудиальное (на слух) и визуальное восприятие, обогащают и активизируют словарь.

1.1.1.Цели и задачи реализации программы

Цель программы — развитие общения, предметной и игровой деятельности.

Задачи:

  •  формировать и развивать личность с учетом психофизических возрастных особенностей;
  •  развивать психомоторную сферу (восприятие, память, внимание,
    мышление, речь);

— расширять игровой и поведенческий репертуар;

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Методологические основы и концептуальные подходы Программы базируются на учении о единстве человека и среды, культурно-исторической теории развития высших психических функций, деятельностном подходе к развитию психики.

Программа ориентируется на следующие теоретические положения: динамическая взаимосвязь между биологическим и социальным факторами; общие закономерности развития ребенка в норме и при нарушениях развития. При отклоняющихся вариантах недоразвития, когда биологические факторы первично определяют ход имеющихся у ребенка психических нарушений и расстройств, социальные факторы рассматриваются как основные детерминанты детского развития. Из этого следует, что создание специальных педагогических условий могут обеспечить коррекцию и компенсацию уже существующего нарушения и служить средством предупреждения вторичных отклонений развития.

Содержание программного материала основано на возрастном, онтогенетическом и дифференцированном подходах к пониманию всех закономерностей и этапов детского развития.

Возрастной подход учитывает уровень развития психологических новообразований и личные достижения каждого ребенка.

Онтогенетический подход ориентирует на учет сенситивных периодов в становлении личности и деятельности ребенка.

Дифференцированный – учитывает индивидуальные достижения ребенка с позиции понимания ведущего нарушения, его характера, глубины и степени выраженности и наличия вторичных отклонений.

Рассматривая вопросы воспитания и обучения ребенка указанной категории, мы должны учитывать общий фон витальных и образовательных потребностей каждого конкретного ребенка, общие и специфические особенности и направленность на формирование компенсаторных механизмов и коррекцию имеющихся нарушений в развитии. Наряду с этим важно помнить о том, что для ребенка семья является первым и главным социальным институтом. Формирование социально-педагогической компетентности родителей, воспитание детско-родительских отношений, обучение родителей способам взаимодействия со своим проблемным ребенком также относится к области значимых составляющих в концептуальных подходах. Общеизвестно, что психическое развитие ребенка происходит в процессе усвоения им общественно-исторического опыта. Ребенок с нарушением интеллекта не включается в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого развития. Он затрудняется использовать традиционную «взрослую» культуру как источник развития высших психических функций, специфических человеческих способностей и способов деятельности. По отношению к умственно отсталому ребенку перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы решения воспитательно- образовательных задач. Из-за такого «выпадения» умственно отсталого ребенка из традиционного образовательного пространства нарушаются условия для его «врастания в культуру», не реализуется его право на наследование социального и культурного опыта человечества. Возникает объективная потребность в «обходных путях», других способах педагогического воздействия, т. е. ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить и такому ребенку все необходимые условия для «врастания в культуру», реализации своего права на наследование общественно- исторического опыта.

Преодоление ограничений в этом праве, коррекция, предупреждение вторичных отклонений в развитии (реализация особых образовательных потребностей) происходят в сфере образования и с помощью его средств. Но в данном случае имеется в виду не массовое и традиционное, а специально организованное, особым образом построенное образование. Преодоление ограничений в этом праве, коррекция, предупреждение вторичных отклонений в развитии (реализация особых образовательных потребностей) происходят в сфере образования и с помощью его средств. Но в данном случае имеется в виду не массовое и традиционное, а специально организованное, особым образом построенное образование. Максимально возможная реализация особых образовательных потребностей ребенка, максимально возможное восстановление прав такого ребенка на наследование социального и культурного опыта выражают цель и определяют значение реабилитации средствами образования.

Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей-дошкольников; учет возрастных особенностей ребенка.

Однако они дополняются принципами специальной дошкольной педагогики:

- совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения,

- постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к продуктивным видам деятельности;

-  постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;

- повторяемость задач обучения с использованием нового дидактического материала;

- формирование интереса и активности ребенка.

Содержание программы учитывает личностную направленность педагогических воздействий и приоритеты социализации ребенка. В связи с этим важнейшим компонентом общеразвивающей и коррекционной работы является преодоление социальной недостаточности ребенка. Л.С.Выготский считал, что “…специальное воспитание должно быть подчинено социальному развитию...”. Социализацию ребенка он рассматривал как процесс его “врастания” в цивилизацию, связывая это с овладением способностью к знаковому опосредованию, что происходит, главным образом, в практической и символико-моделирующих видах деятельности и речи.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики.

