ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Киреева Вера Леонидовна

Образовательный проект «Мой дом, мой город, мой Урал»

Проект составлен в соавторстве с учителем-логопедом, отражает идею патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств и гражданственной принадлежности, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности; оказание помощи каждому ребенку в благоприятном вхождении в современный мир.

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

В данной статье рассматривается вопрос применения информационно-коммуникационных технологий в совместной профессиональной деятельности учителя-логопеда и воспитателя; описаны возможности, области применения и опыт работы по использованию программных продуктов и интернет - ресурсов в комплексной непрерывной образовательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 «Тополек»

Город Серов Свердловская область.

Образовательный проект

«Мой дом, мой город, мой Урал»

Проект разработан в соавторстве педагогов:

                       Киреева В.Л воспитатель МАДОУ №16,

1 квалификационная категория,

 vkireeva58@mail.ru

                                      Корнева И.В. воспитатель МАДОУ №16, 1 квалификационная категория,

Korneva.51@bk.ru

                                           Киреева Н.Л. учитель- логопед МАДОУ №16, 1 квалификационная категория,

nkireeva58@mail.ru

Детство - каждодневное открытие мира и,

поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия
В.А. Сухомлинский

Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств и гражданственной принадлежности, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности; оказание помощи каждому ребенку в благоприятном вхождении в современный мир.

Задачи: 1.Расширять знания детей об особенностях края, его истории, достопримечательностях, людях-тружениках.

  1. Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Уральского края.
  2. Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
  3. Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).
  4. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; формировать бережное отношение к природе и всему живому.
  5. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
  6. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, уважение к труду Серовчан; за достижения страны, края; ответственность за все, что происходит в городе, сопричастность к этому.
  7. Воспитывать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к местам, где они родились и живут: к родному дому, семье, улице, городу, крае, стране.

Ожидаемые результаты 1.Развитие познавательной активности, отражение полученных знаний о городе Серове, крае Урале и стране России в детских видах деятельности.

  1. Развитие потребности в деятельности на общую пользу (добрые дела и поступки).

3.Воспитание ответственности будущих граждан своего города, края, страны. 

Механизм отслеживания результатов

Анализ детской деятельности (рассказы, стихи, загадки, пальчиковые игры о городе, крае, стране; рисунки, аппликация, лепка и конструирование; сюжетно-ролевые игры на общественную тематику; дидактические игры; создание мини- музея и коллекций).

Наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в нормах и правилах поведения в ДОУ, общественных местах; доброжелательные отношения со взрослыми, сверстниками; гуманное отношение к объектам природы).

 Содержание и формы деятельности, через которые реализуются цели и задачи данного проекта, представлены в виде таблицы.

Модель «Знакомство дошкольников с родным краем»

Пояснительная записка

   Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Она может быть успешно реализована, только во взаимодействии семьи, педагогического коллектива, социального партнерства. Поэтому в решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса.

   Изучив наследие педагогов-классиков (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой) по проблемам патриотического воспитания, обратились к идеям американского педагога Д. Дьюи, которые отличаются целостностью подхода к процессу воспитания человека, живущего в демократическом обществе. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей: от выявления возможностей и прошлого опыта - к современному планированию и реализации намеченного.

        Использование данного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаем наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:

  • Педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
  • Родители имеют возможность активно участвовать в значимым для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей;
  • Дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями и индивидуальными возможностями.

    Поставленные задачи решались во всех видах детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная; через восприятие художественной литературы и посредством продуктивной деятельности, которые проходили в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, затем становились самостоятельной деятельностью дошкольников. Совместная деятельность проводилась с опорой на партнерскую позицию педагогов при партнерской форме организации, как в режимных моментах, так и в непосредственной образовательной деятельности. Необходимая дисциплина в ходе образовательной деятельности достигалась через создание системы интересов детей, в том числе и через выбор интересной и значимой для них тематики образовательного процесса.

    Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.

    Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и истории родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

     Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

    Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

    Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

     Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок  учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатству национальной и мировой культуры.

Занятия по ознакомлению с родным городом следует проводить один-два раза в месяц.

    Модель «Знакомство дошкольников с родным городом» позволяет увидеть этапы познания города ребенком, а также определяет тематические блоки работы воспитателя с детьми.

