ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по РАЗВИТИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога.
Программа разработана для развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы ребенка 5-6 лет по решению ПМПк.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individ.rab_._progr._na_rebenka_5-6_let.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ детский сад № 4 «Скворушка»
с. Богучаны
Индивидуальная рабочая программа
по развитию психических процессов ребенка 5-6 лет
на )))))))))) уч.год
Введение
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога.
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Программа разработана для развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы «»»»»»»»»»»»»»»» по решению ПМПк.
1.1.1.Цели и задачи реализации программы
Целью программы является развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Задачи:
- развивать речь, память, мышление, воображение;
- развивать способность к самоанализу и саморегуляции;
- развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы:
- учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- сочетания игровой и учебной видов деятельности.
- поэтапного, дозированного, усложнения задач и условий игр и упражнений.
- полноценных межличностных отношений, основанных на доверии, без подозрений, неискренности, страха.
- добровольности, который предполагает добровольное участие в играх и упражнениях.
Подходы:
- Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).
- Возрастной подход (Д.Б. Эльконин)
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики.
На основе проведенного диагностического исследования и наблюдений можно сделать вывод, что в структуре нарушения психического развития отмечаются недостатки:
Знания ребенка об окружающем мире, представлений о временах года не в полной мере соответствуют возрасту: с трудом способен понять сюжет изображенной ситуации (5 картинок) в целом (на основе зрительного восприятия) и установить причинно-следственные связи; связная речь не достаточно развита для данного возраста. Уровень развития пространственно-зрительной памяти - ниже возрастной нормы.
Уровень развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению, умения действовать по образцу и воспроизводить целостный образ предмета, анализировать пространство не в полной мере соответствует возрастной норме.
Рисунок человека показывает недостаточную сформированность образных и пространственных представлений и тонкой моторики.
Прогноз дальнейшего развития мальчика при условии при дополнительных коррекционно-развивающих занятиях в малых подгруппах и индивидуально в целом благоприятен.
Индивидуальные занятия позволят ребенку научиться правильно и безболезненно для самолюбия отвечать на вопросы, доказывать свою личную точку зрения, научиться анализировать свою деятельность, систематизировать полученные ранее знания, научиться видеть свои сильные стороны.
- Планируемые результаты освоения Программы
В результате реализации программы предполагается, что ребенок повысит свой уровень развития познавательной и эмоционально волевой сферы, а значит, сможет легко осваивать программу дошкольного образования.
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности с учетом используемых вариативных образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания
Цели, задачи и содержание образовательной деятельности программы реализуются в процессе организованной образовательной деятельности с ребенком.
Для реализации программы необходимо взаимодействие с педагогами и родителями (законными представителями) ребенка, которое происходит по следующим направлениям:
2.1.1. Диагностическая работа
Диагностическая работа проводится в начале и конце коррекционно-развивающих занятий в виде индивидуальной диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка, а так же методом наблюдения во всех видах деятельности.
2.1.2. Развивающая и коррекционная работа
Коррекционно-развивающая работа представлена циклом индивидуальных занятий, которые предполагает активное воздействие на развитие личности и индивидуальности воспитанника и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам.
Содержание и структура занятия и других видов деятельности находятся в соответствии с возрастными закономерностями, индивидуальными особенностями детей, целью и задачами каждого занятия, которое состоит из трех частей.
Программа занятий включает в себя развивающие игры, упражнения и задания по 2 встречи в неделю, всего 25 занятий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ | Содержание | Кол-во |
1 | Развитие произвольного внимания и произвольной регуляция деятельности. | 25 |
2 | Развитие зрительного восприятия и пространственного ориентирования | 10 |
3 | Развитие слуховой и зрительно-образной памяти. | 15 |
4 | Развитие образного и словесно-логического мышления (обобщение и классификация) | 25 |
5 | Развитие воображения | 6 |
6 | Развитие связной речи | 25 |
7 | Развитие межполушарного взаимодействия. | 75 |
8. | Развитие графомоторных навыков и мелкой моторики рук. | 25 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПЛАНА.
