ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по РАЗВИТИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Слаутина Светлана Викторовна

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога.

Программа разработана для развития познавательных процессов  и эмоционально-волевой сферы ребенка 5-6 лет по решению ПМПк. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individ.rab_._progr._na_rebenka_5-6_let.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад № 4 «Скворушка»

с. Богучаны

        

        

Индивидуальная рабочая программа

по развитию психических процессов ребенка 5-6 лет

на )))))))))) уч.год


Введение

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога.

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Программа разработана для развития познавательных процессов  и эмоционально-волевой сферы «»»»»»»»»»»»»»»» по решению ПМПк.  

1.1.1.Цели и задачи реализации программы

Целью программы является развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Задачи:

  •  развивать речь, память, мышление, воображение;
  •  развивать способность к самоанализу и саморегуляции;
  •  развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Принципы:

- учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

- сочетания игровой и учебной видов деятельности.

- поэтапного, дозированного, усложнения задач и условий игр и упражнений.

- полноценных межличностных отношений, основанных на доверии, без подозрений, неискренности, страха.

- добровольности, который  предполагает добровольное участие в играх и упражнениях.

Подходы:

- Деятельностный  подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).

- Возрастной подход (Д.Б. Эльконин)

1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики.

На основе проведенного диагностического исследования и наблюдений можно сделать вывод, что в структуре нарушения психического развития отмечаются недостатки:

Знания ребенка об окружающем мире, представлений о временах года не в полной мере соответствуют возрасту: с трудом способен понять сюжет изображенной ситуации (5 картинок) в целом (на основе зрительного восприятия) и установить причинно-следственные связи; связная речь не достаточно развита для данного возраста. Уровень развития пространственно-зрительной памяти - ниже возрастной нормы.

Уровень  развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению, умения действовать по образцу и воспроизводить целостный образ предмета, анализировать пространство не в полной мере соответствует возрастной норме.

Рисунок человека показывает недостаточную сформированность образных и пространственных представлений и тонкой моторики.

Прогноз дальнейшего развития мальчика при условии при дополнительных коррекционно-развивающих занятиях  в малых подгруппах и индивидуально в целом благоприятен.

Индивидуальные занятия позволят ребенку научиться правильно и безболезненно для самолюбия отвечать на вопросы, доказывать свою личную точку зрения, научиться анализировать свою деятельность, систематизировать полученные ранее знания, научиться видеть свои сильные стороны.

  1. Планируемые  результаты освоения Программы

В результате реализации программы предполагается, что ребенок повысит свой уровень развития познавательной и эмоционально волевой сферы, а значит, сможет легко осваивать программу дошкольного образования.

II. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности  с учетом используемых вариативных образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания

Цели, задачи и содержание образовательной деятельности программы реализуются в процессе организованной образовательной деятельности с ребенком.

Для реализации программы необходимо взаимодействие с педагогами и родителями (законными представителями) ребенка, которое происходит по следующим направлениям:

2.1.1. Диагностическая работа

Диагностическая работа проводится в начале и конце коррекционно-развивающих занятий в виде индивидуальной диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка, а так же методом наблюдения во всех видах деятельности.

2.1.2. Развивающая и коррекционная работа

Коррекционно-развивающая работа представлена циклом индивидуальных занятий, которые предполагает активное воздействие на развитие личности и индивидуальности воспитанника и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам.

Содержание и структура занятия и других видов деятельности находятся в соответствии с возрастными закономерностями, индивидуальными особенностями детей, целью и задачами каждого занятия, которое состоит из трех частей.

Программа занятий включает в себя развивающие игры, упражнения и задания по 2 встречи в неделю, всего 25 занятий.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  ПРОГРАММЫ

Содержание

Кол-во

1

Развитие произвольного внимания  и произвольной регуляция деятельности.

25

2

Развитие зрительного восприятия и пространственного ориентирования

10

3

Развитие слуховой и зрительно-образной памяти.

15

4

Развитие образного и словесно-логического мышления (обобщение и классификация)

25

5

Развитие воображения

6

6

Развитие связной речи

25

7

Развитие межполушарного взаимодействия.

