Конспект открытого логопедического занятия . Образование относительных прилагательных по лексической теме «Продукты»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Цель занятия: формирование лексико- грамматических категорий и связной речи детей на примере относительных прилагательных.
Задачи:
Обучающие.
-Активизация предметного словаря и словаря признаков по теме «Продукты питания»
-Закрепление умения образовывать относительные прилагательные.
-Практическое усвоение относительных прилагательных в словообразованиях
(по типу «Что это? Какой?») по наглядной опоре и без нее.
-Согласование прилагательных с существительными в роде.
-Составление распространенных предложений по схеме типа: существительное + глагол + относительное прилагательное + дополнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sok.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого логопедического занятия .
Образование относительных прилагательных
по лексической теме «Продукты»
учитель-логопед: Кошкина И.И.
Тип занятия: подгрупповое (дети с ФФНР)
Цель занятия: формирование лексико- грамматических категорий и связной речи детей на примере относительных прилагательных.
Задачи:
Обучающие.
-Активизация предметного словаря и словаря признаков по теме «Продукты питания»
-Закрепление умения образовывать относительные прилагательные.
-Практическое усвоение относительных прилагательных в словообразованиях
(по типу «Что это? Какой?») по наглядной опоре и без нее.
-Согласование прилагательных с существительными в роде.
-Составление распространенных предложений по схеме типа: существительное + глагол + относительное прилагательное + дополнение.
Развивающие.
-Развитие умения устанавливать причинно- следственные связи
Воспитательные
-Воспитание культуры коммуникации, умение выслушивать взрослого и сверстников,
находить выход из проблемной ситуации для закрепления усвоенного типа предложения
Коррекционные.
- Развитие психологической базы речи: слухового внимания и увеличение объема кратковременной памяти до 6 лексических единиц, развитие логического мышления.
-Развитие регулирующей функции речи: поэтапное усложнение инструкции.
- Устранение аграмматичного использование слов в простой фразе, активизация
поставленных звуков.
Лексический материал:
- Слова сложные по семантике: запеканка (запеченная в печке, духовке, еда), оладьи ( толстый блин), бульон (жидкость, в которой варилось мясо)
- Слова, сложные по слоговой структуре:
А) трехсложные слова со стечением согласных (творожный, фруктовое, свекольное).
Б) пятисложные со стечением согласных (вермишелевый, картофельный)
Оборудование:
Мультимедийная презентация с игрой «Что получится?», продукты для приготовления супа, каши, салата, фартуки, посылка с вареньем, массажные шарики, фасоль разных цветов, горох, колпак повара, тетради и печати.
Ход занятия.
Этапы занятия | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
1 этап. Пальчиковый массаж. Активизация мыслительной деятельности, введение в тему «Продукты питания». Расширение предметного словаря и словаря признаков по теме «Продукты питания» Организационный момент | - Сегодня наше занятие начнется как всегда с массажа наших пальчиков, потому что мы знаем «Чтобы четко говорить- надо с пальцами дружить». Выбирайте массажные шарики. Мы по очереди будем называть свои любимые блюда и одновременно прокатывать колечко по пальцу. (логопед начинает «Я очень люблю бананы»). Дети по кругу продолжают игру. -Дети, как можно назвать одним словом все то, что мы сейчас перечисляли? | Дети становятся в круг, делают массаж пальцев, называя при этом любимые блюда. Продукты питания. |
2 этап. Закрепление умения образовывать относительные прилагательные. | - В мой электронный почтовый ящик пришло письмо, давайте, посмотрим, что там. Игра «Что получится?» – К слову САХАР добавляем имя поваренка НЫЙ, что получится? (что может быть сахарным?) (сироп) - К слову лимон? ( что может быть лимонным?) (сок) - К слову хлеб? (что может быть хлебным?) (квас) - К слову виноград ? ( что может быть виноградным?) (сок) - К слову помидор ( томат?) -Что может быть томатным? | Дети знакомятся с поваренком по имени НЫЙ и играют в игру «Что получится?» ( презентация) Дети составляют слова: САХАРНЫЙ, ХЛЕБНЫЙ ТОМАТНЫЙ, ЛИМОННЫЙ, ВИНОГРАДНЫЙ, АРБУЗНЫЙ САХАРНЫЙ сироп ХЛЕБНЫЙ квас, ЛИМОННЫЙ сок ВИНОГРАДНЫЙ сок. ТОМАТНЫЙ соус АРБУЗНЫЙ сок |
3 этап. Практическое усвоение относительных прилагательных в словосочетаниях. (по типу: «Что это? Какой?») по наглядной опоре и без нее. | - Мы помогли веселому поварёнку , а хотите сами научиться готовить? Для начала сварим суп. ( дети надевают фартуки) - У вас на столах , в кастрюльках находятся продукты , посмотрим, какие. (вермишель, горох, морковь, свёкла, картофель, рис, капуста.). -назовите свои продукты. - У меня вермишель, а у тебя что? А сейчас подумаем и скажем, какой суп получится из продукта, который у вас есть? Я начну первая: - Из вермишели можно сварить вермишелевый суп. Какой суп можно сварить из вашего продукта? - Понравилось вам готовить суп? - А сейчас будем варить кашу. - У вас на столах пакетики, посмотрите, что в них лежит? У меня перловка. -Какую кашу можно сварить из этих продуктов? . Из перловки можно сварить перловую кашу. Какую кашу можно сварить из ваших продуктов? -Молодцы! Справились с заданием, теперь вы можете мамам дома помогать. Нам осталось приготовить салат. В какой посуде будем делать салат? (в салатнице) - Послушай те, как вы будете делать салат. 1 пара делает салат только из тех продуктов, в названии которых есть звук С (капуста, свёкла, слива, ананас, соль, масло) 2 пара делает салат из тех продуктов, в названии которых есть звук Р (помидор, кукуруза, гранат) 3 пара- из тех продуктов, в названии которых есть звук Л (лук, свёкла, яблоко, баклажан). | - у меня - вермишель - У меня- морковь - У меня- горох - У меня- свёкла - У меня- рис -У меня -картофель. - У меня- капуста - Из гороха- гороховый суп - Из вермишели- вермишелевый суп - Из свёклы- свекольный суп - Из риса- рисовый суп - Из картофеля- картофельный суп. Из капусты- капустный - У меня -рис -У меня- гречка - у меня- манка - У меня- горох - у меня- перловка - у меня- овсянка - Из риса- рисовую кашу - из манки- манную кашу - из гороха- гороховую кашу - из гречки- гречневую кашу - из перловки- перловую кашу -из овсянки- овсяную кашу. Раскладывают продукты по салатницам. |
