Конспект открытого логопедического занятия в средней группе по лексической теме: «Насекомые».
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Севастьянова Елена Валериевна

1. Образовательная задача:

  • систематизировать и обобщить знания детей о насекомых;
  • упражняться в отгадывание загадок;
  • учить образовывать существительные родительного падежа множественного числа;

{C}{C}·         {C}образование существительного  с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

  • расширение и активизация словаря;

{C}{C}·         {C}употребление сложных предложений с союзом «потому что».

{C}{C}·         {C}совершенствование грамматического строя речи; (использование предлогов:  в , на , по , с , под , над).

{C}{C}·         {C}выявление умения составлять целое из частей.

  • учить употреблять местоимения мой, моя;
  • продолжать учить развивать координацию движения с речью;

2. Развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, воображение.

3. Воспитательные задачи:

     -  воспитывать бережное отношение к окружающему миру (насекомым);

     -  Воспитывать выдержку, взаимовыручку и культуру поведения на занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического занятия в средней группе

по лексической теме: «Насекомые».

Задачи:

1. Образовательная задача:

  • систематизировать и обобщить знания детей о насекомых;
  • упражняться в отгадывание загадок;
  • учить образовывать существительные родительного падежа множественного числа;
  • образование существительного  с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • расширение и активизация словаря;
  • употребление сложных предложений с союзом «потому что».
  • совершенствование грамматического строя речи; (использование предлогов:  в , на , по , с , под , над).
  • выявление умения составлять целое из частей. 
  • учить употреблять местоимения мой, моя;
  • продолжать учить развивать координацию движения с речью;

2. Развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, воображение.

3. Воспитательные задачи:

     -  воспитывать бережное отношение к окружающему миру (насекомым);

     -  Воспитывать выдержку, взаимовыручку и культуру поведения на занятиях.

Оборудование: картинки с изображением различных насекомых, магнитная доска, мячик, корзинка с карточками, весенняя поляна с различными насекомыми.

Подготовила и провела:

                                                                                                     учитель – логопед

Севастьянова Е.В.

Севастополь– 24.04.2018г.

1. Организационный момент.

Логопед и дети входят в группу.

-Дети сегодня к нам на занятие пришли гости. Они хотят посмотреть, чему вы научились. Поздоровайтесь с ними, подарите им ваши улыбки и хорошее настроение! Настроимся  на занятие. Встаньте в круг.

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся,

Побежит тепло по кругу, мы добро подарим другу. (Улыбаемся)

- Ребята, скажите, какое время года за окном?

Дети. Время года весна.

-Какие весенние месяцы вы знаете?

Дети. Март, апрель, май – их не забывай!

-Весной природа просыпается от зимнего сна, какие же изменения происходят в природе весной? Старайтесь отвечать полным предложением. Начинать предложение нужно со слов - Весной ...

- Весной тает снег.

Дети. Весной небо голубое. Весной дует тёплый ветер. Весной ярко светит солнце. Весной прилетают птицы. Весной просыпаются дикие животные. Весной у животных рождаются детёныши. Весной закапали сосульки с крыш домов. Весной снег стал таять. Весной потекли ручьи. Весной птицы вьют гнёзда. Весной появляются первые цветы. Весной просыпаются насекомые.  Весной набухают почки на деревьях. Весной на деревьях появляются цветочки. Весной выросла молодая трава.

2. Дыхательная гимнастика.

- Да, все вокруг радуется, цветет, пробуждается, покажем солнышку свои ладошки, вдохнем весенний аромат воздуха вместе с веселым настроением и выдохнем зимнюю прохладу. Воздух набираем носом- выдыхаем ртом.

- Вот теперь мы стали бодрыми и энергичными. Так и в природе все просыпается и оживает. И сегодня мы отправимся в гости к маленьким жителям весенней полянки, которые тоже уже проснулись. А что это за жители вы узнаете, отгадав загадки. 

***

Он зелёный и весёлый скачет целый день.

И ему скакать и прыгать никогда не лень. (Кузнечик)

***

Она бывает разная, но всегда прекрасная.

Села на листочек похожа на цветочек. (Бабочка) 

***

Насекомое - в почёте,
Целый день она в полёте,
Опыляет все цветы,
Чтоб медку отведал ты. (Пчела)

***

Крылышек две пары.
Круглые глаза  
Как большие фары!
Это (Стрекоза)

3. Сообщение темы занятия.

- Ребята, вы отгадали все загадки. А как одним словом можно назвать пчелу, бабочку, кузнечика и стрекозу?

Дети. Это насекомые.

- А каких насекомых вы еще знаете?