@@@@@@@ поступила в МКДОУ сентябре @@@@@ года в возрасте двух лет шести месяцев. Период адаптации @@@@@@@ к детскому саду был тяжелым: ребенок не говорил, не обозначал свои потребности, не воспринимал инструкции. Взаимодействие со сверстниками осложнялось агрессивными действиями – @@@@@@@ кусалась. В течение @@@@@@ учебного года психические процессы, коммуникативные и игровые действия не развивались в соответствии с возрастными нормами. Специальная коррекционная работа не проводилась.

Воспитывается в полной семье из 4-х человек. У @@@@@@@ есть младшая сестра. Семья проживает в благоустроенной квартире, у ребенка есть игровой уголок в общей комнате, отдельное спальное место. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Проявляют заинтересованность в воспитании ребенка, но рекомендации педагогов выполняют не в полном объеме. Детский сад посещает не регулярно.

На @@@@@@@@ имеет коллегиальное заключение ТПМПК от @@@@@@, в котором прописаны рекомендации по организации образовательного процесса, специальной организации среды, формы и методы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умеренной умственной отсталостью.

По решению ПМПк была проведена психологическая диагностика методом наблюдения в различных видах деятельности в течение нескольких дней. Результаты:

Развитие общения и речи у @@@@@@@ на низком уровне:

Инициативность ребенка в общении низкая. Чувствительность к воздействиям взрослого - низкая. Репертуар коммуникативных действий минимален. Степени развития активной, пассивной речи и способности выполнять речевые инструкции взрослых – низкие.

Развитие предметной деятельности на низком уровне.

Виды действий с предметами: ориенировочно - исследовательские используются очень редко, манипулятивные – часто, культурно-фиксированные - используются редко.

Познавательная активность: эмоциональная вовлеченность - слабая, настойчивость в деятельности - слабовыраженная, стремление к самостоятельности в деятельности  - среднее.

Включенность предметной деятельности в общение со взрослым: стремление воспроизводить образец действия - слабое, ориентация на оценку взрослого - слабо выражена, речевое сопровождение деятельности практически отсутствует, целенаправленность слабовыраженная.

Развитие процессуальной игры на низком уровне.

Потребность в игре с сюжетными игрушками: инициативность слабая, длительность игры кратковременная.

Характер игровых действий: вариативность слабая, речевая активность отсутствует.

Воображение: использование предметов-заместителей отсутствует.

Принятие игровой инициативы взрослого слабое.

  1. Планируемые  результаты освоения Программы

В результате реализации Программы предполагается, что ребенок повысит свой уровень развития общения – освоит ситуативно-деловую форму общения, произойдет развитие предметной деятельности, расшириться игровой и поведенческий репертуар, активизируется восприятие, память, речь, внимание и мышление, что в дальнейшем поможет девочке взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

II. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности  с учетом используемых вариативных образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания

Цели, задачи и содержание образовательной деятельности программы реализуются в процессе организованной образовательной деятельности с ребенком в индивидуальной форме.

Для реализации программы необходимо взаимодействие с педагогами и родителями (законными представителями) ребенка, которое происходит по следующим направлениям:

2.1.1. Диагностическая работа

Диагностическая работа проводится в начале и конце коррекционно-развивающих занятий в виде индивидуального изучения ребенка методом наблюдения во всех видах деятельности.

2.1.2. Развивающая и коррекционная работа

Коррекционно-развивающая работа представлена циклом индивидуальных занятий, которые предполагает активное воздействие на развитие личности и индивидуальности воспитанника и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам.

Содержание и структура занятия и других видов деятельности находятся в соответствии индивидуальными особенностями ребенка, целью и задачами каждого занятия, которое состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной.

Вводная проводится в течение 1-2 минут. Цель — создать позитивный эмоциональный настрой на предстоящие игры и упражнения. Используются игрушки и куклы театра «Би-Ба-Бо».

Основная часть занятия представлена тремя - четырьмя упражнениями-играми. Упражнения этого блока направлены на социальное и речевое развитие, развитие предметных и предметно-игровых действий, формирование интереса к предпосылкам продуктивных видов деятельности. Продолжительность его — 10-15 минут.

Заключительная часть занятия состоит из игры или  упражнения, которые подобраны так, чтобы ребенок мог снять психоэмоциональное напряжение, создать положительный психоэмоциональный тон - психогимнастические упражнения или кинетический песок. Продолжительность— до 5 минут.