    При работе с предполагаемой моделью необходимо учитывать,  что «круг тем» подвижен. Это обозначает интеграцию содержания тематических блоков с любым этапом познания города ребенком за счет рассмотрения дома, улицы, района, города с новых позиций и установление новых связей с тематическими блоками путем обогащения их новым жизненным опытом ребенка. При повторном возвращении к материалу краеведческое содержание постепенно наполняется новыми понятиями, смыслами и ценностями. Так, с малышами дом можем рассматриваться как место жизни и труда взрослых, а со старшими детьми – как место, связанное с жизнью известного человека, как исторический объект, памятник архитектуры.

Основное содержание

Раздел 1. «Моя семья»

Задача – ознакомить детей с их родным домом. Привить чувство родства с семьей. Заложить основы теплого чувства и привязанности к своей семье. Сформировать понятия: «Я – член семьи», «Мой дом – моя семья».

Название

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1.

Состав семьи («семь Я»)

Близкие родственники. Устный рассказ.

Рисунок «С кем я живу».

Близкие и дальние родственники (составление коллажа, альбома «Моя семья»). Роль в семье бабушки (беседа, рисунок).

Место работы родителей и других членов семьи. Рисунки, желательно экскурсии на место работы родителей.

2.

Досуг в семье

Выходные в семье, семейные праздники. Беседы «Любимый отдых членов семьи». Рисунки. Дидактические игры «День рождения», «Дарю (получаю) подарки», «Встреча гостей».

3.

Имя, отчество, фамилия

Имя, отчество, фамилия ребенка. Беседа, игра «Мое имя».

Имена, отчества ребенка и родителей. Игры, беседы.

Имена, отчества, фамилии, их значения. Беседы.

4.

Адрес проживания семьи

Домашний адрес. Беседа. Рисунок дома.

Домашний адрес. План квартиры, игра «Моя комната» - обставить квартиру игрушечной мебелью.

Раздел 2. «Детский сад»

Задача: ввести ребенка в первую общественную среду – детский сад. Заложить основы искренней благодарности сотрудникам детского сада за их добрые сердца и теплоту души. Познакомить с ближайшим окружением родного дома и детского сада. Сформировать понятия: «Я – воспитанник детского сада», «Мой дом – мой детский сад».

Название

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа.

1.

Местонахождение детского сада

Название детского сада

Адрес детского сада

Номер детского сада

2.

Внутреннее помещение детского сада

Сколько комнат у одной группы, их название. Сколько групп в одном блоке. Где находятся медкабинет, кухня, прачечная, музыкальный зал. Рисунки, экскурсия по детскому саду, ролевые игры. Кто работает в детском саду. План группы (сложить из разрезанных кусочков).

Сколько блоков в детском саду, что находится в каждом блоке, название всех групп детского сада, где они находятся. Экскурсия по детскому саду, путешествие по плану детского сада. Ролевые игры «Кто работает в детском саду».

Сколько блоков с лестницами, сколько – без лестниц. Экскурсия по детскому саду с использованием его плана. Рисунок «Мой любимый детский сад». Ролевые игры «Кто работает в детском саду».

3.

Участок детского сада

Участок данной группы. Спортивная площадка, хозблоки, вход на участок – ворота, калитка, забор. Экскурсия  по участку.

Деревья и цветы на участке. Экскурсия по участку, знакомство с планом участка.

Составление плана участка детского сада, ориентировка на участке по плану, по знакам. Игра «Найди предмет».

Раздел 3. «Мы  –  Серовчане»

Задача: познакомить детей с их малой родиной – городом. Формировать любовь к родному городу, краю, гордиться им. Иметь представление о жизни и труде взрослых. Проявлять любовь к труду; уважение и любовь к людям разных национальностей, населяющих родной город, край. Знать название малой Родины – родного города, края, элементарные особенности малой Родины. Сформировать понятия: «Я – житель края, города», «Мой дом – край, город».

п/п

Название

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1.

Три имени города («Надеждинск, Кабаковск, Серов»)

Беседа о родном городе. Подборка фотографий, материалов о городе Серове. Знакомство с книгой Л.Дзюбинского «Серов».

Целевые прогулки к памятнику А.К.Серову

Цикли занятий об Уральском крае: «Беседа о родном городе», «Урал – земля золотая». Оформление выставки «Горнозаводской Урал».  Оформление выставки о городе Серове. Подборка и оформление газетных статей и вырезок о родном городе. Ролевые игры. Рисунки. Экскурсии по городу.