Дети. Муха, муравей, таракан, божья коровка и т.д.

 - Ребята, к кому мы отравимся в гости? 

Дети. К насекомым

-  Отправляемся в веселое путешествие! Встаньте  друг за другом,  руки -на поясе.

 На полянку мы идем, не спешим не отстаём,

Дружно ноги поднимаем, через кустики шагаем.

Вот выходим мы на луг, тысяча цветов вокруг.

Отдохнуть мы все успели, и на место своё сели.

4. Игра «На полянке» 

- образование существительных и употребление родительного падежа мн. числа.

 -Вот мы с вами пришли на весеннюю поляну.  Как много тут разных насекомых, назовите, кого вы видите. 

- Я вижу божью коровку.

- Дети-…

5. Игра: «Один-много»

- На поляне насекомые живут не по одному, их много.

-Назовите насекомых, которых вы видите на поляне со словом «много»

- На поляне много бабочек.

- Дети- Много бабочек. Много комаров. Много мух. Много кузнечиков. Много пчел.

Много стрекоз. Много жуков. Много муравьев. Много божьих коровок.

-Молодцы, всех насекомых назвали!

- Насекомые самые маленькие существа на нашей планете.

-И многие люди называют их ласково.

-Мы с вами потренируемся и назовём насекомых ласково.

6. Игра « Назови ласково»  (деревянный мячик, массажный)        

- совершенствование грамматического строя речи; образование существительного  с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

 -Мячик маленький катай, да словечком приласкай.

Комар - комарик, стрекоза – стрекозка, пчела – пчелка , жук – жучок , муравей – муравьишко, муха-мушка.

7. Игра «Жадина» 

-согласование имени существительного с местоимениями  мой, моя.

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Жадина».

-  Ребята, а вы знаете, кого называют жадиной? 
Ответы детей.
 - Верно. Жадиной зовут того, кто не умеет делиться, ничего не даёт, отнимает чужое, кому всего мало.

-Послушайте правила игры: нужно назвать насекомое и правильно подобрать слово (мой, моя). Например: я нашла муху, моя муха.

***

Ты в мешочек загляни, насекомое найди.

- Молодцы!

-Это всего лишь игра, а в жизни жадничать нехорошо и не нужно. Ведь жадин никто не любит и не хочет с ними дружить. 

- Ребята,  вы будете жадничать?

- Я предлагаю вам  положить своё насекомое мне в мешочек и сказать чего у вас не стало.

5. Игра «У меня нет…»

 - образование существительных и употребление родительного падежа мн. числа.Комара, стрекозы, пчелы , жука , муравья, мухи и т.д.

Молодцы! А сейчас я приглашаю вас размять свои пальчики, приготовили ладошки.  

6. Пальчиковая гимнастика 

 «Насекомые»- развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

***

Быстро пальчики считаем  (сжимаем и разжимаем пальцы)

Насекомых называем:         (по очереди разгибаем пальцы, начиная с большого)

Бабочка, кузнечик, муха

Это жук с зелёным брюхом

Кто же это тут пищит?      («киваем» мизинцем)

Ой, сюда комар летит        (прячем руки за спину)

Не кусай комарик мой       (грозим указательным пальцем)

Мы уже идем домой          (маршируем на месте).

7. Беседа об особенностях насекомых 

- расширение и активизация словаря.

- На земле великое множество насекомых.

- Вы знаете, почему они называются насекомыми?

– Я открою вам секрет; потому, что на их брюшке есть полоски -насечки.

- Рассмотрите внимательно насекомых.

 - У насекомых шесть ног, а тело состоит из трех частей - головы, на которой находятся два усика и глаза, грудка и брюшко.

(Показ предметной  картинки – строение насекомого.)

 - Дети, как вы думаете, чем питаются насекомые?

Дети: Они питаются нектаром цветов, растениями.

-Все насекомые питаются по-разному. Одни едят растения. К ним относятся кузнечики. Они своими челюстями, как кусачками, откусывают кусочки травы. Бабочки и мотыльки питаются цветочным нектаром с помощью особого хоботка. Он раскручивается, как игрушка-пищалка. Когда насекомое не ест, хоботок сворачивается в спираль. Комар питается соком растений и сладким нектаром. А его самка питается кровью. Она хоботком, словно шприцем, прокалывает кожу и сосёт кровь. Среди насекомых есть и хищники. Это стрекоза - она питается мухами, комарами, мотыльками. Некоторые муравьи едят семена трав, мошек, червячков. Муравьи являются самыми полезными жителями лесов. Многие птицы используют муравьёв для чистки своего оперения. А божья коровка питается мельчайшей живностью - тлёй. Божья коровка является маленьким санитаром, она спасает от гибели сады и огороды.

