Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи по теме: «Составление описательных рассказов о домашних животных с использованием технологий ТРИЗ».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи по теме:
«Составление описательных рассказов о домашних животных с использованием технологий ТРИЗ».
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
- обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на картинки – имена признаков (модель ТРИЗ технологии «Элемент – имя признака – значение признака»;
Коррекционно-развивающие:
- закрепить значение предлогов ПОД, НАД, МЕЖДУ;
- закреплять у детей правильное употребление притяжательных прилагательных;
- закрепить умение образовывать глаголы от звукоподражания;
- развивать умение задавать вопросы и отвечать на них полным ответом;
- развивать системное мышление через использование ТРИЗ технологии «Кольца Луллии».
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать бережное отношение детей к животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_logopedicheskogo_zanyatiya_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi_po_teme.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи по теме:
«Составление описательных рассказов о домашних животных с использованием технологий ТРИЗ».
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
- обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на картинки – имена признаков (модель ТРИЗ технологии «Элемент – имя признака – значение признака»;
Коррекционно-развивающие:
- закрепить значение предлогов ПОД, НАД, МЕЖДУ;
- закреплять у детей правильное употребление притяжательных прилагательных;
- закрепить умение образовывать глаголы от звукоподражания;
- развивать умение задавать вопросы и отвечать на них полным ответом;
- развивать системное мышление через использование ТРИЗ технологии «Кольца Луллии».
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать бережное отношение детей к животным.
Оборудование: дидактическое «Волшебное дерево», картинки с изображениями домашних животных, кольца Луллии с изображениями домашних животных, их детенышей и пищи, записи голосов животных, магнитофон, картинки – имена признаков для составления описательных рассказов о домашних животных, игрушки – домашние животные, шапочка мудреца, смайлики с разными эмоциями, письмо.
Предметный словарь: кошка, корова, собака, лошадь, коза, овца, кролик; молоко, шерсть, пух; жилище, коровник, сарай, конюшня, клетка, будка (конура), ягнята, жеребята, козленок, щенок, поросята; рога, лапы, копыта.
Словарь признаков: домашний, рогатый, крупный, полезный, нужный, теплый (пух).
Глагольный словарь: мяукать, мычать, ржать, блеять, мекать, гавкать (лаять), кормить, ухаживать, ловить (мышей).
Ход занятия:
1. Организационный момент. (Дети входят в группу)
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними все вместе.
Дети: Здравствуйте!
2.Основная часть:
Логопед: Ребята, к нам в детский сад пришло письмо, хотите узнать от кого оно? Тогда послушаем его!
Логопед читает письмо: Здравствуйте, ребята! Это я, Лунтик! Вы помните, что недавно я отправился в путешествие к далекой планете Ялмез. Представляете, на этой планете тоже живут люди, но, к сожалению, у них нет таких замечательных домашних животных, как у Вас на Земле. Они очень просят вас рассказать о ваших домашних животных и прислать им видео – письмо. Я очень надеюсь на вашу помощь! Ваш друг, Лунтик.
Логопед: Ребята, мы сможем выполнить просьбу Лунтика? Ну, тогда нам самим необходимо немножко вспомнить, что же мы знаем о домашних животных! Проходите к нашему волшебному дереву, а я проверю, как вы помните названия домашних животных.
-Назовите животное, которое находится между коровой и козой, под овцой, над кошкой…
Игра «Да – Нет» (по ТРИЗ)
- У меня есть любимое домашнее животное, а кто это, вы можете узнать, задавая мне вопросы! Я могу отвечать только «Да» или «Нет».
Дети задают вопросы типа: Это животное под кошкой, это животное между кошкой и козой, это животное ниже коровы и т.п.)
- Молодцы, это действительно собака!
Логопед: -А теперь, я предлагаю вам покрутить наши чудесные кольца.