Подбор иллюстративно-художественного материала  о родном городе. Составление фотоальбома с газетными вырезками о городе Серове. Выставка детских работ «Мой любимый город», «Серов раньше и теперь»             Цикл занятий «Дела и люди нашего города», «Его имя носит город».       Ролевые, дидактические игры

2.

Серов – город металлургов

Цикл занятий «Серов-город металлургов».  Изготовление альбома «Металлурги – наши мамы, металлурги – наши папы»

Тематическое занятие «Почему наш город называется городом металлургов?» Целевые прогулки к проходной завода.

Целевая прогулка к проходной завода (беседа с рабочими, наблюдение за корпусами, расположением цехов завода).

Раздел 4. «Наш микрорайон»

Задача: освоить ближайшее окружение родного дома.

п/п

Название

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1.

Улица, где находится детский сад

Что такое улица? Какие дома на улице (этажность, формы домов, из какого материала построены, номера). Какой транспорт движется по дороге (грузовой, легковой, пассажирский, специализированный). Экскурсия по улице, на автобусную остановку. Макеты домов. Рисунки.

Имя (название) улицы. Основные части улицы (проезжая, газон, тротуар, дома), их назначение. Общественный транспорт, виды пассажирского транспорта. Автобус: № маршрута, № автобуса, что находится в салоне автобуса, в кабине водителя. Экскурсия по улице. Макет улицы (дома, машины различных моделей). План улицы. Экскурсия на автобусную остановку, знакомство с одним из  видов пассажирского транспорта.

Общественные здания на улице, их назначение. Как организовано движение по улице. Экскурсия в ГАИ («Кто хозяин на улице»). Макеты общественных зданий, улицы в целом. Ролевая игра «Мы – пассажиры».

2.

Микрорайон

Общественные здания микрорайона, их роль. Экскурсия в 1 -2 общественных здания (аптека, почта, библиотека, магазин).

Сколько улиц в микрорайоне, их отличие друг от друга, название: аптека, школа, библиотека, сберегательный банк. Их назначение. Экскурсия по улицам микрорайона, на производство.

Что такое шоссе, магистраль, отделение полиции, муниципалитет, училища. Их роль. Работа с планом Серова. Экскурсия на производство, в школу.

Раздел 5. «Природа и мы»

Задача: иметь представление о природе родного города, края (животные, растения – внешнее строение, основные жизненные функции, приспособленность к окружающей среде), о растениях леса, луга, огорода, о домашних и диких животных.

п/п

Название

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1.

Природа в городе

Лес, парк, сквер и их отличие.

Что такое сквер, сад?

Значение зелени в городе, зелень в нашем микрорайоне.

Сказки, стихи, песни, рисунки о зеленом друге.

2.

Парк, сквер многоэтажный

«Этажи» парки (деревья, кусты, трава). Экскурсия по липовой, березовой аллеям, тополиной роще. Рисунки, стихи, песни, игры.

Экскурсии в парк, сквер, путешествие по экологической тропе детского сада. Знакомство с видами деревьев, кустарников, трав. Составление альбомов «Три царства растений».

Добавляется количество растений в каждом «этаже». Топографические знаки, обозначающие природные объекты. Экскурсия в «Деревоград».

3.

Времена года в парке, сквере

Сезонные изменения (наблюдения в ходе всех экскурсий в парк, сквер); стихи, рассказы, песни, рисунки.

4.

Водоем

Река, ручей, целевые прогулки к ручью и реке.

Направление течения реки, ручья. Правы, левый берега. Походы «Куда течет ручей», «Вдоль да по речке». Рисунки.

Обитатели водоемов (кто живет у воды и в воде). Поход «Откуда течет ручей». Рисунки.

5.

Птицы Северного Урала

Домашние птицы, зимующие птицы. Экскурсия в живой уголок детского сада. Наблюдение на участке

Перелетные птицы. «Птичья столовая» зимой.

Наблюдения во время целевых прогулок. Викторины, праздник птиц.

Певчие, водоплавающие птицы. Беседы с использованием иллюстраций, чтение книг. Наблюдение во время прогулок, походов; дежурство в живом уголке детского сада.

6.

Животный мир нашей полосы

Домашние  и дикие животные Урала. Рассказ о своих домашних животных.

Хищники. Наблюдение во время прогулок. Рисунки. Составление фотоальбома «Мой лучший друг», «Животные – наши друзья».