№ п/п | Содержание |
1. | 1. Кинезиологические упражнения «Колечко», «Перекрестные движения» 2. Компьютерное развивающее занятие № 1 из CD Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Прыжки перекрестные». 3. Упражнение «Лабиринт» на игровом графическом тренажере «Игровизор» |
2. | 1. Кинезиологические упражнения «Колечко», «Перекрестные движения». 2. Компьютерное развивающее занятие № 2 из CD Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Прыжки перекрестные» 3. Упражнение «Найди пару» на игровом графическом тренажере «Игровизор» |
3. | 1. Кинезиологические упражнения «Колечко», «Перекрестные движения». 2. Компьютерное развивающее занятие № 3 из CD Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Прыжки перекрестные» 3. Упражнение «Дорисуй!» на игровом графическом тренажере «Игровизор» |
4. | 1. Кинезиологические упражнения «Колечко», «Перекрестные движения». 2. Компьютерное развивающее занятие № 4 из CD Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Прыжки перекрестные» 3. Упражнение «Дорисуй симметрично» на игровом графическом тренажере «Игровизор» |
5. | 1. Кинезиологические упражнения «Колечко», «Перекрестные движения». 2. Компьютерное развивающее занятие № 5 из CD Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Прыжки перекрестные» 3. Упражнение «Лабиринт» на игровом графическом тренажере «Игровизор» |
6. | 1. Кинезиологические упражнения «Колечко», «Перекрестные движения». 2. Компьютерное развивающее занятие № 6 из CD Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Прыжки перекрестные» 3. Упражнение «Найди пару!» на игровом графическом тренажере «Игровизор» |
7. | 1. Кинезиологические упражнения «Колечко», «Перекрестные движения». 2. Компьютерное развивающее занятие № 7 из CD Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Прыжки перекрестные» 3. Упражнение «Дорисуй симметрично» на игровом графическом тренажере «Игровизор» |
8. | 1. Кинезиологические упражнения «Колечко», «Перекрестные движения». 2. Компьютерное развивающее занятие № 8 из CD Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Прыжки перекрестные» 3. Упражнение «Дорисуй!» на игровом графическом тренажере «Игровизор» |
9. | 1. Кинезиологические упражнения «Колечко», «Перекрестные движения». 2. Компьютерное развивающее занятие № 9 из CD Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Прыжки перекрестные» 3. Упражнение «Найди пару!» на игровом графическом тренажере «Игровизор» |
10. | 1. Кинезиологические упражнения «Колечко», «Перекрестные движения». 2. Компьютерное развивающее занятие № 10 из CD Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Прыжки перекрестные» 3. Упражнение «Лабиринт» на игровом графическом тренажере «Игровизор» |
11. | 1. Кинезиологические упражнения «Колечко», «Перекрестные движения». 2. Компьютерное развивающее занятие № 11 из CD Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Прыжки перекрестные» 3. Упражнение «Дорисуй!» на игровом графическом тренажере «Игровизор» |
12. | 1. Кинезиологические упражнения «Ребро-Ладонь-Кулак», «Перекрестные движения». 2. Компьютерное развивающее занятие № 12 из CD Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Перекрестное марширование» 3. Упражнение «Дорисуй симметрично» на игровом графическом тренажере «Игровизор» |
13. | 1. Кинезиологические упражнения «Ребро-Ладонь-Кулак», «Перекрестные движения». 2. Компьютерное развивающее занятие № 13 из CD Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Перекрестное марширование» 3. Упражнение «Срисуй по клеткам!» на игровом графическом тренажере «Игровизор» |
14. | 1. Кинезиологические упражнения «Ребро-Ладонь-Кулак», «Перекрестные движения» 2. Компьютерное развивающее занятие № 14 из CD Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Перекрестное марширование» 3. Упражнение «Дорисуй!» на игровом графическом тренажере «Игровизор» |
15. | 1. Кинезиологические упражнения «Ребро-Ладонь-Кулак», «Перекрестные движения». 2. Компьютерное развивающее занятие № 15 из CD Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Перекрестное марширование» 3. Упражнение «Лабиринт» на игровом графическом тренажере «Игровизор» |
16. | 1. Кинезиологические упражнения «Ребро-Ладонь-Кулак», «Перекрестные движения». 2. Компьютерное развивающее занятие № 16 из CD Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Перекрестное марширование» 3. Упражнение «Найди пару!» на игровом графическом тренажере «Игровизор» |
17. | 1. Кинезиологические упражнения «Ребро-Ладонь-Кулак», «Перекрестные движения». 2. Компьютерное развивающее занятие № 17 из CD Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Перекрестное марширование» 3. Упражнение «Дорисуй!» на игровом графическом тренажере «Игровизор» |
18. | 1. Кинезиологические упражнения «Ребро-Ладонь-Кулак», «Перекрестные движения». 2. Компьютерное развивающее занятие № 18 из CD Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Перекрестное марширование» 3. Упражнение «Графический диктант» на игровом графическом тренажере «Игровизор» |
19. | 1. Кинезиологические упражнения «Ребро-Ладонь-Кулак», «Перекрестные движения». 2. Компьютерное развивающее занятие № 19 из CD Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Перекрестное марширование» 3. Упражнение «Срисуй по клеткам!» на игровом графическом тренажере «Игровизор» |
20. | 1. Кинезиологические упражнения «Ребро-Ладонь-Кулак», «Перекрестные движения». 2. Компьютерное развивающее занятие № 20 из CD Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Перекрестное марширование» 3. Упражнение «Графический диктант» на игровом графическом тренажере «Игровизор» |
21. | 1. Кинезиологические упражнения «Ребро-Ладонь-Кулак», «Перекрестные движения». 2. Компьютерное развивающее занятие № 1 из CD Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Перекрестное марширование» 3. Упражнение «Дорисуй симметрично» на игровом графическом тренажере «Игровизор» |
22. | 1. Кинезиологические упражнения «Ребро-Ладонь-Кулак», «Перекрестные движения». 2. Компьютерное развивающее занятие № 22 из CD Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Перекрестное марширование» 3. Упражнение «Графический диктант» на игровом графическом тренажере «Игровизор» |
23. | 1. Кинезиологические упражнения «Ребро-Ладонь-Кулак», «Перекрестные движения». 2. Компьютерное развивающее занятие № 23 из CD Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Перекрестное марширование» 3. Упражнение «Дорисуй!» на игровом графическом тренажере «Игровизор» |
24. | 1. Кинезиологические упражнения «Ребро-Ладонь-Кулак», «Перекрестные движения». 2. Компьютерное развивающее занятие № 24 из CD Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Перекрестное марширование» 3. Упражнение «Графический диктант» на игровом графическом тренажере «Игровизор» |
25. | 1. Кинезиологические упражнения «Ребро-Ладонь-Кулак», «Перекрестные движения». 2. Компьютерное развивающее занятие № 25 из CD Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Перекрестное марширование» 3. Упражнение «Дорисуй симметрично» на игровом графическом тренажере «Лабиринт» |
- Консультационная работа
Рекомендации воспитателям по развитию эмоционального отражения действительности через интонацию, жесты, мимику, предоставления возможности ребенку отсроченного ответа.