Длительность занятия и последовательность упражнений и игр зависит от психоэмоционального настроя ребенка и может быть изменена по объективным данным. Программа занятий включает в себя развивающие игры, упражнения и задания по 2 встречи в неделю, всего 25 занятий.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  

№ п/п

Содержание

Количество

упражнений

1.

Формирование эмоционального  контакта  со взрослым.

4

2.

Формирование представлений о себе, других и об окружающем мире

21

3.

Развитие и коррекция общих движений, ручной и мелкой моторики, формирование зрительно-двигательной координации

25

4.

Активизация и совершенствование ориентировочной деятельности, развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного)

25

5.

Развитие предметных и предметно-игровых действий, формированию способов усвоения общественного опыта: совместных действий, подражания, указательного жеста, действий по показу, действий по речевой инструкции.

25

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПЛАНА.

№ п/п

Задачи:

Ход занятия:

1.

* Формировать эмоциональный  контакт  со взрослым.

* Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное)

* Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию

* Формировать предметные и предметно-игровые действия

Игра « Ладушки»

Игра "Катится - не катится"

Игра "Соберём колечки"

Игра "Поймай мяч"

2.

* Формировать эмоциональный  контакт  со взрослым.

 * Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное)

* Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию

* Формировать предметные и предметно-игровые действия

Игра «Возьми шарик»

Игра "Опусти игрушку в свой домик"

Игра "Сходим к мишке в гости"

Игра "Сделаем погремушку"

3.

* Формировать эмоциональный  контакт  со взрослым.

* Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное)

* Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию

*Формировать предметные и предметно-игровые действия

Игра «Петрушка пришел.

Игра "Посади бабочку"

Игра "Кати мяч"

Игра "Прокати шарик"

4.

* Формировать эмоциональный  контакт  со взрослым.

* Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное)

* Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию

* Формировать предметные и предметно-игровые действия

Игра «Возьми, кати!»

Игра "Закрой окошко"

Игра "Кати мяч в ворота"

Игра "Посадим елочки"

5.

* Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное)

 * Формировать представления о себе, других и об окружающем мире

* Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию

* Формировать предметные и предметно-игровые действия

Игра "Заполни кувшин"

Игра "Испечем оладушки"

Игра "Бабушкины очки"

Игра "Спрячь игрушку"

6.

* Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное)

* Формировать представления о себе, других и об окружающем мире

* Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию

*Формировать предметные и предметно-игровые действия

Игра "Собери шишки"

Игра "Кто спрятался?"

Игра "Вышел пальчик погулять"

Игра "Поймай шарики"

7.

* Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное)

* Формировать представления о себе, других и об окружающем мире

* Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию

* Формировать предметные и предметно-игровые действия

Игра "Звени колокольчик"

Игра "Паровозик"

Игра "Варим кашу"

Игра "Что в коробочке?"

8.

* Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное)

* Формировать представления о себе, других и об окружающем мире

* Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию

* Формировать предметные и предметно-игровые действия

Игра "Заведи юлу"

Игра "Передай мяч"

Игра "Клубок для котенка"

Игра "Дом животных"

9

* Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное)

* Формировать представления о себе, других и об окружающем мире

* Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию

* Формировать предметные и предметно-игровые действия

Игра "Спрячь игрушку"

Игра "Матрешка"

Игра "Доползи до игрушки"

Игра "Собери пирамидку "

10

* Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное)

* Формировать представления о себе, других и об окружающем мире

* Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию

*Формировать предметные и предметно-игровые действия

Игра "Почтовый ящик"

Игра "Кто это?"

Игра "Цыплята и наседка"

Игра "Выбей шарик"

11

* Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное)

* Формировать представления о себе, других и об окружающем мире

* Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию

*Формировать предметные и предметно-игровые действия

Игра "Перевези кубики"

Игра "Топни ножкой"

Игра "Лови мяч"

Покатай матрешку"

12

* Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное)

* Формировать представления о себе, других и об окружающем мире

* Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию

*Формировать предметные и предметно-игровые действия

Игра "Дорожки для неваляшек"

Игра "Я – ТЫ»

Игра "Целься и кидай"

Игра "Покатай ежат"

13

* Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное)

* Формировать представления о себе, других и об окружающем мире

* Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию

*Формировать предметные и предметно-игровые действия

Игра "Посади елочки"