Животные в городе. Беседа о домашних друзьях. Рисунки. Составление «Красной книги Урала», альбомов «Мое любимое животное».

Литература:

  1. Александрова Г.А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь. - СПб: Детство-Пресс, 2015- 40 с.
  2. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов - СПб: Детство-Пресс, 2015 - 192 с.
  3. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду/ сост. Н.В. Нищева - СПб: Детство-Пресс, 2013- 304 с.

Приложение

Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста

  1. Игра «Где находится памятник»

Цель : продолжать учить ориентироваться на карте- схеме города, закреплять знания о памятниках города.

Материал: карта-схема города Серова, флажки для обозначения памятных мест, фишки, фотографии памятных мест.

  1. Игра «Узнай по описанию»

Цель: закреплять представления о достопримечательностях города Серова, активизировать мышление и воображение детей.

  1. Игра «Знатоки Серова»

Цель: закреплять знания детей о родном городе, развивать память, воображение детей старшего дошкольного возраста.

Материал: разрезные картинки с видами города, фишки.

  1. Игра «Кто подберет больше слов»

Цель: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящее по смыслу слово к памятным местам города Серова.

  1. Игра «Так бывает»

Цель: учить детей рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление и воображение детей.

Пальчиковая гимнастика – экскурсия

(Учитель-логопед Киреева Н.Л., МАДОУ №16)

«По Серову мы идем…»

По Серову мы идем  ("шагают" по столу   указательные и средние пальцы).

  • Вот - вокзал       ( загибают пальцы, начиная с большого).
  • А вот - бассейн,
  • Тут- стадион,                                                    
  • А вот - музей!
  • Это- садик наш родной,                                                                                     
  • А рядом - магазин большой.                                        
  • Сквер красивый у Дворца,
  • Вниз по ступенькам - улица.
  • Есть заводы, магазины -

разноцветные витрины.

Побежали, побежали -

 в ДЕТСКИЙ САД не опоздали!      ("бегут" по столу пальчиками).

Пальчиковая гимнастика - экскурсия     " Вновь по городу идём..."

Вновь по городу идём,

Места родные узнаём:

ШКОЛЫ, где детишек учат числа складывать, писать,

Книжки умные читать, и считать, и умножать

ШКОЛЫ эти обязательные, средние, образовательные!

    ШКОЛА, где ребяток учат кистью, краской рисовать.

и на выставку картины СЕРОВЧАНАМ выставлять.

Да не просто рисовать, а художником чтоб стать.

В этой ШКОЛЕ, как всегда, звучит МУЗЫКА с утра.

ШКОЛА эта специальная, ШКОЛА эта -  МУЗЫКАЛЬНАЯ!

А эта ШКОЛА - для сильных, выносливых и СПОРТИВНЫХ!        

"Автобусное" путешествие по городу СЕРОВУ.

                                                              Учитель-логопед МАДОУ №16

                                Киреева Н.Л.

Где автобусов -  вокзал, назовём АВТОВОКЗАЛ,

И автобус каждый тут имеет собственный маршрут.

Пассажиры для удобства на остановках его ждут.

Я по улицам пройдусь- пешеходом назовусь.

Только сяду я в автобус - пассажиром становлюсь.

Маршрут цифрой обозначен.

Что же эта цифра значит?

На табличке ЕДИНИЧКА (1)- все поехали на "птичку",

ласково мы так сказали - " ПТИЦЕФАБРИКУ" назвали.

С цифрой ДВА (2) автобус тот повёз рабочих на завод.

Работает народ там славный,

Завод зовётся " ФЕРРОСПЛАВНЫЙ"! 

Вот подошел автобус бойко, на табличке цифра "ТРОЙКА"(3).

На вокзал маршрут ведет, к поездам народ везёт.

Будет путь немного долог, на ГРЭС поедем мы, в посёлок.

К остановке подойди и ЧЕТВЁРКУ (4) подожди.

В город к нам тепло идёт, там славно трудится народ

На  МЕДЯНКИНО опять нас везёт автобус ПЯТЬ (5).

И в автобус с цифрой ШЕСТЬ пассажиров много есть.

Летом люди не скучают, в ГОРПАРКЕ праздники встречают.

Парк зовётся "городской", рядом с КАКВОЮ - рекой.

Если надо нам в "МИРАЖ"-магазин, иль в " АНТУРАЖ",

Вас автобус с цифрой ВОСЕМЬ (8) мы попросим подождать,

И по улице, по главной будем важно проезжать.

