Применение информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
материал по логопедии
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в последнее время стали перспективным средством в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в частности, имеющими нарушения речи. Использование ИКТ и технических средств обучения в работе учителя-логопеда имеет ряд преимуществ, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_informatsionno-kommunikativnyh_tehnologiy_v_rabote_uchitelya-logopeda.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение информационно-коммуникационных технологий и технических средств обучения в работе учителя - логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых затрудняет освоение образовательных программ вне специальных условий обучения.
У детей с ОВЗ часто отмечается сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, синдром дефицита внимания и гиперактивности, импульсивность, чувство тревоги, агрессии, а также отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушений речи.
Информационно-коммуникационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, в частности, имеющими нарушения речи.
Основными преимуществами использования информационно-коммуникационных технологий и технических средств обучения на логопедических занятиях являются:
- повышение мотивации на занятиях для исправления недостатков речи детей;
- обеспечение психологического комфорта и поддержки интереса на занятиях;
- развитие высших психических функций;
- совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
- развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
- формирование личностных качеств ребенка;
- повышение качества обучения и работоспособности обучающихся.
В своей логопедической практике использую различные информационно-компьютерные технологии:
- программно-методический комплекс (методика В.М. Акименко) «Логопедическое обследование детей 4 – 8 лет»;
- программно-аппаратный комплекс «Колибри»;
- развивающий коррекционный комплекс «Тимокко»;
- компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно».
Представленные информационно-технические средства обучения применяю на разных этапах логопедической работы.
В диагностических целях и проведении логопедических занятий использую программно-методический комплекс (методика В.М. Акименко) «Логопедическое обследование детей 4 – 8 лет». Применение данного программно-методического комплекса позволяет проводить индивидуальные и групповые занятия по коррекции и развитию всех сторон устной речи, а также вести банк данных речевых показателей дошкольников с ОВЗ в начале и в конце коррекционно-развивающей деятельности, что позволяет мне прослеживать динамику коррекционного воздействия и планировать дальнейшую коррекционную работу, хранить историю занятий, звуковые файлы, распечатывать протоколы занятий и результаты, что обеспечивает эффективность в деятельности и существенно экономит временные ресурсы специалиста.
Программно-аппаратный комплекс «Колибри» - самое современное и эффективное интерактивное решение, пришедшее на смену интерактивным доскам в дошкольном образовании. Данный комплекс использую в ходе проведения логопедических занятий - во время проведения физминутки, зарядки для глаз, артикуляционной гимнастики, в коррекции и развитии всех сторон устной речи, в подготовке лексического материала применяю интерактивный редактор «Сова», куда входят готовые занятия, а также создаю собственные интерактивные игры с учетом результатов коррекционной работы с каждым ребенком. Для развития высших психических функций, обеспечение психологического комфорта на занятиях применяю программу «Волшебная поляна», включая игры и занятия для общего развития, развития творческого мышления, а также психологической разгрузки. В организации работы с родителями и педагогами программно-аппаратный комплекс «Колибри» применяю в подготовке презентаций к консультациям, представлении наглядной информации.
Особое значение в моей практике придаю развивающему коррекционному комплексу «Тимокко» с биоуправлением на основе технологии отслеживания движений тела и жестов. Использую на занятиях для улучшения качества движений, тренировки функции внимания и развития познавательных навыков, что немаловажно в логопедической работе с детьми с ОВЗ. Данный комплекс широко применяю в работе с детьми от трех до восьми лет при расстройствах внимания и гиперактивости, с аутизмом, ДЦП, гипотонии, нарушении развития координации. Играя в игры, включенные в комплексы, дети не замечают интенсивной, тренировочной работы, которую они совершают в отношении двусторонней координации, координации глаз-рука, поддержанию правильной осанки, тренировки внимания и многого другого.
Также для индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию фонематического слуха, темпо-ритма, лексико-грамматического строя речи и связной речи использую компьютерную игру «Развитие речи. Учимся говорить правильно». Применение данной игры также позволяет расширять словарный запас детей по лексическим темам, совершенствовать звукобуквенный анализ при работе с детьми старшего дошкольного возраста; побуждать к звукоподражанию младших дошкольников (детей с задержкой речевого развития). Результативно использую данную компьютерную игру в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, с детьми после кохлеарной имплантации, с детьми с умственной отсталостью.
Таким образом, практика подтверждает, что использование информационно- коммуникационных технологий и технических средств обучения в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом. Способствуют значительному повышению мотивации к логопедическим занятиям, поддерживают внимание и интерес на всех этапах занятия, развивают познавательную активность детей дошкольного возраста с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей с ограниченными возможностями здоровья (старший дошкольный возраст) по теме «В осеннем лесу»
Конспектсовместной образовательной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей с ограниченными возможностями здоровья(старший дошкольный возраст) по теме «В осеннем лесу» Форма: совмес...
Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с подгруппой детей с ограниченными возможностями здоровья (старший дошкольный возраст)
Презентация к занятию "В осеннем лесу"...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Каждая из представленных технологий имеет психопрофилактическую направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность педагога-психолога способствует психологическому здоровью до...
«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...
«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
В настоящее время существует множество традиционного практического материала для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, применение которых способст...
Технология проектирования в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
В данной статье представлен опыт работы по проектной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. На примере конкретного проекта рассмотрены основные принципы данной технологии....
Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С ...