Игра "Ласковый ребенок"

Игра "Здравствуй, пальчик"

Игра "Угощаем матрешек"

14

* Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное)

* Формировать представления о себе, других и об окружающем мире

* Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию

*Формировать предметные и предметно-игровые действия

Игра "Набери воды"

Игра "Соберем пирамидку"

Игра "Зайчики - пальчики"

Игра "Подарки мишкам"

15

* Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное)

* Формировать представления о себе, других и об окружающем мире

* Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию

* Формировать предметные и предметно-игровые действия

Игра "Беги в свой домик"

Игра в мяч

Игра "Рисуем клубок"

Игра "Построим забор"

16

* Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное)

* Формировать представления о себе, других и об окружающем мире

* Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию

*Формировать предметные и предметно-игровые действия

Игра "Спой песенку"

Игра "Бабушкин клубочек"

Игра "Выложи дорожку"

Игра "Построим забор"

17

* Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное)

* Формировать представления о себе, других и об окружающем мире

* Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию

* Формировать предметные и предметно-игровые действия

Игра "Собери пирамидки"

Игра "Маме улыбаемся"

Игра "Проползём по мостику"

Игра "Построим лесенку"

18

* Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное)

* Формировать представления о себе, других и об окружающем мире

* Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию

* Формировать предметные и предметно-игровые действия

Игра "Поймай шарики"

Игра "Похлопаем в ладоши"

Игра "Догони мяч"

Игра  "Сделаем мебель для матрешки"

19

* Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное)

* Формировать представления о себе, других и об окружающем мире

* Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию

* Формировать предметные и предметно-игровые действия

Игра "Цветные горки"

Игра "Дом"

Игра "Попади в цель"

Игра "Построим лесенку"

20

*Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное)

* Формировать представления о себе, других и об окружающем мире

* Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию

* Формировать предметные и предметно-игровые действия

Игра "Накорми куклу"

Игра "Возьми игрушку"

Игра "Дудочка"

Игра "Сделаем мебель для матрешки"

21

* Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное)

* Формировать представления о себе, других и об окружающем мире

* Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию

* Формировать предметные и предметно-игровые действия

Игра "Посади цветы"

Игра "Уложим мишку спать"

Игра "Ворона"

Игра "Поймай воздушный шарик"

22

* Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное)

* Формировать представления о себе, других и об окружающем мире

* Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию

Формировать предметные и предметно-игровые действия

Игра "Налей воды в аквариум"

Игра "Угостим кукол чаем"

Игра "Пошумим"

Игра "Позвони по телефону"

23

* Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное)

* Формировать представления о себе, других и об окружающем мире

* Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию

* Формировать предметные и предметно-игровые действия

Игра "Поймай меня"

Игра "Вот я!"

Игра "Посади репку"

Игра "Домики для зверушек"

24

* Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное)

* Формировать представления о себе, других и об окружающем мире

* Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию

*Формировать предметные и предметно-игровые действия

Игра "Кто играет?"

Игра "Это мое!"

Игра "Построим заборчик"

Игра "Позвони по телефону"

25

* Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное)

* Формировать представления о себе, других и об окружающем мире

* Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию

* Формировать предметные и предметно-игровые действия

Игра "Построй башню"

Игра "Чья игрушка?"

Игра "Самолетик"

Игра "Домики для зверушек"

2.2.  Особенности образовательной деятельности.

Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и ребенка, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.

Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом-психологом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.

Игровая деятельность представлена дидактическими и развивающими, малоподвижными играми, игровыми проблемными ситуациями и пр.

Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи.

Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя познание детьми объектов предметного и социального мира и  решение проблемных ситуаций.

Продуктивная деятельность направлена на выполнение заданий по развитию графомоторных навыков и пространственного ориентирования.

Двигательная деятельность организуется в процессе занятий как упражнение на психомоторное развитие.

Для реализации программы используются те же разнообразные культурные практики, что и для реализации основной образовательной Программы детского сада.

  1. Особенности взаимодействия с семьей воспитанника.

       

Важнейшим фактором развития психики ребенка является общение его с близкими взрослыми.

Педагогическая работа с родителями направлена на решение следующих задач: повышение педагогической компетентности у родителей; формирование потребности у родителей в содержательном общении со своим ребенком; обучение родителей педагогическим технологиям воспитания и обучения детей; создание в семье адекватных условий воспитания детей.