На поляну средь берёз большой автобус нас привёз,

Словно каменная птица стоит НОВАЯ БОЛЬНИЦА ,

Вредно там больным скучать, их надо чаще навещать.

На маршруте с цифрой ДЕСЯТЬ(10) автобус удобный,

Он всех поместит.

 

В каждом городе вокзал для авто - автовокзал.

Здесь автобусы живут, пассажиров они ждут.

Город наш большой и славный,

На  СЕВЕРНОМ УРАЛЕ - ГЛАВНЫЙ !



Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Н.Л. Киреева, учитель-логопед,

В.Л. Киреева, воспитатель,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №16 "Тополёк",

г. Серов, Свердловская область.

nkireeva58@mail.ru

vkireeva58@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос применения информационно-коммуникационных технологий в совместной профессиональной деятельности учителя-логопеда и воспитателя; описаны возможности, области применения и опыт работы по использованию программных продуктов и интернет - ресурсов в комплексной непрерывной образовательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи).

                                                                                           

Время не стоит на месте. Все течет, все изменяется. И если совсем недавно мы использовали в своей работе наглядные пособия, развивающие и коррекционные игры, сделанные своими руками, то сейчас любой картинный материал можно найти в интернет -  ресурсах, распечатать на принтере и даже сделать презентации с наглядным материалом на любые темы.

Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования -это обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей [4]. Важную роль в решении этой задачи играют современные средства обучения, специализированные компьютерные программы и электронные образовательные ресурсы.  Таким образом, на современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования применение информационно-коммуникационных технологий становится все более актуальным.

В процессе реализации Стратегии развития информационного общества, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г.  (№ Пр-212) необходимо обеспечить доступность информации для всех категорий граждан и организаций. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ), формирование информационной культуры всех субъектов образовательного процесса являются одним из приоритетных направлений образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.

Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса. В основе методико-ориентированных инновационных процессов лежит реализация той или иной образовательной технологии или методики, в том числе, применение современных информационных технологий.

Исследования многих авторов (Ю.Ф. Гаркуша, Е.В. Манина, Л.Р. Лизунова) позволяет сделать вывод о том, что специальные приёмы компьютерно - опосредованного логопедического воздействия оптимизируют процесс коррекции речи и в целом содействуют гармонизации развития ребенка, так как, как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень недоразвития сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких детей наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости.                

Компьютерные технологии, широко применяемые в последнее время в области специального образования, как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения, нашли применение и в нашей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ОНР разного уровня речевого развития).

ИКТ в системе своей деятельности применяем интегрированно по следующим направлениям:

  • При организации коррекционно-развивающего процесса с детьми:

(использование наглядно-электронных обучающих ресурсов (DVD-диски),
интерактивных развивающих познавательно-речевых игр для детей 5-7лет; проведение углубленной диагностики и обработка данных диагностики, составление индивидуальных траекторий развития и т.д.);

  • В процессе взаимодействия с родителями (оформление информационных стендов, буклетов, презентаций, мастер-классов и т.д.)
  • В процессе организации методической работы с коллегами и повышения собственной профессиональной компетентности (создание презентаций для семинаров, консультаций, педсоветов; публикации, участие в интернет-конкурсах на развивающих и образовательных порталах "Одаренность", "Талантоха", "РусКонкурс","Мерсибо" "Росток"; информационный обмен опытом на различных образовательных логопедических сайтах и сообществах: "Болтунишка", "Школьный логопед", "Логопедическая школа" и др.; создание личных страничек на Всероссийских сайтах дошкольных педагогов).        

Но, презентацией, позволяющей проиллюстрировать рассказ учителя-логопеда, воспитателя сегодня уже никого не удивить, да к тому же она не позволяет детям проявить в должной мере свои творческие способности.

Наибольший интерес проявляют дети к игровым заданиям на интерактивной доске в программе SMART Notebook.Сенсорная аналогово-резистивная технология, используемая при работе на доске данного типа, наиболее целесообразна при проведении занятий с дошкольниками. Так, осуществляя работу по коррекции звукопроизношения, для детей были составлены упражнения -логопедические тренажеры с анимацией: "Скачем на лошадке" (упражнение для постановки звука [Р]), "Веселые  пчелка и комарик"" (дифференциация звуков [Ж ] и [ З]), "Накорми гусей" , "Муха и паучок"(автоматизация звуков [Ш], [Ж]), "Плыви, кораблик", "Поймаем мышку за хвостик" (постановка и автоматизация звука [Л]), "Приключения Колобка" (постановка и автоматизация звуков [К, Г], "Песенка водички" (автоматизация звука [С] и много других привлекательных игровых логокомплексов с учетом структуры дефекта звукопроизношения у детей и этапа постановки или автоматизации звуков.