- Ребята, как вы думаете,  есть ли у насекомых враги?

Дети: Есть.

-Кто?

Дети: Птицы, люди, животные.

- А как же насекомые спасаются от врагов? (Ответы детей)

-Они имеют специальную окраску.

- Например: кузнечик зеленый и ему легко спрятаться в траве.

- И его там враги не увидят и не съедят.

- Как вы думаете, почему майский жук коричневый? (Ответы детей)

- Майский жук живёт на ветках деревьев, а ветки коричневые.

- Ребята, а почему их не надо трогать, обижать .  

Дети: Они живые.

- Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться. Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, слушать, как они жужжат.

 Насекомые говорят, что они очень любят играть. А вы любите играть?

- Дети: Да!

8. Игра «Четвёртый лишний» 

(Выставляются картинки.)- употребление сложных предложений с союзом «потому что».

***

На картинки посмотри четвёртый лишний назови.

Комар, муха, воробей стрекоза.

Божья коровка, собака, муравей, пчела.

Жук, белка, кузнечик, муха.

–Отлично справились с заданием!

9. Физминутка (музыка)

«Вот солнышко проснулось и подмигнуло мне».

10. Игра «Кто где находится?»

- расширение словарного запаса; совершенствование грамматического строя речи (использование предлогов  в , на , по , с , под , над).

Ребята посмотрите на картину и скажите кто где находится.

Ответы детей:

Жук сидит на колокольчике.

Бабочка летает над колокольчиком.

Божья коровка сидит под листочком?

Муравей  бежит по травинке.

Пчела  в чашечке колокольчика.

Гусеница на стебле колокольчика.

Какие вы внимательные!

11. Игра «Собери картинку» 

(Картинка насекомого, разрезанная на несколько частей.)  - согласование числительных с существительными; выявление умения составлять целое из частей. 

- Ребята,  у насекомых были фотографии, но злая лягушка их порвала.

- Помогите насекомым, соберите картинки. 

Например: Я сложила картинку и увидела  муравьёв. 

-Вот и заканчивается наше путешествие на весеннюю полянку.

- Нам пора возвращаться  в детский сад. 

- Для этого  нужно произнести  волшебные слова: « Мы как пчёлки покружились, в нашей группе очутились».

12. Итог.

-Конечно, друзья мои, насекомые бывают разные: вредные и полезные, большие и маленькие, красивые и не очень. Но относиться к ним нужно бережно, не трогать их, ведь они часть природы, а в природе не бывает ничего лишнего и природу нужно беречь.

-Ребята, если  вам понравилось занятие покажите солнышко и улыбнитесь, а если не понравилось- покажите тучку и нахмурьтесь.

- А, что понравилось больше всего? А, какая тема занятия?  Ребята, где мы с вами были? Кого видели?

Дети: Отгадывали загадки, ходили на лесную поляну, знакомились с насекомыми, узнали из кого появляется бабочка, куда прячется божья коровка, играли в игры.

- Ребята, мне тоже понравилось наше занятие! Мне понравилось, как вы все сегодня потрудились. Вы  - молодцы!

-И на память о нашем занятии я хочу раздать вам вот такие рисунки (контуры насекомых). Дома или в группе вы можете раскрасить  насекомых. Ребята, спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме: «Дары осени»

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме: «Дары осени»...

Конспект открытого логопедического занятия . Образование относительных прилагательных по лексической теме «Продукты»

Цель занятия: формирование лексико- грамматических категорий и связной речи детей на примере относительных прилагательных.Задачи:Обучающие.-Активизация предметного словаря и словаря признаков по...

Методическая разработка "Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Дикие животные». Звук [з]. "

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Дикие животные». Звук [з]. Коррекционно-образовательные задачи: -закреплять представления у детей ...

Конспект открытого логопедического занятия в средней группе

Тема: « Сказка о весёлом язычке». Цели:1. Дать детям представление о частях и функциях артикуляционного аппарата на материале “ Сказки о Весёлом язычке”.2. Отработат...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе с использованием ИКТ по лексической теме «Посуда» «Поможем Федоре»

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе с использованием ИКТ по лексической теме «Посуда» «Поможем Федоре»...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: «Насекомые».

Конспект занятия по лексической теме "Насекомые" в старшей группе для детей с ТНР....

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе по развитию речи на тему: "Насекомые"

Цель: сформировать у детей представления о насекомых.Задачи: Образовательные: Закреплять порядковый счёт от 1 до 9;обобщать и расширять знания детей о насекомых; вводить в активный словарь детей обобщ...