75

8.

Развитие графомоторных навыков и мелкой моторики рук.

25

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПЛАНА.

п/п

Содержание

1.

1. Кинезиологические упражнения «Колечко», «Перекрестные движения»

2. Компьютерное развивающее занятие № 1 из CD  Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Прыжки перекрестные».

3. Упражнение «Лабиринт» на игровом графическом тренажере «Игровизор»  

2.

1. Кинезиологические упражнения «Колечко», «Перекрестные движения».

2. Компьютерное развивающее занятие № 2 из CD  Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Прыжки перекрестные»

3. Упражнение «Найди пару» на игровом графическом тренажере «Игровизор»  

3.

1. Кинезиологические упражнения «Колечко», «Перекрестные движения».

2. Компьютерное развивающее занятие № 3 из CD  Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Прыжки перекрестные»

3. Упражнение «Дорисуй!» на игровом графическом тренажере «Игровизор»   

4.

1. Кинезиологические упражнения «Колечко», «Перекрестные движения».

2. Компьютерное развивающее занятие № 4 из CD  Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Прыжки перекрестные»

3. Упражнение «Дорисуй симметрично» на игровом графическом тренажере «Игровизор»   

5.

1. Кинезиологические упражнения «Колечко», «Перекрестные движения».

2. Компьютерное развивающее занятие № 5 из CD  Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Прыжки перекрестные»

3. Упражнение «Лабиринт»  на игровом графическом тренажере «Игровизор»   

6.

1. Кинезиологические упражнения «Колечко», «Перекрестные движения».

2. Компьютерное развивающее занятие № 6 из CD  Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Прыжки перекрестные»

3. Упражнение «Найди пару!» на игровом графическом тренажере «Игровизор»   

7.

1. Кинезиологические упражнения «Колечко», «Перекрестные движения».

2. Компьютерное развивающее занятие № 7 из CD  Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Прыжки перекрестные»

3. Упражнение «Дорисуй симметрично» на игровом графическом тренажере «Игровизор»   

8.

1. Кинезиологические упражнения «Колечко», «Перекрестные движения».

2. Компьютерное развивающее занятие № 8 из CD  Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Прыжки перекрестные»

3. Упражнение «Дорисуй!»  на игровом графическом тренажере «Игровизор»   

9.

1. Кинезиологические упражнения «Колечко», «Перекрестные движения».

2. Компьютерное развивающее занятие № 9 из CD  Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Прыжки перекрестные»

3. Упражнение «Найди пару!» на игровом графическом тренажере «Игровизор»   

10.

1. Кинезиологические упражнения «Колечко», «Перекрестные движения».

2. Компьютерное развивающее занятие № 10 из CD  Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Прыжки перекрестные»

3. Упражнение «Лабиринт»  на игровом графическом тренажере «Игровизор»   

11.

1. Кинезиологические упражнения «Колечко», «Перекрестные движения».

2. Компьютерное развивающее занятие № 11 из CD  Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Прыжки перекрестные»

3. Упражнение «Дорисуй!» на игровом графическом тренажере «Игровизор»   

12.

1. Кинезиологические упражнения «Ребро-Ладонь-Кулак», «Перекрестные движения».

2. Компьютерное развивающее занятие № 12 из CD  Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Перекрестное марширование»

3. Упражнение «Дорисуй симметрично» на игровом графическом тренажере «Игровизор»   

13.

1. Кинезиологические упражнения «Ребро-Ладонь-Кулак», «Перекрестные движения».

2. Компьютерное развивающее занятие № 13 из CD  Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Перекрестное марширование»

3. Упражнение «Срисуй по клеткам!» на игровом графическом тренажере «Игровизор»   

14.

1. Кинезиологические упражнения «Ребро-Ладонь-Кулак», «Перекрестные движения»

2. Компьютерное развивающее занятие № 14 из CD  Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Перекрестное марширование»

3. Упражнение «Дорисуй!» на игровом графическом тренажере «Игровизор»  

15.

1. Кинезиологические упражнения «Ребро-Ладонь-Кулак», «Перекрестные движения».