Общие рекомендации родителям.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Содержание образовательной деятельности по реализации программы определяется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и реализуется в различных видах детской деятельности: двигательной продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской.
Для реализации программы используются те же методы и средства, что и для реализации основной образовательной программы детского сада.
2.3. Особенности образовательной деятельности в разных видах и культурных практик.
Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.
Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом-психологом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.
Игровая деятельность представлена дидактическими и развивающими, малоподвижными играми, игровыми проблемными ситуациями и пр.
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя познание детьми объектов предметного и социального мира и решение проблемных ситуаций.
Продуктивная деятельность направлена на выполнение заданий по развитию графомоторных навыков и пространственного ориентирования.
Двигательная деятельность организуется в процессе занятий как упражнение на развитие межполушарного взаимодействия и вестибулярно-моторной активности, а так же кинезиологические упражнения.
Для реализации программы используются те же разнообразные культурные практики, что и для реализации основной образовательной Программы детского сада.
- Способы и направления поддержки детской инициативы.
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в 5-6 лет является внеситуативно-личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная инициатива.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
- создавать положительный психологический микроклимат: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
- уважать индивидуальные вкусы и привычки ребенка;
- поощрять желание выполнять упражнения правильно, обращать внимание детей на полезность собственных занятий для его развития;
- предоставлять выбор в последовательности упражнений;
- создавать условия и выделять время проявления самостоятельности и самооценки своей деятельности.
- Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Организация процесса взаимодействия основана на тех же принципах, теоретических и методологических основах, методах и формах, что и в основной образовательной Программе МКДОУ и реализуется педагогом- психологам во время индивидуальных и групповых консультаций.
III. Организационный раздел.
3.1. Материально-техническое обеспечение программы.
Развивающая предметно-пространственная среда МКДОУ, описанная в общеобразовательной Программе, обеспечивает максимальную реализацию программы и построена на тех же принципах. Занятия проводятся в кабинете педагога – психолога и в соответствии с "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (СанПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями на 27 августа 2015 года).
Оснащение кабинета: столы и стулья для детей, шкаф и полки для методической литературы, игрушек и пособий; стимулирующий материал для психолого-педагогического обследования детей и коррекционно-развивающих занятий («Игровизоры», маркеры и т.п.); игровой материал и развивающие игры; ноутбук.
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Направления | Методические материалы, средства обучения и воспитания |
Диагностика |
|
Коррекционно-развивающая работа |
|
3.3. Описание распорядка и режима проведения.
Еженедельные занятия по программе проводятся в первой и второй половине дня и длятся не более 25 минут с использованием физминуток, кинезиологических упражнений.
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая среда нашего МКДОУ — это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка, она построена с соблюдением общих требований, которые подробно описаны в нашей образовательной Программе и полностью соответствуют требованиям реализации коррекционно-развивающей программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
индивидуальная коррекционно-развивающая программа на развитие психических процессов детей дошкольного возраста
программа расчитана на детей 6-7 лет на развитие памяти, мышления, внимания, снятие гиперактивности...
Игры, направленные на развитие психических процессов ребенка.
Игры, направленные на развитие внимания дошкольников, на развитие различных видов памяти, на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы, на развитие мыслительных операци...
«Влияние искусства на развитие психических процессов ребенка (восприятия, эмоций, воображения, познавательной активности, речи)»
Знакомство детей с искусством оказывает благотворное влияние:· Ребёнок учится мыслить творчески.· Ребёно...
Программа по развитию психических процессов «Развивай-ка» для детей младшего дошкольного возраста
На четвертом году жизни в число главных направлений психического развития, требующих внимания и психологического воздействия, входят: дальнейшее развитие продуктивного целеполагания; становления образ...
План индивидуальной коррекционной работы по развитию психических процессов, обогащению словаря, формированию коммуникативных навыков
планирование на год...
Развитие психических процессов ребенка старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
К 5-6 годам начинается формирование произвольной памяти, ребенок способен самостоятельно (а не механически) при помощи образно-зрительной памяти (не глядя на предмет) запомнить 5-6 объектов, на слух т...