Дети крутят кольца, соотнося животное, его детеныша и его пищу, и составляют небольшой рассказ: Это корова, у неё детеныш – теленок, питается корова травой.
Физкультминутка:
Кошка ходит по – кошачьи,
(пружинистый шаг)
А собака по-собачьи
(ходьба с высоким подъемом колена)
По утиному утёнок, чуть вразвалочку идёт
(шаг на всей стопе, слегка покачиваясь из стороны в сторону)
По-козлиному козлёнок скачет рожками вперед
(подскоки)
По-слоновьи ходит слон, тяжело ступает он
(ходьба, опираясь на ступни и ладони)
По-гусиному гусята важно шествуют шажком
(ходьба в полуприсяде)
А по улице ребята – кто вприпрыжку, кто пешком
(шаг на месте)
Логопед: Ребята, а вы когда-нибудь слышали голоса домашних животных? А сможете из угадать?
Звучат голоса животных, дети слушают, угадывают чей это голос и стараются образовать глаголы: мычит, мяукает, лает и т.д.
Логопед: - Ну, что ж, ребята, мне кажется вы уже готовы составить рассказы о наших домашних животных. Проходите к нашему речецветику и становитесь вокруг него.
Игра «Спроси и расскажи» по модели ТРИЗ «Элемент – имя признака – значение признака».
-Раз, два, три, беги! Дети бегут по кругу.
-Раз, два, три, замри! Дети останавливаются каждый у своего лепестка и задают вопрос в соответствии с картинкой – именем признака.
Дети: -Корова, ты какая по цвету? Корова по цвету коричневая.
-Корова, ты какая по размеру? Корова большая, больше козы.
-Корова, ты какая на ощупь? Корова мягкая, пушистая. И т.д.
Ребенок, у которого выпала картинка – шапка мудреца должен повторить за всеми детьми, т.е. составить полный рассказ – описание о животном.
Составляются рассказы о 2-3 животных.
3. Итог занятия:
Логопед: - Ребята, вы молодцы! Составили замечательные рассказы. Мы обязательно завтра продолжим составлять такие рассказы обо всех остальных домашних животных. А сейчас, я предлагаю вам выбрать смайлик с вашем настроением, мне очень хочется знать, понравилось ли вам сегодня составлять рассказы для Лунтика, или вам было трудно?
Дети выбирают смайлики и вешают на «Волшебное дерево».
Логопед: - А я приготовила для вас небольшое задание, которое вы сейчас сможете сделать в группе. Я дарю каждому из вас листок с изображением домашнего животного, вам надо соединить все точки и раскрасить, и тогда у нас будут замечательные фотографии наших животных и мы сможем послать их на планету Ялмез к Лунтику.
Логопед: Ребята, давайте попрощается с нашими гостями!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи .Пересказ рассказа В.Катаева «По грибы»
Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной к школе группе....
Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи у дошкольников старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Новый год»
Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи у дошкольников старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Составление рассказа по...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: «Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием опорных схем».
Цель: совершенствование умений детей последовательно составлять описательные рассказы о домашних животных, используя опорные схемы-модели;Задачи:-развивать основы системного мышления;-актуализация сло...
План-конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи по теме: «Осень золотая»
Цели:- коррекционно-обучающие:1) научить составлять описательный рассказ по теме;2) продолжать формировать знания об окружающем;3) познакомить со звуком и буквой "О"...
Конспект НОД для старшей логопедической группы «Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием мнемотаблиц».
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей логопедической группы «Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием мнемотаблиц». (Образователь...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему: «Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы».
Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы....
Методическая разработка по коммуникативно-речевому развитию детей дошкольного возраста «Общение в радость» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему « Составление описательных рассказов о домашних животных с использованием пла
Посмотрите, кто у нас сегодня в гостях ( Лунтик). Ему очень понравились домашние животные, только он еще мало о них знает и не всех запомнил. Готовы вы помочь Лунтику узнать о домашних животных больше...