Работа с родителями осуществляется в следующих формах:

Направление работы

Цель работы

Характеристика работы

Диагностическая работа

Изучение  условий семейного воспитания  ребенка с умеренной умственной отсталостью

1.Выявление у родителей проблем по вопросам социализации ребенка.

2.Выяснение  мнения родителей  по выбору индивидуальных  методов и приемов работы с ребенком с УУО.

3.Оценка  адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка в МКДОУ.

Консультативная работа

Обеспечить непрерывное  специальное  индивидуальное  сопровождение  родителей  по вопросам реализации условий обучения и  воспитания в семье. Развивать знания родителей по организации коррекционно-оздоровительной работы,  полноценного развития и социализации  ребенка.

1.Консультативная помощь родителям  в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка УУО.

2. Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с ребенком с УУО, единых для всех участников образовательного процесса;

3.Индивидуальны беседы с родителями  по всем вопросам пребывания детей с УУО в МКДОУ (состояние здоровья, участие в жизни группы, овладение различными навыками самообслуживания, достижения детей в разных видах деятельности и др.)

Информационно-просветительская работа

Организация  разъяснительной деятельности  с родителями по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности для ребенка с ОВЗ, их физическом  и индивидуальном  полноценном  развитии.

1.Использование различных форм просветительской работы с родителями (беседы, печатные материалы консультации) направленные на разъяснение родителям  вопросов, связанных с особенностями образовательной деятельности и  индивидуального полноценного развития ребенка с УУО.

Использование нетрадиционных форм работы

Привлечение родителей к непосредственному и активному участию в образовательной деятельности ребенка с ОВЗ, их социализации и физкультурно-оздоровительным мероприятиям.

 Формирование у родителей потребности в общении с детьми и  способностей  правильно понимать, чувствовать и принимать внутренний мир своего ребенка.

1.Приглашение родителей к участию  на спортивные и музыкальные праздники, театральные  досуги вместе с ребенком.

2. Привлечение родителей к участию в выставках совместного творчества детей и родителей.

3.Организация совместных игр родителей и детей в группе.

Содержание работы с семьей планируется с учетом следующих факторов: социального положения семьи; особенностей характера взаимодействия близких взрослых со своим ребенком; позиции родителей по отношению к его воспитанию; уровня педагогической компетентности родителей и др.

Используются следующие методы работы с родителями: беседы, анкетирование, тестирование, наблюдение, участие и обсуждение вебинаров, ведение и анализ дневниковых записей, практические занятия.

Время включения родителей в систему мероприятий, их поведение и степень адаптации к изменениям, связанным с болезнью ребенка, непосредственным образом влияет на ход и результаты всего педагогического сопровождения. Раннее включение родителей в коррекционную работу с ребенком в большинстве случаев позволяет нейтрализовать переживания родителей, изменить их позицию в отношении воспитания проблемного ребенка, а также сформировать адекватные способы взаимодействия со своим малышом. Основными направлениями сопровождения семей являются следующие:

- психолого-педагогическое изучение состояния членов семьи, в первую очередь матери и ребенка;

- психологическая помощь в адекватной оценке потенциальных возможностей развития ребенка; составление программы реабилитационных мероприятий с семьей;

- повышение информированности родителей о способах и методах лечения, развития и обучения ребенка; консультативная помощь родителям в решении вопросов о возможностях, формах и программах дошкольной подготовки детей и дальнейшем школьном обучении;

- обучение родителей элементарным методам педагогической коррекции (дидактическим играм, продуктивным видам деятельности);

- психологическая поддержка родителей в решении личных проблем и негативного эмоционального состояния и формирования положительного взаимодействия со своим ребенком.

- регулярное консультирование родителей по вопросам динамики развития ребенка и организации деятельности и поведения ребенка в условиях семьи.

  1. Планируемые результаты взаимодействия с родителями:

1.Установление постоянного и эффективного сотрудничества с семьей ребенка с умеренной умственной отсталостью.

2.Формирование  у  родителей сознательного отношения к вопросам социализации ребенка  через личностно-ориентированный подход.

3. Родители будут принимать  активное участие в деятельности ребенка и  в  процессе социализации в МКДОУ.

4.Родители будут обладать  определёнными знаниями и умениями, и некоторыми приёмами преодоления проблем развития  ребенка с УУО в условиях семьи.

5. Повышение родительской компетентности: чувствительности к изменениям в состояния ребенка; нормализация системы требований и ожиданий; повышение уверенности в себе как воспитателе, гармонизация хода психического развития ребенка в семье.

III. Организационный раздел.

3.1.   Материально-техническое  обеспечение  программы.