4 этап. -Согласование прилагательных с существительными среднего рода. | - Вы любите получать посылки? (что означает слово «посылка»?) Я тоже очень люблю, вот моя бабушка из деревни отправила мне посылку, интересно, что в ней? (как выдумаете?), я думаю, что это варенье, она каждую осень мне его отправляет, хотите попробовать? но не будем гадать, откроем. ( логопед достает баночки с этикетками) -Что это ? Пустые баночки. Моя старенькая бабушка забыла положить варенье. Давайте попробуем догадаться, какое варенье должно лежать в каждой баночке? -Варенье из яблок, какое оно? - Из клюквы? - Из сливы? - Из клубники? - Из малины? - Из вишни? - Из банана? - Из ананаса? - Я напишу бабушке письмо о том, что она забыла положить варенье. -Какого варенья нет в баночках? | Дети соотносят названия варенья с этикетками. -Яблочное варенье. - Клюквенное варенье. -Сливовое варенье. - Клубничное варенье - Малиновое варенье -Вишневое варенье -Банановое варенье -Ананасовое варенье Яблочного Клюквенного Сливового Клубничного Малинового Вишневого Бананового Ананасового. |
Физминутка. Развитие тонкой и общей моторики. | -У нас случилась беда, нужно срочно варить обед, а наш повар Татьяна Ивановна рассыпала и перепутала фасоль и горох, она попросила вас ей помочь все это рассортировать. И надо это сделать всего за 3 минуты. Вот песочные часы. - Вы молодцы! Т.И обязательно накормит вас вкусным обедом. | Дети в парах перебирают продукты, пока пересыпается песок в песочных часах, высыпают в прозрачные ёмкости, чтобы был виден результат. |
5 этап - Учить детей составлять распространенные предложения по схеме типа: существительное + глагол + относительное прилагательное + дополнение | - Ну, а сейчас пришла пора поиграть, встаньте в круг. Будем в повара играть, Никому нельзя зевать. Что сготовишь, назови! Логопед надевает поварской колпак на голову рядом стоящего ребенка. Этот ребенок полным предложением отвечает на вопрос логопеда. - Ты готовишь напиток из клюквы? Какой напиток ты приготовишь? - Ты готовишь пирог из яблок. Какой пирог ты приготовишь? -Ты готовишь запеканку из творога? Какую запеканку ты приготовишь? -Ты готовишь котлеты из курицы? Какие котлеты ты приготовишь? -Ты готовишь бульон из мяса? Какой бульон ты приготовишь? -Ты готовишь оладьи из картофеля? Какие оладьи ты приготовишь? -Ты готовишь суп из рыбы? Какой суп ты приготовишь? -Ты готовишь борщ из свёклы? Какой борщ ты приготовишь? -Ты готовишь компот из сливы? Какой компот ты приготовишь? | Я приготовлю клюквенный напиток. Я приготовила яблочный пирог. Я приготовила творожную запеканку. Я приготовила куриные котлеты. Я приготовила мясной бульон. Я приготовила картофельные оладьи. Я приготовила рыбный суп. Я приготовила свекольный борщ. Я приготовила сливовый компот. |
6 этап Итог занятия. Рефлексия. Развитие ВПФ. | - А сейчас я объявляю конкурс на самого внимательного ребенка. Кто вспомнить, чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Как звали веселого поваренка, который помогал нам готовить блюда и составлять новые слова? Вы все хорошо поработали, а теперь похвалим себя за работу. | Дети вспоминают этапы занятия. Дети ставят печати в тетрадях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми с ОВЗ. Лексическая тема: "Игрушки"
Конспект индивидуального логопедического занятия с неговорящим ребенком с интеллектуальной недостаточностью. Лексическая тема "Игрушки"...
Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи по теме: «Составление описательных рассказов о домашних животных с использованием технологий ТРИЗ».
Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи по теме:«Составление описательных рассказов о домашних животных с использованием технологий ТРИЗ».Задачи:Коррекционно-образовательна...
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Продукты питания».
Цель: уточнение и закрепление знаний продуктах питания и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи....
Конспект открытого логопедического занятия в средней группе по лексической теме: «Насекомые».
1. Образовательная задача:систематизировать и обобщить знания детей о насекомых;упражняться в отгадывание загадок;учить образовывать существительные родительного падежа множественного числа;{C}{C}&mid...
Методическая разработка "Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Дикие животные». Звук [з]. "
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Дикие животные». Звук [з]. Коррекционно-образовательные задачи: -закреплять представления у детей ...
Конспект индивидуального логопедического занятия на постановку звука «С» Лексическая тема: «Ягоды»
Цель: Постановка звука СЗадачи:Научить ребенка правильно произносить звук С;Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую м...
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: «Продукты».
Занятие разработано для закрепления и уточнения знания детей о продуктах....