2. Компьютерное развивающее занятие № 15 из CD  Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Перекрестное марширование»

3. Упражнение «Лабиринт» на игровом графическом тренажере «Игровизор»  

16.

1. Кинезиологические упражнения «Ребро-Ладонь-Кулак», «Перекрестные движения».

2. Компьютерное развивающее занятие № 16 из CD  Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Перекрестное марширование»

3. Упражнение «Найди пару!» на игровом графическом тренажере «Игровизор»   

17.

1. Кинезиологические упражнения «Ребро-Ладонь-Кулак», «Перекрестные движения».

2. Компьютерное развивающее занятие № 17 из CD  Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Перекрестное марширование»

3. Упражнение «Дорисуй!» на игровом графическом тренажере «Игровизор»   

18.

1. Кинезиологические упражнения «Ребро-Ладонь-Кулак», «Перекрестные движения».

2. Компьютерное развивающее занятие № 18 из CD  Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Перекрестное марширование»

3. Упражнение «Графический диктант» на игровом графическом тренажере «Игровизор»   

19.

1. Кинезиологические упражнения «Ребро-Ладонь-Кулак», «Перекрестные движения».

2. Компьютерное развивающее занятие № 19 из CD  Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Перекрестное марширование»

3. Упражнение «Срисуй по клеткам!»  на игровом графическом тренажере «Игровизор»   

20.

1. Кинезиологические упражнения «Ребро-Ладонь-Кулак», «Перекрестные движения».

2. Компьютерное развивающее занятие № 20 из CD  Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Перекрестное марширование»

3. Упражнение «Графический диктант» на игровом графическом тренажере «Игровизор»   

21.

1. Кинезиологические упражнения «Ребро-Ладонь-Кулак», «Перекрестные движения».

2. Компьютерное развивающее занятие № 1 из CD  Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Перекрестное марширование»

3. Упражнение «Дорисуй симметрично» на игровом графическом тренажере «Игровизор»   

22.

1. Кинезиологические упражнения «Ребро-Ладонь-Кулак», «Перекрестные движения».

2. Компьютерное развивающее занятие № 22 из CD  Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Перекрестное марширование»

3. Упражнение «Графический диктант»  на игровом графическом тренажере «Игровизор»   

23.

1. Кинезиологические упражнения «Ребро-Ладонь-Кулак», «Перекрестные движения».

2. Компьютерное развивающее занятие № 23 из CD  Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Перекрестное марширование»

3. Упражнение «Дорисуй!»  на игровом графическом тренажере «Игровизор»   

24.

1. Кинезиологические упражнения «Ребро-Ладонь-Кулак», «Перекрестные движения».

2. Компьютерное развивающее занятие № 24 из CD  Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Перекрестное марширование»

3. Упражнение «Графический диктант» на игровом графическом тренажере «Игровизор»   

25.

1. Кинезиологические упражнения «Ребро-Ладонь-Кулак», «Перекрестные движения».

2. Компьютерное развивающее занятие № 25 из CD  Пономаренко А.С. «Комплексная программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста» + Кинезиологические упражнения «Ох и Ух», «Перекрестное марширование»

3. Упражнение «Дорисуй симметрично» на игровом графическом тренажере «Лабиринт»   

  1.  Консультационная работа

Рекомендации воспитателям по развитию эмоционального отражения действительности через интонацию, жесты, мимику, предоставления возможности ребенку отсроченного ответа.

Общие рекомендации родителям.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

Содержание образовательной деятельности по реализации программы определяется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и реализуется в различных видах детской деятельности: двигательной продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской.

Для реализации программы используются те же методы и средства, что и для реализации основной образовательной программы детского сада.

2.3.  Особенности образовательной деятельности в разных видах и культурных практик.

Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.

Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом-психологом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.

Игровая деятельность представлена дидактическими и развивающими, малоподвижными играми, игровыми проблемными ситуациями и пр.

Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи.

Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя познание детьми объектов предметного и социального мира и  решение проблемных ситуаций.

Продуктивная деятельность направлена на выполнение заданий по развитию графомоторных навыков и пространственного ориентирования.