Дети имеют возможность рисовать и дорисовывать на экране, используя разные формы кисти и цвета; передвигать объекты по экрану, группировать, классифицировать, конструировать

При формировании навыков связных речевых высказываний, особенно при обучении составлению описательных рассказов и пересказу, на интерактивной доске дети имеют возможность выбирать опорные схемы, моделировать, "шифровать" и "дешифровать" короткие рассказы.

Важно отметить, что речевое развитие выделено в отдельную образовательную область, в данной образовательной области появился еще один пункт, говорящий о необходимости формирования звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте [4, С.7]. Для работы в данном направлении использовали мультимедийное пособие, разработанное по программе С.Г. Шевченко (М., 2005), которое является одной из составляющих частей работы педагога по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте детей 5-7 лет на основе интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»; электронные пособия, содержащие оригинальные интерактивные игры, интерактивные тренажеры, тренинговые задания и упражнения с использованием графических объектов, звуков и букв.

Положительным моментом является то, что дети могут сами в ходе работы вносить изменения в задания, выбирать цвет линий, заливки фигур, заменять или добавлять картинки, рисовать схемы, стирать изображения (исправлять ошибки), могут предлагать разные варианты классификаций. В ходе таких упражнений на интерактивной доске у детей развиваются творческие и сенсорные способности, глазомер, мелкая моторика.

Игровые задания помогают педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми, позволяют улучшить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала, делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществляя интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог. 

Убедились на своем практическом опыте, что применение информационных компьютерных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями и значительно повысить эффективность коррекционной работы.

Применение информационно- коммуникационных технологий в рамках групповых и индивидуальных занятий позволяет решать следующие задачи:

  • Повышение мотивации детей к логопедическим занятиям, речевую мотивацию;
  • Обучение сотрудничеству и новым формам общения между ребенком, логопедом и воспитателем;
  • Формирование осознанной оценки ребенком своих достижений;
  • Создание и, в дальнейшем, поддержание положительного эмоционального состояния ребенка в процессе занятий;
  • Обеспечение коррекции нарушений речевого развития, оказание квалифицированной помощи в освоении Программы;
  • Индивидуализация и дифференциация обучения, формирование психологической готовности к обучению в школе.

Таким образом, современный педагог вооружен огромным количеством технических и программных средств. Все эти средства призваны сделать образовательный процесс эффективнее.

Реалии сегодняшнего дня предъявляют новые требования к организации педагогического процесса в целом и коррекционно-развивающей работе в частности. Считаем, что современный учитель-логопед, воспитатель должны не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

В заключении хочется отметить, что внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику- это обновление содержания нашего образования, что позволяет сделать работу с детьми с ТНР более продуктивной и эффективной, дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя-логопеда с другими участниками образовательного процесса. Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Китайская мудрость гласит: «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься».

Литература.

1.Волкова И.А., Шпарута Н.В. Современный урок с интерактивной доской ActivBoard, ГАОУ ДПО СО "ИРО"; Екатеринбург, 2014.

2.Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи//"Логопед" №5, 2010.

3.Использование информационных и коммуникационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях; авт.-сост. Волкова И.А и др.- Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО "ИРО", 2014.

3.Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях// "Логопед" №1, 2012.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Ажур, Екатеринбург, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие учителя-логопеда с родителями при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья».

Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка.  Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родитель...

Использование дополнительной (альтернативной и аугментативной) коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и тяжёлыми множественными нарушениями разви

Методические материалы составлены для специалистов, учителей, воспитателей, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и ТМНР, и включают:• описание общих целевых групп по потребности в коммуника...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий педагога-психолога совместно с учителем-логопедом «Путешествие ко дну морскому».

Цель: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:1. Образовательные:расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;активизировать словарь...

Применение информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в последнее время стали перспективным средством в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в частности, имеющими ...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе организации коррекционных занятий учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи)

Самым популярным и наиболее ёмким является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучи...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Используя информационные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого...