Постановка и автоматизация звука [Л] в речи ребенка
консультация по логопедии на тему
Практический материал по преодолению ламбдацизма у детей дошкольного и школьного возраста и предназанчена для логопедов, логопедов-дефектологов. В ней представлены инновационные разработки, которые создавались годами. Аналогов данного материала нет ни в интернете,ни в пособиях. Данная методика поможет как начинающим логопедам,так и людям со стажем. Также она будет полезна и родителям, которым небезразлична речь их детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postanovka_i_avtomatizatsiya_zvuka_l_v_rechi_rebenka.docx | 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Кондратенко Н.В., учитель- логопед
Консультация для воспитателей и родителей
Постановка и автоматизация звука [Л] в речи ребенка — материал для работы логопеда-дефектолога.
Произношение звука «Л» чаще всего бывает нарушено в речи детей и в норме появляется примерно к 5 годам.
Артикуляционная гимнастика для постановки звука «Л»
1) Упражнение «Заборчик-трубочка»
Цель: Это упражнение необходимо для правильной артикуляции звуков таких как: ОЛ, УЛ, ИЛ и т.д.
Инструкция: Просим ребенка сомкнуть зубы и улыбнуться, а после вытянуть губы «трубочкой». Чередуем «улыбку» и «трубочку» несколько раз подряд. Я рисую детям забор, и они закрашивают за одно выполненное упражнение одну доску забора. Часто дети не понимают, как это вытянуть губы «трубочкой», поэтому не могут правильно выполнить задание. В таком случае можно спросить ребёнка: «Покажи, как ты целуешь маму, папу и т.д.».
2) «Покусать яблочко»
Цель: выработка и закрепление правильного положения языка в ротовой полости.
Инструкция: Просим ребенка чуть-чуть покусать самый кончик языка передними резцами. Один раз равен десяти повторам.
Для улучшения мелкой моторики можно после каждого раза предлагать ребенку закрасить нарисованное яблочко.
3) «Качели».
Цель: Умение чередовать определенные артикуляционные положения языка.
Инструкция: Спрашиваем ребёнка: «А ты качался когда-нибудь на качелях?», «Тебе понравилось?» «Давай покачаемся вместе и выполним упражнение?»
«Большие качели»
Просим ребенка поднять язычок и подержать сначала на верхней губе, а после дотянуться язычком до своего подбородка.
«Маленькие качели»
Просим ребёнка поднять и упереть язычок сначала в верхние резцы и подержать его, а после в нижние резцы.
Чередуем упражнения несколько раз подряд.
4) «Индюк».
Цель: Вырабатывает правильный подъём кончика языка, развивает его подвижность.
Инструкция: Спросить ребёнка: «Как говорит индюк?» «Правильно, он болбочет. Так давай и мы попробуем»
Попросить ребёнка широко открыть рот и широким кончиком языка, задевая верхнюю губу произносить: «Бл-бл-бл-бл-бл». Постепенно ускоряйте темп.
5) «Чистим зубы».
Цель: Выработка и закрепление умения удерживать язык в верхнем положении.
Инструкция: «Ты же каждый день чистишь зубки? Так давай, и сейчас почистим» От чего мы будем чистить зубы?
Что ты любишь кушать?» (ребёнок называет любой фрукт, овощ или его любимое блюдо). Дальше «чистим» зубы, например, от яблока.
Просим ребенка улыбнуться, поднять язык наверх и широким кончиком языка провести из стороны в сторону сначала по внешней поверхности зубов, а потом по внутренней («почистить» зубы внутри и снаружи). Повторяйте упражнение 5-10 раз, после можно предложить ребёнку закрасить нарисованную зубную щётку.
6) «Иголочка».
Цель: Укрепление мышц языка, выработка умения удерживать язык напряженным, в статичной позиции.
Инструкция: Просим ребенка открыть ротик и высунуть язычок, сделать его похожим на «иголочку» или «жало» (как у пчёлки). Удерживать язык в таком статичном положении 10 секунд, после расслабление и снова повтор упражнения. Выполнять задание 3-4 раза.
7) «Лошадка».
Цель: Выработка верхнего положения языка, растягивание подъязычной связки, укрепление мышцы языка.
Инструкция: «Ты видел (а) когда-нибудь лошадку? А знаешь, как она скачет? Давай и мы попробуем поскакать как она?»
Просим ребёнка «поцокать» кончиком язычка. Показываем сначала сами, а уже после просим повторить ребёнка. Выполняем упражнение вместе с ребёнком 5-7 раз.
Постановка звука «Л»
Твёрдый звук «Л» можно поставить ребёнку, попросив его закусить кончик языка передними резцами и длительно произнести звук «лллллл…л». Если этого сделать у малыша не получается, тогда можно заменить длительное произношение звука «лллл…л» на звук «ыыыы…ы».
Чтобы ребёнку было не скучно вырабатывать правильное положение языка в ротовой полости и закреплять этот навык, возможны разные игры.
Например: Нарисуйте пароход и остров, на который пароход должен приплыть. Просим ребёнка произнести длительный звук «ыыыы…ыы» и при этом вести линию до острова.
Инструкция: «Пароход гудит «ыыыы..ыы». Давай поможем пароходу приплыть на остров. Проведи линию от парохода до острова и «погуди» вместе с ним».
После того, как у ребёнка стало немного получаться правильно выгибать спинку языка, удерживая такое положение, и при этом произносить звук «л» можно переходить к следующему этапу – «Автоматизации звука»
Автоматизация звука «Л» (АЛ)
Инструкция для логопеда: Просим ребёнка широко открыть рот на звук «А» и закрыть, закусив кончик языка, на звук «Л». Проговаривайте одно предложение, после ребёнок закрашивает одну картинку. В распечатке картинки рассчитаны как на урок, так и на домашнее задание. Я провожу черту, отделяя одни картинки в строке от других, и говорю: «Вот это мы сделаем сейчас, а вот это ты сделаешь дома с мамой, папой и т.д.»
1) АЛ-АЛ-АЛ — дождь из тучки капал.
2) АЛ-АЛ-АЛ — Я песок насыпал.
3) АЛ-АЛ-АЛ — Я землю копал.
4) АЛ-АЛ-АЛ — Я поехал на вокзал.
5) АЛ-АЛ-АЛ — К нам приехал самосвал.
6) АЛ-АЛ-АЛ – Я с полки взял бокал.
7) АЛ-АЛ-АЛ – Я рисовал овал.
8) АЛ-АЛ-АЛ – Я букву «Л» писал.
9) АЛ-АЛ-АЛ – Я рисовал и устал.
10) АЛ-АЛ-АЛ – Павел крепко спал.
11) АЛ-АЛ-АЛ – Вандал разбил бокал.
12) АЛ-АЛ-АЛ – Павел взял пенал
13) АЛ-АЛ-АЛ – Я пошел в подвал и картошку взял.
14) АЛ-АЛ-АЛ – Лист с дерева падал.
15) АЛ-АЛ-АЛ – Павел мяч кидал.
16) АЛ-АЛ-АЛ – Мила поехала на бал.
17) АЛ-АЛ-АЛ – Лада искала квартал.
18) АЛ-АЛ-АЛ – Павел порвал журнал.
19) АЛ-АЛ-АЛ – Я держал штурвал.
20) АЛ-АЛ-АЛ – Я высыпал крахмал.
21) АЛ-АЛ-АЛ – Малыш украшал зал.
22) АЛ-АЛ-АЛ — Николай подал сигнал.
23) АЛ-АЛ-АЛ – Он догнал самосвал.
24) АЛ-АЛ-АЛ — Я достал коралл.
25) АЛ-АЛ-АЛ — Павел опоздал на вокзал.
26) АЛ-АЛ-АЛ — Адмирал зевал.
27) АЛ-АЛ-АЛ – Мы пошли на карнавал.
28) АЛ-АЛ-АЛ – Генерал устроил скандал
29) АЛ-АЛ-АЛ – Для ритуала нужен кристалл.
30) АЛ-АЛ-АЛ – У Лады прекрасный вокал.
31) АЛ-АЛ-АЛ – У шакала страшный оскал.
32) АЛ-АЛ-АЛ – Генерал встал на причал.
33) АЛ-АЛ-АЛ – Адмирал встал на пьедестал.
34) АЛ-АЛ-АЛ – Для кинжала нужен материал.
35) АЛ-АЛ-АЛ – Галка на палке.
36) АЛ-АЛ-АЛ – Фиалка на балконе.
37) АЛ-АЛ-АЛ — Мальчик ел халву.
38) АЛ-АЛ-АЛ – Кто мал да удал?!
Стихотворение: «Веник»
Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Постановка и автоматизация звука "К"
Результаты логопедического обследования (диагностики) воспитанников образовательного учреждения показали увеличение числа детей с нарушениями заднеязычных звуков ([к], [г], [х] и парных мягких [к’], [...
Конспект индивидуального занятия. Тема: "Постановка и автоматизация звука "л"
Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Дети с речевыми нарушениями начиная понимать свой недостаток становя...
Постановка и автоматизация звука[к].
Довольно часто начинающие логопеды испытывают трудность в постановке и автоматизации звука [к]. Подборка данного материала поможет им в этой работе....
Индивидуальные занятия для ребенка с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень).Постановка и автоматизация звука А. Конспект с использованием мячиков Су-джок
Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с та...
картотека индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков Тема: «Весело играем -звуки закрепляем».
Представленная методическая разработка предназначена для дошкольников 5-7 лет. Основная цель данной методической разработки – коррекция звукопроизношения дошкольников, развитие фонематического с...
Постановка и автоматизация звука «р». Как сделать звук чистым? Избавляемся от призвуков «т» и «д»
Отделение звука «р» от сочетания «др» и «тр» — действительно большая проблема для молодых специалистов. Можно месяцами добиваться от ребёнка чистого произноше...
Использование связной речи, как приёма при постановке и автоматизации звуков у дошкольников в логопедической работе
Рассуждение о влиянии использования связной речи, как психологического средства для расположения и раскрепощения дошкольников при коррекции речи в логопедической работе....