Двигательная деятельность организуется в процессе занятий как упражнение на развитие межполушарного взаимодействия и вестибулярно-моторной активности, а так же кинезиологические упражнения.

Для реализации программы используются те же разнообразные культурные практики, что и для реализации основной образовательной Программы детского сада.

  1. Способы и направления поддержки детской инициативы.

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в 5-6 лет является внеситуативно-личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная инициатива.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

  • создавать положительный психологический микроклимат:  выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
  • уважать индивидуальные вкусы и привычки ребенка;
  • поощрять желание выполнять упражнения правильно, обращать внимание детей на полезность собственных занятий для его развития;
  • предоставлять выбор в последовательности упражнений;
  • создавать условия и выделять время проявления самостоятельности  и самооценки своей деятельности.

  1. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

       

Организация процесса взаимодействия основана на тех же принципах, теоретических и методологических основах, методах и формах, что и в основной образовательной Программе МКДОУ и реализуется педагогом- психологам во время индивидуальных и групповых консультаций.

III. Организационный раздел.

3.1.   Материально-техническое  обеспечение  программы.

      Развивающая предметно-пространственная среда МКДОУ, описанная в общеобразовательной Программе, обеспечивает максимальную реализацию программы и построена на тех же принципах. Занятия проводятся в кабинете педагога – психолога и в соответствии с "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (СанПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями на 27 августа 2015 года).

Оснащение кабинета: столы и стулья для детей, шкаф  и полки для методической литературы, игрушек и пособий; стимулирующий материал для психолого-педагогического обследования детей и коррекционно-развивающих занятий («Игровизоры», маркеры и т.п.); игровой материал и развивающие игры; ноутбук.  

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Направления

Методические материалы,  средства обучения и воспитания

Диагностика

  1. Павлова Н.Н. Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов - психологов ДОУ. – 2-ое изд. – М.: Генезис, 2011
  2. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет/сост. Н.Д. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2013

Коррекционно-развивающая работа

  1. Афонькина Ю.А., Борисова О.Е.,  Белотелова Т.Э. Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-7 лет. Волгоград: Учитель, 2014.
  2. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
  3. Пономаренко А.С. Комплексная программа развития интеллекта. Дл детей старшего дошкольного возраста. Часть 1,2.Изд.1-ое. Троицк: Издатель А.С. Пономаренко, 2009 – 81с.+ компьютерные задания на CD
  4. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы/сост. Ю.Е. Веприцкая. – Волгоград: Учитель, 2010. – 123с

3.3. Описание распорядка и режима проведения.

Еженедельные занятия по программе  проводятся в первой и второй половине дня и длятся не более 25 минут с использованием физминуток, кинезиологических   упражнений.

3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая среда нашего МКДОУ — это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка, она построена с соблюдением общих требований, которые подробно описаны в нашей образовательной Программе и полностью соответствуют требованиям реализации коррекционно-развивающей программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальная коррекционно-развивающая программа на развитие психических процессов детей дошкольного возраста

программа расчитана на детей 6-7 лет на развитие памяти, мышления, внимания, снятие гиперактивности...

Игры, направленные на развитие психических процессов ребенка.

Игры, направленные на развитие внимания дошкольников,   на развитие различных видов памяти,  на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы,  на развитие мыслительных операци...

«Влияние искусства на развитие психических процессов ребенка (восприятия, эмоций, воображения, познавательной активности, речи)»

Знакомство детей с искусством оказывает благотворное влияние:·         Ребёнок учится мыслить творчески.·         Ребёно...

Программа по развитию психических процессов «Развивай-ка» для детей младшего дошкольного возраста

На четвертом году жизни в число главных направлений психического развития, требующих внимания и психологического воздействия, входят: дальнейшее развитие продуктивного целеполагания; становления образ...

Развитие психических процессов ребенка старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

К 5-6 годам начинается формирование произвольной памяти, ребенок способен самостоятельно (а не механически) при помощи образно-зрительной памяти (не глядя на предмет) запомнить 5-6 объектов, на слух т...