      Развивающая предметно-пространственная среда МКДОУ, обеспечивает максимальную реализацию программы. Занятия проводятся в кабинете педагога – психолога и в соответствии с "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (СанПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями на 27 августа 2015 года).

Оснащение кабинета: столы и стулья для детей, шкаф  и полки для методической литературы, игрушек и пособий; стимулирующий материал для психолого-педагогического обследования детей и коррекционно-развивающих занятий («Игровизоры», маркеры и т.п.); игровой материал и развивающие игры; ноутбук.  

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Направления

Методические материалы,  средства обучения и воспитания

Диагностика

  1. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего  и дошкольного возраста: метод. пособие: с прил. альбома «Нагляд. Материал для обследования дет/ Е.А. Стребелева  , Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др./; под ред.  Е.А. Стребелевой,- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007 – 164с. + Прил. 268 с. ил
  2. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет — М.: АНО «ПЭБ», 2007

Коррекционно-развивающая работа

  1. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. - М.: Полиграф сервис, 2002.
  2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно
    отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение,
    1990.
  3. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. — М.: ТЦ Сфера, 2008.

3.3. Описание распорядка и режима проведения.

Еженедельные занятия по программе  проводятся в первой и второй половине дня и длятся не более 15 минут.

3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая среда нашего МКДОУ — это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка с ОВЗ, она построена с соблюдением общих требований, которые полностью соответствуют требованиям реализации коррекционно-развивающей программы.

Сценарий занятия № 3

Задачи:

* Формировать эмоциональный  контакт  со взрослым.

* Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное)

* Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию

*Формировать предметные и предметно-игровые действия

Оборудование:

- Петрушка – кукла би-ба-бо, погремушки - 2 шт.,

- два картонных круга ("полянки") двух цветов - желтого и красного, бабочки только одного цвета (желтого или красного) одинакового размера.

- большой резиновый мяч, кегля.

- желоб для скатывания, цветные шарики в
коробке, корзина.

- кинетический песок, камушки, ракушки, ноутбук с колонками, тихая спокойная музыка.

Вводная часть.

Педагог подходит с Петрушкой к ребенку в группу, рассматривает его с ним, приглашает к себе в кабинет. В кабинете подводит ребенка к коробке, в которой лежат погремушки, Петрушка гремит погремушкой, затем вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

Основная часть.

  1. Взрослый кладет перед ребенком "полянки" и говорит: "Бабочка любит свою полянку, это - ее домик". Взрослый берет желтую бабочку, прикладывает ее к красному кругу и говорит: "Это - не такой цвет, не ее домик. Вот ее домик (прикладывает к желтому кругу). Теперь ты посади всех бабочек на свою полянку". После того, как задание выполнено, взрослый обобщает: "Полянка - желтого цвета, такая, и все бабочки тоже желтого цвета".
  2. Педагог предлагает ребенку прокатить мяч до кегли, расположенной на расстоянии 1-1,5 метра от ребенка. При попадании ребенком в кеглю взрослый эмоционально выражает свое положительное отношение к произведенному действию.
  3. Педагог показывает, как брать шарики щепотью и
    класть их на верхний конец желоба. Обращает внимание, что
    шарик катится по желобу в корзину. Затем по подражанию ребенок повторяет действия педагога. Взрослый называет цвет шарика и проговаривает слово «вниз!».

Заключительная часть.

Ребенку предлагается найти в песке ракушки и камешки. Включается спокойная музыка.

Затем педагог провожает ребенка в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (патология развития опорно-двигательного аппарата (ДЦП)

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...

Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Целью данной Программы является построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ. Всестороннее развитие психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальн...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия для ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Конспект составлен для ребёнка с задержкой психического развития, нарушением аффективно-эмоциональной и коммуникативной сфер, системным недоразвитие речи, тотальным недоразвитие высших психических фун...

Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 учебный год

Цель индивидуального сопровождения: создание условий для успешнойсоциализации ребёнка с особыми образовательными потребностями, через коррекцию и компенсацию имеющихся выявленных речевых нарушений, ча...

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на 2019 -2020 год Образовательная область "Физическое развитие"

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка дошкольного возраста  с ограниченными возможностями  здоровья на 2019 -2020 год Образовательная область "Физическое развитие"...

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения музыкального развития детей дошкольного возраста, с ограниченными возможностями здоровья

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения музыкального развития детей дошкольного возраста, с ограниченными возможностями здоровья....